Слайд 1Процессное представление ARIS
Слайд 2Функциональный и процессный подходы
Противопоставление процессного и "функционального" подхода принципиально неверно
Противоречий
между двумя подходами не существует - они не только дополняют
друг друга, но и в известной степени должны применяться параллельно
Функции, так же, как и процессы, являются равнозначными понятиями управленческой деятельности и не могут существовать в отрыве друг от друга. При этом результатом и "функционального" и процессного подходов является проектирование организационной структуры (т.е. функциональных областей) и порядка взаимодействия в ее рамках (т.е. процессов) - разница только в исходных точках проектирования: распределять ли функциональные обязанности на основе процессов или проектировать процессы взаимодействия между функциональными областями
У этих двух подходов есть существенное сходство в базовых посылках: и тот и другой постулируют изначальный набор типовых процессов/функций, который в дальнейшем детализируется и привязывается к конкретному предприятию
Функциональный подход отвечает на вопрос «Что делать?», процессный «Как делать?»
Слайд 3Новый взгляд на организацию
Предприятие – взаимосвязанная совокупность бизнес-процессов.
Работа должна
быть организована вокруг процессов.
«Не товары, а эффективные процессы их содания
приносят компаниям долгосрочный успех» (Чампи)
Резервы организации – в совершенствовании процессов, преодолении их фрагментарности и улучшении ключевых показателей (затраты, качество, уровень обслуживания, оперативность)
Правильно выстроенный процесс – интеллектуальное достояние компании
Автоматизация существующих процессов с помощью ИТ, как правило, не дает ожидаемого эффекта
Слайд 4Процессно-ориентированная организация
Процесс – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности,
преобразующих входы в выходы (ИСО 9000)
Процессный подход – это систематическая
идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов, и особенно взаимодействия таких процессов (ИСО 9000)
Процессно-ориентированная организация – это организация, в которой деятельностью и ресурсами управляют как процессом
Процесс - связанный набор повторяемых действий (функций), которые преобразуют исходный материал и (или) информацию в конечный продукт (услугу) в соответствии с предварительно установленными правилами
Слайд 5Процессный подход к управлению
сокращение зависимости процессов от функциональной иерархии
(«прямые» бизнес-процессы)
ориентация руководителей на способы достижения результата в рамках бизнес-процесса,
а не на управление иерархией
максимальное использование квалификации сотрудников
делегирование полномочии и ответственности в рамках процесса
ориентация сотрудников и подразделений на конечный результат
устранение проблем на «стыках» между подразделениями
Слайд 6Сущность применения процессного подхода
Определить цели организации и результаты их достижения
Определить
структуру процессов, обеспечивающих достижение желаемых результатов
Выявить внутренних и внешних потребителей,
поставщиков и других участвующих в процессе сторон
Выявить и измерить входы и выходы процесса
Выявить интерфейсы процесса с функциями организации
Оценить возможный риск, его последствия и влияния процесса на потребителей, поставщиков и другие участвующие в нем стороны
Четко распределить ответственность, полномочия и подотчетность при управлении процессом
При проектировании процессов уделить внимание шагам процессов, видам деятельности, потокам, контрольным величинам, потребностям в подготовке персонала, оборудовании, методах, информации, материалов и других ресурсах, необходимых для достижения желаемого результата
Слайд 7Применение процессного подхода позволяет:
Определить процесс достижения желаемого результата
Выявить и измерить
входы и выходы процесса
Выявить интерфейсы процесса с функциями организации
Оценить возможный
риск и последствия влияния процесса на потребителей, поставщиков и другие участвующие в нем стороны
Распределить ответственность, полномочия и подотчетность при управлении процессом
Выявить внутренних и внешних потребителей, поставщиков и других участвующих в процессе сторон
Уделить при проектировании процессов внимание шагам процессов, видам деятельности, потокам, контрольным величинам, потребностям в подготовке персонала, оборудовании, методах, информации, материалов и других ресурсах, необходимых для достижения желаемого результата
Слайд 8Процессы:
определения, характеристики,свойства
Слайд 9О многообразии взглядов на бизнес-процесс
Совокупность различных видов деятельности, в
рамках которой "на входе" используются один или более видов ресурсов,
и в результате этой деятельности на "выходе" создается продукт, представляющий ценность для потребителя (Хаммер, Чампи, 1993).
