Слайд 1Производственный процесс предприятия сервиса
Организация и планирование деятельности предприятий сервиса
Слайд 2Самостоятельная работа
Ознакомиться с методикой разработки бизнес-модели ( РАЗДАТОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
ДИСЦИПЛИНЕ В ХРАНИЛИЩЕ)
Пройти тест Адизеса на определение своего стиля руководства
PAEI
Слайд 5Направления деятельности предприятия:
1) Кадровая функция обеспечивает производство людскими ресурсами;
2) Финансы
и бухгалтерский учет
3) Обеспечение поставщиками. Организация процесса обслуживания производственной
системы всеми ресурсами, кроме людских
4) Инновационная функция. Развитие продукта и процесса производства – исследования и изобретения
5) Распространение продукции означает доведение товаров и услуг до потребителей
6) Производственная функция обеспечивает процесс изготовления товара, принятие решений в сфере производства технологий, календарного планирования производства и запасов, контроля качества;
7) Маркетинг предусматривающий выявление и удовлетворение потребностей потребителей, изучение рынка товара, уровня цен на продукцию, методов формирования опросов и каналов товарооборота.
Слайд 6План лекции
Ресурсы предприятия
Ключевые партнеры предприятия
Основная деятельность предприятия сервиса
Понятие производственного процесса
Лекция 2 Производственный процесс предприятия сервиса
Слайд 7Темы индивидуальных заданий
Понятие производственного процесса
Классификация производственных процессов
Производственный цикл
Технологический
цикл
Принципы организации производственных процессов
Типы производств
Производственная структура предприятия
Методы организации производства
Слайд 8Источники информации
Виноградова М.В. Организация и планирование деятельности предприятий сервиса. Учебное
пособие для студ. вузов. / М.В. Виноградова, З.И. Панина –
М.: Изд-во торговая компания «Дашков и Ко», 2013. -448 с.
Панина З. И.
Организация и планирование деятельности предприятия сферы сервиса: практикум [для студентов бакалавриата и специалитета] / З. И. Панина, М. В. Виноградова. - 2-е изд. - М. : Дашков и К°, 2013. - 244 с.
Раздаточные материалы ПО ДИСЦИПЛИНЕ в ХРАНИДИЩЕ ПЦУМ
Слайд 10РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ и бизнес-модель
Трудовые (человеческие)
Физические
Интеллектуальные
Финансовые
Слайд 11Трудовые (человеческие)
Любая компания требует наличия трудовых ресурсов,
однако в бизнес-моделях таких областей деятельности, как:
сервис
науко- и знание-
емкие отрасли
творческие индустрии
люди особенно важны.
Слайд 12
Физические
Эта категория включает материальные активы, такие как:
производственное оборудование, станки
здания, транспортные
средства
системы точек продаж и торгово-распределительная сеть.
Слайд 13Интеллектуальные
патенты и авторские права
бренды, запатентованные названия и наименования
партнерские отношения
и базы клиентов
Слайд 14Финансовые
Некоторые бизнес-модели основаны на финансовых ресурсах и/или финансовых гарантиях, таких
как
наличные деньги
кредитные линии
опционы
с помощью которых привлекаются ключевые сотрудники
Слайд 16КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ -- профессиональный, квалификационный, демографический состав персонала, способность его
к профессиональному росту, адаптации к изменениям целей производственной системы;
ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
-- степень прогрессивности и гибкости технологических процессов выполнения услуг, возможности их дальнейшего совершенствования, наличие инновационных разработок по новым видам услуг;
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ -- Размеры и характер территории предприятия, производственных площадей, коммуникаций, возможность расширения и др.;
РЕСУРСЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ гибкость и адаптивность управляющей системы, качество принятия управленческих решений, экономичность структуры и т. П.;
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ -- характер информации о самой производственной системе и внешней среде, возможность повышения ее качества: достоверности, насыщенности, ценности информации;
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ -- состояние активов, ликвидное наличие кредитных линий и др..
РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ СЕРВИСА
Слайд 173 основных мотива для создания партнерских отношений:
Оптимизация и экономия на
масштабе
Снижение рисков и неопределенности
Приобретение определенных ресурсов и активностей
Ключевые партнеры
Слайд 18«Организация и ее поставщики взаимозависимы, а взаимовыгодные отношения повышают способность
обоих производить ценности».
Принципиальные действия:
выявление и выбор ключевых поставщиков;
установление с поставщиками
отношений, которые бы уравновешивали краткосрочные выгоды и долгосрочные соображения для организации и общества в целом;
создание ясного и открытого общения;
совместное установление ясного понимания требований потребителей;
признание усовершенствований и достижений поставщиков
инициирование совместных разработок и усовершенствования продуктов и процессов;
обмен информацией и будущими планами;
Отношения с поставщиками
Слайд 20Основная деятельность
предприятия сервиса
Основная деятельность может быть разделена на следующие
категории:
• Производство
Разработка, производство и доставка продукта в
достаточном количестве и отличного
качества.
