Слайд 1ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Слайд 2Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих
разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами
Глава 21 КАС, глава 23
АПК
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"
Утратили действие:
- постановление Пленума ВС РФ от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части"
- постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов".
Слайд 3Признаки НПА (п.2 ППВС №50)
Издание его уполномоченным органом, организацией или
должностным лицом;
Издание в установленном порядке
Наличие правовых норм (правил поведения)
Обязательность для
неопределенного круга лиц;
Неоднократное применение
Направлен на регулирование общ. отношений, их изменение или прекращение
Слайд 4Признаки актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами
1) издание
их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными
организациями или должностными лицами,
2) наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц.
Слайд 5Подведомственность дел об оспаривании НПА
КС РФ на предмет соответствия Конституции
РФ:
1) ФЗ;
2) НПА Президента, Правительства, СФ, ГД
3) НПА субъектов по
вопросам ведения РФ и совместного ведения
Конституционные (уставные) суды субъектов РФ:
НПА субъектов РФ, ОМС на предмет соответствия Конституции (уставу) субъекта РФ
Суд по интеллектуальным правам (гл.23 АПК РФ)
НПА ниже уровня ФЗ в сфере интеллектуальных прав (кроме авторских и смежных)
Слайд 6Не подлежат рассмотрению в СОЮ
акты Президента РФ или Правительства РФ
по основаниям их противоречия федеральным законам в случаях, когда проверка
соответствия указанных нормативных правовых актов федеральному закону невозможна без установления их соответствия Конституции РФ;
конституции и уставы субъектов РФ, поскольку проверка соответствия учредительного акта субъекта РФ федеральному закону сопряжена с установлением его соответствия нормам Конституции РФ;
законы и иные НПА субъектов РФ, изданные по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, на предмет их соответствия Конституции РФ.
(п. 4 Постановления Пленума ВС № 50)
Локальные нормативные правовые акты (п.12)
Слайд 7Возбуждение дела об оспаривании НПА
Субъекты права на обращение в суд:
1)
Лица, в отношении которых применен НПА либо являющиеся субъектами отношений,
регулируемых НПА, если они полагают, что их права нарушаются или затрагиваются
2) Общественное объединение в случаях, предусмотренных ФЗ (о саморегулируемых организациях, об охране окружающей среды, о защите прав потребителей)
3) Прокурор (начиная с НПА федеральных органов исполнительной власти)
4) Президент, Правительство, органы власти субъектов (представительный орган и глава исполнительного органа) и ОМС (глава муниципального образования)
Слайд 8Основания для отказа в принятии искового
заявления (п. 19 ПП
ВС № 50)
Не подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС или
АПК
Отсутствует право на обращение в суд
Отсутствие юридической заинтересованности (п.15 Пленума)
Оспаривается содержание той части НПА, которая дословно воспроизводит положения другого НПА, требование в отношении которого не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства СОЮ, СИП
НПА прекратил действие
Имеется вступившее в законную силу решение суда которым проверена законность того же НПА: если у других лиц имеются иные доводы, они могут обратиться в кассацию или надзор
Слайд 9Родовая подсудность
Верховный Суд Российской Федерации
1) об оспаривании нормативных
правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов
исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;
1.1) об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;
Слайд 10Суды субъектов РФ
НПА субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований
(ст. 20 КАС)
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПОДСУДНОСТЬ
По месту нахождения гос. органа, ОМС, принявших
НПА
(общее правило, ст. 22 КАС)
Слайд 11Предмет доказывания:
принят ли НПА в пределах полномочий органа или
должностного лица;
принят ли НПА с соблюдением требований законодательства: -
к форме нормативного правового акта, - порядку принятия и - введения его в действие;
соответствует ли содержание НПА или его части НПА, имеющим большую юридическую силу.
Слайд 12СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕ
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового
акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных
требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОПУБЛИКОВАНИЕ!!! П.44 ПЛЕНУМА