Слайд 1Противопожарное обеспечение полетов
Инструктор ПАО МГАП МУ АМС
Топорков Е.А.
Слайд 2Анализ авиационных происшествий гражданских транспортных самолетов в США, показал, что
80% катастроф происходит на этапах взлета, захода на посадку и
посадки, а исследования динамики разрушения самолетов при аварии свидетельствуют, что основными факторами, приводящими к жертвам при авиационных происшествиях транспортных самолетов, являются:
силы, действующие при ударе, и
пожар ВС
Согласно результатам анализа 568 авиационных происшествий, произошедших в США с 1983 по 2000 годы, погибшие составляют лишь 5% от общего числа пассажиров, находящихся на борту (из 53.487 человек, попавших в авиакатастрофы, 51.207 остались в живых)
Слайд 3Противопожарное обеспечение полетов
Обеспечение пожарной безопасности полетов - это комплекс мероприятий,
направленных на тушение пожаров воздушных судов, возникших при авиационных или
чрезвычайных происшествиях на территории аэродромов гражданской авиации, с целью создания условий для спасания людей, находящихся на борту.
Пожары на ВС отличаются скоротечностью развития, быстрым разрушением конструкций ВС, воздействием высоких температур и токсичных продуктов сгорания, возможными взрывами топливных баков и выбросами горящего авиационного топлива.
Опасные для жизни людей факторы пожара в салонах самолета достигают предельно допустимых уровней через 2-3 мин после загорания
Слайд 4В соответствии с Картой учета Государственным реестра аэропортов Российской Федерации
аэропорт «Домодедово» функционирует в круглосуточном режиме, поэтому процесс «Противопожарное обеспечение
полетов» осуществляется в круглосуточном режиме
Государственного реестра аэропортов Российской Федерации
Статус аэропорта (международный, федеральный)
Слайд 5Участники процесса
«Противопожарное обеспечение полетов»:
Начальник подразделения ПАСОП
Начальник Группы
обеспечения противопожарной защиты (разработка и сопровождение в течение всего жизненного
цикла Оперативного плана тушения пожаров на ВС)
Начальник смены подразделения Пожарно-спасательная команда
Техник по учету
Начальник подразделения поисково-спасательный расчет
Командир отделения
Пожарный
Спасатель
Водитель пожарного автомобиля (поддержание постоянного исправного состояния базового шасси аэродромного пожарного автомобиля)
Инженер по пожарной спецтехнике (поддержание постоянного исправного состояния спецоборудования аэродромного пожарного автомобиля)
Мастер газодымозащитной службы (поддержание аварийно-спасательного оборудования в работоспособном состоянии)
Слайд 6Противопожарное обеспечение полетов
В состав Пожарно-спасательного расчета входят:
Командир отделения,
Пожарный,
Спасатель,
Водитель пожарного автомобиля
Круглосуточный прием сообщений об авиационных происшествиях ведет Диспетчер
пожарной связи
Слайд 7В оснащение пожарно-спасательного расчета входит:
пожарный автомобиль
теплоотражательные костюмы
газодымозащитные приборы
средства для
обеспечения эвакуации людей из аварийного ВС
пожарно-техническое оборудование (пожарные рукава, ручные
пожарные стволы, генераторы пены)
шанцевый инструмент
Слайд 8Район ответственности ОПАСОП аэропорта Домодедово за проведение поисково-спасательных работ –
8 км от центра аэродрома
Слайд 9ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБЕСПЕЧИВАЕМОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ АЭРОДРОМОВ
Все аэродромы по уровню
требуемой противопожарной защиты (УТПЗ) подразделяются на 9 категорий. Отнесение аэродрома
к той или иной категории УТПЗ производится в зависимости от длины ВС и ширины фюзеляжа ВС, использующих данный аэродром
Слайд 10Противопожарное обеспечение полетов
Заправка пожарного автомобиля водой предусмотрена на следующих объектах
ОПАСОП:
Пожарное депо
АСС-2
Заправка пожарного автомобиля пенообразователем возможна на следующих объектах ОПАСОП:
Пожарное
депо
АСС-1
АСС-2
Слайд 11Категорированные минимумы ИКАО светосигнального оборудования на ВПП
Для светосигнального оборудования на
ВПП в целях обеспечения безопасности и эффективности полетов в сложных
метеорологических условиях устанавливаются категории ИКАО точных заходов на посадку и посадок:
Категория I ИКАО - точный заход на посадку и посадка по приборам
с высотой принятия решения не ниже 60 м (200 футов) над ВПП, а также при дальности видимости не менее 800 м или горизонтальной дальности видимости на ВПП не менее 550 м.
Категория II ИКАО - точный заход на посадку и посадка по приборам
с высотой принятия решения менее 60 м (200 футов) над ВПП, но не ниже 30 м (100 футов) и при горизонтальной дальности видимости на ВПП не менее 350 м.
Категория IIIА ИКАО - точный заход на посадку и посадка по приборам:
а) с высотой принятия решения менее 30 м (100 футов) над ВПП или без ограничения по высоте принятия решения;
б) и при горизонтальной дальности видимости на ВПП не менее 200 м.
Категория IIIВ ИКАО - точный заход на посадку и посадка по приборам:
а) с высотой принятия решения менее 15 м (50 футов) над ВПП или без ограничения высоты принятия решения;
б) и при горизонтальной дальности видимости на ВПП менее 200 м, но не менее 50 м.
Категория IIIС ИКАО - точный заход на посадку и посадка по приборам
осуществляются без ограничений по высоте принятия решения и дальности видимости на ВПП.
Упрощенно метеоминимумы категорий ИКАО:
I - 60 м / 550 м
II – 30 м / 350 м
IIIA – 0 м / 200 м
IIIB – 0 м / 50 м
IIIC – 0 м / 0 м
Слайд 12Противопожарное обеспечение полетов
Для противопожарной защиты ВПП-1 организованы 3 временных пожарных
поста.
При вводе на ВПП-1 категории посадки III-А часть ПСР
из АСС-1 передислоцируется на временные пожарные посты №2 (ПОЖ-1) и №3 (ПОЖ-2) - по одному ПСР на каждый пост соответственно
Слайд 13Нормативное время прибытия (развертывания) в любой точке каждой ВПП первого
пожарного автомобиля не должно превышать 3 мин, а последующих -
4 мин от момента объявления пожарно-спасательным расчетам сигнала тревоги до момента начала подачи огнетушащего состава
Слайд 14Для обеспечения ВПП 8 категории по УТПЗ на ВПП постоянно
должны находиться 4 пожарных автомобиля и 16 сотрудников ПСР
Для обеспечения
ВПП 9 категории по УТПЗ на ВПП постоянно должны находиться 5 пожарных автомобилей и 20 сотрудников ПСР