Набор логически взаимосвязанных действий, выполняемых для достижения определенного выхода бизнес-деятельности (Davenport, Short, 1990).
Структурированное конечное множество действий, спроектированных для производства специфической услуги (продукта) для конкретного потребителя или рынка.
Или - специфически упорядоченная совокупность работ, заданий во времени и в пространстве, с указанием начала и конца точным определением входов и выходов.
Или – структурируемый, измеряемый набор действий, созданный, чтобы произвести определенный выход для конкретного клиента или рынка (Davenport, 1993).
Слайд 10О многообразии взглядов на бизнес-процесс
Сущность, определяемая через точки входа
и выхода, интерфейсы и организационные устройства, частично включающие устройства потребителя
услуг\товаров, в которой происходит наращивание стоимости производимой услуги\товара (Porter, Millar,1985).
Множество внутренних шагов (видов) деятельности, начинающихся с одного и более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту (просто клиент или процесс, протекающий во внешнем окружении компании) и удовлетворяющей его по стоимости, долговечности, сервису и качеству. Или – полный поток событий в системе, описывающий, как клиент начинает, ведет и завершает использование бизнеса (Ойхман, Попов, 1997).
Логические серии взаимозависимых действий, которые используют ресурсы предприятия для создания или получения в обозримом или измеримо предсказуемом будущем полезного для заказчика выхода, такого как продукт или услуга (Зиндер, 1996).
Слайд 11О многообразии взглядов на бизнес-процесс
Горизонтальная иерархия внутренних и зависимых
между собой функциональных действий, конечной целью которых является выпуск продукции
или отдельных ее компонентов. (Верников, 1999)
Любые виды деятельности в работе организации (Deming, 1982).
Систематизированное последовательное исполнение функциональных операций, которые приносят специфический результат (TeleManagement forum).
Совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие (Госстандарт, 1997).
Множество взаимосвязанных и взаимодействующих операций, которые преобразуют входы в выходы (ISO, 2000).
Ряд взаимосвязанных видов деятельности, преобразующих входы в выходы (ISO/IEC, 2001).
Действие, переводящее вход системного объекта в выход (Никаноров, 1969).
Процесс – последовательность действий, которые создают дополнительные ценности путем преобразования с помощью ресурсов входящих элементов в требуемые выходящие. («European Quality» №2, том 6, 1999 г., стр. 24-25).
Слайд 12Сущность задания процесса
название (определение) процесса
назначено ответственное лицо – владелец процесса
сформулирована
определяющая цель (цели) процесса
идентифицированы входные и выходные потоки, а так
же их поставщики (или потребители)
описана реализуемая функция или их последовательность
определены участники процесса
определены требуемые ресурсы
определены метрики процесса, точки и процедуры мониторинга процесса
оценены возможные риски и влияния процесса на субъектов процесса
документировано описание процесса
Слайд 13Структура процесса
Источник: фирма Логика бизнеса
Слайд 14Базовые понятия
Вход бизнес-процесса - объект бизнес-процесса (процедура, операция), взаимодействующий
с внешними бизнес-процессам и получающая от них информацию/материальные ресурсы
Выход бизнес-процесса
- объект бизнес-процесса (процедура, операция), взаимодействующий с внешними бизнес-процессам и передающая им информацию/материальные ресурсы, являющиеся результатом выполнения бизнес-процесса
Операция (работа) – часть бизнес-процесса.
Декомпозиция бизнес-процесса - детальное описание бизнес-процесса, осуществляемое путем разбиения процесса на несколько частей и последующего их описания при помощи более подробных моделей
Регламент бизнес-процесса – документ, описывающий последовательность операций, ответственность, порядок взаимодействия исполнителей и порядок принятия решений по улучшениям.
Слайд 15Базовые понятия
Завершающее событие - объект модели бизнес-процесса, отражающий факт
завершения процедуры (функции) и полученный при этом результат
Инициирующее событие -
объект модели бизнес-процесса, отражающий событие, являющееся управляющим воздействием, необходимым для начала выполнения процедуры (функции)
Ресурсы – информация (документы, файлы), финансы, материалы, персонал, оборудование, инфраструктура, среда, программное обеспечение, необходимые для выполнения бизнес-процесса
Показатели бизнес-процесса – количественные и/или качественные параметры, характеризующие бизнес-процесс и его результат.
