Слайд 1Программы и учебно-методические комплексы для начальной школы
Слайд 2Существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и
развивающая
Традиционными называют программы:
«Начальная школа 21 века»
«Школа 2100»
«Школа России»
«Гармония»
«Перспективная начальная школа»
«Классическая
начальная школа»
«Планета знаний»
«Перспектива»
«Школа 2000»
К развивающим системам относятся программы:
Л.В. Занкова
Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Слайд 3«Начальная школа 21 века»
Программа «Начальная школа XXI века» разработана коллективом ученых Института
содержания и методов обучения РАО, Московского государственного педагогического университета, Российской
академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Московского государственного университета. Руководитель проекта - заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Виноградова Наталья Федоровна. Систему УМК «Начальная школа XXI века» выпускает издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ». Она является частью системы УМК «Алгоритм успеха».
Слайд 4Система УМК «Начальная школа 21 века» состоит из следующих завершенных предметных линий
учебников, которые включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253)
Слайд 5 Русский язык.
Букварь. Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова А.О.
Русский язык. Авторы: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова
М.И., Петленко Л.В.
- Литературное чтение. Авторы: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.
- Литературное чтение. Авторы: Виноградова Н.Ф., Хомякова
И.С., Сафонова И.В., Петрова В.И.
- Математика. Авторы: Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А., Юдачева Т.В.
- Математика. Авторы: Минаева С.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А.
- Окружающий мир. Авторы: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.
- Основы религиозных культур и светской этики (4 класс). Авторы: Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В.
ОРКСЭ. Основы светской этики (в 2-х частях).
ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур (в 2-х частях).
ОРКСЭ. Основы православной культуры (в 2-х частях).
ОРКСЭ. Основы исламской культуры (в 2-х частях).
- Изобразительное искусство. Авторы: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.
- Музыка. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В.
- Технология. Автор: Лутцева Е.А.
- Технология. Авторы: Хохлова М.В., Синица Н.В., Симоненко В.Д., Семенович Н.А., Матяш Н.В.
- Физическая культура. Авторы: Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С.
- Английский язык «FORWARD».Авторы:Вербицкая М.В.,Оралова О.В.,Эббс Б.,Уорелл Э.,Уорд Э.
Слайд 6«Школа 2100»
Первый и единственный в России и странах СНГ современный
опыт создания целостной образовательной модели, последовательно предлагающей системное и непрерывное
обучение детей от младшего дошкольного возраста до окончания старшей школы. Научные руководители - А.А.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, С.К.Бондырева, Ш.А.Амонашвили.
Слайд 7Главная цель «Школа 2100» - научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою
деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на
практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.
Слайд 8 Русский язык.
Букварь. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Русский язык.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
- Литературное чтение. Бунеев Р.Н., Бунеева
Е.В.
- Математика. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.
- Информатика. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О., Суворова Н.И. (1-4 классы)
- Окружающий мир. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Данилов Д.Д., Бурский О.В. и др. С.В.
- Основы религиозных культур и светской этики. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. (4 класс)
- Музыка. Усачева В.О., Школяр Л.В.
- Изобразительное искусство. Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.
- Технология. Куревина О.А., Лутцева Е.А.
- Физическая культура. Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е.
Слайд 9«Школа России»
это учебно-методический комплект для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Научный
руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук. В
качестве единого целостного данный комплект работает с 2001 года. Это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальных классах. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения.
Слайд 10Главная идея программы: “Школа России” создается в России и для России.
Программа Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Именно такая школа будет
достойна России.
Цели обучения:
1) создание условий для развития личности младшего школьника, реализации его способностей, поддержка индивидуальности;
2) освоение младшим школьником системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков;
3) формирование у ребенка интереса к учению и умения учиться;
4) формирование здоровьесберегающих навыков, обучение основам безопасной жизнедеятельности.
Слайд 11
- Обучение грамоте и чтению.
Русская азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А.,
Шанько А.Ф.
- Русский язык (2 линии).
Авторы: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.
Авторы: Канакина
В.П., Горецкий В.Г.
