Слайд 1Пути и методы
сохранения окружающей среды
Слайд 2Основные термины Федерального закона
от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране
окружающей среды»
окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных
и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
природная среда (также природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
Антропогенные объекты;
компоненты природной среды;
природный объект;
природно-антропогенный объект.
Слайд 4Механизмы управления поведением людей
соблюдение норм морали (неписанных правил поведения людей);
соблюдение
правил и законов (поддерживаются страхом наказания).
Слайд 5 Экологическое право -
комплекс правовых норм и правоотношений, регулирующих общественные отношения в сфере
взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений людей.
Слайд 6
ОБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
Объектами экологического права признаются естественные экологические системы, природные
ландшафты либо их компоненты.
Компоненты подразделяют на следующие группы:
Земли, недра,
почвы.
Поверхностные и подземные воды.
Леса и иная растительность, животные и другие
организмы и их генетический фонд.
4. Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Слайд 7Субъекты экологических правоотношений (участники)
- физические и
юридические лица;
- государственные и негосударственные организации;
- специально уполномоченные органы
государства;
- Российская Федерация и ее субъекты.
Слайд 8Управление в области охраны ОС
Цель управления в сфере экологических отношений
— обеспечение охраны ОС от негативного воздействия в процессе хозяйственной
и иной деятельности, а также рациональное природопользование при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями общества.
Виды управления:
государственное;
производственное;
органами местного самоуправления.
Слайд 9Государственное управление
Функции государственного управления:
создание системы органов управления и координация их
деятельности;
экологическое нормотворчество;
оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС);
экологические экспертиза, лицензирование и
сертификация;
экологический контроль и мониторинг;
экологическое воспитание и образование;
Методы государственного управления в области охраны ОС:
административный (приказ);
экономический (создание условий экономической заинтересованности);
моральный и материальный (награждение, взыскание, премия и т. п.).
Слайд 11Кадастр -
свод основных сведений об экономических ресурсах страны.
кадастр основывается на
топографической съемке границ участков недвижимой собственности;
данные кадастров используются при установлении
налогов, платы за пользование природными ресурсами, для оценки стоимости объектов при их аренде, залоге, продаже.
В РФ ведутся следующие Государственные кадастры:
земельный;
лесной;
водный;
объектов животного мира;
особо охраняемых природный территорий;
месторождений и проявлений полезных ископаемых.
Слайд 12Водный кадастр - систематизированный свод сведений о водных ресурсах страны,
который включает гидрологические характеристики и ресурсы поверхностных вод.
Слайд 13Платежи
Систему платежей подразделяют на плату за:
право пользованием природными ресурсами;
загрязнение природной
среды.
Цель платного природопользования:
рациональное и комплексное использование природных ресурсов;
стимулирование деятельности
по охране окружающей среды;
выравнивание социально-экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов;
Слайд 14
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
соблюдение права человека на благоприятную
окружающую среду;
сохранение биологического разнообразия;
приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов
и природных комплексов;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
обеспечение снижения негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с нормами в области охраны окружающей среды;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды;
независимость контроля в области охраны окружающей среды;
Слайд 15Мероприятия по охране ОС
федеральные программы в области экологического развития РФ;
целевые
программы в области охраны ОС субъектов РФ;
мероприятия по охране ОС
на уровне конкретных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Источники финансирования мероприятий:
бюджеты всех уровней;
средства предприятий, учреждений и организаций;
фонды экологического страхования;
кредиты банков;
займы в инвалюте;
средства населения, включая добровольные взносы иностранных юридических лиц и граждан.
Слайд 16Вред окружающей среде (ОС)
Вред экономический – причиняется экономическим интересам
природопользователя.
Вред экологический — любое ухудшение состояния природной среды, выражающееся в
разрыве естественных связей в природе, которое нарушает интересы общества в здоровой, благоприятной для жизни, продуктивной ОС.
