Слайд 1Психология стресса
и эмоционального выгорания
Слайд 2Ганс Селье – канадский ученый-медик основатель концепции стресса (1936 г.).
Стресс
(в пер. с лат. – напряжение, давление).
Организм человека может работать
в 2-х режимах:
В режиме стресса, т.е. в режиме мобилизации, активизации, напряжения и перенапряжения своих физических и психических сил.
2) В режиме обычном, т.е.спокойном, не требующем напряжения.
Слайд 3СТРЕСС – психофизиологическое явление, реакция организма на любые предъявляемые ему
требования;
Напряжение, направленное на преодоление возникших трудностей и приспособление к возросшим
требованиям.
Стресс возникает у человека и животных в ответ на воздействие стрессоров – значительных по силе для организма человека или животных раздражителей.
Слайд 4Стрессор (стрессоген, стресс-фактор) – чрезвычайный или патологический раздражитель, любой фактор,
значительный по силе и продолжительности неблагоприятного действия, вызывающий стресс.
Стрессоры
А) биологического
(физиологического)происхождения: чрезвычайные боль, шум, холод, жара, воздействие экстремальных (высоких или низких) температур, давления, переутомление, физические перегрузки, прием сильнодействующих лекарственных препаратов и т.д.
Б) психологического (психоэмоционального) происхождения: эмоциональные и информационные перегрузки, соревнование, угроза социальному статусу, самооценке, тревога, страх и другие отрицательные эмоции.
Слайд 5Источники стресса
Внешние факторы: экономические, политические, климатические и т.д.
Внутренние: личностные проблемы
(черты характера, темперамент, межличностная несовместимость, конфликтность и пр.)
Слайд 6Реакции на стрессовую ситуацию
Психологические – чувство тревоги, беспокойства, уныния, тоски
Физиологические
– повышение кровяного давления, учащения пульса, напряжение мышц, покраснение лица
Физико-химические
– усиленная выработка организмом гормонов (адреналина, норадреналина), активизирующих деятельность всех систем организма.
Слайд 7Стадии стресса
1) Стадия тревоги (начальная).Тревога – это готовность противостоять. У
человека повышается артериальное давление, учащается сердцебиение, мышцы напрягаются. Гормон (адреналин
или норадреналин) разносится по телу. Происходит перераспределение крови. Она больше поступает туда, откуда последует ответная реакция Это состояние является подготовкой к активному действию. Возбуждается симпатическая нервная система, заставляя усилить секрецию гормонов, подготавливающих организм к действию и возможной борьбе с повреждающими факторами.
В случае биологического стресса выделяется гормон норадреналин (готовит организм к борьбе с болезнями, травмами, т.е. со стрессорами физиологического происхождения).
В случае психологического стресса выделяется гормон адреналин (готовит организм к борьбе с отрицательными эмоциями, т.е. со стрессорами психоэмоциональной природы).
Слайд 8Стадии стресса
2) Стадия сопротивления (основная).
На ней организм
мобилизует все свои ресурсы для преодоления стресса. Происходит глубокая, комплексная
перестройка организма, его общее приспособление к вновь возникшим требованиям; мобилизация всех духовных и физических сил. При большинстве болезней или травм к пораженному участку тела направляются антитела. При психологических стрессах организм готовится к борьбе или бегству.
Первые 2 стадии называются эустрессом – стресс, не наносящий ущерб здоровью, он организует организм к приспособлению или сопротивлению.
Когда сопротивление (приспособление) оказывается успешным, организм возвращается к нормальному состоянию. Но если стрессор продолжает действовать, ресурсы организма истощаются и наступает истощение организма.
Слайд 9Стадии стресса
3) Стадия истощения (стадия дистресса – вредоносного, разрушительного) –
завершающая.
В случае затягивания стрессовой ситуации на ступают истощение
жизненных сил организма, болезни. Эта критическая стадия наступает, когда ресурсов организма не хватило для обеспечения его приспособления, перестройки в соответствии с возникшими новыми требованиями внешней среды.
Возникают соматические заболевания. Истощается психика и ухудшается состояние слабого звена в организме. Нарушение психического состояния выражается в хронической усталости, агрессивности, раздражительности либо, наоборот, депрессивности, головной боли или головокружении, нарушении сна, потребности в алкоголе и курении и т. д.
Слайд 10Характеристика дистресса
Деструктивный стресс имеет внутренние уровни развития:
- на физико-химическом уровне
происходит полное истощение в организме запасов адреналина – вместо него
начинает вырабатываться неравноценный заменитель – гидрокортизон, длительное использование его ослабляет иммунную систему;
- на физиологическом и соматическом уровне возникают функциональные изменения, болезни органов пищеварения (гастрит, язва желудка), нервной системы (бессонница, фобии), кожные заболевания (аллергия), сердечно-сосудистые заболевания, следствием стресса может быть и онкология;
- на психологическом уровне происходит ухудшение памяти, способности к концентрации внимания, повышении возбудимости, чрезмерном убыстрении речи, утрате чувства юмора ,усилении пристрастия к алкоголю и курению.
Слайд 11Приемы самозащиты от деструктивного стресса (дистресса)
Исходные требования к процессу регулирования
стрессовых ситуаций:
К стрессогенным факторам и вызываемым ими перегрузкам нельзя привыкнуть.
Так, нельзя привыкнуть к мелочным придирками на работе, ссорам с коллегами.
Нельзя добиться полного исключения стрессов из жизни.
Противодействие стрессам имеет своей целью не абсолютное их устранение, а ослабление их деструктивных последствий.
Антистрессовые мероприятия должны проводиться на:
1) личностном уровне – комплекс психофизиологических методов;
2) на групповом уровне – совокупность специальных групповых (семейных, организационных) мероприятий.
Слайд 12Антистрессовые приемы на личностном уровне
На физическом уровне – ежедневные часовые
прогулки на свежем воздухе, умеренные занятия любимым видом спорта, танцами,
недопущение излишнего переутомления, разумное ограничение деловых поездок и встреч.
На эмоциональном уровне – приобщение к художественному творчеству, искусству: посещение театров, концертов, выставок, слушание приятной музыки.
На интеллектуальном уровне – планировать свою работу, не подрывая здоровья. Ставить перед собой задачи достижимые, соответствующие реальным возможностям, и настойчиво добиваться их выполнения.
Поддерживать в себе высокий жизненный тонус. Использовать различные системы психофизического саморегулирования (СПС): аутогенные тренировки, релаксации, медитации.