Слайд 1Тема 4:
Психические свойства личности
План.
Понятие темперамента. Тип ВНД и темперамент.
Типы
темперамента и их характеристика. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
Понятие о
характере и его структуре. Акцентуации характера и психопатии.
Понятие о способностях. Виды способностей.
Индивидуальные различия в способностях.
Слайд 2Литература
Абрамова Г.С. Общая психология. – М., 2004.
Введение в психологию
(под ред. Петровского А.В.) - М, 1996.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в
общую психологию. – М., 1996.
Годфруа Ж. Что такое психология, т.1. - М, 1992
Немов Р.С. Психология, т. 1 – М ., 1995.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов–на-Дону, 1997.
Слайд 3Темперамент - система природных свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических
процессов и поведения человека.
Типология темпераментов Галена и Гиппократа
(в основе
– соотношение «соков организма»):
сангвиник (sanguis – «кровь»),
флегматик (phlegma – «лимфа»),
холерик (chole – «желчь»),
меланхолик (melas chole – «черная желчь»)
Слайд 4Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента
(учение о типах нервной системы) И.П. Павлова
Свойства нервных процессов и
тип темперамента
Слайд 5Генотип и фенотип
Генотип - прирожденный тип нервной системы, фенотип –
склад ВНД, который образуется в результате комбинации врожденных особенностей и
условий воспитания.
Генотип Павлов связал с понятием «темперамент», а фенотип – с понятием «характер».
И.П. Павлов
Слайд 6Свойства темперамента (по Я. Стреляу)
Сензитивность – чувствительность к воздействиям окружающей
среды
Реактивность – импульсивность, непроизвольность реакций
Активность – настойчивость, целеустремленность
Соотношение реактивности и
активности
Пластичность – легкость приспособления к внешним воздействиям и ригидность – инертность, косность в поведении
Темп реакций – скорость протекания различных психических реакций и процессов
Эмоциональная возбудимость – насколько слабое воздействие необходимо для возникновения реакции, с какой скоростью она возникает
Экстраверсия – направленность на внешний мир, интроверсия – направленность личности на внутренний мир
Слайд 7Типы темперамента (Х. Бидструп)
Слайд 8Индивидуальный стиль деятельности
Индивидуальный стиль деятельности – система зависящих от
темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приёмы работы, типичные для
данного человека.
Характеризуется своеобразием действий, применяемых индивидом для достижения цели
Слайд 9Характер – устойчивая система отношений и способов поведения, общения и
деятельности
Важнейшие проблемы характерологии:
установление типов характера и их определение
по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях
Индивидуальные особенности характера определяются:
динамикой (силой) воли;
спецификой проявления эмоций, эмоциональным фоном;
интеллектуальными особенностями;
взаимосвязью всех этих компонентов.
Слайд 10Характер человека проявляется в следующей системе отношений:
в отношении к
другим людям
в отношении к делу
в отношении к себе
в отношении к собственности
Слайд 11Акцентуация характера - чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их
сочетаний, представляющая крайние варианты нормы (К. Леонгард, А.Е. Личко)
Психопатия –
патологическое изменение характера, характерно однотипное поведение вне зависимости от ситуации, ригидность характера, дезадаптивность.
Слайд 12Способности - индивидуально-психологические особенности:
Отличающие одного человека от другого
Имеют отношение
к успешности выполнение
Не сводятся к тем знаниям, умениям и навыкам,
которым уже выработаны у человека
Б.М. Теплов
Слайд 13Основные признаки способностей
успешность выполнения деятельности
оригинальность продуктов и способов деятельности
динамика освоения
знаний, умений и навыков, цена успеха
заинтересованность деятельностью
способность к переносу знаний,
умений и навыков в новую область
помехоустойчивость
Слайд 14Виды способностей
общие (интеллект, креативность, обучаемость)
специальные (музыкальные, художественные, лингвистические)
Слайд 15Природа способностей
способности полностью биологически обусловлены и наследуются (Платон)
способности целиком определяются
качеством воспитания и обучения (Гельвеций)
способности развиваются на основе задатков -врожденных
анатомо-физиологических особенностей строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей
Слайд 16Уровни развития способностей
Одарённость - общие способности, обеспечивающие относительную легкость в
овладении знаниями в различных видах деятельности
Талант - высокий уровень развития
специальных способностей
Гениальность: творческие задатки человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры; незаурядность в различных областях деятельности
Слайд 17Развитие способностей
Условия развития способностей:
сензитивные периоды – периоды высокой чувствительности к
освоению тех или иных видов деятельности
комплексность (одновременное совершенствование дополняющих друг
друга способностей)
творческий характер деятельности
оптимальный уровень трудности
мотивация
положительный эмоциональный настрой (преобладание успехов над неудачами)