Слайд 17КОМПЕНСАЦИЯ ВРЕДА
Компенсация вреда ОС осуществляется добровольно или по решению суда
в соответствии с действующими таксами и методиками исчисления размера вреда.
Слайд 18 Ответственность
Административные взыскания:
на граждан — 1—25-кратный
минимальный размер оплаты труда (МРОТ);
на должностных лиц — 3—200-кратный размер
МРОТ;
на юридических лиц — 30—3000-кратный размер МРОТ.
Уголовная ответственность:
наложения штрафа;
исправительные работы на срок до трех лет;
ограничения свободы на срок до трех лет;
лишения свободы на срок до пяти лет.
Дисциплинарная ответственность:
замечание;
выговор;
увольнение.
Имущественная ответственность:
возмещение вреда в полном объеме
Слайд 19Особой охране подлежат:
объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и
в Список всемирного природного наследия;
заповедники, заказники, памятники природы, национальные, природные
и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, а также иные природные комплексы (ООПТ);
исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России;
континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ;
объекты, имеющие особое природоохранное значение;
редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
Слайд 20
ФЗ от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ
«Об особо охраняемых природных
территориях»
(с изм. от 30.12.2001 г.) :
природные заповедники (в
том числе биосферные);
природные заказники;
национальные парки;
природные парки;
памятники природы;
дендрологические парки и ботанические сады;
Лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Слайд 21 Природные заповедники (в том числе
биосферные) -
на территории государственных природных заповедников полностью исключается любая хозяйственная
деятельность. Особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеют природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.
В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы
Слайд 22
Природные заказники -
являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения
или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического
баланса.
Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:
комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
биологическими (ботаническими и зоологическими);
палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими);
геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.
Для целей познавательного туризма особое значение имеют комплексные заказники, в которых туристов знакомят с редкими видами животного и растительного мира, живописными пейзажами. Как правило, разбивка туристских стоянок на территории заказников запрещена, разрешается лишь прокладка туристских троп.
Слайд 23
Национальные парки -
являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями,
территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты
и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей, в том числе:
заповедная;
особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;
познавательного туризма;
рекреационная;
охраны историко-культурных объектов;
обслуживания посетителей;
хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.
Слайд 24 Природные парки -
являются
природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории
(акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.
Слайд 25
Памятники природы -
уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и
эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного
происхождения.
Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:[3]
участки живописных местностей;
эталонные участки нетронутой природы;
участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи и т. п.);
термальные источники, месторождения лечебных грязей;
береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, бухты, лагуны и т. п.);
отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, воклюзы, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты и т. п.);
И т.д.
Слайд 26
Дендрологические парки и ботанические сады
Дендрологические парки
и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит
создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.
Слайд 27
Лечебно-оздоровительные местности и курорты
Территории (акватории), пригодные для организации лечения и
профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными
ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям.
Курорты — освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях особо охраняемые природные территории, располагающие природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры[4].
Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.
Слайд 28
Источниками информации
в природоохранной сфере являются:
экологический мониторинг;
Государственные кадастры природных
ресурсов;
Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ (способ государственной
регистрации этих веществ);
Ежегодный государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды
Слайд 29Административные механизмы
управления ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ (ОС):
экологические стандарты;
нормирование (установление норм) в
области охраны ОС;
оценка воздействия на окружающую среду (овос);
экологическая экспертиза;
экологическая
сертификация;
экологическая лицензия;
экологический контроль;
экологический мониторинг;
экологический аудит.
Слайд 30ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ
Экологические стандарты — это нормативно-технические документы, в которых определяются
отдельные экологические требования.
В системе стандартов в области охраны природы (ССОП)
используется определенная структура обозначений.
