Слайд 1Профсоюзы и охрана труда работников
Слайд 2
В сегодняшней России достаточно часто можно встретить применение технологий, а
также машин и оборудования, сохранившихся с советских времен.
Физически и морально
изношенное оборудование не может стабильно работать. Чем больше срок эксплуатации оборудования, тем больше вероятность аварий.
Многие специалисты считают, что в России быстрыми темпами пошел процесс технического распада, страна становится фактором риска, как для самой себя, так и для других государств.
Слайд 4Удельный вес предприятий с неудовлетворительными условиями труда на сегодняшний день
достигает 40%. На этих предприятиях износ основных фондов составляет 50-80%.
Предприятия
все больше превращаются в “горячие точки”. За последние годы на производстве погибли около 20 тыс. человек
Слайд 7Неудовлетворительные условия труда влекут стабильно высокий уровень профессиональной заболеваемости.
Слайд 8Информация, приведенная выше, заставляет глубоко задуматься и искать механизмы, пути
решения проблем, т.е. налицо извечный русский вопрос:
ЧТО ДЕЛАТЬ ?
Слайд 9Прежде чем отвечать на поставленный вопрос, давайте посмотрим, а что
было сделано до настоящего времени у нас и за рубежом?
За
рубежом для решения различных вопросов трудовых взаимоотношений между работниками и работодателями в том числе и для улучшений условий труда, защиты работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, была создана (в 1919г.) Международная Организация Труда (МОТ).
Слайд 10Этими документами МОТ устанавливается, что каждое государство в соответствии с
национальными условиями и по согласованию с объединениями работодателей и работников
разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную политику в области безопасности и гигиены труда.
Треть конвенций и рекомендаций МОТ прямо или косвенно касается проблем безопасности и гигиены труда. К таковым относятся Конвенция МОТ №155 от 1981г.(ратифицирована РФ законом №58-фз от 11.04.98г., Рекомендация МОТ №164 1961г. и т.п.
Слайд 11Именно в документах МОТ можно найти знакомые всем словосочетания: охрана
труда, средства индивидуальной защиты, комитет по охране труда, несчастный случай
на производстве, перечисление обязанностей работодателя и работника и т.п.
Рекомендации МОТ перекочевали в Российское законодательство: ТК РФ, Федеральные законы и т.п.
МОТ определяет основные направления этой политики, как для государства в целом, так и для отдельного предприятия в частности.
Слайд 12Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в
процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические,
лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Освежим в памяти основную терминологию в области охраны труда.
ТК РФ (ст.209) дает следующие определения:
Слайд 13Безопасные условия труда – когда уровни воздействия вредных факторов не
превышают установленных нормативов.
Рабочее место - место, где работник должен находиться
или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Вредный производственный фактор – если его воздействие на работника может привести к заболеванию.
Опасный производственный фактор – если воздействие его на работника может привести к травме.
Слайд 14Система управления охраной труда (СУОТ) - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих
между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны
труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Ст.212 ТК РФ :Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование СУОТ !!!
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных (опасных) производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Слайд 15Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, в
том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда,
установленные правилами и инструкциями по охране труда
Производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Слайд 16ТК РФ,
ФЗ,
Постановления правительства,
Приказы министерств и ведомств,
ГОСТ,
ОСТ,
СанПиН, СНиП, СП, ГН,
инструкции по ОТ, приказы работодателя
и т.п.
Номенклатура документов, регламентирующих вопросы ОТ, весьма разнообразна:
Слайд 17Стандарты безопасности труда - правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные
на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности
и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда
Экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда (может быть государственной, независимой, профсоюзной).
Слайд 18Управление профессиональными рисками - комплекс мероприятий, являющихся элементами системы управления
охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке
и снижению уровней профессиональных рисков.
Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти.
Система управления рисками – часть (подсистема) СУОТ.
Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных (опасных) производственных факторов при исполнении работником обязанностей.
Слайд 19При Советской власти подавляющее число предприятий во всех отраслях народного
хозяйства были государственными. Государственными, де-факто, были и профсоюзы. Работодателем являлось
то же государство. Охрану труда и все связанное с ней, государство, согласно МОТ, отдало на откуп профсоюзам, как представителям работников.
Идея проста: Раз профсоюзы представляют работников, пусть они их и защищают, и «охраняют» от несчастных случаев и профзаболеваний.
С переходом к капитализму появилась дополнительная третья сторона – работодатели, владеющие предприятиями, и использующие наемный труд работников.
Слайд 20Поэтому, государство встало над двумя сторонами (работодателями и работниками), оставив
за собой функции регулирования и надзора, но сохранило за профсоюзами
важнейшую социальную функцию – защиты прав и интересов работников на здоровые и безопасные условия труда.