Слайд 16Базовые понятия
Владелец бизнес-процесса – должностное лицо, управляющее ходом бизнес-процесса, несущее
ответственность за результаты и эффективность бизнес-процесса и имеющее в своем
распоряжении персонал, инфраструктуру, программное и аппаратное обеспечение, информацию о бизнес-процессе .
Поставщик - субъект, предоставляющий ресурсы.
Потребитель (клиент) – субъект, получающий результат бизнес-процесса. Потребитель может быть:
а) внутренний – то есть находящийся в организации и, в ходе своей деятельности, использующий результаты (выходы) предыдущего бизнес-процесса;
б) внешний – то есть находящийся за пределами организации и использующий или потребляющий результат деятельности (выход) организации.
Слайд 17Отличительные черты процесса
Хозяин Процесса – должностное лицо, несущее ответственность за
ход и результаты Процесса;
Ресурсы – ресурсы, выделенные в распоряжение
Хозяина Процесса для его проведения (оборудование, персонал, помещения, среду, транспорт, связь, материалы, финансы, документация и т. д.);
Параметры Процесса – характеристики, по которым Хозяин Процесса и высший руководитель могут судить о том, насколько эффективно выполняется Процесс и достигаются ли запланированные результаты;
Потребитель – потребитель результатов Процесса, степень удовлетворенности которого, также предназначена для оценки эффективности Процесса;
Входы Процесса – входные объекты (сырье, продукция, комплектация, информация или услуга), которые преобразуются в Выходы Процесса, в ходе выполнения Процесса. Часто Входы одного Процесса являются выходами другого;
Выходы Процесса – продукция, информация или услуга ради которой существует Процесс.
Слайд 19Характеристики процесса
Результативность – характеризует соответствие результатов процесса нуждам и ожиданиям
потребителей
Управляемость – характеризует степень, в которой производится управление выполнением процесса
производства требуемых продуктов/услуг, отвечающих определенным целевым показателям
Повторяемость – характеризует способность процесса создавать выходные потоки с одинаковыми характеристиками при повторных его реализациях
Определенность – отражает степень,с которой реальный процесс соответствует описанию
Эффективность – отражает, насколько оптимально используются ресурсы при достижении необходимого результата процесса
Гибкость (адаптируемость)– способность процесса приспосабливаться к изменениям внешних условий, перестраиваться так, чтобы не снижались ни результативность, ни эффективность
Стоимость процесса - описывает финансовые затраты на процесс
Слайд 20
Определение владельца процесса
Владелец процесса – это отдельное лицо, несущее полную
ответственность за процесс и наделенное полномочиями в отношении этого процесса
В
сложных процессах - менеджер высшего уровня
Владелец процесса не касается функций, выполняемых в рамках процесса отдельными департаментами. Ему важна успешная реализация всего процесса
Владелец процесса - бизнес-роль, которая, в первую очередь, связана с возможностями процесса в целом, а не с повседневным выполнением производственных заданий – за это отвечают функциональные менеджеры
Владелец процесса
Процесс
Источник: фирма Логика бизнеса
Слайд 21Зона ответственности функционального менеджера
Взаимодействие менеджеров и владельца процесса
П р
о ц е с с
Зона
ответственности линейного менеджера
Зона ответственности владельца процесса
Точка особого внимания владельца процесса
Точка особого внимания владельца процесса
Источник: фирма Логика бизнеса
Слайд 22Взаимодействие менеджеров и владельца процесса
Функциональный менеджер
Линейный менеджер
Владелец процесса
Документированные права и
обязанности сторон
Критерии выбора владельца процесса
Детальное знание бизнес-процесса, компетентность и профессиональные
знания
Возможность влиять на людей и способствовать изменениям. Надо помнить, что любые изменения будут внедряться извне функционально-линейной иерархии, поэтому существует большая вероятность конфликтов
Коммуникативные способности
Понимание важности порученного дела и надлежащая мотивация
Источник: фирма Логика бизнеса
Слайд 23Определение границ и интерфейсов
Начальная граница процесса - предшествует первой
выполняемой функцией
процесса
Конечная граница процесса располагается за последней
выполняемой функцией процесса
Процесс
Функция 1
Функция
2
Функция N
Внешний интерфейс процесса – механизм (организационный, информационный, технический), посредством которого процесс взаимодействует с предшествующим и последующим процессами
Предшествующий процесс
Последующий процесс
Внутренний интерфейс процесса - точка, в которой выход функции пересекается с орг. границами и становится входом для других функций, механизм реализации взаимодействия.