Так, цифровой код ГОСТ 17.2.3.02-78 («Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов промышленными предприятиями) означает следующее:
«17» – номер системы (система ССОП);
«2» – номер подсистемы (1 - гидросфера; 2 - атмосфера; 3 - почвы; 4 – земли; 5 - флора; 6 - фауна; 7 - недра);
«3» - номер направления действия стандарта ( 1 – термины, классификация, определения; 2 – нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов … и т.д. (Всего 7 направлений);
«02» – порядковый номер стандарта в данном направлении;
«78» – год утверждения.
В настоящее время в России вводятся в действие отечественные стандарты, аутентичные международным стандартам ИСО серии 14 000,
например, ГОСТ Р ИСО 14 001-98.
Слайд 31Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)
рассматривает влияние предлагаемых к
принятию решений на:
качество воздушной, водной и почвенной среды;
радиационную безопасность;
здоровье людей;
экосистемы
и отдельные виды растений и животных;
здания, памятники и прочие объекты, являющиеся частью культурного наследия, и т. д.
ОВОС организуется и проводится при подготовке следующих видов обосновывающей документации:
концепций, программ, а также планов отраслевого и территориального социально-экономического развития;
схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;
градостроительной документации;
документов по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;
предпроектных обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований (ТЭО) и (или) проектов строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих объектов и комплексов.
Слайд 32Экологическая экспертиза-
установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной
деятельности экологическим требованиям.
Виды экологической экспертизы:
государственная
экспертиза - проводится исключительно федеральным органом;
общественная - проводится по инициативе граждан и общественных организаций, органов местного самоуправления.
Слайд 33Объектами государственной экологической экспертизы являются:
любые проектные и предпроектные документы;
новая
техника и технология;
продукция, сырье и материалы, вещества;
проекты стандартов и нормативов.
Слайд 34
Законодательство РФ об экологической экспертизе:
Федеральный закон от 23 ноября 1995
г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
Федеральный закон «Об охране окружающей
среды».
Слайд 35Цели проведения экологической экспертизы:
проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической
безопасности общества;
предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую природную
среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы;
определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы.
Слайд 36Принципы экологической экспертизы
презумпция потенциальной экологической опасности любой планируемой хозяйственной и
иной деятельности;
обязательность проведения экспертизы до принятия решения о реализации соответствующего
объекта;
комплексность оценки воздействия на ОС соответствующей деятельности, а также ее последствий;
достоверность и полнота исходной информации;
независимость экспертов;
научная обоснованность, объективность и законность;
гласность, участие общественных организаций.
Слайд 37
Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат:
договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и
отходов производства;
проекты международных договоров и правовых актов РФ;
проекты технической документации
на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары;
проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов РФ;
технико-экономические обоснования строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения и др.;
документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные;
материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду.
Слайд 38Экологическая сертификация (экосертификация) -
деятельность по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта, предъявляемым
к нему экологическим требованиям.
Экологическая сертификация может быть обязательной или добровольной.
Цель
экосертификации — обеспечение экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности в области охраны ОС.
Область экологической сертификации:
продукция и технологические процессы;
отходы производства и потребления;
природные ресурсы и объекты окружающей среды;
экологические услуги.
Слайд 39Экспертиза и сертификация принципиально различаются между собой в объекте.
Объект экологической
экспертизы –
проекты технической документации.
Объект экологической сертификации
–
готовая продукция (новая техника, технология, материалы, вещества, товары и услуги).
Слайд 40Лицензирование
экологически значимой деятельности
Лицензия — это выдаваемое специально уполномоченным органом разрешение,
удостоверяющее право ее владельца на использование в фиксированный (оговоренный) период
времени некоторого природного ресурса.
Виды документов:
собственно лицензии (на право пользования недрами, добычу полезных ископаемых, пользование лесным фондом, отстрел животных и т. д.);
разрешения (на выброс в атмосферу и сброс в поверхностные водоемы загрязняющих веществ, на размещение отходов на территории и др.),
лесорубочный билет (ордер),
лесной билет и др.
В лицензии определяются (ограничиваются) виды и объемы хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, экологические требования, при которых допускается такое использование, а также последствия (возможные санкции) при нарушении этих требований.
