Разделы презентаций


Раздаточный материал для проведения лекционных занятий по дисциплине Теория презентация, доклад

Содержание

Список используемой литературы по теме 10 Основная 1) Рассолов М.М. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»/ Рассолов М.М.— Электрон. текстовые данные.— М.:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Раздаточный материал для проведения лекционных занятий по дисциплине Теория государства

и права Тема 10. Правотворчество и нормативные правовые акты

Раздаточный материал для проведения лекционных занятий по дисциплине Теория государства и права  Тема 10.  Правотворчество

Слайд 2Список используемой литературы по теме 10 Основная 1) Рассолов М.М. Теория государства

и права [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по

направлению подготовки «Юриспруденция»/ Рассолов М.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.— С. 292-314, 384-416. (575 c.)— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21003.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 2) Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. – С. 168-216. (496 с.)- [электронный ресурс]. – Режим доступа. - www.znanium.com Дополнительная: 1) Власова Т.В. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Власова Т.В., Дуэль В.М., Занина М.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российская академия правосудия, 2013.— 226 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21251.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 2) Сырых В.М. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебник/ Сырых В.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Юстицинформ, 2012.— 704 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13409.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 3) Братановский С.Н. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Братановский С.Н.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Электронно-библиотечная система IPRbooks, 2012.— 248 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11246.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Список используемой литературы по теме 10 Основная 1) Рассолов М.М. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебник

Слайд 3Рис. 1 Классификация норм права
Объектирование права
Внутренняя организация
Внешняя организация
(ИСТОЧНИКИ ПРАВА)
Обычное право
форма

внутренней организации права, способ связи элементов (структура права - система)
Прецедентное

право

Нормативно-правовой акт

Договорное право

Религиозные воззрения

Юридическая доктрина

Правосознание

Правовая культура

Общие принципы права

Правовой обычай

Юридический прецедент

Закон, подзаконный НПА

Нормативно-правовой договор

Религиозные тексты

ФОРМА ПРАВА

Рис. 1 Классификация норм праваОбъектирование праваВнутренняя организацияВнешняя организация(ИСТОЧНИКИ ПРАВА)Обычное правоформа внутренней организации права, способ связи элементов (структура

Слайд 4Рис. 2 Виды нормативно-правовых договоров
Международно-правовой договор
Внутригосударственные договоры
это соглашение, заключенное РФ

с иностранным государством либо с международной организацией в письменной форме

(ФЗ от 16.06.1995 г. «О международных договорах»)

публичные и частные, конституционные, административные, в сфере трудового права и пр.

Конституционные договоры

Н-р, Федеративный договор между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий (от 31.03.1992 г.). Такие договоры помимо конституционно-правовых норм, устанавливают нормы финансового (бюджетного, налогового, природоресурсного, таможенного права).

Коллективные договоры

регулируют трудовые отношения между работодателями и работниками (н-р, ФЗ РФ «О коллективных договорах и соглашениях»)

Рис. 2 Виды нормативно-правовых договоровМеждународно-правовой договорВнутригосударственные договорыэто соглашение, заключенное РФ с иностранным государством либо с международной организацией

Слайд 5Рис. 3 Виды нормативно-правового акта
ЗАКОН
ПОДЗАКОННЫЙ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ
Конституция
Конституционные (органические законы)
Обычные
(текущие

законы)
Нормативные акты главы государства
Акты Правительства, принятые в соотв. с федеральными

законами и нормативными указами

Локальные акты

Рис. 3 Виды нормативно-правового актаЗАКОНПОДЗАКОННЫЙ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТКонституцияКонституционные (органические законы)Обычные (текущие законы)Нормативные акты главы государстваАкты Правительства, принятые в

Слайд 6Рис. 4

Рис. 4

Слайд 7Рис. 5 Формы (источники) права в РФ

Рис. 5 Формы (источники) права в РФ

Слайд 8Рис. 5 Формы (источники) права в РФ

Рис. 5 Формы (источники) права в РФ

Слайд 9Рис. 5 Формы (источники) права в РФ

Рис. 5 Формы (источники) права в РФ

Слайд 10Рис. 6 Действие НПА во времени
Момент вступления НПА в законную

силу
Общее правило
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ
вступают в действие одновременно на всей территории РФ

по истечении 10 дней после их официального опубликования (офиц.издания – Собрания законодательства РФ, «Российская газета» с момента официального опубликования: применяется в случаях улучшения правового положения граждан (повышение пенсий, МРОТ и пр.)

