Слайд 1Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования
Целевой раздел
Бурим Н.В.
ЛОИРО, 2014-15
Слайд 2ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 9
Образовательная
программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты),
организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Слайд 3«Если программа будут ориентировочной: обобщенной или гибкой и вариативной, то
она не будет нуждаться в частой переработке. Такие программы универсальны».
«Если
программа детского сада будет представлять собой конкретный, детально пошагово и во времени регламентированный образец образовательной деятельности, то она просто очень скоро будет обречена на неуспех, так как не сможет служить основой эффективной деятельности в разнообразных ситуациях».
(МР ФИРО)
Слайд 4Основная образовательная программа дошкольного образования
Обязательная часть
приведена в соответствие с
ФГОС
ДО
осмысление требований стандарта (!!!)
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
выделить, выявить, описать
специфическую составляющую ОП
(каждая ОП единственна и уникальна в своем роде, как уникальна и своеобразна образовательная среда каждого ДОУ !!!)
Слайд 5РАЗДЕЛЫ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Целевой
1. Пояснительная записка:
цели и задачи
ОП;
принципы и подходы к формированию ОП;
значимые для разработки программы характеристики,
в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
2. Планируемые результаты освоения ОП (конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса).
Содержательный (общее содержание программы, обеспечивающее полноценное развитие детей)
1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.
2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации ОП с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена ОП.
Должны быть представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы;
в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
г) иные характеристики содержания ОП, наиболее существенные с точки зрения авторов .
Организационный
1. Описание материально-технического обеспечения ОП.
2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
3. Распорядок и /или режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Краткая презентация программы (ориентирована на родителей и доступна для ознакомления):
возрастные и иные категории детей, в том числе детей с ОВЗ; используемые примерные программы; характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования:
специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, в том числе механизмы адаптации ОП для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Слайд 6Целевой раздел программы
I.Пояснительная записка:
1.1 Цели и задачи реализации Программы.
1.2 Принципы
и подходы к формированию Программы.
1.3 Значимые для разработки и реализации
Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
II. Планируемые результаты освоения Программы.
(Целевые ориентиры в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов).
Слайд 7Целевой раздел программы
Титульный лист:
Название ДОО в соответствии с Уставом.
Полное название
программы: Основная образовательная программа дошкольного образования.
Гриф:
«Утверждаю» (заведующий) - подпись, ФИО,
дата, печать ДОО.
«Принято на заседании педагогического совета» -
№ протокола, дата.
На обороте титульного листа:
Авторы-разработчики - ФИО, должность.
Содержание (оглавление) образовательной программы с указанием страниц.
Город, год создания программы.
Слайд 8Государственная бюджетная дошкольная образовательная организация
детский сад №66 общеразвивающего вида
Приморского района Санкт-Петербурга
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Санкт-Петербург
2014 г.
Слайд 10I. Пояснительная записка
1.1 Общие положения
Государственная бюджетная образовательная организация для детей
дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №698 Московского района Санкт-Петербурга
«Пансион» (далее ДОО) осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного и начального общего образования.
Образовательная деятельность по программам дошкольного образования осуществляется в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности для детей с ФФН и ОНР и в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» направлена на:
формирование общей культуры,
развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств,
формирование предпосылок учебной деятельности,
сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
(статья 64)
Пример
Кто мы? Миссия согласно ФЗ «Об образовании в РФ»…
Слайд 11
Нормативной правовой основой для создания основной образовательной программы дошкольной образовательной
организации являются:
Профессиональный стандарт педагога. Педагогическая деятельность в дошкольном, начальном
общем, основном общем, среднем общем образовании (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н).
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены постановлением главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 15 мая 2013 г.).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 г., № 273-ФЗ.
Слайд 12
Настоящая основная образовательная программа дошкольного образования разработана и утверждена
организацией в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования*, с учетом:
примерной образовательной программы дошкольного образования
(В этом случае:
примерная основная образовательная программа (из перечня ФИРО)
примерная адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей направленности для детей с ОВЗ,
парциальные образовательные программы – входят в УМК ООП ДО.)
