Слайд 1Программирование и планирование социально-экономического развития на основании прогнозов
Подгруппа А 16-Губо-11
Слайд 2Содержание
1. Научные основы и методы предвидения будущего
2. Роль, функции
и организация прогнозирования в рыночной экономике
3. Социально-экономическое программирование
4. Индикативное планирование
Слайд 3Важнейшей функцией государственного регулирования рыночной экономики на макроуровне является разработка
и реализация стратегии социально-экономического развития с помощью механизмов прогнозирования, программирования
и индикативного планирования.
Слайд 4Научные основы и методы предвидения будущего
Слайд 51.1. Предвидеть, чтобы управлять
Предвидение социальных, экономических, экологических и иных последствий
предпринимаемых действий является непременным условием их успеха, особенно в быстро
меняющейся обстановке. Открытие закономерностей и тенденций развития той или иной области природы и общества для предвидения тенденций ее динамики в будущем и последствий вмешательства человека в эту область — важнейшая функция любой науки.
Слайд 6Основы современной теории предвидения будущего заложены русским ученым Николаем Дмитриевичем
Кондратьевым. Он применил эту теорию при разработке первого в мире
индикативного плана.
Слайд 7Основные положения теории предвидения Н.Д. Кондратьева в ее современном звучании
можно сформулировать следующим образом:
Предвидение будущего строится на глубокой научной основе
познания закономерностей строения, динамики и взаимосвязей прогнозируемого объекта.
Прогноз цикличной динамики исследуемых объектов, смены циклов и их фаз, периодически возникающих кризисов.
Три типа предвидения в социально экономической области.
Сочетания генетического и телеологического подходов.
Слайд 81.2. Прогноз и план
Прогнозы не являются самоцелью, они служат необходимым
этапом для обоснования среднесрочной и долгосрочной стратегии, разработки перспективных планов.
Н.Д. Кондратьев подчеркивал неразрывную связь прогноза и плана, также отмечал, что показатели плана должны строиться на основе предвидения.
Слайд 9Роль, функции и организация прогнозирования в рыночной экономике
Слайд 102.1. Повышение роли прогнозирования
Переход от планово-директивной к регулируемой рыночной экономике
не ослабляет, а усиливает роль прогнозирования в государственном управлении и
хозяйственной системе.
Во-первых, в условиях рынка значительно возрастает стохастичность и изменчивость экономической динамики, взаимодействия множества факторов, определяющих ее траекторию.
Во-вторых, децентрализация собственности и управления многократно повышает спрос на прогнозы в средних и низших эшелонах управления.
В-третьих, многоукладность экономики, резкое увеличение ее открытости, и т.д.— все это требует учета многообразия стремительно меняющихся факторов постоянного предвидения характера.
Слайд 112.2. Функции экономического прогнозирования
Можно выделить три основные функции, которые выполняет
прогнозирование в системе экономического управления.
1. Предвидение тенденций развития и взаимосвязей
прогнозируемого объекта.
2. Прогнозное обоснование принимаемых решений.
3. Прогнозное сопровождение выполнения решения.
Слайд 122.3. Система прогнозов
Реализация функций социально-экономического и территориального прогнозирования осуществляется через систему
прогнозов, которые можно классифицировать по четырем основаниям:
объект прогноза;
горизонт прогноза;
характер
управления;
уровень управления.
Слайд 13По объекту выделяются следующие группы прогнозов на макроуровне:
Социальные прогнозы
Экономические
прогнозы
Научно-технические и инновационные прогнозы
Экологические прогнозы
Внешнеэкономические прогнозы
Слайд 14По горизонту прогноза различают:
краткосрочные прогнозы — на один, два года
или более короткий период (например, динамика цен, курса акций —
на неделю или месяц);
среднесрочные прогнозы — на 3-5 лет;
долгосрочные прогнозы — на период 10-20 лет, являющиеся более укрупненными и вариантными;
сверхдолгосрочные прогнозы — на 40-50 лет и более, дающие общее представление о возможных тенденциях развития в перспективе с учетом фаз среднесрочных, долгосрочных и сверхдолгосрочных циклов.
Слайд 15По уровню управления прогнозы подразделяются на:
индивидуальные, разрабатываемые отдельными предприятиями,
организациями, банками (чаще всего на краткосрочный период);
региональные — на
уровне муниципальных объединений, крупных экономических районов;
отраслевые — по отдельной отрасли или межотраслевому комплексу (например, топливно-энергетическому, агропромышленному);
проблемные — по отдельной проблеме экономического, научно-технического или экологического развития (например, по обеспечению занятости, освоению и распространению нового поколения техники, экологически чистой технологии);
национальные — на уровне страны в целом (федеральные экономические, социальные, научно-технические, экологические и сводные прогнозы);
международные — по группе стран (например, СНГ) или глобальные.
