Слайд 1МОУ Краснозерская СОШ №1
Кожекина Наталья Александровна
Педагог-психолог
2011 год
Слайд 2Семинар для педагогов
«Профилактика суицидального риска в образовательном учреждении»
Слайд 3Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда
можно.
Иосиф Бродский
Слайд 4Мы выбираем жизнь, они – смерть.
Мы пишем письма, они
– предсмертные записки.
Мы строим планы на будущее, у них…
..............................у них – нет будущего.
Кажется, что мы и они – из разных миров.
Но как велика пропасть между нами,
..............................читающими эти строки,
и теми, кто решился на самоубийство?
Как сильно нужно измениться человеку,
..............................чтобы сделать этот шаг?
Всего лишь – шаг.
Они не были рождены самоубийцами,
..............................но умерли с этим клеймом.
Они продолжают умирать
Слайд 5Каждый год кончают жизнь самоубийством 1 000 000 человек. Среди
них:
- 280 тысяч китайцев,
- 30 тысяч американцев,
- 25 тысяч японцев,
-
20 тысяч французов,
- 50 тысяч русских
Слайд 6число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза.
каждый двенадцатый
подросток в возрасте 13-17 лет пытается совершить попытку самоубийства
Число
законченных суицидов среди юношей в среднем в 3 раза больше, чем среди девушек.
девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши
Слайд 8Информация к размышлению.
Наиболее частой причиной попытки самоубийств среди подростков -
семейные конфликты с родителями.
На втором месте – угроза потери
близкого человека (неразделенная любовь)
На третьем месте – несправедливое отношение, обвинение
15% суицидов предпринимали повторные попытки самоубийств.
Слайд 9Не зря пословица гласит,
Что жизнь пройти - не поле перейти…
Слайд 12Суицид – акт лишения себя жизни, при котором человек действует
целенаправленно, преднамеренно, осознанно
Слайд 13Формы суицидальной активности
- суицидальные мысли:
- суицидальные попытки
- завершенный суицид
Виды
суицидального поведения
- демонстративно – шантажное
- самоповреждающее
- истинное
Слайд 14
Выделяют 5 ведущих мотивов суицидального поведения
«Призыв»
«Протест»
«Избегание»
«Самонаказание»
«Отказ»
Слайд 15Причины суицидов среди детей:
Дисгармония в семье
Несформированное понимание смерти
Отсутствие идеологии в
обществе
Саморазрушающее поведение
Ранняя половая жизнь, приводящая к разочарованиям
Депрессия
Слайд 16Группа риска
Незаконченная попытка суицида.
Суицидальные угрозы, прямые или завуалированные
Тенденции к
самоповреждению
Суициды в семье
Алкоголизм
Употребление наркотиков и других токсических препаратов
Аффективные расстройства
Хронические или
смертельные болезни
Семейные проблемы
Сверхкритичные к себе подростки
Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат
Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями
Слайд 175 основных критериев суицидального риска
* Подросток злоупотребляет алкоголем, наркотическими веществами
*
Имеется акцентуации характера
* Ранее получал стационарное или амбулаторное психиатрическое лечение
*
Проживает отдельно от родных
* Помимо данного эпизода у подростка уже был суицидальный эпизод
Слайд 18Словесные признаки:
Разговоры о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я
не могу так дальше жить”.
Намёки о своем намерении: “Я больше
не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.
Много шутят на тему самоубийства.
Заинтересованность вопросами смерти.
Слайд 19Поведенческие признаки:
1. Раздают другим вещи, имеющие большую личную значимость, приводят
в порядок дела, мирятся с давними врагами.
2. Демонстрируют радикальные
перемены в поведении,
3. Проявляют признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Слайд 20Ситуационные признаки
1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только
одного друга), чувствует себя отверженным.
2. Живет в нестабильном окружении
3.
Ощущает себя жертвой насилия
4. Предпринимал раньше попытки суицида.
5. Имеет склонность к самоубийству
6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
7. Слишком критически настроен по отношению к себе.
Слайд 21Советы
Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка.
Оцените серьезность намерений и
чувств решившегося на самоубийство человека.