Основная образовательная программа дошкольного образования является нормативно-управленческим документом организации и согласно Закону «Об образовании в РФ» определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования:
объем,
содержание образования,
планируемые результаты (целевые ориентиры дошкольного образования),
особенности организации воспитательно-образовательного
процесса.
Слайд 13
Программа служит механизмом реализации Стандарта дошкольного образования и раскрывает
принципы организации, методы, приемы, технологии, порядок организации совместной, коллективно-распределенной, партнерской
деятельности детей и взрослых в пространстве и во времени, наилучшим образом направленной, способствующей реализации целевых ориентиров, а также подходы к интеграции образовательной деятельности дошкольника.
(МР ФИРО)
Слайд 14
Основная образовательная программа может корректироваться в связи с изменениями:
нормативно-правовой базы
дошкольного образования,
образовательного запроса родителей,
видовой структуры групп;
если её реализация не даёт
ожидаемых результатов и др.
На основании каких нормативных документов разработана ОП, что определяет, в каких случаях может корректироваться? И др.
Слайд 15СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА
Социализация - процесс усвоения ребенком образцов поведения и общения,
социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать
в обществе.
Слайд 16Индивидуализация -
формирование собственной позиции,
неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации,
в ходе которого создается новый уникальный социокультурный опыт.
Я – САМ!
Слайд 17
1.2. Цели и задачи реализации Программы:
Цель:
*Создание равных условий
для всестороннего и гармоничного развития каждого ребенка и его позитивной
социализации, радостного и содержательного проживания детьми периода дошкольного детства.
или
*Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, всестороннего развития личности ребенка-дошкольника.
(осмысляем и формулируем цель ОП в соответствии с ФГОС ДО)
Слайд 18ЗАДАЧИ, РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛИ:
Охрана и укрепление физического
и психического здоровья детей; обеспечение их эмоционального благополучия; формирование ценностей
здорового образа жизни.
Воспитание общей культуры, приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям и принятых в обществе правилам и нормам поведения.
Создание благоприятных условий развития воспитанников возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Слайд 19ЗАДАЧИ (продолжение):
5. Развитие у ребенка-дошкольника активной жизненной позиции; инициативности, самостоятельности,
ответственности.
6. Формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности, обеспечение преемственности основных
образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
7. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Слайд 20
Все ли задачи определены?
(обратить внимание на часть, формируемую участниками
образовательных отношений;
цели и задачи выбранных парциальных
образовательных программ)
*** Приобщение дошкольников
к культурному наследию Санкт-Петербурга (родного края).
Слайд 21*** Развитие содержательного партнерства с родителями, социальными институтами города для
создания оптимального развивающего образовательного пространства ребенка.
*** Обеспечение коррекции речевого развития
детей с учетом их индивидуальных особенностей развития.
*** ………..
Задачи, отражающие специфику образовательной деятельности конкретной дошкольной образовательной организации:
могут быть связаны с «региональным компонентом» дошкольного образования,
реализацией парциальных образовательных программ,
коррекционно-развивающей работой,
… и др.
Слайд 22Что необходимо изменить в существующей образовательной системе ДОО, чтобы привести
ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?
Какие элементы
существующей образовательной системы полностью отвечают требованиям ФГОС и могут быть без изменений перенесены в желаемую систему?
Какие элементы существующей системы частично отвечают требованиям ФГОС и нуждаются в переработке для переноса в желаемую систему?
Какие элементы существующей системы не отвечают требованиям ФГОС и не могут быть перенесены в желаемую систему?
Какие необходимые для желаемой системы элементы, определяемые ФГОС, отсутствуют в существующей системе и должны быть найдены или разработаны?
Слайд 23Необходимо определить, какие изменения требуется произвести:
в образовательных целях и задачах
ДОО;
в образовательных технологиях;
в условиях реализации образовательных программ;
в способах и организационных
механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов и др.
Достаточны ли внутренние и внешние возможности (материально-технические, кадровые, временные и др.) для обеспечения соответствия образовательной системы требованиям ФГОС дошкольного образования?
Слайд 24Цель, подобно вееру, развертывается в комплекс взаимосвязанных задач.
Цель предполагает
описание идеального конечного результата совместной деятельности.
