Слайд 1ПТ на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
Е.А.Васильева, к.пед.н.,
доцент каф. ПППО СПГУТД
Слайд 2Цели использования ПТ
Активизация логических и символико-образных процессов мышления при обработке
учебного материала.
Развитие умений представлять материал в схематической и графической форме.
Слайд 3Основные приемы
ПТ схемных и знаковых моделей учебного материала
Опорный конспект
Умственные
карты
Денотатный граф
Фишбон
Слайд 4Опорный конспект
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ - это система опорных сигналов в виде
краткого условного конспекта, содержащее необходимую для долговременного запоминания учебную информацию.
ОПОРНЫЕ
СИГНАЛЫ – средства наглядности (символы, слоги, слова, цифры, числа, формулы, правила, пр.).
Слайд 5Требования к составлению
опорного конспекта
Лаконичность (300–400 печатных знаков). Использование точек,
цифр, стрелок, букв, изложение с помощью символов, схем, формул, ассоциаций.
Структурность
- укрупнения дидактических единиц знания. При помощи блоков и 4 - 5 связок.
Смысловой акцент - рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов.
Унификация печатных знаков, то есть использование единой символики по одному предмету.
Слайд 6Требования к составлению
опорного конспекта
Автономность - воспроизведение каждого блока в
отдельности.
Ассоциативность - подбор ключевых слов, предложений, ассоциаций, схем.
Доступность воспроизведения
- избегание вычурных шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи. Буквенные обозначения сводятся до минимума.
Цветовая наглядность и образность – разнообразие в опорных конспектах и блоках различных форм, структур, графического исполнения, цвета.
Слайд 9Умственные карты
Способ изображения процесса мышления с помощью графических
схем
Эффективная техника систематизации имеющихся знаний
Поиск ассоциаций
Слайд 10Правила составления
умственной карты
Взять лист формата А 4. Положить горизонтально.
В
центре изобразить основную проблему, понятие, вопрос, на который нужно найти
ответ.
От него должны исходить радиально несколько плавно изогнутых линий (лучей, аксонов и дендритов от нейрона) с основными ассоциациями
Слайд 11Правила составления
умственной карты
4. От основных линий нарисовать мелкие ответвления
– ассоциации.
5. Вставлять в умственную карту рисунки, цветные линии.
6. Составить
связный рассказ по умственной карте.
Слайд 14Техника «Денотатный граф»
- способ вычленения из текста существенных признаков ключевого
понятия (от лат. Denato – обозначаю
Греч. Grapho - пишу ).
Описан в книге Д.Х.Вагаповой «Риторика в интеллектуальных играх и тренингах»
Слайд 15Правила составления
денотатного графа
Выделение ключевого слова или словосочетания.
Подбор глаголов, связывающих
ключевое понятие и его существенный признак (состоит, направляет, базируется, осуществляет,
опирается и т.д.).
Дробление ключевого слова на слова -»веточки».
Соотнесение ключевого слова со словами – «веточками».
Слайд 17 «Фишбон» - прием графической обработки информации
В голове рыбного скелета
сформулирована проблема
В нижних костях рыбного остова – факты
В верхних костях
остова – причины, которые их объясняют.
В хвосте – вывод.