Слайд 1Различные определения понятия личность
Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в
многообразных деятельностях (Леонтьев).
Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются
все внешние воздействия (Рубинштейн).
Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).
Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).
Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).
Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).
Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
Личность есть формирующуюся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).
Слайд 2Задачи:
Проблема детерминант развития (влияние среды, социума и/или природы, наследственности на
личность). Генетические факторы играют важную роль в детерминации личности. Особенно
существенно их воздействие на интеллект и темперамент. Ценности, идеалы и убеждения практически не подвержены влиянию наследственности. Роль генетических детерминант подчеркивается и в исследованиях, посвященных проблемам эволюционного наследия, филогенетического развития, в которых изучаются стереотипы, паттерны поведения, обеспечивающие его адаптивный характер.
К средовым детерминантам относятся влияния таких факторов как культура, социальный класс, семья, сверстники.
Кроме автономного влияния генотипа и среды учитывается фактор генотип-средового взаимодействия, когда при определенном сочетании уровней двух детерминант наблюдается резкий подъем или спад в конкретных значениях изучаемой переменной, например, в способностях.
Проблема стадий развития и критериев перехода от одной стадии к другой. В разнообразных теориях личности количество выделяемых стадий и их качественная характеристика не совпадают. Так, З. Фрейд соотносил развитие личности с психосексуальным развитием ребенка; по Эриксону, оно определяется установлением новых ориентиров по отношению к изменившимся в связи с взрослением социальным требованиям и проч.
Проблема уровней развития (организации) личности. Подробно этот вопрос освещается в психоаналитической литературе. В работе Н. МакВильямс "Психоаналитическая диагностика" выделены невротический, пограничный и психотический уровни личностной организации. Невротик описывается как человек, хорошо тестирующий реальность, с достаточно зрелыми защитами, интегрированным Эго и проблемой инициативы или вины по Э. Эриксону. Психотик плохо тестирует реальность, дезинтегрирован и дезорганизован, использует примитивные психологические защиты, испытывает проблемы, связанные с первой стадией развития по Э. Эриксону, т.е. с проблемой безопасности. Пограничная личность более интегрирована, чем психотик, пользуется примитивными защитами, демонстрирует понимание реальности, переживает проблему сепарации.
Предметом психологии личности является человек, взятый в системе устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые формируются и проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его поступки и действия, регулируют и обуславливают внутренние состояния и психические процессы.
Слайд 3Принцип системности определяет следующие направления (задачи) исследования:
выделение уровней изучаемой
системы и ее отдельных компонентов, где уровень определяется как объединение
и организация схожих по степени сложности свойств, а компонент как автономная единица определенного уровня (например, согласно К.К. Платонову, индивидуальность представлена на четырех уровнях - уровне направленности и моральных качеств личности; уровне знаний, умений и навыков; уровне индивидуальных особенностей протекания отдельных психических процессов и уровне темперамента, половых и возрастных особенностей);
выявление принципов и механизмов организации системы в единое целое (например, механизм сдвига мотива на цель, механизм обеспечения много-многозначных связей, механизмы вытеснения и сопротивления и др.).
Субординационный или иерархический принцип. Вторая задача - организованность личностной структуры - решается с помощью выделения отдельных механизмов и принципов организации компонентов в систему. В качестве таких механизмов называются субординационный, или иерархический, принцип, при котором более сложные или более общие свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства (коммуникабельность включена в более общий фактор экстраверсию); и координационный, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих некоторую независимость, автономность свойств (например, связь между динамичностью возбуждения и динамичностью торможения) (Б.Г. Ананьев).
В теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина координационный принцип сопоставим с одноуровневыми, или однозначными, связями. Он называет некоторые разновидности однозначных связей:
*взаимно-однозначные связи, при которых переменная а связана только с переменной в, а переменная в - только с переменной а;
*одно-многозначные связи (переменная множества А связана с несколькими переменными множества В);
*много-однозначные - одна переменная множества В связана с несколькими переменными множества А (Мерлин В.С.).
Принцип активности. Согласно следующему принципу - активности - личность обладает свойствами инициативы, свободы выбора и характеризуется избирательным поведением. Эта установка своеобразно преломляется через принцип детерминизма в его трактовке С.Л. Рубинштейном - "внешнее через внутреннее".
Принцип развития предполагает изучение психических процессов и свойств с точки зрения их закономерного изменения. Уже З. Фрейд определял генезис психического как одну из важных детерминант полноценного функционирования взрослого человека. Л.С. Выготский считал, что адекватным подходом к исследованию натуральных и высших психических функций является раскрытие истории их возникновения и развития. Термин развитие используется для обозначения общего, парадигмального подхода к анализу проблемы и обозначает изменение, связанное с преобразованием во внутреннем строении объекта, в его структуре, переход от структуры одного качества к структуре другого качества. Понятие "развитие" ассоциируется с формой изменения (эволюцией или революцией) и направлением (прогрессом и регрессом). Онтогенез рассматривается как закономерное изменение организма, происходящее от момента его рождения до момента смерти. Наряду с онтогенезом используют понятия пре- и перинатального развития организма, термин "филогенез«.