ПОДЗАКОННЫЕ НПА

НПА Президента – вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования
Постановления Правительства РФ: подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия

Исключение из правил

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА

Н-р, ст. 10 УК РФ; ч.2 ст.4 ГК РФ
В УК РФ (ст. 10): закон, устраняющий преступность и наказуемость деяния, смягчающий наказание, улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу (распространяется на деяния, совершенные до вступления такого закона в силу)

ПЕРЕЖИВАНИЕ ЗАКОНА

возможность применения некоторых положений НПА после утраты им юридической силы).
Например, до введения в действие ФЗ от 21.07.01 г. «О политических партиях» действовали статьи 6 и 9 Закона СССР от 09.10.90 г. «Об общественных организациях», касающиеся оснований и порядка учреждения политических партий.

Рис. 6 Действие НПА во времениМомент вступления НПА в законную силуОбщее правилоФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫвступают в действие одновременно на

Слайд 11Рис. 6 Действие НПА во времени
Момент прекращения НПА (утрата юридической

силы)
Истечение срока, на который был рассчитан НПА (например, ФЗ РФ

«О бюджете» действует в течение 1 года).

Принятие нового НПА, которому противоречат положения ранее изданного акта.

Заключение и вступление в силу в установленном порядке международного договора, нормам которого противоречат положения ранее изданного акта.

Признание акта неконституционным.

Признание акта, утратившим силу.

Приостановление действия акта органами, принявшими этот акт, или иным уполномоченным на то органом (ч.2 ст. 85 КРФ)

Приостановление действия НПА (закона, мораторий закона)

Рис. 6 Действие НПА во времениМомент прекращения НПА (утрата юридической силы)Истечение срока, на который был рассчитан НПА

Слайд 12Рис. 7 Действие НПА в пространстве
Территориальный принцип
Экстерриториальный принцип
предполагает, что НПА

применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или

компетенция соответствующих властных структур, обладающих правотворческими полномочиями

Сухопутная территория

Водная территория

Воздушное пространство

Территория со смешанным режимом

Континентальный шельф
Экономическая зона

Распространение нормативных актов правотворческого органа за пределы территории его юрисдикции (при рассмотрении к-л спора допускается применение иностранного законодательства):
- по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства: применяется законодательство того государства на территории которого находится оспариваемое имущество (ст. 1207 ГК РФ)
- в публичном праве иностранное законодательство может быть применено при производстве уголовно-процессуальных действий, правда лишь постольку это допускается его законами и определено международным соглашением в иностранным государством.

В соответствии с ч.2 ст. 11 УК РФ преступления, совершенные в пределах территориальных вод или воздушного пространства РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне , признаются совершенными на территории РФ

Рис. 7 Действие НПА в пространствеТерриториальный принципЭкстерриториальный принциппредполагает, что НПА применяется на той территории, на которую распространяется

Слайд 13Рис. 8 Действие НПА по кругу лиц
Территориальный принцип
предполагает, что НПА

применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или

компетенция соответствующих властных структур, обладающих правотворческими полномочиями

Субъекты отношений

Государственные органы

Юридические лица

Коммерческие, некоммерческие организации, учреждения, предприятия;
Совместные иностранные, международные организации, не пользующиеся правом экстерриториальности.

Физические лица

Граждане;
Иностранные граждане;
Апатриды;
Бипатриды;
Беженцы;
Вынужденные переселенцы

Дипломатические представительства

ст. 15 V Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН от 13.02.1946 г.: привилегии и иммунитеты – это изъятия и льготы, предоставляемые, согласно международному праву, дипломатическим представителям

Экстерриториальный принцип

предполагает, что НПА применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих властных структур, обладающих правотворческими полномочиями

Здания посольств, дипломатических представительств РФ, их средства транспорта, находящиеся на территории иностранного государства

Рис. 8 Действие НПА по кругу лицТерриториальный принциппредполагает, что НПА применяется на той территории, на которую распространяется

Слайд 14Рис. 9 Стадии процесса правообразования

I СТАДИЯ
Возникновение общественных отношений, требующих правового регулирования:
- анализ социальной ситуации,


-осознание необходимости ее правового урегулирования,
- выявление потребностей в правовом регулировании тех или иных видов общественных отношений.