Она должна быть принята
участниками деятельности — членами педагогического коллектива и родителями, как основными социальными заказчиками и партнерами.
P.S. Формулировку годовых задач целесообразней начать с глаголов неопределенной формы: выявить, обеспечить, сформировать, обосновать, определить, создать и т.п.
Цель
Слайд 251.3. Принципы и подходы к формированию Программы.
Теоретико-методологической основой организации дошкольного
образования в ДОО являются следующие подходы:
Слайд 27Программа разработана в соответствии с
принципами дошкольного образования, обозначенными в
ФГОС ДО:
Слайд 28*** Кроме того, программа разработана в соответствии с принципами и
ценностями личностно-ориентированного образования, которые позволяют педагогическому коллективу эффективно реализовать поставленные
цели и задачи:
Слайд 291.3. Принципы и подходы к формированию Программы.
Слайд 30Построение образовательной деятельности
в зоне ближайшего развития ребенка
«Уровень актуального развития»
(УАР)
характеризуется тем, какие задания ребенок может выполнить самостоятельно
«Зона ближайшего развития»
(ЗБР)
обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью
ЗБР
УАР
Слайд 31*** 1.4 Значимые для разработки программы характеристики.
Характеристики особенностей развития детей
раннего и дошкольного возраста:
Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр
и уход за воспитанниками в возрасте от двух лет до прекращения образовательных отношений.
В дошкольной образовательной организации функционирует 12 возрастных групп для детей раннего и дошкольного возраста.
Группы какой направленности функционируют в ДОО?
Слайд 32См. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
- образовательным программам дошкольного образования».
Слайд 33
Разделение детей на возрастные группы осуществляется в соответствии с закономерностями
психического развития ребенка и позволяет более эффективно решать задачи по
реализации Программы дошкольного образования с детьми, имеющими, в целом, сходные возрастные характеристики.
Предельная наполняемость групп общеразвивающей направленности определяется согласно СанПиН, исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты:
для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка;
для групп дошкольного возраста (от 3-х до 8-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка, фактически находящегося в группе.
Количество детей в группах компенсирующей направленности для детей для старшего дошкольного возраста с ФФН и ОНР (от 5-ти до 8-ми лет) – 12.
Это рекомендуемое СанПиН количество!!!
Слайд 34
Ежегодный контингент воспитанников формируется на основе социального заказа родителей.
Комплектование
групп определяется:
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным
программам дошкольного образования*;
Порядком комплектования государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга*;
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами*;
Уставом ДОО*.
Контингент воспитанников групп компенсирующей направленности определяется на основе заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости создания условий для получения ребенком дошкольного образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Контингент воспитанников групп оздоровительной
направленности определяется…
Слайд 35
Образовательный процесс в группах ДОО строится с учётом возрастных и
индивидуальных
особенностей воспитанников.
Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста от
2 до 3 лет:
Слайд 36Краткая характеристика возрастных особенностей психического развития детей по с акцентом
на сензитивные периоды для развития новообразований – новых качеств психики
и личности ребенка.
P.S. Формулировки должны быть понятными как педагогическому коллективу, так и ближайшему социальному окружению дошкольного образовательного учреждения, и в первую очередь - семье.
Слайд 37*** Особенности осуществления
образовательного процесса
Современная социокультурная ситуация
развития ребенка
(Для какого
ребенка мы пишем ОП?)
Образовательный процесс ДОО строится с учетом
современной социокультурной ситуации развития ребенка.
Слайд 40Социокультурные условия Санкт-Петербурга (родного города):
Санкт-Петербург - культурная столица России.
Уникальность родного города - сосредоточение большого количества музеев, театров, парков,
памятников архитектуры – позволяет включить в содержание дошкольного образования вопросы истории и культуры родного города, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького петербуржца.
