Слайд 1ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
И ЕЁ ВИДЫ
Лекция составлена
к.пс.н. Дубровинской Е.И.
Оформление –
Катковская Е.Б.
Слайд 3ПСИХОЛОГ
специалист с базовым психологическим образованием
владеет методами оценки психических явлений и
умения их корректировать
ПСИХОТЕРАПЕВТ
врач по образованию,
оказывает человеку помощь в решении
проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией
При наличии психопатологии необходимо обратиться за помощью к ВРАЧУ-ПСИХИАТРУ
Слайд 4Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или
поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
Психокоррекции подлежат недостатки,
не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.
Слайд 5СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Слайд 6СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени
нарушения
Слайд 7СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА
В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.
Слайд 8СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от
краткосрочной - до 15 встреч - помощи при консультировании и
долгосрочной - до нескольких лет - помощи при психотерапии).
Слайд 9СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА
В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется
навязывание определенных ценностей клиенту.
Слайд 10СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности
клиента
Слайд 11Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека,
заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными
качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.
Слайд 12Виды психокоррекции
Симптоматическая коррекция
(коррекция симптомов)
предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов
отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.
Каузальная
коррекция
(коррекция причинн)
направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.
Слайд 13Продолжительность коррекционной помощи
Слайд 14Принципы психокоррекционной работы
Принцип единства диагностики и коррекции.
Принцип нормативности развития.
Принцип коррекции
«сверху вниз».
Принцип коррекции «снизу вверх».
Принцип системности развития психической деятельности.
Деятельностный принцип
коррекции.
Слайд 15Принцип единства диагностики и
коррекции
Во-первых, началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап прицельного комплексного
диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение и формулируются
цели и задачи коррекционно-развивающей работы.
Во-вторых, реализация коррекционно-развивающей деятельности психолога требует постоянного контроля динамики изменений личности, поведения, деятельности, динамики эмоциональных состояний клиента, его чувств и переживаний в процессе коррекционной работы.
Слайд 16Принцип нормативности развития
Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов,
возрастных стадий онтогенетического развития.
Понятие «психологический возраст» было введено Л. С. Выготским. Это
«тот новый тип строения личности, ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период» (Л. С. Выготский, 1984, с. 248).
Таким образом, при оценке соответствия уровня развития ребенка возрастной норме и формулировании целей коррекции необходимо учитывать следующие характеристики:
1. Особенности социальной ситуации развития (например, изменение типа образовательного или воспитательного учреждения, круга общения ребенка, включая сверстников, взрослых, семейное окружение и т.д.).
2. Уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития.
3. Уровень развития ведущей деятельности ребенка, ее оптимизация.
Слайд 17Принцип коррекции «сверху вниз»
В центре внимания психолога стоит создание «зоны ближайшего развития» для клиента
Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится
как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.
Слайд 18Принцип коррекции «снизу вверх»
При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы
рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей. Этот принцип
реализуется в основном сторонниками поведенческого подхода. В их понимании коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально-желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения.
Слайд 19Принцип системности развития
психологической деятельности.
Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и
развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности
и гетерохронность (т.е. неравномерность) их развития. В силу системности строения психики, сознания и деятельности личности все аспекты ее развития взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Слайд 20Деятельностный принцип
коррекции
Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств
и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и
способы реализации поставленных целей.
Слайд 21Составляющие коррекционного комплекса
Слайд 22Основные требования к составлению психокоррекционной программы
Слайд 23Основные требования к составлению психокоррекционной программы
Слайд 24Основные требования к составлению психокоррекционной программы
Слайд 25Коррекционные занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю
продолжительностью 1-1,5 ч.
Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью
времени занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активного участия в занятиях самого клиента.
Слайд 26Основные требования к составлению психокоррекционной программы
Слайд 27Эффективность коррекции
Для клиента основным критерием успешности своего участия в программе
будет эмоциональное удовлетворение от занятий и изменение эмоционального баланса в
целом в пользу положительных чувств и переживаний.
Для психолога, ответственного за организацию и осуществление коррекционной программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных в программе целей.
Для лиц из окружения клиента
эффективность программы будет определяться степенью удовлетворения их запроса, мотивов, побудивших обратиться за психологической помощью, а также особенностью осознания ими проблем и стоящих перед ними задач, непосредственно связанных с проблемами клиента.
Слайд 28Факторы, определяющие эффективность психокоррекции
1. Ожидания клиента.
2. Значение для клиента освобождения
от имеющихся проблем.
3. Характер проблем клиента.
4. Готовность клиента к сотрудничеству.
5.
Ожидания психолога, осуществляющего коррекционные мероприятия.
6. Профессиональный и личностный опыт психолога.
7. Специфическое воздействие конкретных методов психокоррекции.
Слайд 29ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ
ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Слайд 30ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ИГРОТЕРАПИЯ
АРТТЕРАПИЯ
Слайд 33Из конфликта между «It», «Ego» и «Super Ego» возникает боязнь. Фрейд различал три вида боязни:
1. Невротическую.
2.
Реалистическую.
3. Моральную.
Слайд 35Направления коррекционной работы психоаналитика
1. Работа с клиентом над осознаванием неосознаваемого (мотивов
фиксации защитных механизмов, способов поведения) и принятие клиентом адекватной и
реалистической интерпретации.
2. Работа с клиентом по усилению его «Ego» для построения более реалистичного поведения.
Слайд 37Основные стадии психоанализа
Первая стадия - поиск болезненного очага (его вспоминание). На этой стадии
используют методы ассоциаций, наблюдения за поведением человека, изучение юмора, оговорок,
описок человека. Стадия заканчивается обнаружением этого очага.
Слайд 38Основные стадии психоанализа
Вторая стадия - вскрытие очага возбуждения, его вербализация. Человек выговаривается, рассказывает
психологу о своих переживаниях и их источниках. Это очень болезненный
процесс, так как человек как бы заново переживает и страдает, при этом очень часто формируется негативное и агрессивное отношение к психологу. Стадия считается оконченной после того, как человек все рассказал и начал постепенно успокаиваться.
психолог
Слайд 39Основные стадии психоанализа
Третья стадия - переоценка значимости событий, сокрытых в болезненном очаге, так
называемое «переклеивание ярлыков». Например, из «врага» в «неприятного человека», из
«подруги» в «знакомую» и т.д. На этой стадии особое значение имеет внимательное и заботливое отношение психолога к клиенту, помощь клиенту в изменении его системы установок.
Слайд 40Основные стадии психоанализа
Четвертая стадия - эмоциональная окраска новой системы установок, главным образом положительная,
спокойная. Осуществляется постепенный переход от любви к безразличию, от агрессивности
к равнодушию.
Слайд 41Основные стадии психоанализа
Пятая стадия - забывание, ликвидация очага возбуждения. Чаще всего эта стадия
проходит естественным путем как продолжение работы с психологом на предыдущих
стадиях.
Слайд 42Психокоррекционный процесс в психоанализе
Слайд 43БАЗИСНЫЕ ТЕХНИКИ ПСИХОАНАЛИЗА
1. Метод свободных ассоциаций.
2. Толкование (интерпретация) сновидений.
3. Интерпретация.
4.
Анализ сопротивления.
5. Анализ переноса.
Слайд 44МЕТОД СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ
Заключается в том, что психолог-аналитик предлагает клиенту высказывать любые предположения,
которые появляются у клиента и отражают его переживания. Высказывания могут
вестись в случайном порядке, они являются спонтанными, непроизвольными. Для консультанта-аналитика важны следующие моменты:
· содержание высказываний;
· последовательность высказываний;
· блокировка высказываний.
Слайд 45ТОЛКОВАНИЕ (ИНТЕРПРЕТАЦИЯ)
СНОВИДЕНИЙ
Во время сна ослабляются защитные механизмы и проявляются скрытые от
сознания переживания. Сновидения - это не только иллюстрация подавленных переживаний,
но и процесс их перевода в более приемлемую для сознания форму. Именно эту функцию сновидения Фрейд обозначил как «работа сновидения».
Слайд 46ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Представляет собой разъяснение неясного или скрытого для клиента значения некоторых
аспектов его переживания или поведения. При этом неосознанные феномены становятся
осознанными.
Интерпретация включает три основные процедуры:
Идентификацию (обозначение).
Разъяснение (собственно толкование).
Перевод толкования на язык повседневной жизни клиента.
Слайд 47ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Идти от поверхности вглубь.
Интерпретировать то, что клиент способен уже принять.
Прежде
чем интерпретировать то или иное переживание клиента, необходимо указать ему
на защитный механизм, лежащий в его основе.
Слайд 48АНАЛИЗ СОПРОТИВЛЕНИЯ
Основные функции этой техники - обеспечить осознание клиентом своих защитных
механизмов и принять необходимую конфронтацию по отношению к ним, учитывая,
что именно сопротивление «Ego» является главной помехой осознания личных проблем.
Главное правило психоаналитика заключается в использовании для интерпретации наиболее очевидных защитных механизмов. Существенным моментом в анализе сопротивления является не преодоление «Ego» (ибо психологическая защита необходима), а именно осознание защиты как психологического механизма, вслепую действующего там, где, как оказывается, защитная функция уже не нужна.