Источник: фирма Логика бизнеса
Слайд 241.3 Описание процесса
Включает следующее:
описание последовательности функций процесса
описание входов и выходов
процесса
описание поставщиков и потребителей процесса
определение ресурсного окружения процесса
отвечает за
выполнение
«Отдел продаж
отвечает за проверку платежеспособности клиента ...»
Варианты описания процессов
Источник: фирма Логика бизнеса
Слайд 25Входы и выходы процесса
Процесс
Первичный выход, на котором формируется результата процесса
(ради которого он существует), передаваемый первичным клиентам, например, заказанное оборудование
Первичный
вход, на который поступают входные потоки от первичных поставщиков, например, заявка на поставку оборудования
Вторичные выходы, через которые вторичные продукты (потоки), не являющиеся основной целью процесса, передаются в другие процессы, например, счет на оплату заказанного оборудования передается в процесс «Оплата счетов»
Вторичные входы, на которые поступают ресурсы, необходимые для выполнения процесса, например, прайс-листы от потенциальных поставщиков требуемого оборудования
Источник: фирма Логика бизнеса
Слайд 26
Поставщики и потребители процесса
Процесс
Первичный поставщик
Вторичный поставщик
Первичный потребитель
Косвенный потребитель
Вторичный потребитель
Внешний потребитель
Потребитель
Организация
Косвенный
потребитель – потребители, не получающие непосредственно первичные выходные потоки, но
являющиеся следующими в цепочке.
Внешний потребитель – потребитель, находящийся вне организации, но использующий выходные потоки процесса, например, розничные продавцы
Потребитель – конечный потребитель выходных потоков процесса
Не всегда отдельные категории потребителей присутствуют все вместе
Источник: фирма Логика бизнеса
Слайд 27
Описание последовательности функций процесса
При описании необходимо использовать подход «сверху-вниз», т.е.
отталкиваться от описания бизнес-процессов компании верхнего уровня, а затем, выделив
процесс описывать его, последовательно детализируя.
Каждый процесс представляется в виде последовательности выполняемых функций
Степень детализации представления функций определяется целью описания процесса
При описании последовательности функций необходимо учитывать логику выполнения (ветвления процесса)
Источник: фирма Логика бизнеса
Слайд 28Последовательная детализация процессов
Описание того, как выполняется работа (“сверху-вниз”)
Value Chain
Scenarios
Бизнес-процессы верхнего
уровня
Ключевые процессы
Процедуры
Операции
(элементарные
функции)
ДЕТАЛИЗАЦИЯ
Источник: фирма Логика бизнеса
Слайд 29Определение ресурсного окружения процесса
Для выполнения каждой из функций требуются ресурсы:
людские
ресурсы – участники процесса (кто выполняет)
производственные ресурсы – станки, оборудование,
компьютеры, транспорт (при помощи чего выполняет)
материальные ресурсы – материалы, комплектующие, энергетические ресурсы (с использованием чего выполняет)
информационные ресурсы – данные, документы, информация (на основании чего выполняет)
интеллектуальные – знания и полномочия участников и владельца процесса
Все эти ресурсы должны определены и описаны для каждой функции, выполняемой в процессе
Слайд 30Ресурсное окружение процесса
Персонал
Процессы
Данные
Документы
Технические
ресурсы
Ресурсное окружение процессов
Материальные
ресурсы
Продукция
Знания
и полномочия
персонала
Источник: фирма Логика
бизнеса
Слайд 31Требования к документированию процессов
возможность описания всех требуемых элементов деятельности современного
предприятия
простота – простое при прочих равных предпочтительнее сложного
наглядность – хотя
бы отдаленное сходство с оригиналом облегчает использование модели
индивидуальность – достаточное отличие от других обозначений
однозначность – недопустимость обозначения одним символом различных объектов
единообразие (стандартизация)– аналогичность правил, используемых при описании однородных объектов
определенность – наличие четких правил описания
учет устоявшихся традиций