Слайд 41Экологический контроль
проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному
использованию природных ресурсов, соблюдению требований природоохранительного законодательства и нормативов качества
окружающей природной среды.
Функции:
предупредительная;
информационная;
карательная.
Виды:
государственный – проводится от имени государства;
производственный – проводится самим предприятием-природопользователем;
муниципальный – проводится органами местного самоуправления;
общественный – проводится общественными некоммерческими объединениями и гражданами.
Слайд 42Меры государственного экологического контроля:
предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и
физическим лицам об устранении выявленных нарушений;
приостанавливать хозяйственную и иную деятельность
нарушителей;
привлекать нарушителей к административной ответственности (предупреждение или штраф).
Слайд 43Мониторинг
система долгосрочных наблюдений за состоянием ОС, а также оценка и
прогноз последующих её изменений.
Уровни территориального охвата современного мониторинга:
локальный (биоэкологический,
санитарно-гигиенический);
региональный (геосистемный, природно-хозяйственный);
глобальный (биосферный, фоновый), включающий в себя наблюдения за состоянием ОС из космоса — космический мониторинг.
Цель: обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации об истинном состоянии ОС в нашей стране, необходимой для:
разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений; целевых программ в области охраны ОС и соответствующих мероприятий;
предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния ОС.
Слайд 44Объекты мониторинга
Проводится мониторинг присутствия опасных загрязняющих веществ для природных экосистем
и человека :
в атмосферном воздухе — оксидов углерода, азота, серы,
взвешенных веществ (аэрозолей), углеводородов, радионуклидов, бенз(а)пирена;
в поверхностных водах — нефтепродуктов, фенолов, соединений фосфора и азота, тяжелых металлов, пестицидов, минеральных солей, а также контролируется комплексный показатель рН;
в биоте — тяжелых металлов, радионуклидов, пестицидов.
Проводится мониторинг воздействия вредных физических факторов:
радиация;
шум;
электромагнитные поля;
излучения.
(АЭС, аэропорты, крупные промышленные и транспортные центры, электростанции и линии электропередач, телерадиоцентры и ретрансляторы)
Слайд 45Основные направления
ГЛОБАЛЬНОГО мониторинга
Основными направлениями глобального мониторинга в нашей стране
является изучение:
глобальных изменений (вследствие загрязнений), проявляющихся повсеместно, например, изменений климата;
эффектов,
связанных с распространением загрязнений на большие расстояния, включая трансграничный перенос, например, закисление почв под влиянием выбросов в атмосферу соединений серы;
результатов антропогенных воздействий, которым свойственна большая инерционность эффекта, например, эффект накопления хлорорганических пестицидов.
Слайд 46Экологический аудит организации, проекта, продукта —
это комплексная и независимая оценка
соблюдения требований нормативных документов в области экологической безопасности, экологического менеджмента
и охраны окружающей среды, а также подготовка соответствующих рекомендаций.
Слайд 47Аудит заказывается:
собственником предприятия как элемент экологического управления для оценки возможных
расходов, например при экологическом страховании;
инвестором для определения уровня возможных расходов
при финансировании некоего проекта;
страховой компанией перед заключением договора страхования для уточнения его условий;
банком для решения вопроса о целесообразности и (или) допустимости предоставления целевого кредита;
потенциальным покупателем для определения затрат и издержек после приобретения объекта.
Слайд 49КРАСНАЯ КНИГА РФ
является официальным документом, содержащим свод сведений
об объектах
животного и растительного мира, находящихся под угрозой исчезновения, а также
о необходимых мерах по их охране и восстановлению.
Красная книга РФ ведется Министерством природных ресурсов и экологии РФ на основе систематически обновляемых данных.
Издание Красной книги РФ осуществляется не реже одного раза в 10 лет.
