Разделы презентаций


Профессиональная (трудовая) деятельность личности

Содержание

План лекции:Профессиональная (трудовая) деятельность, её структураВиды профессий и трудовой деятельностиПрофессиональная пригодность, профессиональный отбор и подбор.Мотивация профессиональной (трудовой) деятельностиПрофессиограмма Профессионализм и его становление. Карьера.Трудовой коллектив и его влияние на профессиональную деятельность личности.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Профессиональная (трудовая) деятельность личности
Лекция № 13-14

Профессиональная (трудовая) деятельность личностиЛекция № 13-14

Слайд 2План лекции:
Профессиональная (трудовая) деятельность, её структура
Виды профессий и трудовой деятельности
Профессиональная

пригодность, профессиональный отбор и подбор.
Мотивация профессиональной (трудовой) деятельности
Профессиограмма
Профессионализм и

его становление. Карьера.
Трудовой коллектив и его влияние на профессиональную деятельность личности.
План лекции:Профессиональная (трудовая) деятельность, её структураВиды профессий и трудовой деятельностиПрофессиональная пригодность, профессиональный отбор и подбор.Мотивация профессиональной (трудовой)

Слайд 3Наука
По необязательному заданию

Наука По необязательному заданию

Слайд 4Источники:
1. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие.-

2-е изд,, перераб. и доп. М.:Логос, 1996. 320 с.- Эл.ресурс.

– режим доступа: http://klex.ru/32k

2. Климов Е.А. Психология профессионального самооопределения: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.:Академия, 2004. – 304 с. – режим доступа: http://bookre.org/reader?file=591060&pg=1

3. Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с. – режим доступа: http://window.edu.ru/resource/197/38197/files/miemp012.pdf
Источники:1. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие.- 2-е изд,, перераб. и доп. М.:Логос, 1996.

Слайд 51. Профессиональная (трудовая) деятельность, её структура
Профессиональная (трудовая) деятельность людей— это

одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира

и создание материальных благ.

Профессии – исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества.
Занятие – деятельность для поддержания человеком своего существования, но обычно не главная, не обязательно связанная с самореализацией.
Специальность определяется через предмет деятельности, как круг знаний о некотором фрагменте объективной реальности.



1. Профессиональная (трудовая) деятельность, её структураПрофессиональная (трудовая) деятельность людей— это одна из форм человеческой деятельности, направленная на

Слайд 6Профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру (по Е.А. Климову).

заданные цели, представления о результате труда;
– заданный предмет (любая система,

например, социальная, художественно-эстетическая и др.);
– система средств труда;
– система профессиональных служебных обязанностей;
– система прав;
– производственная среда, предметные и социальные условия труда.
Профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру  (по Е.А. Климову). – заданные цели, представления о результате

Слайд 7Особенности структуры профессиональной деятельности:
1) сознательно поставленные цели —

производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов

и многое другое;      2) предметы труда — те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;      3) средства труда — все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы и др., при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;      4) используемые технологии — приемы и способы, применяемые в процессе производства;
5) трудовые операции.

Особенности структуры профессиональной деятельности:  1) сознательно поставленные цели — производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание

Слайд 8Основные параметры профессиональной деятельности
Для характеристики трудовой деятельности обычно используют

следующие параметры:      1) производительность труда — количество продукции, произведенной в

единицу времени;      2) эффективность труда — соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов — с другой;      3) уровень разделения труда — распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).      О содержании трудовой деятельности человека можно судить по тем функциям, которые он выполняет, по степени их разнообразия и сложности, по уровню самостоятельности и творчества работника.
Основные параметры профессиональной деятельности 	Для характеристики трудовой деятельности обычно используют следующие параметры:      1) производительность труда —

Слайд 102. Виды профессий
Профессии типа
«Человек - Природа»

2. Виды профессийПрофессии типа «Человек - Природа»

Слайд 11Профессии типа «Человек - Техника»

Профессии типа  «Человек - Техника»

Слайд 12Профессии типа «Человек - Человек»

Профессии типа  «Человек - Человек»

Слайд 13Профессии типа «Человек - Знак»

Профессии типа  «Человек - Знак»

Слайд 14Профессии типа «Человек – Художественный образ»

