Слайд 1Психолого-педагогические причины отклоняющегося поведения подростков: дезадаптация, педагогическая и социальная запущенность.
Слайд 2Девиантное поведение (также социальная девиация, отклоняющееся поведение) (лат. deviatio — отклонение) — это устойчивое
поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.
Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя). Девиантность как социальное явление и реакция общества на неё изучается социологией, индивидуальные девиации — психологией.
Слайд 3Выделяют четыре варианта отклоняющегося поведения:
– первый – отклонения, не являющиеся нарушением
общепринятых этических норм. Это может быть поведение, не соответствующее возрасту
при нормальном психическом развитии (подросток любит играть с игрушками детсадовской поры);
– второй – нарушения общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями. Это, например, жадность, эгоизм, замкнутость недоверчивость, жестокость, которые, если их не преодолеть, приведут к правонарушениям;
– третий – правонарушения, т.е. поведение, нарушающее правовые нормы, статьи административного или уголовного законодательства;
– четвертый – отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями.
Слайд 4Социально-психологический аспект в характеристике отклоняющегося поведения подростков нашел воплощение в работах
С.А. Беличевой.
В зависимости от природы, характера и степени дезадаптации
она выделяет следующие уровни дезадаптации детей и подростков:
1) патогенная дезадаптация – результат отклонений, патологий психического развития и нервно-психических заболеваний, в основе которых лежат функционально органические поражения центральной нервной системы (проявляются в устойчивых (хронических) и неустойчивых формах);
2) психосоциальная дезадаптация – обусловливание половозрастными и индиви-дуально-психологическими особенностями ребенка его определенной нестандартности, трудновоспитуемости, требующее индивидуального педагогического подхода или специальных психолого-педагогических коррекционных программ (выделяются устойчивые и временные неустойчивые нормы адаптации);
3) социальная дезадаптация – нарушение норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок (отмечается педагогическая запущенность учащихся и социальная запущенность детей и подростков)
Слайд 5
Социально-психологическая дезадаптация рассматривается с точки зрения двух ее направленностей: адаптация
индивида к внешней новой среде и приспособление как формирование на
этом базисе новых качеств личности.
Выделяют две степени адаптированности субъекта: дезадаптация или глубокая адаптированность.
Социально-психологическая адаптация заключается во взаимодействии социальной среды и личности, приводящее к идеальному соотношению ценностей и целей группы в общем и личности в частности. В ходе такой адаптации осуществляются потребности и стремления, интересы личности, обнаруживается и формируется ее индивидуальность, индивид входит в социально-новое окружение. Итогом такой адаптации является образование профессиональных и социальных качеств коммуникаций, деятельности и поведенческих реакций, принятых в определенном обществе.
Слайд 6Социальная дезадаптация личности – это явление достаточно разностороннее, в основе
которого лежат определенные факторы социальной дезадаптации, затрудняющие социальное приспособление индивида.
Факторы
социальной дезадаптации:
относительная культурно-социальная депривация (лишение необходимых благ или жизненных потребностей);
психолого-педагогическая запущенность;
гиперстимуляция новыми (по содержанию) общественными стимулами;
недостаточная подготовленность к процессам саморегуляции;
потеря уже сформировавшихся форм наставничества;
утрата привычного коллектива;
низкая степень психологической готовности к овладению профессии;
ломка динамичных стереотипов;
когнитивный диссонанс, который был вызван вследствие несовпадения суждений о жизни и положении в реальности;
акцентуации характера;
психопатическое формирование личности.
Слайд 7Таким образом, говоря о проблемах социально-психологической дезадаптации, подразумевается изменение внутренних
и внешних обстоятельств социализации.
Т.е. социальная дезадаптация личности – это
сравнительно кратковременное ситуативное состояние, которое является следствием влияния новых, непривычных раздражающих факторов изменившейся среды и сигнализирует о нарушении баланса между требованиями среды и психической деятельностью. Ее можно определить в качестве затруднения, осложненного какими-либо приспособительными факторами к трансформирующимся условиям, которое выражается в неадекватных реакциях и поведении субъекта. Она является важнейшим процессом социализации индивида.
Слайд 8Причины социальной дезадаптации
К биологическим причинам относят врожденную патологию или травму
головного мозга, что воздействует на эмоционально-волевую сферу детей. Дети с
патологией или перенесенной травмой характеризуются повышенной утомляемостью, затруднением коммуникативных процессов, раздражительностью, неспособностью к длительным и регулярным нагрузкам, неспособностью проявлять волевые усилия. Если такой ребенок растет в неблагополучной семье, то это только усиливает тенденции к девиантному поведению.
Психологические причины возникновения обуславливаются особенностью нервной системы, акцентуациями характера, которые при неблагоприятных обстоятельствах воспитания образуют аномальные черты характера и патологии в поведении (импульсивность, высокая возбудимость, неуравновешенность, безудержность, чрезмерная активность и др.)
Возрастные причины – это характерные возрасту подростка лабильность и возбудимость, ускоряющие образование явлений гедонизма, стремление к праздности и беспечности.
К социально-экономическим причинам относят чрезмерную коммерциализацию общества, небольшой доход семьи, криминализацию социума.
Слайд 9В зависимости от степени отчужденности и глубины образовавшихся деформаций ценностных
и референтных ориентаций различают две фазы социальной дезадаптации.
Первая фаза
заключается в педагогической запущенности и характеризуется отчуждением от школы и потерей референтной значимости в школе при сохранении достаточно высокой референтности в семье.
Вторая фаза более опасная и характеризуется отчуждением и от школы, и от семьи. Теряется связь с главными институтами социализации. Происходит усвоение искаженных ценностно-нормативных представлений и появляется первый криминальный опыт в юношеских группировках. Результатом этого будет не только отставание в учебе, плохая успеваемость, но и возрастающий психологический дискомфорт, которые испытывают подростки в школе.
Слайд 10Социальная и педагогическая запущенность.
Социально-педагогическая запущенность - состояние личности ребенка, которое проявляется
в несформированности у него свойства субъекта деятельности, общения, самосознания и
концентрированно выражается в нарушенном образе “Я” и не имеет органических причин появления. Это состояние обусловлено социально-педагогическими условиями, в которых развивается ребенок: с одной стороны, он должен обладать социальной активностью, с другой — воспитательное окружение сдерживает его.
Слайд 11Социальная запущенность формируется под влиянием соответствующего фактора, который, преломляясь в конкретной
ситуации развития ребенка, вызывает определенные деформации его личности. Основными проявлениями
социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. Социальная запущенность противоположна воспитанности как определенному уровню развития социально значимых свойств и качеств личности, становясь тем самым основой трудновоспитуемое и социальной запущенности.
Слайд 12Педагогическая запущенность обусловлена прежде всего недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является
несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности.
Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и слабо выраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе.
Педагогическая запущенность — это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности): отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов.
Слайд 13Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения
и навыки переносятся в игру и учение, помогая овладеть ими.
Неуспешность в деятельности, обученность, необразованность, в том числе невладение знаниями социально-этического характера, влияют на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в школе, среди друзей.
Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе, в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания.
Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими и др.