Слайд 50
Ведение Красной книги РФ
включает следующие действия:
сбор и анализ данных
об объектах животного и растительного мира;
организацию мониторинга состояния объектов животного
и растительного мира;
создание и пополнение банка данных по объектам животного и растительного мира;
подготовку к изданию, издание и распространение Красной книги РФ;
подготовку и реализацию предложений по специальным мерам охраны, включая организацию особо охраняемых природных территорий и генетических банков с целью сохранения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ;
выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанной с использованием объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ.
Слайд 51
Международная Красная книга
включает пять томов:
Млекопитающие - 310 видов
Птицы – 320
видов
Земноводные и пресмыкающиеся – 162 вида
Рыбы – 40 видов
Редкие растения
Слайд 52В Международной Красной книге
выделено 5 видов растений и животных:
По-видимому,
исчез.
Под угрозой исчезновения (спасение невозможно без проведения специальных мер).
Сокращающийся в
численности (пока еще встречается в количествах, достаточных для выживания).
Редкий (при неблагоприятных условиях имеет угрозу исчезновения).
Восстановленные виды (нуждаются в постоянном контроле).
Слайд 53
Экологическая обстановка территории
по степени экологического неблагополучия характеризуется как:
относительно удовлетворительная;
напряженная;
критическая,
кризисная — зона чрезвычайной экологической ситуации;
катастрофическая —
зона экологического бедствия.
Слайд 54
По критерию остроты экологических ситуаций, выделяются следующие их уровни:
удовлетворительная ситуация:
из-за отсутствия прямого или косвенного антропогенного воздействия все показатели свойств
ландшафтов не меняются;
конфликтная ситуация имеет место в том случае, когда наблюдаются незначительные в пространстве и во времени изменения в ландшафтах, в том числе в средо- и ресурсовоспроизводящих свойствах, что ведёт к сравнительно небольшой перестройке структуры ландшафтов и восстановлению в результате процессов саморегуляции природного комплекса или проведения несложных природоохранных мер;
напряжённая ситуация характеризуется негативными изменениями в отдельных компонентах ландшафтов, что ведёт к нарушению или деградации отдельных природных ресурсов и, в ряде случаев, к ухудшению условий проживания населения; при соблюдении природоохранных мер напряжённость экологической ситуации, как правило, спадает;
Слайд 55критическая ситуация определяется по значительным и слабокомпенсируемым изменениям ландшафтов; происходит быстрое
нарастание угрозы истощения или утраты природных ресурсов (в том числе
генофонда), уникальных природных объектов, наблюдается устойчивый рост числа заболеваний из-за резкого ухудшения условий проживания;
кризисная ситуация (зона чрезвычайной экологической ситуации) приближается к катастрофической, в ландшафтах возникают очень значительные и практически слабо компенсируемые изменения, происходит полное истощение природных ресурсов и резко уменьшается здоровье населения;
катастрофическая ситуация (зона экологического бедствия) характеризуется глубокими и часто необратимыми изменениями природы, утратой природных ресурсов и резким ухудшением условий проживания населения, вызванными в основном многократным превышением антропогенных нагрузок на ландшафты региона; важным признаком катастрофической ситуации является угроза жизни людей и их наследственности, а также утрата генофонда и уникальных природных объектов.
Слайд 56Классификационные признаки экологического неблагополучия территорий
Слайд 57Международные объекты охраны ОС подразделяются на общемировые и национальные (внутригосударственные)
Общемировые
(вне юрисдикции государств) –
космос,
мировой океан,
воздушный бассейн,
Антарктида.
Национальные
(входящие в юрисдикцию государств) –
мигрирующие животные,
памятники культуры,
редкие виды,
уникальные ландшафты.
Слайд 58Принципы международного экологического права
защита окружающей среды на благо нынешнего и
будущих поколений;
недопустимость нанесения трансграничного ущерба;
принцип экологически обоснованного рационального использования природных
ресурсов;
принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды;
принцип защиты экологических систем Мирового океана;
принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду;
принцип обеспечения экологической безопасности;
принцип контроля над соблюдением международных договоров по охране окружающей среды;
принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб окружающей среде.