- Литературное чтениe. Автор Климанова Л.Ф.
- Математика. Авторы: Моро М.И. и др.
- Окружающий мир. Автор Плешаков А.А.
- Изобразительное искусство (2 линии).
Авторы: Неменская Л.А.(1 класс и 4 класс); Коротеева Е.И. (2 класс); Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. (3 класс).
Авторы: Шпикалова Т.Я. (1 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. (2 класс и 4 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Величкина Г. А. (3 класс).
Слайд 12«Гармония «
это учебно-методический комплект (УМК) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений,
обеспечивающий реализацию основной образовательной программы для начальной школы.
Слайд 13Учебники программы «Гармония» являются методическим средством, позволяющим реализовать современные требования
к содержанию и организации образования младших школьников и тем самым
обеспечить достижение предусмотренных ФГОС результатов начального образования –личностное развитие детей, их духовно-нравственное воспитание, формирование у них конкретных предметных умений и комплекса универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Слайд 14- Русский язык.
Букварь. Авторы: Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е.
Русский
язык. Авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.
- Литературное чтение. Автор: Кубасова О.В..
- Математика. Автор: Истомина Н.Б.
- Информатика
и ИКТ (2-4 классы). Авторы: Нателаури Н.К., Маранин С.С.
- Окружающий мир. Авторы: Поглазова О.Т., Ворожейкина Н.И., Шилин В.Д.
- Основы религиозных культур и светской этики (4 класс). Авторы: Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В.
- Технология. Автор: Конышева Н.М.
- Музыка. Авторы: Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И.
- Изобразительное искусство. Авторы: Копцева Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В.
- Физическая культура. Авторы: Тарнопольская Р.И., Мишин Б.И.
- Французский язык (2-4 классы). Авторы: Владимирова В. Г., Григорьева Е. Я.
Все учебники УМК «Гармония» исключены из федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, приказом Минобрнауки России от 26 января 2016г. N 38.
Слайд 15«Перспективная начальная школа»
- это учебно-методический комплект (УМК) для начальной школы.
Проект «Перспективная начальная школа» - результат многолетней работы коллектива сотрудников
РАН, АПК и ППРО, МГУ, МГПУ. УМК «Перспективная начальная школа» выпускает издательство«Академкнига/Учебник».
Слайд 16Основное содержание системы обучения «Перспективная начальная школа» складывается из таких образовательных областей,
как филология, математика, информатика, естествознание и обществознание, искусство, музыкальное образование.
Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.
Основная идея программы «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Слайд 17
- Русский язык.
Азбука. Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.
Русский язык. Авторы: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л.,
Малаховская О.В., Байкова Т.А.
- Литературное чтение. Автор: Чуракова Н.А.
- Математика. Автор: Чекин А.Л.
-
Информатика и ИКТ (2-4 классы). Авторы: Бененсон Е.П., Паутова А.Г.
- Окружающий мир. Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.
- Основы религиозных культур и светской этики (4 класс).
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Авторы: Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И.
- Изобразительное искусство. Авторы: Кашекова И.Э., Кашеков А.Л.
- Музыка. Авторы: Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
- Технология. Авторы: Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б.
- Физическая культура. Авторы: Шишкина А.В., Алимпиева О.П., Брехов Л.В.
- Английский язык «Favourite» (2-4 классы). Авторы: Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Обукаускайте Д.С., Сухина Е.И.
Слайд 18«Классическая начальная школа»
это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы.
Слайд 19В основе УМК «Классическая начальная школа» - целостная система обучения
младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах.
Под основной задачей обучения младших школьников
авторы комплекта понимают формированиетеоретических понятий (речеязыковых, математических, естествоведческих и других), которые составляют основу успешного обучения. Но формировать теоретические понятия на «пустом месте» нельзя, так как «пустая голова не мыслит» (П.П. Блонский).
Слайд 20 С 2011/2012 учебного года учебно-методический комплект (УМК) «Классическая начальная школа» как единое
целое перестает существовать. В связи с переходом начальной школы на
новый федеральный государственный образовательный стандарт
УМК «Классическая начальная школа» состоит из нескольких курсов:
- «Литературное чтение. Чтение и литература». Автор Джежелей О.В.