возможность накопления описаний процессов
удобство работы с накопленной информацией
возможность обмена информацией с другими компьютерными средствами
Источник: фирма Логика бизнеса
Слайд 321.4 Определение набора КПР для процесса
Key performance indicator (KPI) -
Ключевой Показатель Результативности (КПР) - измеримый количественный параметр, отражающий отдельный
аспект состояния процесса
Для каждого процесса должны быть определены количественные или качественные показатели, измерение которых позволить определить требуемые параметры
Показатели, характеризующие процесс:
результативность
стоимость
управляемость
эффективность
время цикла
гибкость
Источник: фирма Логика бизнеса
Слайд 331.5 Установка точек контроля и измерения
Средства управления процессами
Точка контроля
входных данных
Точка контроля
передачи данных
Обработка
претензий
Точка контроля
процессов
бэк-офиса
Точка контроля
обработки
претензий
Источник:
фирма Логика бизнеса
Слайд 341.6 Анализ результатов и мониторинг
Вопросы в процессе анализа:
В чем ценность
данной операции, добавляет ли она новое качество?
Нельзя ли ее исключить?
Нельзя
ли изменить порядок выполнения операций?
Что является источником ошибок? Нельзя ли его устранить?
Где основные задержки в процессах? Можно ли их исключить?
Нельзя ли модернизировать процесс в целом?
Специальные программные средства (ARIS Toolset, Process Performance Manager) позволяют отвечать на целый ряд вопросов, а также вести мониторинг процесса
Слайд 35Внедрение управления процессами
Выбрать процесс
Сформировать и обучить группу
Выделить стратегические цели, которые
стоят перед процессом
Методология управления процессами
1. Определить владельца
2. Описать границы и
интерфейсы, входы/выходы
3. Описать процесс
4. Установить точки контроля, произвести измерения
5. Провести анализ процесса
Разработать рекомендации по совершенствованию
Внедрить рекомендации в процесс
Мониторинг процесса
Слайд 37
Классификация - осуществляемое с определенной целью условное группирование любых
объектов по заданным признакам.
При различных целях одни и те
же объекты могут быть классифицированы по разному.
Слайд 38Пример классификации
Производственные (operational) бизнес-процессы - характеризуются относительной стабильностью, стандартизацией и
повторяемостью.
Подразделяются на основные и второстепенные
Примеры: обслуживание клиентов, снабжение, изготовление.
Являются
ключевыми для большинства проектов реинжиниринга.
Процессы, основанные на знаниях (knowledge-based) - имеют, как правило, ненормативный характер, основываются на знаниях и творческом подходе участников.
Примеры: разработка, исследования, реклама и управленческий консалтинг.
В проектах по реинжинирингу такие процессы играют второстепенную роль.
Слайд 39Пример классификации
Основные процессы - добавляют качество, кросс-функциональны в рамках предприятия,
взаимодействуют как с клиентами, так и с партнерами.
Должно быть
выделено в качестве основных 5-8 процессов. Требуют особого внимания группы процессов:
логистика выполнения заказа
разработка нового продукта/услуги
управление взаимоотношениями с клиентами
Примеры: производство, логистика доставок/поставок планирование ресурсов, управление произвоственными мощностями
Вспомогательные процессы - создают инфраструктуру организации, оказывают инфраструктурную и иную помощь.
Примеры: управление финансами, управление персоналом, управление информационными ресурсами
Процессы управления - отвечают за управление организацией как единой системой, реализуя функции целеполагания, планирования, контроля состояния, анализа и выработки корректирующих воздействий.
Примеры: стратегическое управление, управление рисками, бюджетирование
Слайд 43Реорганизация бизнес-процессов: базовые понятия
Реорганизация бизнес-процесса - целенаправленное изменение бизнес-процесса за
счет изменения состава его процедур и/или их параметров, логики процесса,
системы принятия решений в рамках процесса, информационного обеспечения и т.д.