Эта функция реализуется в соответствие ст. 370 Трудового кодекса РФ, а также ст. ст. 19 и 20 федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Таким образом: с одной стороны мы имеем Государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда в Российской Федерации, который осуществляют следующие государственные органы:
Слайд 21Федеральная инспекция труда,
Государственная экспертиза условий труда,
Федеральный горный
и промышленный надзор России,
Федеральный надзор России по ядерной и
радиационной безопасности,
Государственный энергетический надзор,
Роспотребнадзор,
Прокуратура.
С другой стороны, Профсоюзы имеют право общественного контроля за выполнением работодателями требований охраны труда.
Слайд 22Статья 370 ТК РФ.
Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля
за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
Конечная инстанция – самый гуманный суд в мире…
Работник, член профсоюза, помимо обращения в государственные органы надзора может обратиться за помощью профсоюзной организации
Слайд 23Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства, выполнением условий коллективных
договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать
правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.
Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования профсоюза об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Слайд 24Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать
любых работодателей, у которых работают члены профсоюза, для проведения проверок
соблюдения трудового законодательства, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.
Слайд 25Профсоюзные инспекторы труда имеют право:
осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового
законодательства;
принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний;
получать информацию от должностных лиц организаций, о состоянии ОТ, о всех несчастных случаях и профессиональных заболеваниях;
Слайд 26Защищать права членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их
здоровью на работе;
Предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях
непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
Проводить экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
Направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, обязательные для рассмотрения
Слайд 27Осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей,
предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
Принимать участие в работе комиссий по
испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;
Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда
Слайд 28Принимать участие в разработке проектов законов и иных нормативных правовых
актов различных уровней;
Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении
к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве
Слайд 29Первую часть нашей беседы хочу закончить следующим плакатом
Слайд 30Сотрудничество эпизодическое:
расследование несчастных случаев 229ТК РФ,
участие в специальной
оценке условий труда ФЗ 426-фз,
разработка КД ст.35 ТК РФ,
соглашений ст.47 ТК РФ, локальных нормативных актов ст.372 ТК РФ.
Основные виды сотрудничества между работодателем и профсоюзом
Сотрудничество на постоянной основе:
взаимодействие между сторонами в рамках колдоговора ст.43 ТК РФ,
работа в совместном комитете по охране труда ст. 218 ТК РФ,
работа в рамках СУОТ ст.212 ТК РФ.
Слайд 31 Любое сотрудничество предполагает наличие договоренностей зафиксированных на бумаге (соглашение,
договор, протокол о намерениях) с указанием сроков реализации договоренностей т.е.
- план.
План может быть выполнен, а может быть и нет.
Необходим контроль выполнения принятых договоренностей, а также контроль выполнения работодателем своих обязанностей перед государством относительно работника.
Слайд 32По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их
представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда.
Первая форма:
Совместные комитеты. (Ст.218 ТК РФ).
В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители профсоюза.
Рассмотрим формы сотрудничества между профсоюзом и работодателем установленные и закрепленные нормативными актами государства
Слайд 33Типовое положение о комитете по охране труда
зарегистрировано в Минюсте
России
28 июля 2014 г. N 33294
Определено Приказом
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 июня 2014 г. N 412н
Слайд 34Приказом (распоряжением) работодателя с учетом мнения профкома утверждается Положение о
комитете (комиссии) по охране труда предприятия.
Комитет является составной частью системы
управления охраной труда (СУОТ), а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда.
Работа Комитета строится на принципах социального партнерства
Слайд 35Комитет в своей деятельности руководствуется следующими нормативными актами:
1. Законами
и иными нормативными правовыми актами РФ,
2. Законами и иными
нормативными правовыми актами об охране труда, субъектов РФ,
3. Генеральным, региональным, отраслевым (межотраслевым), территориальным соглашениями,
4. Коллективным договором (соглашением по охране труда),
5. Локальными нормативными актами работодателя
Слайд 36Задачами Комитета являются:
Разработка, на основе предложений членов Комитета, программы совместных
действий работодателя и профсоюза по соблюдению нормативных требований охраны труда,
предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний;
Слайд 37Задачами Комитета являются:
Организация проверок состояния условий и охраны труда на
рабочих местах, подготовка по результатам проверок предложений работодателю по улучшению
условий и охраны труда;
Слайд 38Задачами Комитета являются:
Содействие службе охраны труда в информировании работников о
состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске
повреждения здоровья, о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.