Слайд 59Межправительственные экологические организации (под эгидой ООН)
ЮНЭП – Программа ООН по
окружающей среде (1972)
ЮНЕСКО – Организация Объединенных Наций по вопросам образования,
науки и культуры (1946)
МОТ – Международная организация труда (при Лиге Наций, 1919)
ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения (1946)
МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергии (1957)
ВМО – Всемирная метеорологическая организация ООН (1947)
ИМО – Международная морская организация (1948)
ФАО – сельскохозяйственная и продовольственная организация ООН (1945)
Слайд 60Неправительственные
международные организации
МСОП – Международный союз по охране природы (1948)
WWF
– Всемирный фонд охраны дикой природы (1961)
МЮО – Международная юридическая
организация (1968)
РК - Римский клуб (1972)
МЭС – Международный экологический суд (1994)
ГРИНПИС – «Зеленый мир» (1971)
Слайд 61Основные международные конференции и соглашения
Стокгольмская международная конференция ООН по проблемам
окружающей человека среды (Стокгольм, 1972).
Всемирная хартия природы, одобренная Генеральной Ассамблеей
ООН (Нью-Йорк, 1982).
Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992).
Международная конференция ООН по народонаселению и развитию (Каир, 1994).
Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, посвященная обзору и оценке осуществления Повестки дня на XXI век (Рио+5) (Нью-Йорк, 1997).
Киотское соглашение (Киото, 1997);
Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио+10) (Йоханнесбург, 2002).
Международная конференция по проблемам изменения климата (Копенгаген, 2009).
Слайд 62Стокгольмская международная конференция ООН (1972)
была принята декларация, в которой
определялись стратегические цели и направления действий мирового сообщества в области
охраны окружающей среды;
установлен Всемирный день окружающей среды — 5 июня;
образован постоянно действующий орган ООН по окружающей среде (ЮНЕП — United Nations Environment Program) со штаб-квартирой в г. Найроби (Кения).
Слайд 63
Всемирная хартия природы (1982) (Принята Генеральной Ассамблеей ООН)
В хартии провозглашены
следующие основные принципы:
Человечество осознает, что является составной частью природы,
поэтому к природе следует относиться с уважением и не нарушать ее основных принципов.
Генетическая основа жизни на земле не должна подвергаться опасности: все формы жизни и среды обитания должны сохраняться.
Все регионы земли как на суше, так и на морях должны находиться под охраной.
Природные ресурсы должны не расточаться, а использоваться умеренно.
Слайд 64Международная конференция ООН
по окружающей среде и развитию (1992)
Были
одобрены пять основных документов:
«Декларация по окружающей среде и развитию»,
«Повестка дня на XXI век»,
«Заявление о принципах управления, сохранения и устойчивого развития всех типов лесов», «Рамочная конвенция ООН об изменении климата» (РКИК),
«Конвенция по биологическому разнообразию».
В основу разработки экологической стратегии государствам мирового сообщества рекомендовалось положить концепцию устойчивого развития, под которым понимается одновременное решение проблем экономического развития и экологии. Этому нет разумной альтернативы.
Слайд 65Киотский протокол (1997 )
По состоянию на 2006 год Протокол был
ратифицирован 161 страной мира (совокупно ответственными за более чем 61%
общемировых выбросов), исключая США и Австралию.
Основан на механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов.
Цель ограничений — снизить за период с 1 января 2008-го до 31 декабря 2012 года совокупный средний уровень выбросов шести типов газов (CO2, CH4, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, N2O, SF6) на 5,2 %, по сравнению с уровнем 1990 года.
Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны. Евросоюз должен сократить выбросы на 8%; Япония и Канада — на 6%; страны Восточной Европы и Балтии — в среднем на 8%; Россия и Украина — сохранить среднегодовые выбросы в 2008–2012 годах на уровне 1990 г.