Профессии типа «Человек – Художественный образ»

Слайд 15Виды трудовой деятельности

Виды трудовой деятельности

Слайд 173. Профессиональная пригодность, профессиональный отбор и подбор
Профессиональная пригодность – совокупность

психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения

им заданной в профессии общественно приемлемой эффективности труда
3. Профессиональная пригодность, профессиональный отбор и подбор	Профессиональная пригодность – совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и

Слайд 18Профессиональный отбор – система специализированных процедур изучения и оценки профессиональной

пригодности человека к овладению определенной пригодности человека к овладению определенной

профессией или группой профессий, достижению в них требуемого уровня мастерства и успешного выполнения профессиональных обязанностей в типовых и нестандартных профессиональных ситуациях.
Медицинский
Физиологический
Педагогический
Психологический
Профессиональный отбор – система специализированных процедур изучения и оценки профессиональной пригодности человека к овладению определенной пригодности человека

Слайд 19 Профессиональный подбор – подбор профессий, профессиональных сфер и специальностей к

конкретному человеку, его индивидуально-психологическим особенностям с тем, чтобы он смог

полноценно реализовать себя и свой потенциал в трудовой деятельности и получить профессиональное удовлетворение.
Профессиональный подбор – подбор профессий, профессиональных сфер и специальностей к конкретному человеку, его индивидуально-психологическим особенностям с тем,

Слайд 20«Дифференциально - диагностический опросник» (ДДО)
Инструкция. Предположим, что у вас появилась

возможность делать то, что вам нравится, какое занятие из двух

возможных вы бы предпочли?

Опросник

1. а. Ухаживать за животными
б. Обслуживать какие-нибудь приборы, следить за ними, регулировать их

2. а. Помогать больным людям, лечить их
б. Составлять таблицы, чертить схемы, разрабатывать компьютерные программы

3. а. Рассматривать книжных иллюстрации, художественные открытки, конверты грампластинок
б. Следить за состоянием и развитием растений.

4. а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)
б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

5. а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи
б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
«Дифференциально - диагностический опросник» (ДДО)Инструкция. Предположим, что у вас появилась возможность делать то, что вам нравится, какое

Слайд 21 6. а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых,

учебных, спортивных)

7. а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты.
б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором и др.)

8. а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)
б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9. а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)
б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10. а. Лечить животных
б. Выполнять вычисления, расчеты.


6. а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)   б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении

Слайд 2211. а. Выводить новые сорта растений
б.

Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты

питания и т.п.)

12. а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять
б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13. а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14. а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15. а. Составлять точные описания - отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

11. а. Выводить новые сорта растений    б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины,

Слайд 2316. а. Делать лабораторные анализы в больнице
б. Принимать,

осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17. а.

Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий
б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18. а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19. а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20. а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
б. Работать на клавишных машинах (компьютере, телетайпе, телеграфе и др.)

16. а. Делать лабораторные анализы в больнице  б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

Слайд 24Обработка результатов и интерпретация

Обработка результатов и интерпретация

Слайд 254. Мотивация профессиональной (трудовой) деятельности
Трудовая мотивация – основной компонент самосознания

работника, определяющий его отношение и поведение в труде, его реакции

на конкретные условия труда.

Функции :
Побуждающая
Направляющая
Регулирующая

4. Мотивация профессиональной (трудовой) деятельностиТрудовая мотивация – основной компонент самосознания работника, определяющий его отношение и поведение в

Слайд 26Компоненты мотивационной сферы:



Профессиональное призвание
Профессиональные намерения
Потребность в профессиональном труде


Ценностные ориентации в профессиональной деятельности
Мотив профессиональной деятельности

Компоненты мотивационной сферы:Профессиональное призвание Профессиональные намерения Потребность в профессиональном труде Ценностные ориентации в профессиональной деятельности Мотив профессиональной

Слайд 27Для сложившейся мотивационной сферы профессионального труда свойственны:
– разнообразие побуждений, что

позволяет поддерживать и укреплять мотивацию в различных условиях и обстоятельствах

труда;
– качество и наличие параметров каждого из побуждений, например, действенности, осознанности, устойчивости;
– выделение главных побуждений, например, стремление трудиться на благо других конкретных людей;
– преобладание конструктивной направленности мотивационной сферы труда;
– гибкость, подверженность изменениям в зависимости от условий труда, социальных отношений в обществе, логике саморазвития человека и т.д.