Оцените глубину эмоционального кризиса.
Внимательно
отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.
Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве.
Слайд 24Стихотворение о человеке.
Послушайте, ведь если звёзды зажигают, -
Значит это
кому-нибудь нужно?
Слайд 25Чтобы ценить жизнь, необходимо знать две основных вещи:
Нам нужно, чтобы
нас любили!
Нам нужно хорошо к себе относиться!
Слайд 26Потребность любви – это:
Потребность быть любимым;
Потребность любить;
Потребность быть частью чего-то;
Слайд 28Жизнь! Ты прекрасна! Я тебя люблю!
Каждый из нас приходит не
напрасно!
Воплощай мечту!
Слайд 30Жизнь – возможность, используй её,
Жизнь – красота, восхищайся ею,
Жизнь –
блаженство, вкуси его.
Слайд 32Жизнь – мечта, осуществи её,
Жизнь – вызов, прими его,
Жизнь –
долг, исполни его.
Слайд 34Жизнь – игра, сыграй в неё,
Жизнь – богатство, дорожи им,
Жизнь
– любовь, наслаждайся ею.
Слайд 36Жизнь – тайна, изучай её,
Жизнь – шанс, воспользуйся им,
Жизнь –
горе, превозмоги его.
Слайд 38Жизнь – борьба, выдержи её,
Жизнь – приключение, решись на него,
Жизнь
– трагедия, преодолей её.
Слайд 40Жизнь – счастье, сотвори его,
Жизнь – слишком прекрасна, не губи
её,
Жизнь – это жизнь, борись за неё.
Слайд 42Источники материалов
Рисунок 2 - http://s59.radikal.ru/i163/1103/52/0d6b10c217de.jpg
Рисунок 3 - http://s14.radikal.ru/i187/1103/37/5f74f9e2a4ee.jpg
Рисунок 4 -
http://s008.radikal.ru/i305/1103/71/b55549f8ef23.jpg
Рисунок 5 - http://s61.radikal.ru/i173/1103/c8/7cc97f6ec935.jpg
Рисунок 6 - http://s39.radikal.ru/i086/1103/e4/061088053c88.jpg
Рисунок 7 - http://s41.radikal.ru/i094/1103/cf/87dad613fb93.jpg
Рисунок
8 - http://s57.radikal.ru/i155/1103/f5/d250fbe69edf.jpg
Рисунок 9 - http://s56.radikal.ru/i153/1103/8a/4e91981fa1d9.jpg
Рисунок 10 - http://s016.radikal.ru/i334/1103/65/5f9870058468.jpg
Рисунок 11 - http://s005.radikal.ru/i210/1103/60/1233d3182049.jpg
Рисунок 12 - http://s007.radikal.ru/i300/1103/0c/85a6802b3899.jpg
Рисунок 13 -http://s47.radikal.ru/i115/1103/0e/a9649135e661.jpg
Рисунок 14 - http://s57.radikal.ru/i155/1103/8f/65c1aa84c112.jpg
Рисунок 15 - http://s44.radikal.ru/i103/1103/27/b901a4c8fa65.jpg
Рисунок 16 -http://s45.radikal.ru/i108/1103/5c/0fa76dd389df.jpg
Рисунок 17 - http://s016.radikal.ru/i334/1103/66/a5c4e7e55662.jpg
Рисунок 18-http://s59.radikal.ru/i165/1103/44/3a1f4ddd8178.jpg
Рисунок 19-http://s016.radikal.ru/i336/1103/6a/11d367496089.jpg
Рисунок 20-http://i025.radikal.ru/1103/24/10abf4bb88d6.jpg
Рисунок 21-http://s50.radikal.ru/i127/1103/5c/1853e2296f52.jpg
Рисунок 22-http://i014.radikal.ru/1103/ae/4b840f23c182.jpg
Рисунок 23-http://s40.radikal.ru/i090/1103/0c/790e06070dec.jpg
Рисунок 24-http://i041.radikal.ru/1103/c4/491f38358fd3.jpg
Рисунок 25-http://s47.radikal.ru/i117/1103/51/85f9eba969b1.jpg