Слайд 1Проект «Пальчики играют – речь ребенка развивают»
II младшая группа
Составила:
Дидух Наталья
Ивановна
воспитатель I кв. категории
МБДОУ № 27 г. Нижнекамска
2014-2015 уч.г.
Слайд 2Актуальность
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Рука ребенка физиологически несовершенна, как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Очень часто мы замечаем, что у детей с вялыми мышцами рук отмечается слабость мышц артикуляционного аппарата. У детей с высокой упругостью мелких мышц рук наблюдается повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата. Таким образом, без развития мелкой моторики рук детей нельзя достичь развития связной речи детей, грамматического строя их речи, артикуляционной четкости. Исходя из такой взаимосвязи, мы строим нашу работу на интеграции различных видов деятельности, а именно: игровая, познавательная, творческая деятельность, взаимодействие детей с взрослым. ФГОС ДО и примерная общеобразовательная программа ДО «От рождения до школы» предполагают принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. Я в своей работе в рамках образовательной деятельности по развитию речи реализуем данный принцип через интеграцию следующих образовательных областей: «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Слайд 3Цель и задачи
Цель: Организация системы работы, направленной на развитие мелкой
моторики руки и развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
возраста
Задачи:
- Изучить литературу и опыта работ по данной теме.
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
- Формировать сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развивать тактильную чувствительность рук.
- Развитие речи через речевые игры, звукоподражание, речевая активность.
- Совершенствовать эстетический вкус, воспитывать аккуратность в работе.
- Формировать умение доводить начатое дело до конца.
- Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры.
- Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
Слайд 4Характеристика проекта
Вид проекта: познавательно-игровой (по целевой установке), групповой (по составу
участников), долгосрочный (по срокам реализации)
Тип проекта: творческий
Участники проекта: дети II
мл. группы, педагоги, родители
Сроки и этапы проекта: сентябрь 2014 - май 2015
База реализации проекта: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 27» г. Нижнекамска
Слайд 5Ожидаемый результат
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию
мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии
с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений.
- У детей расширен активный словарь, совершенствована грамматическая
структура речи.
Развита мелкая ручная моторика.
Формированы сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развита
тактильная чувствительность рук у детей.
- У детей сформировано умение доводить начатое дело до конца.
- Совершенствован эстетический вкус, воспитан аккуратность в работе.
Слайд 6Работа по проекту ведется в трех направлениях
Слайд 9Развитие моторики
Игровая «Жилая комната»
Центр «Песок-вода»
Уголок изо-ной деятельности
Зона двигательной активности
Пальчиковая гимнастика
во всех режимных моментах
Центр развивающих игр
Дидактический стол
Слайд 10Работа с родителями
Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики
и
координации движений детей положительно влияет на формирование
познавательных процессов: восприятия, памяти,
мышления, внимания,
воображения, - а также на развитие речи и готовит к овладению навыками
письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного
обучения.
Слайд 11Распределение реализации по этапам проекта
Слайд 12В своей работе по данному направлению я применяю накопленный опыт
современных
педагогов и использую основные принципы:
• Систематичность проведения игр и упражнений.
Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
• Последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
• Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
Слайд 13На начало 2014 учебного года выстроила систему работы в данном
направлении, опираясь на создание предметно-развивающей среды: т. е. я уделила
внимание организации сенсомоторного уголка. Ребята играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок. Собрано много материала на использование пальчиков игр:
- большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое;
- сделаны массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом;
-игры с песком, водой;
- пальчиковый театр;
- раскраски, трафареты;
- виды игр (мозаика, шнуровка, пазлы, бусины, крышки и пуговицы)
- информационный банк пальчиковых игр, которые направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук.
Слайд 14Работа по мелкой моторике шла в нескольких направлениях:
Работа по развитию
движений пальцев и всей кисти проводится во время утренней стимулирующей
гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
Слайд 15В своей практике я использую игры, которые являются синтезом поэтического
слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово
помогает чётко выполнять движения. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.
Слайд 16Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать
общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь
детей.
Слайд 17Игры – шнуровки:
1. развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
2. развивают
пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
3. формируют
навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант) ;
4. способствуют развитию речи;
5. развивают творческие способности;
6. развивают усидчивость;
7. игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.
Слайд 18Пальчиковый театр-это увлекательная дидактическая игра, которая:
1. стимулирует развитие мелкой моторики;
2.
знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
3. помогает
развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.) ;
4. развивает воображение, память, мышление и внимание;
5. помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
6. формирует творческие способности и артистические умения знакомит с элементарными математическими понятиями
Слайд 19Игры с крупой и семенами.
Крупа – универсальный материал. С ней
можно просто повозиться или создать настоящий шедевр.
• Берем поднос и
рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на "доске" линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко.
• Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
• Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
• развивают мелкую моторику;
• развивают внимание;
• развивают память
Слайд 20Упражнения с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.
Цель упражнения - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра
была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к солнцу, ежику и так далее). Необходимо понимать, что это очень сложное для ребенка задание. Не пытайтесь добиться результата сразу. Для начала, возьмите ладошки ребенка в свои руки и выполните упражнение вместе с ним.
Слайд 21Упражнения с бусинами. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно
все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и
т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно. Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».
Слайд 22Работа со штампами: упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя
пальцами – щепотью). Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса
мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение.
Игры на развитие тактильного восприятия, игры с песком и водой.
Слайд 23Раскраски для детей – прекрасное средство для развития мелкой моторики
ребёнка.
Игры с конструктором, мозаикой - в это время, развивается не
только образное мышление, но и фантазия, мелкая моторика рук.
Слайд 24Открытый просмотр НОД для педагогов
Слайд 25Используемая литература
1. Белая А.Е., Мирлсова В.И. Пальчиковые игры для развития
речи дошкольников. – М. АСТ., 1999.
2. Большакова С.Е. Формирование мелкой
моторики рук. Игры и
упражнения. – М., 2005.
3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Пальчиковая гимнастика. – М.,
Издательство ГНОМ и Д., 2005.
4. Светлова М.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений
рук. – М: Эскимо, 2004.
5. Соколова Ю. Игры с пальчиками. – М., Эскимо 2002.
6. Журнал. Дошкольное воспитание. № 11 за 2006.
7. Журнал. Дошкольное воспитание. № 12 за 2006.