Рассмотрение предложений с целью выработки рекомендаций по улучшению условий и охраны труда;
Слайд 39Функциями Комитета являются:
содействие работодателю в организации обучения по охране труда,
безопасным методам и приемам выполнения работ
проверки знаний требований охраны труда
и проведения в установленном порядке инструктажей по охране труда;
Слайд 40Функциями Комитета являются:
Участие в проведении проверок состояния условий и ОТ
на рабочих местах, рассмотрении их результатов, выработка предложений работодателю по
приведению условий и охраны труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
Слайд 41Функциями Комитета являются:
Информирование работников о проводимых мероприятиях по улучшению условий
и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
Слайд 42Комитет по охране труда оказывает содействие:
службе охраны труда по организации
проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров
и учету результатов медицинских осмотров при трудоустройстве;
своевременной бесплатной выдаче в установленном порядке работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда, молока и других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания;
Слайд 43Комитет по ОТ содействует службе ОТ :
в рассмотрении вопросов финансирования
ОТ, а также контроле за расходованием средств, направляемых на ОТ;
во
внедрении совершенных технологий производства, нового оборудования, средств автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда, ликвидации (сокращении числа) рабочих мест с вредными (опасными) условиями труда;
Слайд 44Комитет по ОТ готовит и направляет работодателю предложения по:
совершенствованию
организации работ с целью обеспечения охраны труда и сохранения здоровья
работников,
созданию системы поощрения работников, соблюдающих требования охраны труда;
разработке проектов локальных нормативных актов по охране труда, участие в разработке и рассмотрении указанных проектов.
Слайд 45Комитет имеет право:
получать от службы охраны труда работодателя информацию о
состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональной
заболеваемости, наличии опасных и вредных производственных факторов и принятых мерах по защите от их воздействия, о существующем риске повреждения здоровья;
Слайд 46Комитет имеет право:
заслушивать на заседаниях сообщения работодателя, руководителей структурных подразделений
и других работников по вопросам об обеспечении безопасных условий и
ОТ на рабочих местах работников и соблюдении их гарантий и прав на ОТ.
Слайд 47Комитет по ОТ имеет право:
вносить работодателю предложения о привлечении к
ответственности должностных лиц и работников, допустивших нарушения требований ОТ, повлекшие
за собой тяжелые последствия;
участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения) по охране труда по вопросам, находящимся в компетенции Комитета;
Слайд 48Комитет имеет право:
вносить работодателю предложения о стимулировании работников за активное
участие в мероприятиях по улучшению условий и охраны труда;
содействовать разрешению
трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, изменением условий труда, предоставлением работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций
Слайд 49Каждая сторона в комитете имеет один голос вне зависимости от
общего числа представителей сторон.
Численность членов Комитета определяется в зависимости от
численности работников, занятых у работодателя, количества структурных подразделений, специфики производства и других особенностей по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников.
Выдвижение в Комитет представителей работников может осуществляться на основании решения выборного органа первичной профсоюзной организации, если он объединяет более половины работающих, или на собрании (конференции) работников организации.
Представители работодателя выдвигаются работодателем.
Состав Комитета утверждается приказом (распоряжением) работодателя.
Слайд 50Комитет избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны
социального партнерства и секретаря. Председателем Комитета, как правило, является непосредственно
работодатель или его уполномоченный представитель.
Одним из заместителей является представитель выборного органа первичной профсоюзной организации,
Секретарем - работник службы охраны труда работодателя.
Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми им регламентом и планом работы, которые утверждаются председателем Комитета.
Члены Комитета отчитываются не реже одного раза в год перед выборным органом первичной профсоюзной организации или собранием (конференцией) работников о проделанной ими в Комитете работе.
Слайд 51Члены Комитета должны проходить обучение по охране труда за счет
средств работодателя или средств финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению
производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами
Приказ Минтруда России от 10 декабря 2012 г. N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" (зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2012 г. N 26440)
Слайд 52
Выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференция) работников вправе
отзывать из состава Комитета своих представителей и выдвигать в его
состав новых представителей.
Работодатель вправе своим распоряжением отзывать своих представителей из состава Комитета и назначать вместо них новых представителей.
Обеспечение деятельности Комитета, его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения по охране труда) устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом работодателя.
Слайд 53
ВАЖНО!
Невозможно одному председателю профкома быть представителем профсоюза везде, где положено
и при этом делать все, как положено !!!!!!!
Слайд 54Взаимодействуя с работодателем, профсоюз должен быть уверен, что работодатель выполняет
все свои обязательства. Для этого профсоюз и наделен функцией контроля.