Проект реорганизации бизнес-процессов - проект, основная цель которого состоит в построении на предприятии более эффективных бизнес-процессов. Эффективность бизнес-процессов может измеряться по заданным критериям как по отношению к существующим на предприятии процессам, так и по отношению к процессам конкурентов
Слайд 44Реорганизация бизнес-процессов: базовые понятия
Эффективность бизнес-процесса – отношение конечного результата (выхода)
процесса к затраченным на его получение ресурсам. Может измеряться на
основе различных критериев
Критерий оценки эффективности бизнес-процесса - качественный или количественный показатель, рассчитываемый по определенной методике и характеризующий результат и/или динамические параметры функционирования бизнес-процесса
Слайд 45Реорганизация бизнес-процессов: базовые понятия
Анализ эффективности бизнес-процесса - анализ результатов
выполнения бизнес-процесса и/или параметров, характеризующих выполнение процесса в динамике, и
сравнение полученных показателей с затратами (временными, финансовыми, материальными, человеческими), необходимыми для осуществления данного процесса, и/или целевыми показателями эффективности процесса.
Анализ эффективности может проводиться так же путем сравнения по заданным показателям нескольких процессов, предназначенных для получения определенного конечного результата
Слайд 46Принципы реинжиниринга по Хаммеру
Организовывайте достижение результата, а не выполнение задачи
Поручите
исполнение процесса тем, кто использует его результат
Включайте обработку информации
в реальную работу, которая генерирует эту информацию
Считайте географически распыленные ресурсы централизованными
Связывайте параллельные работы вместо интеграции их результатов
Помещайте точку принятия решения туда, где делается работа, и встраивайте контроль в процесс
Фиксируйте информацию один раз - у источника
Слайд 47Общие причины неудач реинжиниринга бизнес-процессов
Некорректная постановка целей проекта
Отсутствие профессионального руководителя
проекта, недостаточные полномочия, нечеткие планы
Недостаточное внимание руководства предприятия
промежуточным результатам проекта
Неэффективное
применение инструмента моделирования бизнес-процессов
Отсутствие утвержденной методики моделирования и реорганизации
Недостаточное освещение целей и результатов проекта внутри предприятия
Сопротивление изменениям
Нехватка ресурсов, затягивание проекта
Слайд 48Основные модели для описания процессов
Слайд 49Описание процессов
Процессы верхнего уровня
Группы процессов
Сценарий процесса
Сценарии процесса
Процедура
Окружение функции
VAD
VAD
PSD
eEPC
eEPC
FAD
Источник: фирма Логика
бизнеса
Слайд 50Диаграмма цепочки добавленного качества
Диаграмма цепочки добавленного качества -
(Value-added chain
diagram)
описывает процессы организации, которые непосредственно влияют на качество ее
функционирования. Эти процессы формируют стоимость продукции и работ, количество и качество выпускаемой продукции и т.д.
Качество – свойство или совокупность существенных свойств организации, обуславливающих ее пригодность для достижения поставленных целей
Используется для описания процессов верхнего уровня и групп процессов
Слайд 52Диаграмма цепочки добавленной стоимости
Диаграмма цепочки добавленной стоимости
(Value-added chain diagram)
описывает процессы организации, которые непосредственно влияют на качество ее функционирования.
Эти процессы формируют стоимость продукции и работ, количество и качество выпускаемой продукции и т.д.
Слайд 53Структура диаграммы VAD
Information
service
Услуга
Service
Цель
Функция 0
supports
поддерживает
Экземпляр
ключевого
показателя
результативности
Прикладная
информационная
система
is measured by
Product/Service
Продукт/Услуга
является
входом для
потребляется
используется
имеет на выходе
выполняет
подчиняется
по процессу
предшествует
Орг.