- «Русский язык». Автор Рамзаева Т.Г.
- «Математика». Автор Александрова Э.И.
- «Окружающий мир. Мир и человек». Авторы: Вахрушев А.А. и др.
- «Окружающий мир. Введение в историю». Авторы: Саплина Е.В., Саплин А.И. (3-4 класс)
- «Изобразительное искусство». Авторы: Кузин В.С., Кубышкина Э.И.
- «Технология. Своими руками». Автор Малышева Н.А.
- «Музыка». Авторы: Алеев В.В., Кичак Т.Н.
Слайд 21«Планета знаний»
это учебно-методический комплект (УМК) для начальной школы. В комплекте
полностью реализован Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и
воплощены идеи модернизации российского образования.
Учебники комплекта с полным основанием можно назвать учительскими. Среди авторов - заслуженные учителя России, школьные учителя высшей категории и опытные методисты, академики Российской академии образования, доктора и кандидаты педагогических наук, преподаватели вузов. Руководитель авторского коллектива И.А. Петрова. Комплект учебников «Планета знаний» выпускало издательство «Астрель», входившее в издательско-книготорговую группу «АСТ». В настоящее время учебники выпускают совместно издательства «Дрофа» и «Астрель».
Слайд 22Учебники УМК «Планета знаний» представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов, объединенных едиными целями,
задачами, подходами к организации учебного материала. Основная особенностьУМК «Планета знаний» заключается в
его целостности. Она проявляется в единых ценностных приоритетах; в единстве дидактических подходов; в единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам; в единстве сквозных линий типовых заданий; в единой навигационной системе.
Слайд 23- Русский язык.
Букварь. Автор: Андрианова Т.М.
Русский язык. Авторы: Андрианова Т.М., Илюхина В.А. (1 класс)
; Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. (2-4 классы).
- Литературное чтение. Автор: Кац Э.Э.
-
Математика. Авторы: Башмаков М.И., Нефедова М.Г.
- Окружающий мир. Авторы: Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В., Саплин А.И.
- Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) (4 класс).
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Авторы: Саплина Е.В., Саплин А.И.
- Изобразительное искусство. Авторы: Сокольникова Н.М.
- Музыка. Автор: Бакланова Т.И.
- Технология. Авторы: Узорова О.В., Нефедова Е.А.
- Физическая культура. Авторы: Лисицкая Т.С., Новикова Л.А.
Слайд 24«Перспектива»
это учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов общеобразовательных учреждений, выпускается
м 2006года,который представляет собой целостную информционно-образовательную среду, реализующую единые идеологические,
дидактические и методические принципы, отвечающие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Слайд 25Главной целью системы учебников «Перспектива» является создание информационно-образовательной среды, обеспечивающей включение
каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются
условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции - умения учиться.
Слайд 26 Преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что, система построения учебного
материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию
и изучению нового. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться.
Слайд 27 Русский язык.
Азбука. Авторы: Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.
Русский язык. Авторы: Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина
Т.В.
- Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.
- Математика. Авторы: Дорофеев Г.В.,
Миракова Т.Н., Бука Т.Б.
- Информатика. Авторы: Рудченко Т.А., Семенов А.Л.
- Окружающий мир. Авторы: Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.
- Изобразительное искусство. Авторы: Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
- Музыка. Авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. (Учебники могут использоваться в составе систем учебников «Перспектива» и «Школа России»).
- Технология. Авторы: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П., Добромыслова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В.
- Физическая культура. Автор: Матвеев А.П.
- Физическая культура. Авторы: Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д. (Учебники могут использоваться в составе систем учебников «Школа России» и «Перспектива»).
- Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) (4 класс). (Учебники могут использоваться в составе систем учебников «Школа России» и «Перспектива»).
ОРКСЭ. Основы православной культуры. Автор: Кураев А.В.
ОРКСЭ. Основы исламской культуры. Авторы: Латышина Д.И., Муртазин М.Ф.