Контроль осуществляется на различных уровнях взаимодействия профсоюза с работодателем, однако, наиболее оперативным является контроль непосредственно на рабочих местах, при повседневной работе.
Такой контроль возможен лишь при непосредственном участии самих работников, членов профсоюза, которым поручена данная функция.
Слайд 55Эти работники называются уполномоченными профсоюза по охране труда.
Слайд 56
Они работают на общественных началах, поскольку результаты их деятельности
распространяются на них самих и их коллег. Правовое основание для
их работы:
ФНПР
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2006 г. N 4-3
О ТИПОВОМ ПОЛОЖЕНИИ
ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ (ДОВЕРЕННОМ) ЛИЦЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА
Слайд 57Организаторы общественного контроля охраны труда на предприятии должны понимать, что
успешное выполнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно лишь при
условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации предприятия, профсоюзных органов, инспекции профсоюзов.
Правовые гарантии для этого содержатся в ТК РФ, и других нормативных правовых актах различного уровня (вплоть до КД), регламентирующих деятельность уполномоченных.
Слайд 58Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением прав
и интересов работников в области ОТ на предприятиях всех форм
собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.
В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных.
Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников.
Слайд 59Профсоюз организовывает выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии
в целом.
Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности
несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии.
Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными органами, со службой охраны труда и другими службами предприятия, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов
Слайд 60Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их,
и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий
по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.
Слайд 61Функции уполномоченных
осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных
правовых актов об охране труда,
контроль за выполнением со
стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда, то есть за соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда; правильностью применения ими средств коллективной и индивидуальной защиты.
Слайд 62Функции уполномоченных
Участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников
Участие в
работе комиссий по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам охраны труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Слайд 63Основными задачами уполномоченных являются:
Содействие созданию на предприятии здоровых и безопасных
условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда.
Осуществление
контроля за состоянием охраны труда на предприятии.
Представление интересов работников при рассмотрении трудовых споров.
Слайд 64Основными задачами уполномоченных являются:
По поручению профсоюзного органа - участие в
расследовании несчастных случаев на производстве.
Информирование работников подразделения, о выявленных нарушениях
состояния охраны труда, проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.
Слайд 65Основными задачами уполномоченных являются:
Осуществление контроля за своевременным сообщением руководителям о
происшедших несчастных случаях, не соблюдением норм рабочего времени и времени
отдыха, предоставления компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными условиями труда.
Участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения - оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве
Слайд 66Право контролировать соблюдение в подразделении, в котором они являются уполномоченными,
законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда; выполнение
мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев.
Для выполнения задач, возложенных на уполномоченных, им предоставлены соответствующие права.
Слайд 67Право участия в работе комиссий по испытаниям и приемке в
эксплуатацию средств труда.
Право получения информации от руководителей и иных должностных
лиц своих подразделений и предприятия о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве.
Право предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.
Слайд 68Право выдавать руководителям подразделения обязательные к рассмотрению представления об устранении
выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране
труда.
Право обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
И другие права.
Слайд 69Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных:
Обеспечивать их
правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда
за счет средств предприятия.
Обучать уполномоченных по специальной программе на курсах при территориальных органах по труду, других организациях за счет предприятия (с сохранением среднего заработка обучаемому).
Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение.
Слайд 70Уполномоченным для выполнения возложенных на них функций должно предоставляться необходимое
время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на
условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников
Уполномоченные по ОТ должны планировать свою работу помесячно.
Координирует работу уполномоченных – заместитель председателя профкома.
Оценивает работу уполномоченных профком или профгруппа или профсоюзное собрание.
Слайд 73Одним из видов совместного контроля работодателями и профсоюзами за состоянием
условий и охраны труда на рабочих местах в советское время
был Трехступенчатый контроль. В постсоветское время этот вид контроля исчез из нормативных документов. Однако, в связи с обязательным требованием внедрения СУОТ, в соответствии с федеральным законом 421-фз, этот вид контроля получил второе рождение в нашей стране.
Слайд 74Трехступенчатый метод контроля проводится:
на первой ступени - в отделениях и
отделах, лабораториях и участках, мастерских и др. структурных подразделениях;
на второй
ступени - в отделениях и отделах, лабораториях, а также в более крупных структурных подразделениях;
на третьей ступени или в «День охраны труда» - в организации в целом
Трехступенчатый метод контроля не исключает ранее рассмотренных видов контроля, а дополняет их как составляющая часть СУОТ.
Слайд 75Руководство организацией трехступенчатого контроля осуществляют руководитель (его зам.) и председатель
комитета профсоюза (его зам. по охране труда).