Для сложившейся мотивационной сферы профессионального труда свойственны:– разнообразие побуждений, что позволяет поддерживать и укреплять мотивацию в различных

Слайд 28Недостаточность мотивационной сферы профессиональной деятельности может выражаться в следующем:
– бедность

мотивационной сферы, присутствие только отдельных побуждений, например, мотивы только исполнительного

труда, при отсутствии мотивов творчества;
– дискредитация прежних мотивов труда;
– доминирование мотивов, внешних по отношению к профессии (например, заработка, престижа, льгот), над внутренними (интерес к содержанию труда);
– наличие параметров незрелости побуждений (неустойчивость,
неосознанность и др.);
– конфликты между отдельными побуждениями, мотивами;
– неблагоприятная динамика мотивации, потеря интереса к профессии;
– неадекватность мотивационной сферы фактическому содержанию труда, например, нереальные цели;
– искусственное вызывание интереса к труду, например, за счет неправомерного увеличения риска.

Недостаточность мотивационной сферы профессиональной деятельности может выражаться в следующем: – бедность мотивационной сферы, присутствие только отдельных побуждений,

Слайд 30Типологии мотивации
«Инструментально»
мотивированный
работник

2. Профессионально мотивированный работник

«Патриот»



4.

«Хозяйская мотивация»

Люмпенизированный работник

Типологии мотивации«Инструментально» мотивированный работник 		2. Профессионально мотивированный работник «Патриот» 				4. «Хозяйская мотивация» Люмпенизированный работник

Слайд 31Содержательная теория мотивации трудовой деятельности Ф. Герцберга

Содержательная теория мотивации трудовой деятельности Ф. Герцберга

Слайд 32Теорию ожидания (Виктор Врум)

Интенсивность мотивации – это функция совместного

действия следующих условий:
– ожидание того, что усилия приведут к ожидаемым

результатам;
– ожидание того, что результаты повлекут за собой определенное вознаграждение;
– ожидание того, что вознаграждение будет иметь достаточную ценность для работника.

Теорию ожидания (Виктор Врум) Интенсивность мотивации – это функция совместного действия следующих условий:– ожидание того, что усилия

Слайд 33Теория справедливости (Дж. Стейси Адамс).
Основную роль в выполнении работы

и получении удовлетворения играет степень справедливости (или несправедливости), которую ощущают

работники в конкретной ситуации на своей работе.
Теория справедливости (Дж. Стейси Адамс). Основную роль в выполнении работы и получении удовлетворения играет степень справедливости (или

Слайд 34Практические рекомендации по повышению стимулов к труду
2 источника доплат: за

счет курящих и за счет некурящих.


Практические рекомендации по повышению стимулов к труду2 источника доплат: за счет курящих и за счет некурящих.

Слайд 375. Профессиограмма
Профессиограмма — документ, в котором прописаны особенности конкретной профессии,

раскрывающие специфику профессионального труда и требования, которые предъявляются к человеку.
Профессиограмма

включает в себя:

Общие сведения о профессии
Характеристику процесса труда
Санитарно-гигиенические условия труда
Психологические требования профессии к человеку (психограмму)
Пути получения профессии
5. ПрофессиограммаПрофессиограмма — документ, в котором прописаны особенности конкретной профессии, раскрывающие специфику профессионального труда и требования, которые

Слайд 38Психограмма – часть профессиограммы, в которой указывают психические свойства человека,

наиболее подходящие для данной профессии

Психограмма – часть профессиограммы, в которой указывают психические свойства человека, наиболее подходящие для данной профессии

Слайд 406. Профессионализм и его становление. Карьера.
Профессиональное становление — это форма

личностного становления человека, рассмотренная сквозь призму его профессиональной деятельности.
Критерии:


- формальные
- неформальные
6. Профессионализм и его становление. Карьера.Профессиональное становление — это форма личностного становления человека, рассмотренная сквозь призму его

Слайд 41Карьера
успешное продвижение вперед в той или иной области (профессиональный рост,

должностной рост)

Карьерауспешное продвижение вперед в той или иной области (профессиональный рост, должностной рост)

Слайд 42Потребности человека на этапе карьеры

Потребности человека на этапе карьеры

Слайд 43Тип индивидуальной конфигурации внутриорганизационной карьеры

Тип индивидуальной конфигурации внутриорганизационной карьеры

Слайд 447. Трудовой коллектив и его влияние на профессиональную деятельность личности.
Трудовой

коллектив — это группа трудящихся людей, объединенных общей работой, интересами

и целями.