Слайд 41В образовательном процессе ДОО нашли отражение идеи
Концепции воспитания в системе
образования
Санкт-Петербурга «Воспитание петербуржца XXI века»:
диалог с самим собой: воспитание
позитивного самоощущения, самоотношения, самоуважения ребенка-дошкольника;
диалог с другим человеком: воспитание толерантности, культуры общения и взаимодействия;
диалог с социумом: позитивная социализация, воспитание общей культуры, гражданственности, обеспечивающее осознанное принятие и соблюдение нравственных установок, норм, правил социальной жизни Санкт-Петербурга;
диалог с миром человеческой культуры: воспитание патриотизма, становление эстетического отношения к окружающему миру;
диалог с миром природы: воспитание культуры здорового образа жизни, обеспечивающее заботу человека о своем здоровье и здоровье окружающего мира (экологическое благополучие).
Слайд 42
Воспитание петербуржца обеспечивается созданием единого воспитательного пространства города, в котором
осуществляется взаимодействие различных учреждений и субъектов социальной жизни. Помимо организаций
системы образования (дошкольных образовательных организаций, школ, учреждений дополнительного образования) участие в воспитательной деятельности принимают различные учреждения культуры (музеи, библиотеки, театры, сады, парки и др.)
И другие значимые для разработки программы характеристики:
психолого-педагогические, научно-методические, кадровые…
Слайд 43
II. Планируемые результаты освоения Программы
I. «Рамочная» образовательная программа дошкольного образования
2.
Парциальные образовательные программы
ФГОС ДО
Дополнительные целевые ориентиры
Слайд 44Образование XXI века
«Мысль о том, что будущее может очень сильно
отличаться от настоящего, настолько разрушает наше обыденное сознание, что мы
невольно начинаем мешать его воплощению».
Джон Кейнс
Какие компетенции мы будем развивать у дошкольников?
Слайд 45
II. Планируемые результаты освоения Программы
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития
ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность),
отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Слайд 46
Настоящие требования являются ориентирами для:
решения задач формирования Программы;
анализа профессиональной
деятельности;
изучения характеристик образования детей;
информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно
целей дошкольного образования.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Слайд 49Система комплексного сопровождения
индивидуального развития ребенка
Педагогическими работниками проводится оценка индивидуального
развития воспитанников, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей
в основе их дальнейшего планирования.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
игровой деятельности;
познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
художественной деятельности;
физического развития.
Слайд 50
Результаты педагогической диагностики могут используются исключительно для решения следующих образовательных
задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Методика для диагностики целевых ориентиров программы и отслеживания процесса развития дошкольников, позволяющую
определять необходимость и содержание коррекции образовательной деятельности и ее условий.
Психологическая диагностика развития детей…
См. ПООП ФИРО
Слайд 51Источники, необходимые для создания
ООП ДО:
Концепция дошкольного воспитания. Давыдов В.В.,
Петровский В.А. и др. М., -1989.
Парциальные образовательные программы и педагогические
технологии, выбранные педагогическим коллективом для формирования II части ОП ДО.
Рамочная программа дошкольного образования, прошедшая экспертизу и вошедшая в Федеральный реестр.
Примерные основные образовательные программы дошкольного образования (УМК; ФИРО).
Профессиональный стандарт педагога. Педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н).
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены постановлением главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 15 мая 2013 г.).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155).
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Слайд 52Учебно-методические пособия
(в помощь педагогу для создания ООП ДО):
Бережнова О.В.,
Тимофеева Л.Л. Проектирование образовательной деятельности в детском саду. Современные подходы.
Методическое пособие. – М., 2013.
Виноградова Н.А., Иванова Т.Е. Конструктор образовательной программы детского сада. Методическое пособие. – М., 2012.
Как разработать основную общеобразовательную программу дошкольного образования / под общ. ред. Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига, 2011.
Майер А.А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации. – М.: Педагогическое общество России, 2014 .
Методические рекомендации для дошкольных образовательных организаций по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО (ФИРО).
Микляева Н.В. Технологии разработки образовательной программы ДОУ. Методическое пособие. Приложение к журналу «Управление ДОУ» – М., 2010.
Микляева Н.В. Экспресс-конструктор образовательной программы. Методическое пособие для детского сада. Методическое пособие для детского сада и дошкольного отделения школы. – М., 2014.
Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах /Под общ. ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. – СПб.: КАРО, 2014.
Скоролупова О.А. Введение ФГОС дошкольного образования. Разработка образовательной программы ДОУ. – М., 2014.