II СТАДИЯ
Формирование общественного сознания (нравственного, правового, политического, научного и т.п.) - общее представления о правовом предписании, которое следует издать.

III СТАДИЯ
Объектирование правосознания:
ПРАВОТВОРЧЕСТВО (завершающая стадия правообразования) - профессиональная деятельность (правотворческая), в процессе которой происходит формирование и принятие норм права (а также их изменение и отмена) уполномоченными субъектами с применением определенных методов и способов в рамках соответствующих процедур с целью удовлетворения потребностей в регулировании общественных отношений.

Мало зависят от государственной воли

Напрямую зависит от государственной воли

Рис. 9 Стадии процесса правообразования		      I СТАДИЯВозникновение общественных отношений, требующих правового регулирования:-

Слайд 15Рис. 10 Принципы правотворчества
Принцип гуманизма
Принимаемые субъектом НПА призваны формулировать, защищать

общечеловеческие ценности, естественные права человека (соответствовали нравственным началам). Платон говорил:

«Закон не должен просто управлять, но и убеждать». Закон должен быть социально справедливым.

Принцип демократизма

Основные черты:
- исключительное право издавать законы принадлежит высшему представительному органу государственной власти либо непосредственно народу;
- демократические процедуры обсуждения и принятия НПА;
- обнародование принятых законов и иных НПА;
- важная роль общественного мнения, предложения, рекомендации оценки граждан;
- обеспечение в законе баланса интересов.

Принцип законности

Принимаемые НПА должны:
- издаваться правомочными на то органами и должностными лицами (на основании принципа разделения властей, принципа разграничения предметов ведения (например полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ))
- соответствовать Конституции страны и законам
- внешне выражены в форме, предусмотренной законодательством (закон, указ, постановление, инструкция и т.д.)

Рис. 10 Принципы правотворчестваПринцип гуманизмаПринимаемые субъектом НПА призваны формулировать, защищать общечеловеческие ценности, естественные права человека (соответствовали нравственным

Слайд 16Рис. 11 Виды правотворчества (в зависимости от субъекта правотворческой деятельности)
Правотворческая

деятельность государства
Правотворческая деятельность высших представительных органов (законотворчество)
Правотворческая деятельность главы государства

и Правительства

Ведомственное правотворчество (правотворческая деятельность центральных органов управления)

Правотворческая деятельность народа

(референдум) – непосредственное правотворчество – это всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни (принятие Конституции, выбор Президента и т.п.)

Общенациональные референдумы

Региональные референдумы

Местные референдумы

Рис. 11 Виды правотворчества  (в зависимости от субъекта правотворческой деятельности)Правотворческая деятельность государстваПравотворческая деятельность высших представительных органов

Слайд 17Рис. 11 Виды правотворчества (в зависимости от субъекта)
Правотворческая деятельность органов

местного самоуправления
Делегированное правотворчество
предполагает правотворческую деятельность органов исполнительной власти (как правило,

правительства) осуществляемую ими по поручению (делегации) парламента. В результате делегированного правотворчества принимаются НПА по вопросам, входящим в компетенцию парламента. Например, во Франции, действующая с 1958 г. Конституция предоставляет (делегирует) довольно широкие полномочия в области законотворчества Совету министров. Делегированное законотворчество в традиционном варианте, когда законодательные полномочия передавались от парламента правительству, первоначально появляется в Великобритании в XVII в., но получает свое основное развитие в конце XIX - начале XX вв. После Первой мировой войны, когда от правительства особенно потребовалось оперативное регулирование общественных отношений, во многих странах прослеживается тенденция интенсификации его роли при осуществлении делегированных законодательных полномочий.

этот вид правотворчества следует обособлять от правотворческой деятельности ОГВ по той причине, что МСУ отделено от государственной власти (ст. 12 КРФ). Порядок проведения местных
референдумов закреплен в ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (июнь 2003 г.)

Рис. 11 Виды правотворчества (в зависимости от субъекта)Правотворческая деятельность  органов местного самоуправленияДелегированное правотворчествопредполагает правотворческую деятельность органов

Слайд 18Рис. 11 Виды правотворчества (в зависимости от субъекта)
Договорное правотворчество
это правотворческая

деятельность, связанная с принятием (внедрением в правовую систему) конституционных, управленческих

(административных) договоров, различных соглашений, заключаемых государственными и иными органами и правотворческими субъектами на договорной основе (договорное правотворчество занимает значительное место в сфере конституционного и административного правотворчества). Договорный способ правотворчества применим при всех формах правотворческой деятельности, за исключением референдумов.

Межгосударственные договоры (между государствами) – непосредственное государственное правотворчество

Договоры между государственными и негосударственными субъектами права (соглашения о социальном партнерстве) - совместное правотворчество

Договоры между негосударственными субъектами права - совместное правотворчество (например, коллективные договоры в трудовом праве)

Корпоративное (локальное) правотворчество

это правотворчество администраций трудовых коллективов, государственных предприятий, акционерных обществ, производственных и иных кооперативов, экономических ассоциаций. Принимаемые акты субъектами такого правотворчества имеют локальное значение, ограниченное действие.

Рис. 11 Виды правотворчества (в зависимости от субъекта)Договорное правотворчествоэто правотворческая деятельность, связанная с принятием (внедрением в правовую

Слайд 19Рис. 11 Виды правотворчества (в зависимости от значимости НПА)

Рис. 11 Виды правотворчества  (в зависимости от значимости НПА)

Слайд 20Рис. 12 Соотношение законотворчества и правотворчества

Рис. 12 Соотношение законотворчества и правотворчества

Слайд 21Рис. 13 Стадия законодательной инициативы

Рис. 13 Стадия законодательной инициативы

Слайд 22Рис. 14

Рис. 14

Слайд 23Рис. 15 Стадии законодательного процесса

Рис. 15 Стадии законодательного процесса

Слайд 24Рис. 16 Стадии систематизации
Определение объекта систематизации
Приведение законодательства в систему
Определение объема

законодательного материала
Объединения законодательного материала
Ревизия законодательства
Выбор классификации нпа
Установление названия нпа

Рис. 16 Стадии систематизацииОпределение объекта систематизацииПриведение законодательства в системуОпределение объема законодательного материалаОбъединения законодательного материалаРевизия законодательстваВыбор классификации нпаУстановление

Слайд 25Рис. 17 Способы систематизации НПА
УЧЕТ НПА

Рис. 17 Способы систематизации НПАУЧЕТ НПА

Слайд 26Рис. 17 Способы систематизации НПА
УЧЕТ НПА
Такой учет применяется в центральных

органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в крупных учреждениях и

организациях, которые по роду своей работы имеют дело с широким, многоотраслевым кругом нормативных актов и нуждаются в разноуровневой и большой по объему правовой информации.
На карточках картотеки могут быть зафиксированы либо основные реквизиты акта (вид акта, его заголовок, дата издания, источник официального опубликования), либо полный текст такого акта, что представляется более предпочтительным.
Поиск соответствующих карточек осуществляется как ручным способом, так и в полуавтоматизированном либо автоматизированном режиме (карточки с краевой перфорацией, передвигающиеся полки, тиражирование необходимых карточек и т. д.).
Преимущества картотечного учета проявляются и в том, что он обеспечивает возможность оперативно вносить коррективы в карточки в соответствии с последующими изменениями, внесенными в помещенный на карточке акт.
Рис. 17 Способы систематизации НПАУЧЕТ НПАТакой учет применяется в центральных органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в

Слайд 27Рис. 17 Способы систематизации НПА
УЧЕТ НПА

Рис. 17 Способы систематизации НПАУЧЕТ НПА

Слайд 28Рис. 17 Способы систематизации НПА
УЧЕТ НПА
В последние десятилетия все более

активно используется так называемый автоматизированный учет законодательства на базе применения

современной компьютерной техники и новейших достижений информатики. Создание автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с другими видами учета нормативных актов.
1) в компьютерные системы возможно заложить практически безграничный объем правовой информации (все законодательство страны (законы, указы Президента, постановления Правительства, все виды ведомственных актов), включая и нормативные акты субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления, ныне отмененные нормативные акты, проекты будущих законов, законодательство ряда зарубежных государств, важнейшие решения судебных органов, аннотации юридической литературы и т. д. и т. п.
2) справки о законодательстве и практике применения НПА можно получить при автоматизированном учете по любому интересующему абонента вопросу, в то время как, например, при картотечном учете такие справки можно выдать лишь в зависимости от рубрик классификатора картотеки.

