Слайд 1Право и закон: природа, сущность, взаимодействие
Право как общественный феномен.
Соотношение
права и закона.
Слайд 2Право как общественный феномен
Право – сугубо человеческий феномен. Оно возникает
в человеческом обществе, на определенной ступени его развития. Философское осмысление
правовой реальности началось с разграничения права на естественное (jus naturale) и позитивное (jus civil). Именно их противоречивое единство и составляет структуру правовой реальности.
Слайд 3ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО
Искусственное, созданное людьми, соответствующее интересам государства.
Нормы позитивного права
могут как соответствовать принципам естественного миропорядка, так и противоречить им.
Через
позитивное право правосознание связывает свое бытие с конкретным государством и его институтами.
Позитивное же право возникает одновременно с формированием государственности.
Позитивно-правовые же нормы всегда предполагают письменную фиксацию в виде формализованных нормативных актов юридического характера.
Свободы и права человек получает из рук государства, которое отмеривает их в той степени, в какой считает нужным, и которое может не только дать права, но и отнять их, если сочтет это необходимым.
Отождествляет себя с действующим законодательством является атрибутом цивилизации, но не культуры.
Отказывается от религиозно-метафизических и нравственно-этических оснований. Опирается на волю государства и убеждено в необходимом и достаточном характере такого обоснования.
Нормативно-ценностным пределом устремлений для позитивного права являются интересы государства.
Слайд 4ЕСТЕСТВННОЕ ПРАВО
Считается производным от естественного порядка вещей, то есть от
строя мироздания и природы человека, являющегося неотъемлемой частью миропорядка.
Через
естественное право, его нормы и принципы индивидуальное правосознание связывает свое существование с универсальными, всеобщими первоначалами бытия.
Возникает вместе с первыми ростками человеческой цивилизации и культуры
Естественно-правовые нормы выражены, помимо юридических документов, в виде неписаных обычаев и традиций, присутствуют в содержании религиозных и этических требований.
В соответствии с естественно-правовыми доктринами права человека на жизнь, свободу, собственность, личное достоинство считаются принадлежащими ему изначально и безусловно, каждый наделен ими с момента рождения и никто не вправе посягать на них.
Не тождественно действующему законодательству, предполагает религиозно-метафизические и нравственно-этические основания, которые расширяют и углубляют его юридическое содержание, связывают его с ценностями мировой культуры.
Нормы и принципы имеют религиозные и этические обоснования.
Нормативно-ценностным пределом устремлений для естественного права служит высшая справедливость, понимаемая как универсальный идеал, соответствующий коренным устоям миропорядка
Слайд 5В человеческом обществе право, прежде всего, проявляется в закреплении отношений
собственности, оно выступает регулятором форм, методов и меры распределения труда
и его результатов (продуктов труда) между людьми, между человеком и обществом. Оно определяет меры борьбы с посягательством на сложившиеся общественные отношения, гармонизирует межличностные отношения, регламентирует отношения между государствами, и т. д.
Слайд 6Два подхода к пониманию права в истории философско-правовой мысли
Запретительный
- право зиждется на принципе «запрещено все, что не разрешено»
и рассматривается как порождение государства (ибо именно государство жалует «особые права», «вольности», титулы и владения).
Разрешительный - принцип права «разрешено все, что не запрещено». В разрешительном подходе право и закон стали рассматриваться как взаимосвязанные, но нетождественные правовые феномены.
Слайд 7Закон – важнейший элемент правовой реальности
Закон - это конкретно общие,
формально – позитивные правовые нормы, все установленные государством общеобязательные правила.
Закон представляет собой актуализацию и конкретизацию правовых идей и принципов.
Это ступенька, ведущая к праву. Это право на определенном этапе его становления. Закон – это общая норма для множества возможных случаев. И существует он как суждение о должном.
Правовой закон имеет разные формы своего бытия: правовые нормы, отношения, сознание, правосубъектность, правовые процедуры, процессуальные формы, правовой статус правовой режим и т.д. Различия между ними чисто функциональные, а не сущностные.
Слайд 8Соотношение права и закона.
Тождественность права и закона
право обретает жизнь,
лишь становясь законом, следовательно, вне закона право быть, не может.
право
нельзя сводить лишь к нормам, так как оно включает в себя и естественное право не обязательно фиксируемое в законах.
право – это продукт общества, а закон – продукт государства, право не бывает не правым, тогда как закон может быть и правым, и неправым, завися прежде всего от государственной власти.
Слайд 9Исторический опыт человечества подтверждает: действенность закона покоится на авторитете права,
а авторитет права – на действующем законе.
Разграничение права и закона
имеет глубокий гуманистический смысл, ибо позволяет констатировать, что право как содержание закона выступает критерием его качества. Благодаря праву мы имеем возможность отличать законы правовые от неправовых, справедливые от несправедливых, гуманные от антигуманных.
Основой и источником юридического закона служит право. И именно поэтому действие закона носит всеобщий характер, распространяется на каждого.
Право выступает «духом» закона, его глубинной сущностью. Именно право, посредством закона, содействует установлению и охране правопорядка. Ещё И.А Ильин отмечал, что через правопорядок осуществляется «взаимное духовное признание» права и закона
Слайд 10Право реализуется через юридические законы и государственную власть.
Основные принципы
правового государства – «господство закона во всех сферах общественной жизни»
и « связанность законом самого государства и его органов» означают, что есть государство, которое санкционируется правом, а также есть право, которое существует только в законах, носящих, в свою очередь, правовой характер.
Государство через государственную власть, которая носит публично – правовой характер, с помощью юридических законов создаёт правовые условия для своих граждан; обеспечивает правопорядок в обществе.
От расстановки дозволенности и запретов решающим образом зависит строй, характер, интенсивность правового регулирования. Без изменения в этой области невозможно построить правовое государство, где будет соединена сила права с силой закона.