• Поиск решений
Поиск новых решений индивидуальных проблем потребителей. Такая деятельность доминирует в консалтинге, больницах и других сервисных компаниях. Такая бизнес-модель требует продолжительного обучения сотрудников и управления знаниями.
Платформа/сеть
управление платформой, оказание сервисных услуг и услуг поддержки и продвижение платформы.
Сети, сайты, программное обеспечение и бренды могут служить платформой.
Слайд 21Основу деятельности предприятия сферы сервиса , а следовательно его производственных
процессов составляет процесс оказания услуги
Слайд 22Понятие производственного процесса.
Производственный процесс - взаимодействие средства труда, предмета труда
и труда (рабочей силы) в соответствии с технологией с целью
получения продукта, при этом средство труда, предмет труда и труд представляют собой ресурсы, которые в процессе взаимодействия овеществляются в продукте.
Слайд 23Термины
Производственный процесс
Предмет труда
Средства труда
Слайд 25Технологический процесс является частью производственного процесса, содержащей целенаправленные действия по
изменению и (или) определению состояния предмета (ГОСТ 3.1109-82). Состоит из
отдельных операций
Такие действия осуществляются с помощью производственных технологий определяющих :
порядок выполнения операций,
выбор предметов труда,
методов воздействия на них;
оснащение производства оборудованием, инструментом,
способы сочетания личностного и вещественного факторов.
Технологическая операция - законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте.
Слайд 26Технологическая цепочка производства изделий
Заготовительные
ПП
Обрабатывающие
ПП
Сборочные ПП
Сырье,
материалы
Заготовки
Комплек-
тующие
изделия
Изделия
Слайд 27Классификация производственных процессов
Слайд 29Основные (заготовительные, обрабатывающие, сборочно-отделочные)
Вспомогательные (инструментальные, ремонтные, производство энергии, строительно-монтажные)
Обслуживающие (транспортно-переместительные,
энергообеспечение, складирование, материально-техническое обеспечение)
Управленческие (прогнозирование и планирование, регулирование и координация,
контроль, учет и анализ, организация)
Слайд 30С позиций добавленной стоимости выделяют две группы процессов в
организации: 1) основные (процессы жизненного цикла продукции);
2) обеспечивающие (вспомогательные).
Основные процессы имеют следующие характерные черты:
- внешний потребитель стоит в начале и в конце процесса;
- результаты этих процессов оказывают большое влияние на удовлетворенность потребителя и успех организации;
-потребитель готов платить за результат процесса.
Обеспечивающие процессы всегда имеют только внутренних потребителей. Это ремонт и обслуживание производственного оборудования, внутренние проверки, обучение персонала, управление документацией, управление записями (данными о качестве), управление устройствами для мониторинга и измерений (метрологическое обеспечение).
Результатом обеспечивающих процессов является создание условий для выполнения основных процессов.
Слайд 31При анализе организации вспомогательных процессов их рационально сгруппировать по четырем
основным направлениям:
- эксплуатационно-технические – содержание материальных объектов;
- социальные – обеспечение
деятельности персонала;
- представительские – создание имиджа организации;
- снабжение – материально-техническое обеспечение.
Особенностью вспомогательных и обслуживающих процессов является возможность выполнения их силами других специализированных организаций, для которых они являются основными. Приобретать такого рода услуги бывает выгодно, особенно для небольших фирм.
Слайд 322).По характеру воздействия на сырье и материалы производственные процессы разделяются
на:
механические
физические
химические
биохимические и т.п.
Слайд 33
3) По степени непрерывности
Прерывные - предполагают наличие перерывов в
изготовлении продукции, работе оборудования без ущерба для качества продукции
Непрерывные -
осуществляются без перерывов, т.к. перерывы невозможны или же они приводят к ухудшению качества продукции и состояния оборудования
Слайд 34
4) По характеру выполняемых технологических операций
(по стадии изготовления)
Заготовительные- превращают сырье и материалы в необходимые заготовки, приближающиеся по
форме и размерам к готовым изделиям
Обрабатывающие - заготовки превращаются в готовые детали
Сборочные (выпускающие) - служат для изготовления готовой продукции, сборки узлов, машин
Слайд 35
5) По степени технической
оснащенности/автоматизации
Ручные - процессы, выполняемые
без помощи машин и механизмов
Частично- механизированные - характеризуются заменой ручного
труда машинами на отдельных операциях, главным образом основных
Комплексно – механизированные - предполагают наличие взаимоувязанной системы машин и механизмов, обеспечивающей выполнение всех производственных операций без применения ручного труда, за исключением операций управления машинами и механизмами
Автоматизированные - обеспечивают выполнение всех операций, включая управление машинами и механизмами без непосредственного участия работника
Слайд 36
По особенностям используемого оборудования
Аппаратурные - протекают в
специальных видах оборудования (ваннах, сосудах и т. д.) и не
требуют труда рабочих в ходе их выполнения
Дискретные - выполняются на отдельных станках при участии рабочих
Слайд 37
6) По характеру объекта производства
Простые - из одного вида
сырья и материалов получают один готовый продукт
Синтетические - один продукт
получают из нескольких видов сырья и материалов
Аналитические - из одного вида сырья и материалов получают несколько готовых продуктов
Слайд 38Типы производства
Тип производства - организационно-технологическая характеристика производственного процесса, основанная на
его специализации, повторяемости и ритмичности (на одном рабочем месте, в
масштабе линии, участка, цеха, завода в целом).
Эта форма поточного производства применяется при обработке трудоёмких деталей с использованием разнотипного оборудования. Технологические операции на прямоточных линиях не синхронизированы. Вследствие различной трудоёмкости операций на этих линиях возникают межоперационные оборотные заделы, что является показателем прерывности процесса.
Для обеспечения ритмичной работы на такой линии необходимо установить наиболее целесообразный регламент работы, который должен предусматривать:
величину укрупненного ритма;
порядок работы на каждом рабочем месте;
последовательность и периодичность перехода рабочих-совместителей по обслуживаемым станкам;
размер и динамику оборотных заделов.
При выборе укрупнённого ритма прямоточной линии необходимо учитывать периодичность передачи продукции данной линии на последующие участки; требования рациональной организации труда для рабочих-совместителей (частоту переходов), а также оптимальную величину заделов.
Для расчёта и организации линии составляют план-график её работы.
Такой упрощенный план-график приведен в таблице 1.
Таблица 1
Тип производства - совокупность его организационных, технических и экономических особенностей
Слайд 41Характеристика типов производства
Слайд 42Методы организации производства
Метод организации производства - совокупность способов, приемов и
правил рационального сочетания основных элементов производственного процесса в пространстве и
во времени.
Основные методы организации производства:
Индивидуальный (позаказный)
Партионный
Поточный
Слайд 43Индивидуальный
метод организации производства
Метод индивидуального производства характеризуется:
отсутствием специализации на рабочих местах;
применением
широкоуниверсального оборудования, расположение его группами по функциональному назначению;
последовательным перемещением деталей
с операции на операцию партиями.
маршрутной технологией изготовления деталей;
укрупненным характером норм времени;
Область применения
в опытном производстве, при изготовлении уникального оборудования, спецоснастки и т.п.
(в условиях единичного и мелкосерийного выпуска продукции)
Слайд 44Партионный метод организации производства
Партионный метод организации производства характеризуется:
специализацией станков, технологической
оснастки с инструментом на отдельных операциях;
последовательно-параллельным перемещением деталей с операции
на операцию партиями.
Большими затратами времени на межоперационное пролеживание и транспортирование партий деталей
значительным объемом незавершенного производства.
Область применения
в условиях возрастании количества деталей в заказе и увеличении повторяемости таких заказов, изготовлении конструктивно и технологически однородных изделий (серий). (многономенклатурное производство)
Слайд 45Поточный метод организации производства
Поточным производством называется прогрессивная форма организации производства,
основанная на ритмичной повторяемости согласованных во времени основных и вспомогательных
операций, выполняемых на специализированных рабочих местах, расположенных в последовательности технологического процесса.
Слайд 46Поточный метод организации производства
Поточный метод организации производства характеризуется:
небольшой номенклатурой выпускаемых
изделий (1—2);
расположением рабочих мест по ходу технологического процесса;
специализацией каждого
рабочего места на выполнении одной из операций;
передачей предметов труда с операции на операцию поштучно или мелкими партиями сразу же после окончания обработки;
ритмичностью выпуска, синхронностью операций;
детальной проработкой организации технического обслуживания рабочих мест.
Область применения
при изготовлении изделий одного наименования, или конструктивного ряда изделий. (массовое производство)
Слайд 47Классификация поточного производства
Слайд 48Основные показатели работы поточных линий (ПЛ)
1. Такт — это промежуток
времени между запуском (или выпуском) двух смежных изделий на линии.
где: Фэ - эффективный фонд времени ПЛ за определенный период (час, мин);
N - программа выпуска (запуска) за тот же период, шт. (N берется с учетом отсева деталей (пробные, посылаемые на испытания, планируемый брак).