Ими утверждается график
проведения трехступенчатого метода контроля 2-ой ступени и 3-ей ступени или «Дня охраны труда».
Слайд 76Первая ступень.
Контроль на первой ступени проводится не реже одного раза
в неделю руководителем структурного подразделения совместно с уполномоченным по охране
труда.
Слайд 77На первой ступени рекомендуется проверять:
выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных
предыдущей проверкой;
состояние условий труда на каждом рабочем месте;
безопасность эксплуатации оборудования,
приборов;
состояние электробезопасности и соблюдение работниками правил электробезопасности;
Слайд 78исправность приточной и вытяжной вентиляции;
наличие и соблюдение работниками инструкций по
охране труда;
наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты и
др.
Намечаются мероприятия по устранению выявленных при проверках нарушений и недостатков, определяются сроки и ответственные за их исполнение
Слайд 79Вторая ступень.
Контроль на второй ступени проводится комиссией, возглавляемой руководителем
На второй
ступени контроля проверяются:
организация и результаты работы первой ступени контроля;
выполнение мероприятий,
намеченных в результате ранее проведенных второй и треть ступени контроля;
выполнение приказов и распоряжений по вопросам охраны труда руководится организации, решений профсоюзного комитета;
Слайд 80выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля и представлений органов
общественного контроля;
выполнение мероприятий, разработанных по результатам расследования несчастных случаев;
исправность и
соответствие оборудования, аппаратуры, транспортных средств требованиям охраны труда;
соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов оборудования, вентиляционных систем и установок, зданий и сооружений;
Слайд 81состояние охраны труда в подразделениях, наличие плакатов по охране труда,
сигнальных цветов и знаков безопасности;
наличие и исправность защитных, сигнальных и
противопожарных средств и устройств;
своевременность и качество проведения инструктажей работников по охране труда;
наличие и правильность использования работниками средств индивидуальной защиты (спецодежды, спецобуви, санитарно-гигиенической одежды и санитарной обуви):
состояние санитарно-бытовых помещений и устройств.
Результаты проверки заносятся в Журнал второй ступени контроля
Слайд 82Третья ступень или День охраны труда.
Контроль на третьей ступени проводится
комиссией, возглавляемой работодателем (руководителем или его заместителем), не реже одного
раза в квартал. В состав комиссии входят руководитель службы охраны труда, председатель профсоюзного комитета или его заместитель по охране труда, представители технических служб учреждения, ответственные за:
электрохозяйство;
вентиляционные системы и установки;
грузоподъемные механизмы установки;
сосуды, работающие под давлением;
и др.
Слайд 83На третьей ступени проверяются:
организация и результаты работы первой и
второй ступеней контроля
выполнение мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями по охране
труда и другими документами;
выполнение мероприятий, разработанных по результатам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев и аварий;
техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений, цехов и прилегающих к ним территорий в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране труда;
выполнение приказов и распоряжений, предписаний и указаний органов государственного надзора и контроля и представлений органов общественного контроля;
обеспеченность работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;
организация проведения обучения и инструктажей работников и специалистов по охране труда.
Слайд 84Результаты проверок оформляются актом и обсуждаются на совещании у руководителя
организации с участием профсоюзного актива, а при необходимости с приглашением
органов государственного надзора и контроля.
На совещании заслушиваются руководители отделений, участков, на которых выявлено неудовлетворительное состояние условий и охраны труда и нарушение требований нормативных правовых актов по охране труда.
Проведение совещания оформляется протоколом, с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц.
В необходимых случаях руководителем учреждения издается приказ (распоряжение).
Слайд 85Сегодня страх потери работы, заработка заставляет работника соглашаться на работу
в опасных условиях и условиях, которые могут вызвать профессиональные заболевания,
связанные с работой.
Мы, представители профсоюзов, можем сыграть серьезную роль в обеспечении охраны труда на предприятии, если будем иметь четкое представление о своих правах и полномочиях, знать правовые основы охраны труда, законодательные нормативные правовые акты, принятые в последнее время, а также уметь практически организовать работу по решению вопросов условий и охраны труда на предприятии.
Слайд 86К сожалению, практика последних лет убедила профсоюзы в том, что
как во власти, так и в среде предпринимателей мало представителей,
готовых к отношениям на принципах действенного социального партнерства.
Поэтому профсоюзам предстоит нелегкая борьба за его реальное становление.
Готовность к переговорам не исключает необходимости солидарно защищать свои права в сфере социально-трудовых отношений и другими методами.
Сегодня условия труда, охрана труда во многом зависят от конструктивной, настойчивой позиции профсоюзов.