единица
Package
Пакет
Функция
3
is input for
is used by
Функция 2
Cluster
Кластер
Функция 4
has output of
Функция 5
is
input for
is input for
Функция 1
is process-oriented superior
is predecessor of
Функция 6
is predecessor of
is consumed by
Technical term
Техн.термин
has output of
executes
has output of
is input for
Service
has output of
produces
Information
service
производит
измеряется
с помощью
can support
может
поддерживать
Risk
occurs at
Источник: фирма Логика бизнеса
Слайд 54Процессы верхнего уровня в виде диаграммы цепочки добавленной стоимости
Слайд 55Диаграмма цепочки добавленной стоимости
Слайд 58Диаграмма цепочки добавленной стоимости
Слайд 59Событийная цепочка процесса. Диаграмма eEPC
Событийная цепочка процесса
(Extended event driven
process chain - eEPC)
описывает последовательность функциональных шагов (действий) в
рамках одного бизнес-процесса, которые выполняются организационными единицами и позволяет осуществлять связь между организационной и функциональной моделями
Используется для описания сценария процесса и процедур
Слайд 60Объекты событийной цепочки процесса
Слайд 61Основные объекты диаграммы eEPC
Интерфейс процесса
Событие
Логическое правило
Функция
Объекты организационной диаграммы
Принять
заказ
Поступил
заказ
Слайд 62Событие
Состояние внешней или внутренней среды
Отражение факта свершившегося действия
Отражение необходимости выполнения
действия
События являются условиями выполнения функций
События отражают исходы выполнения функций
Любой процесс
начинается и заканчивается событием (или интерфейсом в другой процесс)
Конечное событие одного процесса может являться начальным событием другого процесса
Слайд 63Основные объекты диаграммы eEPC
Носители информации
Источник: фирма Логика бизнеса
Слайд 64Основные объекты диаграммы eEPC
Тип информационной системы - совокупность систем,имеющих одинаковые
предназначение и схожие технические характеристики
Тип модуля - самостоятельная часть информационной
системы, которая может функционировать отдельно от остального комплекса
Тип информационной функции - отдельная транзакция, элементарная часть модуля, представлена отдельной частью программы, выполнение которой необходимо для завершения шага обработки
Слайд 65Основные объекты модели eEPC
Тип технических средств - совокупность технических средств,
имеющих одинаковые предназначение и схожие технические характеристики
Дизайн экранной формы -
классификация экранных форм
Экранная форма необходимая для реализации функции бизнес-процесса
Слайд 69Принципы построения диаграммы eEPC
Исполнители
Выполняемые функции
Документы и их статусы
Информационные системы
Источник: фирма
Логика бизнеса
Слайд 70Логические операторы (правила)
Источник: фирма Логика бизнеса
Слайд 71Логические операторы (правила)
Источник: фирма Логика бизнеса
Слайд 72Ветвления процессов
Event
Function
Event
Function
Function
Event
Event
Function
Event
Function
Ошибка! Событие имеет две исходящих связи
Ошибка! Функция имеет две
входящих связи
Источник: фирма Логика бизнеса
Слайд 73Ветвления процессов
Ошибка устранена. Использован оператор XOR
Ошибка устранена. Использован оператор
AND
Источник: фирма Логика бизнеса
Слайд 74Ветвления процессов
Ошибка! Не ясно в каком случае документ отправляется в
бухгалтерию, а в каком – в плановый отдел
Ошибка исправлена. События
отражают условия ветвления процесса
Источник: фирма Логика бизнеса
Слайд 75Ветвления процессов
Ошибка! Событие отражает исход двух альтернативных функций
Ошибка исправлена. Каждая
функция имеет свой исход в виде отдельного события
Источник: фирма Логика
бизнеса
Слайд 76Распараллеливание процессов
Событие 1
Функция 1
Функция 2
Функция 3
Функция 4
Функция 5
Событие 2
Событие 3
Событие
4
Событие 5
Событие 6
Событие 1
Функция 1
Функция 2
Функция 3
Функция 4
Функция 5
Событие 2
Событие
3
Событие 4
Событие 5
Событие 6
Источник: фирма Логика бизнеса
Слайд 77Ветвления процессов
Наличие большого количества ветвлений
и вариантов выполнения процессов усложняет
восприятие и использование информации
Источник: фирма Логика бизнеса
Слайд 78Использование логических операторов
Событие 1
Функция 1
Функция 2
Функция 3
Функция 4
Функция 5
Событие 2
Событие
3
Событие 4
Событие 5
Событие 6
Разные операторы на входе и выходе
Источник: фирма
Логика бизнеса
Слайд 79Неправильное использование обратной связи
Событие 1
Функция 1
Функция 2
Функция 3
Функция 5
Событие 2
Событие
3
Событие 4
Событие 5
Событие 6
Источник: фирма Логика бизнеса
Слайд 80Диаграмма выбора процесса
Диаграмма выбора процесса
(Process selection diagram)
отображают различные
сценарии выполнения процесса в соответствии с главными процессами
Используется для описания
сценариев процесса
Объекты: сценарий, процесс, основной процесс, организационная единица.