Ценность коллективного труда?

7. Трудовой коллектив и его влияние на профессиональную деятельность личности.Трудовой коллектив — это группа трудящихся людей, объединенных

Слайд 45Этапы развития трудового коллектива
«Притирка»

«Зрелость»

«Эксперимен-
тирование»

Этапы развития трудового коллектива«Притирка»             «Зрелость»

Слайд 46Психологические характеристики трудового коллектива
Морально-психологический климат.
Сплоченность работников коллектива.
Психологическая совместимость.
Уровень психологического давления

коллектива на своих членов и степень конформизма.

Психологические характеристики трудового коллективаМорально-психологический климат.Сплоченность работников коллектива.Психологическая совместимость.Уровень психологического давления коллектива на своих членов и степень конформизма.

Слайд 47Задание: Какой тип индивидуальной конфигурации внутриорганизационной карьеры описывается предложенными ситуациями:

1.Сотрудник в течение ряда лет последовательно занимает должности мастера

участка, начальника цеха, главного инженера, директора предприятия
2. Сотрудник растет до определенного статуса, останавливается на нем, затем начинается нисходящее движение
3.Сотрудник формально занимает должность, например, секретаря-референта руководителя организации, но неформально все больше влияет на принятие решений и исполняет функции советника при топ-менеджменте
4. Сотрудник продвигается от начальных позиций до руководителя в одном структурном подразделении; затем в другом структурном подразделении, в третьем и в целом по мере освоения разных видов деятельности продвигается по ступеням организационной иерархии




Задание: Какой тип индивидуальной конфигурации внутриорганизационной карьеры описывается предложенными ситуациями:  1.Сотрудник в течение ряда лет последовательно

Слайд 48Задание (диагностика )
Методика определения типа ценностных ориентаций (автор Е.И.Головаха)
Инструкция
Ниже

представлен ряд суждений о профессиях. Выберите из них наиболее соответствующие

Вашим взглядам (не больше двух):

Для меня самая предпочтительная профессия - та, которая позволяет:

1). в наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества;
2). достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих;
3). работать в хороших условиях – в таких, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций;
4). получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие мате-риальные условия;
5). проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности;
6). сохранить достаточно энергии и времени для разнообразного досуга, увлечений, общения с друзьями и близкими.
Задание (диагностика )Методика определения типа ценностных ориентаций (автор Е.И.Головаха) ИнструкцияНиже представлен ряд суждений о профессиях. Выберите из

Слайд 49Данный список ценностей соответствует классификации по критерию отношения ценности к

сфере профессиональной деятельности: - ценности, которые могут

быть реализованы непосредственно в профессиональной деятельности (1 и 5); - ценности, которые реализуются за счет профессиональной деятельности (2 и 4); - ценности, которые могут быть реализованы вне профессиональной деятельности (3 и 6). Определение типа ценностной ориентации Непротиворечивый профессиональный: характеризует чело- века с четкой профессиональной доминантой. Он соответствует следующим сочетаниям вариантов выбора – 1 и 2, 1 и 4, 1 и 5, 1 и 6, 2 и 4, 2 и 5, 5 и 4, либо выбору только одной ценности – 1, 2, 4, 5. Противоречивый: характеризует человека, у которого доминируют и профессиональные, и противоречащие им внепрофессиональные ориентации. Этому типу соответствуют следующие сочетания вариантов выбора – 1 и 3, 2 и 3, 2 и 6, 3 и 4, 3 и 5, 4 и 6, 5 и 6. Непротиворечивый внепрофессиональный: характеризует человека, ориентированного в основном на деятельность, не связанную с профессией. Этому типу соответствуют следующие варианты выбора – 3, 6, либо их сочетание.
Данный список ценностей соответствует классификации по критерию отношения ценности к сфере профессиональной деятельности:

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика