Слайд 1Работу выполнила: А.В. Лебедева
9 поток.
Психические познавательные процессы
Слайд 2Психический процесс - это
- динамическое отражение действительности в различных формах
психических явлений.
Психический процесс – это течение психического явления, имеющего
начало, развитие и конец. При этом нужно иметь в виду, что конец одного психического процесса тесно связан с началом другого. Отсюда – непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями на нервную систему, так и раздражениями, исходящими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяют на познавательные, эмоциональные и волевые .
Слайд 3Познавательные психические процессы:
Познавательные психические процессы являются каналами нашего общения с
миром. Поступающая информация о конкретных явлениях и предметах претерпевает изменения
и превращается в образ. Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию. Но вместе с тем, протекая одновременно и слаженно, эти процессы незаметно для человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают для него единую, целостную, непрерывную картину объективного мира.
Слайд 4Виды психических познавательных процессов (ППП):
1. Ощущение;
2. Восприятие;
3. Представление;
4. Воображение;
5. Внимание;
6.
Память;
7. Мышление.
Слайд 5
Ощущение- это
- познавательный психический процесс, заключающийся в отражении субъектом отдельных
свойств предметов и явлений при их взаимодействии с органами чувств.
Виды:
1.
Экстерорецептивные - отражают свойства предметов и явлений внешней среды. (зрительные, слуховые, обонятельные, температурные, вкусовые, тактильные);
2. Интерорецептивные – отражают внутреннее состояние индивида (болевые, равновесия, ускорения);
3. Проприоцептивные – отражают движение нашего тела (мышечно-двигательные).
Слайд 6Восприятие- это
- процесс, отражения различных свойств и частей при
непосредственном воздействии их на органы чувств.
Виды:
- восприятие предметов;
- времени;
- отношений;
-
движение;
- пространства;
- человека.
Слайд 7Свойства восприятия
К основным свойствам восприятия относятся:
- целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и
целого в образе;
- предметность – объект воспринимается человеком как обособленное в
пространстве и времени отдельное физическое тело;
- обобщенность – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов;
- константность – относительное постоянство восприятия образа, сохранение за объектом его параметров независимо от условий его восприятия (расстояния, освещения и т. д.);
- осмысленность – понимание сущности воспринимаемого объекта в процессе восприятия;
- избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.
- Восприятие бывает внешненаправленным (восприятие предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправенным (восприятие собственных состояний, мыслей, чувств и т. д.).
- По времени возникновения восприятие бывает актуальным и неактуальным.
- Восприятие может быть ошибочным (или иллюзорным), например зрительные или слуховые иллюзии.
Развитие восприятия имеет очень большое значение для учебной деятельности. Развитое восприятие помогает быстрее усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.
Слайд 8Представление- это
- психический процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов
и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на органы чувств
человека.
Виды предствалений:
1. по видам анализаторов:
- зрительные;
- слуховые;
- обонятельные;
- осязательные;
- двигательные.
Слайд 9Представление
2. По степени обобщенности:
- единичные;
- общие.
3. по степени проявления волевых
усилий:
- непроизвольные;
- произвольные.
4. по продолжительности :
- оперативные;
- кратковременные;
- долговременные.
Слайд 10Воображение – это
- психический процесс создания новых образов (представлений)
путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.
За
образами воображения всегда стоят образы
памяти (представления), но в новом образе они
изменены, преобразованы, иначе соединены.
Слайд 11Способы формирования образов в воображении
1. перенос функции или свойства одного
предмета на другой;
2. комбинирование представлений памяти – агглютинация. Это «склеивание»
различных, в жизни не соединяемых частей и свойств предметов (избушка на курьих ножках);
3 Акцентирование , т.е. подчеркивание какого-либо признака предмета или отношения в нем (карикатура, дружеских шарж);
4. Гиперболизация – умышленное преувеличение или преуменьшение предмета, изменение количества его частей. (дюймовочка, многорукая богиня в индийской мифологии);
5. Типизация – выделение существенного, типичного для какой-то группы явлений, качеств.
Слайд 12Внимание -это
- направленность и сосредоточенность познавательной активности человека на каких-либо
предметах, явлениях, связях, действительности.
Важно, что человек обращает внимание не только
на окружающий мир, но и на самого себя, на свои ощущения, мысли, чувства и стремления.
Слайд 13Виды внимания:
Непроизвольное – не связанное с формированием осознаной цели, волевым
усилием или решением задачи.
Произвольное внимание связано с сознательно поставленными целями,
с волевым усилием. Произвольное внимание через некоторое время может стать непроизвольным, т.е.
Осознанное (читаем учебник без желания, но материал оказался интересным и теперь волевые усилия уже не нужны).
Слайд 14Мышление - это
- высший познавательный социально обусловленный психический процесс, заключающийся
в опосредованном и обобщенном отражении действительности в ее существенных связях
и отношениях.
Виды мышления:
наглядно-действенное (мышление осуществляется во время действий с предметами при непосредственном восприятии предмета в реальности.
- наглядно-образное (мышление происходит при представлении предметных образов.
- логическое (мышление является результатом логических операций с понятиями. Мышление носит мотивированный и целенаправленный характер, все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами.
Слайд 15Мышление
Мышление всегда индивидуально. Оно дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи
в природе и общественной жизни.
Источником мыслительной деятельности является практика.
Физиологическую основу
мышления составляет рефлекторная деятельность мозга.
Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью. Мы всегда думаем словами, даже если не произносим их вслух.
Слайд 16
К основным мыслительным операциям относятся:
анализ – мысленное разделение целостной структуры объекта отражения на
составляющие элементы;
синтез – воссоединение отдельных элементов в целостную структуру;
сравнение – установление отношений
сходства и различия;
обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства;
абстрагирование – выделение какой-либо стороны явления, которая в действительности как самостоятельная не существует;
конкретизация – отвлечение от общих признаков и выделение, подчеркивание частного, единичного;
систематизация (или классификация) – мысленное распределение предметов или явлений по определенным группам, подгруппам.
Кроме перечисленных выше видов и операций существуют процессы мышления:
суждение – высказывание, содержащее конкретную мысль;
умозаключение – ряд логически связанных высказываний, приводящих к новому знанию;
определение понятий – система суждений о некотором классе предметов или явлений, выделяющая их наиболее общие признаки;
индукция – вывод частного суждения из общего;
дедукция – вывод общего суждения из частных.
Основные качественные характеристики мышления таковы: самостоятельность, инициативность, глубина, ширина, быстрота, оригинальность, критичность и др.
С мышлением неразрывно связано понятие интеллекта. (это совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи).
Слайд 17Память - это
- форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении
и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование
в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим – это основа психической деятельности.
Слайд 18Виды памяти
1. по времени сохранения информации:
- сенсорная (до 1,5 сек.);
-
кратковременная (до 12 сек.);
- оперативная (в течении дня);
- долгосрочная (неограниченная,
долгая).
2. По характеру психической активности:
- двигательная;
- эмоциональная;
- образная;
- словесно-логическая;
- механическая.