2. Ритм партии рассчитывается если передача ДСЕ производится не после каждого такта, а периодически - транспортными (передаточными) партиями
где: n - количество изделий (деталей) в транспорт ной партии, шт.
3. Темп выпуска деталей (производительность ПЛ):
Слайд 49Эффективная организация производственного процесса основывается на следующих основных принципах.
Слайд 50Принцип специализации базируется на разделении труда и заключается в том,
что за отдельными предприятиями, цехами, участками и рабочими местами закреплено
изготовление определенной продукции; при углублении специализации происходит рост производительности труда.
Слайд 51Принцип пропорциональности выражается в равной пропускной способности всех производственных подразделений
предприятия; при его несоблюдении возникают диспропорции на производстве.
Слайд 52Принцип параллельности осуществляется при параллельном(одновременном) выполнении отдельных частей производственного процесса;
чем больше одновременно изготавливается деталей(узлов), тем при прочих равных условиях
меньше длительность производственного цикла.
Слайд 53Принцип прямоточности выражается в кратчайшем пути прохождении изделия через все
стадии и операции производственного процесса, начиная от запуска сырья и
материалов в обработку и кончая выпуском готовой продукции; с учетом этого принципа расположение зданий на территории предприятия, а также размещение в них цехов должно обеспечивать поступательный и кратчайший поток материалов, полуфабрикатов и изделий.
Слайд 54Принцип технической оснащенности, который заключается в максимально возможной и эффективной
механизации и автоматизации производственного процесса с целью исключения тяжелого и
вредного труда, а также – рациональной замены ручного труда.
Слайд 55Принцип надежности означает создание таких организационных условий функционирования и развития
процесса производства, при котором возможности сбоев в ходе производства от
установленного ритма были бы сведены к минимуму(или вовсе устранены) в целях достижения максимальных производственных результатов с минимальными затратами ресурсов.
Слайд 56Производственная структура предприятия
– состав образующих его участков, цехов и служб,
формы их взаимосвязи в процессе производства
Рабочее место – неделимое в
организационном отношении звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения определенной операции или группы операций
Участок – производственное подразделение, объединяющее ряд рабочих мест, сгруппированных по определенным признакам
Цех – организационно обособленное подразделение, состоящее из ряда производственных и обслуживающих участков, выполняющее определенные функции
Слайд 57 Рабочее место
Простое
(один работник занят использованием конкретного оборудования)
Комплексное
(обслуживается группой людей
с определенным разграничением функций)
Стационарное
(расположено на закрепленной производственной площадки)
Подвижное
(передвигается
с соответствующим оборудованием)
Специализированное
Универсальное
Слайд 62 К цехам основного производства относятся цехи, изготовляющие основную продукцию предприятия.
Основные цехи делятся на заготовительные, обрабатывающие и сборочные.
Задача вспомогательных цехов
- изготовление инструментальной оснастки для производственных цехов предприятия, производство запасных частей для заводского оборудования и энергетических ресурсов. Важнейшими из этих цехов являются инструментальные, ремонтные, энергетические.
К подсобным цехам относятся цехи, осуществляющие добычу и обработку вспомогательных материалов, например тарный цех, изготовляющий тару для упаковки продукции.
Побочные цехи - это цехи, в которых изготавливается продукция из отходов производства либо осуществляется восстановление использованных материалов для нужд производства.
Назначение обслуживающих хозяйств - обеспечение всех звеньев предприятия различными видами обслуживания: инструментальным, ремонтным, энергетическим, транспортным, складским и т.п.
Слайд 64Факторы, влияющие на производственную структуру
Слайд 65 На формирование производственной структуры предприятия оказывают влияние
такие внутренние факторы как:
вид деятельности;
уровень специализации;
структура
технологического процесса выполнения услуги
формы кооперирования;
мощность предприятия;
широта номенклатуры выполняемых услуг.
Слайд 66Формы организации производственного процесса
Специализация – это форма разделения труда
на уровне предприятия - концентрация выполнения однородных услуг, однородных
работ в подразделениях предприятия.
Кооперирование– объединение и установление рациональных взаимосвязей между участками, отделами, отдельными исполнителями для выполнения общей работы
Кооперирование труда – совместное участие людей в одном или нескольких связанных между собой процессах труда
Предметная – закрепление производства определенного вида услуг
Технологическая –закрепление определенной стадии процесса
Подетальная – закрепление отдельных узлов-элементов
Слайд 67Размещение оборудования при технологической специализации
Слайд 68Размещение оборудования при предметной специализации
Слайд 70Темы индивидуальных заданий
Понятие производственного процесса
Классификация производственных процессов
Производственный цикл
Технологический
цикл
Принципы организации производственных процессов
Типы производств
Производственная структура предприятия
Методы организации производства