ОРКСЭ. Основы иудейской культуры. Авторы: Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В.
ОРКСЭ. Основы буддийской культуры. Автор: Чимитдоржиев В.Л.
ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Авторы: Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др.
ОРКСЭ. Основы светской этики. Автор: Шемшурина А.И.
Слайд 28«Школа 2000»
Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…» предлагает решение актуальных
образовательных задач в системе непрерывного образования (ДОУ – школа –
вуз). В основе лежит непрерывный курс математики для дошкольников, начальной и средней школы, ориентированный на развитие мышления, творческих сил детей, их интереса к математике, на формирование прочных математических знаний и умений, готовности к саморазвитию. Программа «Учись учиться» учитывает возможность работы по данной программе в условиях различных вариантов учебного плана.
Слайд 29Главной целью программы «Школа 2000…» является всестороннее развитие ребенка, формирование
у него способностей к самоизменению и саморазвитию, картины мира и
нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности
Слайд 30Математика – Л.Г. Петерсон Учебники оснащены учебно-методическими пособиями, дидактическими материалами
и компьютерной программой мониторинга успеваемости.
Дополнительная литература 2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А.,
Мазурина С.Е. Что значит уметь учиться. Учебно-методическое пособие.-М.: УМЦ «Школа 2000…», 2006. 3. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»//Построение непрерывной сферы образования.- М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.
Слайд 31Система Л.В.Занкова
введена как вариативная государственная система начального образования с 1995-1996
учебного года (наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.
Давыдова). C 2003 года научный руководитель Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова - Н.В. Нечаева, кандидат педагогических наук, профессор ФНМЦ.
Слайд 32Учебно-методический комплект для начального и среднего звена разработан в соответствии
с основными направлениями модернизации российского образования, с Федеральным компонентом государственного
образовательного стандарта начального и общего образования и с новым Базисным учебным планом.
Начальное обучение в соответствии со взглядами Л.В. Занкова главной задачей ставит общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, чувств школьников и как надежная основа усвоения ими знаний, умений и навыков.
Слайд 33Цель начального образования по Занкову – дать учащимся общую картину мира.
Общую, а не кусочки, детали, не отдельные школьные предметы. Нельзя
дробить то, что еще не создали. То что в системе Л.В. Занкова нет главных и второстепенных предметов, тоже очень важно с точки зрения повышения статуса естествознания, ИЗО, физкультуры, труда, то есть предметов, дающих возможность развития именно чувственной базы.
Слайд 34:
- Обучение грамоте и чтению.
Азбука. Авторы: Нечаева Н.В., Белорусец К.С.
- Русский язык. Автор: Нечаева
Н.В.
- Литературное чтение (2 линии).
Автор: Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А.
Автор: Лазарева В.А.
- Математика (2
линии).
Авторы: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С.(1 класс) и Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. (2-4 класс).
Автор: Ванцян А.Г. (1 класс).
- Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
- Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н.
- Музыка. Автор: Ригина Г.С.
Слайд 35Система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова
полностью отвечает новым целям образования, определенным современным Федеральным
государственным стандартом образования и Концепцией модернизации российского образования, принятой Правительством
РФ. Основная цель модернизации российского образования – формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности.
Слайд 36Авторы системы Эльконина - Давыдова хотят, чтобы у выпускников начальной
школы были сформированы способности к рефлексии как основы теоретического мышления, которая в
младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:
- знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;
- умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;
- умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;
- умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.
Слайд 37В результате обучения по системе Эльконина - Давыдова дети в
состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не
принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне.
Слайд 38
- Русский язык.
Букварь. Авторы: Репкин В.В, Восторгова Е.В., Левин В.А.
Русский язык. Авторы: Репкин В.В.,
Восторгова Е.В., Некрасова Т.В.
- Русский язык. Авторы: Ломакович С.В., Тимченко Л.И.
-
Литературное чтение. Автор: Матвеева Е.И.
- Математика. Автор: Александрова Э.И.
- Математика. Авторы: Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., О.В. Савельева.
- Окружающий мир. Авторы: Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.