Слайд 16Наконец, по характеру прогнозов можно выделить:
частные и обобщающие прогнозы
генетические, нормативные и комбинированные
одновариантные и многовариантные.
Слайд 172.4. Методы прогнозирования
При обосновании прогнозов используют разнообразный набор инструментов —
от простой экстраполяции на будущее сложившихся тенденций до построения сложных
экономико-математических и имитационно-эвристических моделей.
Экстраполяционный метод состоит в изучении тенденций динамики исследуемого объекта в ретроспективе и продлении этих тенденций на перспективу.
Экономико-математические модели, используемые в предвидении будущего, носят разнообразный характер.
Слайд 18Широкое применение в практике прогнозирования получил, динамический межотраслевой баланс (МОБ),
который позволяет выявить взаимосвязи в структуре производства и распределения продукции
и оценить влияние основных факторов на структурные сдвиги.
Дальнейшим развитием МОБ является многомерная воспроизводственно-цикличная макромодель.
Оптимизационные модели
Эвристическое моделирование
Сценарный метод
Слайд 19Социально-экономическое программирование
Слайд 203.1. Государственное программирование
На основе прогнозов осуществляется выбор стратегии, позволяющей реализовать
наиболее выгодную из возможных траекторий будущего развития, и определяется перечень
стратегических приоритетов государственного воздействия на социально-экономическую динамику.
Реализация выбранной стратегии и приоритетов осуществляется на основе программ — набора взаимосвязанных мероприятий, обеспеченных ресурсами и позволяющих реализовать намеченные цели в возможно короткие сроки и с относительно меньшими затратами.
Слайд 21В чем преимущество программ и в каких случаях к ним
необходимо прибегать?
Во-первых, программы являются наиболее эффективным способом реализации стратегии регионального
развития.
Во-вторых, программы служат действенным способом соединении саморегулирования рыночной экономики.
В-третьих, программирование обеспечивает дополнительный синергический эффект.
Слайд 223.2. Виды программ
Классифицировать программы можно по разным критериям:
по объектам
характеру
срокам действия
территориальным масштабам
Слайд 23По объектам программирования можно выделить:
сводные макропрограммы
государственные программы
экономические целевые программы
отраслевые и проблемные программы
региональные целевые
программы
межгосударственные программы в рамках СНГ
международные программы, в которых Россия принимает участие в качестве инициатора или одного из исполнителей
целевые программы
Слайд 24По характеру программ их можно подразделить на:
сводные
социальные
экономические
научно-технические
инновационные
экологические
территориальные
внешнеэкономические
оборонные.
Слайд 25По срокам действия различают программы:
краткосрочные (на год-два)
среднесрочные (3-5 лет)
долгосрочные (на 8-10 и более лет)
По территориальным масштабам выделяются программы:
муниципальные
региональные
международные
Слайд 263.3. Технология программирования
1. Выбор объекта программы
2. Построение "дерева целей«
3. Обоснование
системы мероприятий
4. Структуризация программы, определение подпрограмм, блоков проектов и отдельных
проектов
5. Оценка ресурсов
6. Маркетинговые исследования
7. Создание целевых оргструктур для выполнения программы, подготовка кадров
8. Контроль и приемка работ
Слайд 284.1. Директивное и индикативное планирование
Централизованное директивное планирование, имея определенные преимущества
в критических ситуациях, позволяя в максимальной степени концентрировать ресурсы на
важнейших стратегических направлениях, в условиях нормального развития сковывает развитие экономики, лишая предпринимателей и нижестоящие органы управления самостоятельности и ответственности в выработке собственной стратегии, возможности ее обеспечения ресурсами, гибкой реакции на быстро меняющиеся требования рынка.
Слайд 29Индикативный план имеет ряд основных достоинств:
• исходит из самостоятельности агентов
рынка в выборе осуществлении собственной рыночной стратегии и тактики.
• дает
возможность центральным, региональным и муниципальным органам в пределах своей компетенции определять стратегические задачи.
• государство в большей мере концентрирует свои силы на развитии внерыночного сектора.
• обобщающие показатели индикативного плана носят ориентировочный характер.
Слайд 304.2. Система планов
В основе пирамиды планов в регулируемой рыночной экономике
лежат текущие и перспективные планы предприятий. Эти планы гибко корректируются,
если изменилась рыночная конъюнктура. Однако они обязательны для подразделений предприятия и его работников и охватывают все стороны деятельности — от НИОКР и производства до финансового плана.
Слайд 31В связи с этим предстоит значительно повысить роль государственного индикативного
планирования, принять законы об индикативном планировании и программировании, восстановить практику
разработки правительством и утверждения законодательными органами годовых и пятилетних индикативных планов, как это принято в большинстве развитых стран. Аналогичные меры по подъему прогнозно-плановой работы следует осуществить в областях и регионах. Реализация этих мер потребует возобновления подготовки и повышения квалификации специалистов и госслужащих, профессионально занимающихся этим сложнейшим видом деятельности.