Слайд 81
Сценарии и главные процессы
Сценарий 1
Главный процесс 1
Главный процесс 2
Главный процесс
N
Сценарий 2
Сценарий M
П.11
П.21
П.M1
П.12
П.22
П.M2
П.1N
П.2N
П.MN
Процесс ij
Источник: фирма Логика бизнеса
Слайд 82
Управление инфраструктурой
Главные процессы – этапы жизненного цикла
Источник: фирма Логика бизнеса
Слайд 83Управление инфра-структурой
Диаграмма выбора процесса
Источник: фирма Логика бизнеса
Слайд 84Диаграмма окружения функции
Диаграмма окружения функции (Function allocation diagram)
предназначена для
описания объектов, окружающих функцию, (исполнителей, входных и выходных потоков информации,
документов, материалов, продуктов/услуг, ИС). Применяется для детализации функций на диаграмме eEPC
Используется для описания окружения функций
Слайд 85Объекты диаграммы окружения функции
Слайд 86
Диаграмма окружения функции
Событийная цепочка процесса
Источник: фирма Логика бизнеса
Слайд 87Разновидности диаграммы eEPC
eEPC (в виде столбцов) eEPC (column display)
еEPC (уровень экземпляров)
eEPC (instance)
eEPC (с потоками материалов) eEPC (material flow)
eEPC (в виде строк)
eEPC (row display)
еEPC (в виде таблицы) eEPC table display
Слайд 90Пример еEPC диаграммы
(в виде таблицы)
Слайд 92Диаграмма ЕРС с потоком материала
Слайд 95Символика EPC производственного и офисного процессов
Слайд 96Символика EPC производственного и офисного процессов
Слайд 97
Диаграмма окружения функции
Событийная цепочка процесса
Слайд 98Дерево продуктов
Дерево продуктов
(Product tree) – предназначено для представления
иерархии и анализа номенклатуры продукции в инфраструктуре организации
Слайд 100Дерево продуктов/услуг
Дерево продуктов/услуг
(Product/Service tree) – предназначено для структурирования продуктов/услуг в
виде составляющих их частей.
Эта диаграмма существует в двух видах:
графическом и пиктографическом
Слайд 101Объекты дерева продуктов/услуг
Персона
Слайд 103Диаграмма движения продукта/услуги
Диаграмма движения продукта/услуги
(Product/Service exchange diagram) -
предназначена
для описания процесса создания продуктов и услуг, а также их
передвижения в масштабах организации. Эта диаграмма существует в двух видах: графическом и пиктографическом
Слайд 107Диаграмма потоков материалов
Диаграмма материальных потоков
(Material Flow Diagram) отображает поток
материалов между функциями.
Слайд 109Диаграмма взаимодействий
Диаграмма взаимодействий (Communication Diagram) –
позволяет представить процессы взаимодействия
организационных единиц
Слайд 111Модели описания отдельных аспектов деятельности
Слайд 112Модели для описания полномочий и прав доступа
Карта полномочий
(Authorization map)
Используется для
отражения полномочий, назначенных отдельным исполнителям
Иерархия полномочий
(Authorization hierarchy)
Используется для структуризации
полномочий
Слайд 115Модели для управления знаниями
Диаграмма структуры знаний
(Knowledge structure diagram) предназначена для
структуризации знаний и задания форм их хранения
Карта знания
(Knowledge map)
служит для отображения типов знаний, какими обладают служащие или организационные единицы компании.
Слайд 119Диаграмма рисков
Диаграмма рисков
(Risk diagram) –
предназначена для описания операционных
рисков, возникающих в процессе деятельности организации.
Слайд 121
Использование объекта «Риск»
Диаграмма ключевых показателей результативности