Слайд 1 Расстройства внимания
Выполнила:Куттыбаева А
Проверила: Асель Медетовна
Слайд 2Определение
Внимание – это психический процесс, направленный на ситуативно или
устойчиво значимым объекту.
Слайд 3Классификация
По характеру психического процесса
Сенсорный
Моторный
Интеллектуальный
Слайд 4Свойства внимания.
Объем – число сигналов или ассоциаций, удерживаемых в поле
сознания.
Концентрация (избирательность) – интенсивность сосредоточения на объекте деятельности (степень помехоустойчивости).
Распределяемость
– возможность концентрации в нескольких фокусах.
Устойчивость – длительность доминирующего характера процесса.
Переключаемость – способность к смене установки.
Слайд 5Таблица для изучения объема внимания. Задача – найти возможно больше
цифр подряд от 1 до 50 за одну минуту
3
7 10 34 45 2 1
50 35 4 17 23
5 8 9
6 12 25 48
19 27 21 31
30 43 16 37 13 29 42 50 15 36 40 24 20
46 32 33 44 49 22 18 41 26 13 39 38 47
Слайд 6Рисунок для исследования устойчивости внимания
Слайд 7Рисунок для изучения переключаемости внимания
Слайд 8Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определённом объекте
Слайд 9модально-неспецифические
модально-специфические
Два типа нарушений внимания
(по Б.Д. Карвасарскому)
Слайд 10Первые — модально-неспецифические нарушения внимания
Распространяются на любые формы и
уровни внимания
Характерны для поражения неспецифических срединных структур мозга — верхних
отделов ствола мозга и части ретикулярной формации, поддерживающей уровень общего бодрствования или наиболее генерализованное состояние внимания
Слайд 11Неспецифические симптомы нарушения внимания при поражениях мозга
Выделяется три их основные
формы:
Аспонтанность выражается в невозможности самостоятельного включения больного в выполнение какой-либо деятельности — речевой, двигательной и др. (в ответ на инструкцию воспроизвести какое-либо движение или позу остаются бездеятельными). Может проявляться также в преждевременном выключении из задания.
Инактивность проявляется в увеличении общего времени протекания деятельности, увеличении латентных периодов реакции на стимулы, в общей замедленности двигательных актов.
Инертность состоит в трудностях переключения с одного вида деятельности на другой.
Неспецифические симптомы часто сочетаются и переплетаются с противоположно направленными тенденциями нейродинамического характера → гиперактивностью, импульсивностью, отвлекаемостью.
Слайд 12Вторые — модально-специфические нарушения внимания
Проявляются лишь в конкретной сфере и
описываются как явления игнорирования стимулов одной модальности
Зрительное внимание — симптом
расстройства фиксируется при изучении полей зрения
Слуховое внимание — дефекты обнаруживаются в экспериментах с дихотомическим прослушиванием (при одновременном предъявлении через телефоны двух слов в два уха)
Слайд 13Тактильное внимание — больной с закрытыми глазами не замечает двойной
тактильной стимуляции одинаковой интенсивности при прикосновении к двум сторонам тела
или двум конечностям (например, касания двух кистей рук)
Двигательное внимание — при просьбе выполнить координированные движения двумя руками, больной сперва правильно выполняет инструкцию, но затем одна рука (как правило, левая у правшей) замедляет движения, а позднее совсем отстает. Своих ошибок больной не осознает
Интеллектуальное внимание — его изменения связаны с поражением коры лобных долей
Слайд 14Факторы, обеспечивающие внимание.
Интенсивность, новизна и структура раздражителя – определяют само
направление внимания, его объем и устойчивость.
Влияние потребностей, интересов и установок
субъекта – определяют направление внимания.
Различают непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) внимание. Его нарушение – один из самых важных симптомов психопатологии.
Слайд 15Психопатология внимания.
Сужение объема – неспособность произвольно удерживать достаточное количество представлений
и свободно оперировать ими. Возрастает количество ошибочных действий, рассеянность, суетливость.
Заметно в беседе (теряется желаемая быть высказанной мысль). Типично для астенических состояний различного генеза или органических расстройств.
Слайд 16Психопатология внимания.
Чрезмерная истощаемость – снижение способности к длительному сосредоточению, обычно
– на фоне имеющейся или усиливающейся утомляемости. Повышается отвлекаемость, суетливость
или заторможенность, теряется интерес к деятельности. Нозологическая принадлежность – астенические состояния, органические психические расстройства.
Слайд 17Психопатология внимания.
Нарушение направленности внимания – фиксация его на строго определенных
сторонах жизни (патологическая рефлексия, обсессивно-фобические состояния, ипохондрия и психастения в
классических описаниях, выраженная шизоидия, болезни зависимости). Как правило, внимание обращено в прошлое или крепко сцеплено с ним. Также может быть направлено на психопродуктивные симптомы.
Слайд 18Психопатология внимания.
Своеобразие внимания больных шизофренией – «рассеивание» на несущественные детали,
часто в сочетании с неопределенным типом аффекта («реакция на недоминантные
стимулы).
Описываются манипуляции с одеждой, разглядывание собственных ладоней или обстановки помещения, постоянное выполнение стереотипной деятельности без интереса к собеседнику (курение, чистка ногтей, причесывание). На деле же могут подмечаться очень многие, даже тонкие детали.
Слайд 19Психопатология внимания.
Ослабление способности к распределению внимания – неспособность к выполнению
двух и более дел (например, совершать счет по Крепелину и
взмахивать при этом рукой). Считается типичной для органической психической патологии, выраженной астении, иногда – при эндогенной патологии (в сочетании с нарушениями управляемостью мышлением).
Слайд 20Нарушения внимания обычно наблюдаются при психогенно и соматогенно обусловленных астенических
состояниях, весьма своеобразно проявляются при ряде локальных поражений головного мозга,
некоторых психических заболеваниях:
Невроз
Шизофрения
Травматические и сосудистые заболевания головного мозга
Далеко зашедшие стадии хронического алкоголизма
Церебральный атеросклероз («стариковская рассеянность»)
Эпилепсия
Туберкулез легких
Слайд 21Выявление расстройств внимания
в ходе беседы и обследования пациента по сосредоточенности
или отвлекаемости на случайные раздражители, способности удерживаться на одной теме
разговора и переключаться на другую, точности выполнения инструкций и ответов на вопросы в начале и в конце обследования.
Дополнительно можно использовать экспериментально-психологические методики, такие, например как корректурная проба, счет по Крепелину, таблицы Шульте.
Слайд 22Нарушения внимания у детей и подростков
Одним из наиболее известных, выделяемых
в качестве самостоятельного расстройства, является синдром дефицита внимания с гиперактивностью
(СДВГ)
Нарушения внимания имеют место у детей с умственной отсталостью, органическими заболеваниями головного мозга, астеническими состояниями вследствие перенесенных или текущих соматических, в том числе инфекционных, заболеваний или интоксикаций
Слайд 23Симптомы, которые имеет ребенок при дефиците внимания, выделенные для установления
диагноза дефицита внимания:
не обращает внимания на детали и
допускает ошибки в работе;
с трудом поддерживает внимание в работе и игре;
не слушает то, что ему говорят;
не в состоянии следовать инструкциям;
не может организовать игру или деятельность;
имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;
часто теряет вещи;
часто и легко отвлекается;
бывает забывчив.