Слайд 1Free Powerpoint Templates
Городской семинар для педагогов –психологов
молодых специалистов.
Тема :
«Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивных классов.
Подготовила педагог-психолог
КГУ «ОСШ №27» Алексенко И.М.
Слайд 2Послание главы государства Н.Назарбаева народу Казахстана. Казахстанский путь -
2050: единая цель, единые интересы, единое будущее.
«….надо усилить внимание
к нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной средой».
Слайд 4I. Нормативные основы инклюзивного образования.
Закон РК № 319-III от 27
июля 2007 г. «Об образовании»
Конвенция о правах ребенка
Конвенция о
правах инвалидов
Саламанкская Декларация и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями
Закон РК № 345 от 8 августа 2002 г. «О правах ребенка в Республике Казахстан»
Закон РК № 343 от 11 июня 2002 г. «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»
Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы»
Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 января 2012 года № 64 «Национальный план по улучшению качества жизни инвалидов»
Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
«Методические рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии», которые разработаны МОН РК в 2009 году в рамках реализации постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении плана мероприятий по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»
В одном классе общеобразовательной школы могут обучаться не более 2 учеников с ограниченными возможностями
Слайд 5II .Что такое инклюзивное образование?
Инклюзивное образование – это политика государства,
направленная на полное включение всех детей в общеобразовательный процесс,
несмотря на различия по признаку здоровья, экономического положения, социальной принадлежности, этнического происхождения, языка, религии, пола, и индивидуальных способностей.
Слайд 6Инклюзивное образование-
- обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Обучающийся
с ограниченными возможностями развития (ОВР) -
- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Слайд 7Инклюзивный (интегрированный) класс - форма организации образовательного процесса, при которой дети
с отклонениями в развитии обучаются по соответствующим нарушению общеобразовательным программам
(основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы. Данная форма организации образовательного процесса является приоритетной по отношению к специальному классу и индивидуальному обучению.
Слайд 8Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей .
любой ребенок сможет максимально раскрыть свои
потенциальные возможности в личностном и познавательном плане
максимально и эффективно амплифицировать
(присваивать) образовательные воздействия социума
достигать адекватной своим возможностям социальной и профессиональной адаптации в обществе
Слайд 9Психолого-педагогическое сопровождение, в соответствии с подходом М.Р.Битяновой (1998), определяется как
целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и
педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде.
В то же время, следует отметить, что само понятие «сопровождение» следует рассматривать не только в отношении деятельности психолога образования или педагога, но и других специалистов — логопедов, дефектологов, социальных работников, педагогов в структуре образовательных организаций. Таким образом, это понятие может быть в наиболее широком смысле транслировано образовательной среде в целом.
Слайд 10В соответствии с этим в процессе реализации психолого-педагогического сопровождения должны
быть определены конкретные формы, содержание, технологии деятельности специалистов: комплексная диагностика,
развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, экспертная деятельность по определению и коррекции программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВР как компонента адаптированной образовательной программы. Каждое из этих направлений деятельности специалистов и педагогов включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.
Слайд 11Основным субъектом является ребенок с ограниченными возможностями развития, который по
результатам обследования на психолого-медико-педагогической комиссии, нуждается в организации специальных образовательных
условиях и разработке адаптированной образовательной программы во всех ее компонентах.
Следующим по значимости субъектом (скорее, субъектами) инклюзивного образовательного пространства являются остальные дети, включенные в то же самое образовательное пространство, которое после появления ребенка с ОВР, нуждающегося в организации специальных условий образования приобретает свойство «инклюзивного».
Субъектами инклюзивного образовательного пространства также являются родители и включаемого ребенка, и других детей класса. Также коллективным субъектом инклюзивной практики, нуждающимся в психолого-педагогическом сопровождении, являются непосредственные участники инклюзивного образования – педагогический коллектив общеобразовательного учреждения.
Субъекты психолого-педагогического сопровождения
Слайд 12Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВР, обучающегося в общеобразовательном учреждении
является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.
Создание условий
для социальной адаптации ребёнка с ОВР в образовательном учреждении.
Оказание помощи в освоении основной образовательной программы.
Слайд 13Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВР, обучающегося в массовой школе:
Создать для ребёнка эмоционально благоприятный микроклимат в классе , при
общении с детьми и педагогическим персоналом.
Оказывать помощь детям группы «риска».
Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.
Повышать психологическую компетентность педагогов, родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка.
Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
Слайд 14Система психологического сопровождения учащихся в образовательном процессе предусматривает деятельность в
традиционных направлениях:
диагностика
коррекционная работа
консультирование
профилактика с учетом специфических задач,
целей и динамики развития учащихся на различных ступенях обучения.
Слайд 15 Алгоритм деятельности по
психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВР
Слайд 16Как распределяются обязанности среди специалистов.
Психолог. Уточнение типа отклоняющегося развития,
оценка его причин и механизмов, определение направлений, последовательности и тактики
психологической коррекционной работы направленной на развитие эмоционально-волевой сферы(групповые занятия).Индивидуальная и групповая консультационно- просветительская работа с родителями учащихся. Просветительская работы с педагогами работающими в инклюзивных классах.
Психиатр, невролог. Постановка нозологического (определенного клинически) диагноза.
Логопед. Определение уровня речевого развития. Индивидуальная коррекционная работа с уч-ся с ОВР.
Слайд 17Учитель-дефектолог или педагог класса. Определение(в рамках данного вида образовательного учреждения)
адекватных возможностям ребенка условий и форм обучения, оценивание сформированности его
образовательных навыков и умений на их соответствие образовательной программе данного учреждения.
Социальный педагог. Социальная ситуация развития, среда, в которой находится ребенок вне образовательного учреждения, особенности социального статуса семьи..
Слайд 18Модель психолого-педагогического
сопровождения инклюзивных классов
Инклюзивный класс
Учащиеся с
ОВР
Родители учащихся с ОВР
Остальные
учащиеся класса
Родители
Классный руководитель
Педагог-психолог
Специалисты сопровождения:
ПМПК
Психиатр
Дефектолог
Логопед
Мед. Психолог
Соц. Педагог.
Специалисты дополнительного образования.
Педагоги
предметники.
Слайд 19Наше время предъявляет к школе высокие требования, в соответствии
с которыми в системе образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение
всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любой организации образования.
Слайд 20«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку
в детские годы, что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский