Слайд 1Проблемы реализации ФГОС в сельской малокомплектной школе.
Учитель начальных
классов МБОУ «Покрово-Пригородная СОШ»
филиал в с.Новосельцево
Медведева Н .М.
Слайд 2МБОУ Покрово-Пригородная
СОШ
Слайд 3 Принято считать, что качество обучения в сельских
школах ниже, чем городских, но сельская школа дает своим ученикам
и ряд преимуществ: глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, что позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку; близость природы; благоприятные условия для трудового воспитания; из малокомплектных школ выпускается практико-ориентированная молодежь. Эти особенности позволяют организовать учебно-воспитательный процесс на высоком уровне.
Слайд 4Трудности малокомплектной школы.
низкая информационная насыщенность школ на селе;
отсутствие специальной
литературы;
недостаточность научно-методических рекомендаций по управлению малокомплектной школой;
недостаточное качество знаний и
общее развитие сельских детей;
низкий образовательный и культурный уровень сельской семьи;
отдаленность малокомплектных начальных школ от методических центров;
недостаточность форм взаимодействия муниципальных органов управления образования и малокомплектных (малочисленных) школ по вопросу совершенствования управления, контроля за качеством образования и др.
Слайд 5 Малая наполняемость классов обладает рядом преимуществ, которые нужно
знать и рационально использовать в повседневной практической деятельности. В условиях
малой школы учителю легче осуществлять:
-индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;
-личностно-ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика.
Ученик и учитель «слышат» друг друга;
-практическую направленность учебной деятельности учащихся (экскурсии , участие в опытнической работе и т. д.);
Слайд 6 Целью современного российского образования стало полноценное формирование и
развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм её
решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.
«Научить учиться» - лозунг стандартов нового поколения, функция школы - корректирующая, где учитель - направляющая сила для ребенка.
Перед образовательной системой стоит новая непростая задача - формирование и развитие мобильной, самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это, в свою очередь, корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.
Слайд 7 Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя
требования :
- к структуре основных образовательных программ;
- к условиям реализации основных
образовательных программ;
- к результатам освоения основных образовательных программ.
Требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов
Требования ФГОС
Слайд 8Неотъемлемой частью ядра стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Они
включают в себя :
· личностные умения — позволяют сделать обучение более осмысленным;
· социальные
— учат действовать в социуме с учетом позиции других людей;
· коммуникативные — формируют навыки конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.
Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования. В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Слайд 9Проблемы и трудности при реализации ФГОС.
1.Ситуация неравенства стартовых условий для
детей дошкольного возраста на момент зачисления в начальное звено.
2.Формирование УУД
на совмещённых занятиях.
3.Организация внеурочной деятельности.
4.Нехватка кадров.
5.Социальное положение семей школьников.
Слайд 10Условия для решения проблем.
Обеспечение самостоятельного характера обучения;
Усиление мотивационного
аспекта учебно-воспитательного процесса;
Стимулирование активной позиции ученика как субъекта учебной
деятельности;
Интенсификация индивидуального общения учителя с младшими школьниками;
Активизация самоорганизации учебного процесса (планирование, дозирование объема школьных и домашних заданий, регулирование ритма работы и отдыха);
Обеспечение более прочного усвоения предметных знаний, умений и навыков, формирование на их основе компетенций личности;
Всеобщее сотрудничество, товарищеская взаимопомощь, участие старших в обучении младших;
Привлечение учащихся к контролю, учету и управлению учебным процессом
Слайд 11
Специфические условия для реализации ФГОС в сельской малокомплектной школе
- удаленность
от районных и городских центров;
- состояние местного производства и
перспективы экономического развития села;
- численность обучающихся;
-особенности культурного, исторического наследия, природного окружения ближайшего социума;
- сельский образ жизни;
- замкнутость социального пространства;
- автономность сельских поселений;
- удаленность многих школ от культурных центров.
Слайд 14Мы с вами в начале большого пути…
.
«Если б вы знали,
как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас
в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича»
(А.Чехов)