4. Автоматизированный учет законодательства

Рис. 17 Способы систематизации НПАУЧЕТ НПАВ последние десятилетия все более активно используется так называемый автоматизированный учет законодательства

Слайд 29Рис. 17 Способы систематизации НПА
УЧЕТ НПА
3) компьютер создает возможность получить

юридическую справку максимально быстро и сразу же ее напечатать и

оттиражировать в том количестве, какое необходимо абоненту.
Впервые автоматизированная система правовой информации была создана в США в 60-х годах группой ученых и юристов под руководством профессора Д. Хорти. В настоящее время в США и других западных государствах созданы десятки систем такого рода. Одни из них входят в состав аппарата органов законодательной, исполнительной и судебной власти, другие носят частный характер и обслуживают на договорной основе частные фирмы, организации, адвокатов, юрисконсультов. Существует единая система правовой информации для всех западноевропейских государств, которая включает в себя примерно 150 тыс. единиц правовых документов.
В Российской Федерации такого рода автоматизированные системы созданы в аппарате Государственной Думы, Совета Федерации, Президента РФ, Правительства РФ, в Министерстве юстиции РФ и ЦБ, ряде других федеральных органов.

4. Автоматизированный учет законодательства

Рис. 17 Способы систематизации НПАУЧЕТ НПА3) компьютер создает возможность получить юридическую справку максимально быстро и сразу же

Слайд 30Рис. 17 Способы систематизации НПА
УЧЕТ НПА
Так, при Министерстве Юстиции РФ

действует Научный центр правовой информации, который имеет обширный банк данных

о федеральных нормативных актах, включая и ведомственные, а также об актах субъектов Федерации. В соответствии с Указом Президента РФ от 10.08.2000 г. «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства РФ» предусмотрено создание федерального банка НПА субъектов РФ – «федерального регистра».
Создан и активно разворачивает свою деятельность также и ряд коммерческих автоматизированных информационно-поисковых систем законодательства («Консультант-Плюс», «Гарант» и др.).
В настоящее время информационно-поисковой системой «Консультант-Плюс» разработан единый многоуровневый классификатор нормативных актов, принимаемых правотворческими органами Российской Федерации и ее субъектов, который может быть использован во всех органах и организациях, осуществляющих учет нормативных актов. К числу его несомненных достоинств следует отнести высокий уровень детализации по большинству разделов, широкий охват регулируемых законодательством проблем, активное применение многоступенчатого дробления рубрик.

4. Автоматизированный учет законодательства

Рис. 17 Способы систематизации НПАУЧЕТ НПАТак, при Министерстве Юстиции РФ действует Научный центр правовой информации, который имеет

Слайд 31Рис. 18 Классификация инкорпорации
По юридической силе создаваемых актов

Рис. 18 Классификация инкорпорацииПо юридической силе создаваемых актов

Слайд 32Рис. 18 Классификация инкорпорации
По характеру расположения материала

Рис. 18 Классификация инкорпорацииПо характеру расположения материала

Слайд 33Рис. 18 Классификация инкорпорации
По объему охватываемого нормативного материала

Рис. 18 Классификация инкорпорацииПо объему охватываемого нормативного материала

Слайд 34Рис. 18 Классификация инкорпорации
По методу обработки нормативных актов

Рис. 18 Классификация инкорпорацииПо методу обработки нормативных актов

Слайд 35Рис. 19 Виды кодификации

Рис. 19 Виды кодификации

Слайд 36Рис. 20 Сравнительная характеристика основных форм систематизации законодательства

Рис. 20 Сравнительная характеристика основных форм систематизации законодательства

Слайд 37Рис. 20 Сравнительная характеристика основных форм систематизации законодательства

Рис. 20 Сравнительная характеристика основных форм систематизации законодательства

Слайд 38Рис. 20 Сравнительная характеристика основных форм систематизации законодательства

Рис. 20 Сравнительная характеристика основных форм систематизации законодательства

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика