Слайд 1психология
учебное пособие
Л.Б. Шнейдер Г.В. Вольнова, М.Н. Зыкова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Выполнила
Студентка факультета психологии
группы 4Б Сушкина А.С.
Слайд 2В предлагаемом пособии по психологическому консультированию отдельные компоненты практического обучения
объединяются в целое на основе единой модели профессиональной идентичности. Это
позволяет студентам тренироваться одновременно как в плоскости поведения, профессиональных действий, межличностных отношений, так и в когнитивной плоскости, основу чего составляет обзор консультативной психологии.
Слайд 3Цель данного пособия — создание условий для выработки каждым участником
своего профессионального стиля, осознания своих профессиональных возможностей, определения путей профессионального
роста.
Слайд 4Содержание:
Психологическое консультирование в структуре психологической помощи
1. Диагностика
2. Практическая психология
3. Я
и дело
3.1. Личностное самоопределение практического психолога
3.2. Хронотопы
3.3. Ситуативное самоопределение практического
психолога
3.4. Парадигмальное самоопределение практического психолога
3.5. Инструментальное (психотехническое) самоопределение практического психолога
4. Школьное консультирование
5. Дистантное консультирование
Слайд 5В пособии рассматривается:
1. Определение понятия психологической помощи
Психологическая помощь — это
емкое понятие, содержание которого включает в себя многообразие теорий и
практик, варьирующихся от специфического применения такого метода, как глубинное интервью, до многообразных техник социально-психологического тренинга, понятий и методов медицинской психотерапии, без которых отношения психолога-консультанта и его клиента могут легко разрушиться, а сама психологическая помощь — превратиться в простое выражение сочувствия или морализаторство.
Слайд 62. Основная проблематика и особенности развития психологической помощи в современном
мире
Главные области применения психологической помощи: 1) Психическое развитие ребенка. 2)
Экзистенциальные и личностные проблемы подростка. 3) Брак и семья. 4). Проблематика психического и личностного здоровья. 5). Психологическая помощь умирающему и психотерапия горя. 6). Проблемы пожилого возраста. 7). Места заключения, больницы, казармы, студенческие городки. 8). Психологическая помощь и поддержка в кризисных ситуациях. 9). Школьное консультирование. 10). Профессиональное консультирование. 11). Психологическая помощь, относящаяся к кросс-культурной проблематике: проблемы в адаптации, преодоление этических предрассудков и стереотипов у эмигрантов, поддержка консультантов в работе с этническими меньшинствами. 12). Управленческое консультирование.
Слайд 73. Составляющие процесса, основные задачи, формы и модели психологической помощи.
Психологическое
консультирование в структуре психологической помощи включает:
Личность клиента
и его переживания;
Личность психолога-консультанта (наставника) в единстве его самостных и функциональных образований;
Взаимоотношение между клиентом и психологом.
Слайд 84. Виды психологической помощи:
по направленности: прямая — направленная непосредственно на
клиента, на его обращение за помощью; откликающаяся — ответ на
сложившуюся ситуацию и обращения людей из окружения клиента; упреждающая — в ответ на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию;
по пространственной организации: контактная, дистанционная;
по выполнению функций психологом: диагностическая, диспетчерская, информационная, коррекционная, консультативная, терапевтическая;
по количеству участников: индивидуальная; групповая;
по вмешательству психолога: директивная — указующая, дающая советы, как жить, недирективная — идущая за клиентом.
Слайд 95. Определение понятия, цели, задачи психологического консультирования
Консультирование — это прежде
всего превентивная, упреждающая помощь, предотвращающая развитие нежелательных осложнений, в которой
особое значение имеет диагностика.
Цель психологического консультирования — культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения.
задачи: помогает клиенту сориентироваться в собственных проблемах, найти направление, в котором следует искать выход из затруднительной ситуации; актуализирует психические силы и способности клиента, способствующие нахождению новых возможностей решения проблем.
Слайд 106. Уровни психологического консультирования:
Индивидуальное развитие и изменение (на этом уровне
проводится индивидуальная консультация с психодиагностикой и коррекцией с целью оптимизации
жизнедеятельности клиента).
Оптимизация межличностных отношений (может проводиться групповая консультация с элементами тренинга).
Организационное развитие (управленческое консультирование).
Слайд 117. Принципы психологического консультирования:
- Принцип причинности. - Консультативный альянс (высокий
уровень открытости и доверия) - Проблемная диагностика (процесс выявления характера
и причин психологических трудностей ). - Условие эффективности (нестандартный подход, ориентация на понимание, ориентация на установки клиента, использование рекомендаций для определенных ситуаций, формирование доверительных отношений, поддержание мотивации долговременной работы). - Психологическое посредничество. Неманипулятивный подход (стимуляция клиента к принятию собственного решения). - Принцип безоценочного принятия. - Принцип профессионализма. - Ориентация клиента на самого себя и пр.
Слайд 128. Механизмы психологического воздействия:
Консультант-советчик — дает клиенту прямые советы;
Консультант-помощник
— оказывает помощь клиенту в нахождении инсайта, в актуализации внутренних
резервов и т.п.;
Консультант-эксперт — показывает клиенту возможные варианты решения проблемной ситуации, оценивает их совместно с клиентом и помогает ему выбрать наиболее адекватные.
Слайд 13Главной идеей практической части пособия стала концепция профессиональной идентичности, понимаемой
как многомерный и интегративный психологический феномен, обеспечивающий человеку целостность, тождественность
и определенность, который развивается в ходе профессионального обучения совместно со становлением процессов самоопределения, самоорганизации и персонализации, а также обусловливается развитием рефлексии.
Слайд 14В конце пособия приведены задания для самостоятельной работы и тесты
для контроля знаний студентов, которые могут выполняться участниками самостоятельно.
Руководство
предназначено для студентов и аспирантов, может стать полезным в некоторых случаях для преподавателей психологических факультетов вузов.