Принципы психологии личности
Слайд 4Принцип субъекта предполагает рассматривать человека как автономную, инициативную личность, способную
в определенных пределах изменять себя и окружающий мир. Современные исследования
в области психологии личности позволили усилить разрабатываемое С.Л. Рубинштейном понятие, категорию субъекта. Субъект - это человек, находящийся на высшем уровне активности, целостности и автономности, который индивидуален для каждого. Для субъекта окружающая действительность - не только система раздражителей, но и объект действия и познания. Субъект - более широкое понятие, чем понятие человека, которое есть единство всех его качеств - природных, социальных, общественных, индивидуальных. Личность - менее широкое понятие, означающее человеческого индивида в совокупности его социально-значимых качеств. Человек становится субъектом единства природного и социального по мере того, как начинает выделять себя из окружающей действительности и противопоставлять себя ей как объекту познания и созерцания. Человека как субъекта отличает творческий подход к решению проблем, инициативность, собственная целенаправленная активность, свобода воли (см. Хрестомат. 1.2).
Принцип детерминизма основан на идее причинной обусловленности любого психического процесса. Он формулируется как антитеза такому пониманию психического, при котором оно рассматривает либо как данность, эпифеномен, детерминированный только внутренними причинами, либо как объективно наблюдаемое явление, вызванное внешними воздействиями. Принцип единства методологии, теории и эксперимента позволяет осуществлять достоверную проверку теоретических гипотез как предположений о каузальных или корреляционных зависимостях, возникающих между теоретическими конструктами и их следствиями - операциональными переменными. Необходимость создания научной теории вызвана стремлением ученого систематизировать полученную информацию и, одновременно, предсказать поведение человека на основе выдвинутых психологических законов.
Принцип проверки теоретических постулатов в конкретном эмпирическом исследовании является одним из нормативов научной деятельности ученого, исходно (по принципу гипотетико-дедуктивного метода) допускающего, что теоретическая гипотеза может быть как подтверждена, так и опровергнута. Вывод о том, что теория верна, строится на целом ряде правил проведения эксперимента - формулировке гипотез и контргипотез, содержательном и формальном планировании эксперимента, контроле за побочными переменными, осуществлении анализа и интерпретации данных в соответствии с выдвинутыми предположениями.
Слайд 5Методы исследования
1. На уровне методологии науки были выделены номотетический
и идиографический методы научного познания. Первый позволяет получать общее, универсальное,
законосообразное знание об объекте исследования, второй - единичное, уникальное, частное. Впервые эти термины появились в речи Вильгельма Виндельбанда "История и естествознание" в 1894 г. Он предлагал делить науки не по предмету, а по методу исследования. Позднее, в ХХ в. эта проблема коснулась и психологии. В работах Г. Олпорта обсуждался вопрос о применимости в психологии номотетического и идиографического подходов, и соответственно методов. Согласно общепринятому мнению, номотетические методы, ориентированные на поиск общих закономерностей, - применяются в исследованиях естественно-научного направления, в которых человек рассматривается как объект исследования. Идиографические методы используются в исследованиях с гуманитарной направленностью, где человек рассматривается как активный развивающийся и изменяющийся субъект, поведение которого до некоторой степени может интерпретироваться как непредсказуемое.
2. Теоретические методы направлены на работу с идеями, представлениями, образами. Используя теоретические методы, ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией. Разновидностями теоретического метода являются мысленный эксперимент и частично моделирование. Функциями мысленного эксперимента и моделирования являются: 1) предварительное апробирование реального эксперимента в умственном плане, в плане представлений; 2) замещение реального эксперимента мысленным вследствие невозможности проведения первого по причине сложности объекта исследования либо по моральным соображениям. Моделирование также используется тогда, когда непосредственное исследование объекта "не представляется возможным вследствие ограниченности современного уровня знания и практики", "для объяснения накопленных в науке фактов или законов, если для объяснения их еще нет теории", для предсказания поведения "непосредственно интересующего нас объекта путем анализа поведения другого, более известного, объекта", для "исследования объектов, недоступных для экспериментального оперирования с ними", в целях экономии. Ряд таких личностных особенностей, как регуляция времени, агрессия, фрустрация и др. могут исследоваться с помощью теоретических научных методов.
3. Эмпирические методы - наблюдение, измерение и эксперимент являются общенаучными процедурами сбора данных, поэтому могут быть использованы для изучения личности как объекта психологического исследования.
Наблюдение - целенаправленное восприятие и регистрация поведения объекта. Особенностями метода наблюдения являются пристрастность и пассивность наблюдателя, непосредственность наблюдения, невозможность повторения наблюдения, его длительность. Для повышения валидности результатов наблюдения используют экспертные оценки, аудио- и видеозаписи, стандартизацию наблюдения, контроль за активностью наблюдателя.
Измерение - регистрация состояния объекта с помощью другого объекта, или процедура приписывания объекту определенного значения (например, числа) и отведение ему места на психологической шкале в соответствии с установленными для нее правилами. Шкалы бывают неметрическими (номинативная шкала и шкала порядка) и метрическими (шкалы интервалов и равных отношений). В психологии чаще всего используются неметрические шкалы (подробнее об этом см.: Дружинин В.Н., 1997).
Эксперимент - метод проверки научных гипотез, в ходе которого экспериментатор ставит испытуемого в особые условия, осуществляя контроль за побочными влияниями. Результаты эксперимента должны быть достоверными и надежными.
4. Для диагностики и изучения личности на уровне конкретных техник и методик используются тесты. Тесты - специализированные методы психодиагностического исследования, применяя которые можно получить количественную и качественную характеристику изучаемого явления.
Тесты бывают разных видов:
по критерию стандартизации тесты делятся на стандартизованные и нестандартизованные;
по критерию - назначение теста - на общедиагностические, тесты на профпригодность, тесты специальных способностей, тесты достижений;
по критерию - материал оперирования - на бланковые, предметные и аппаратные;
по критерию - характер умственных действий - на вербальные и невербальные;
по характеру ответов - на тесты с открытыми (свободными) и тесты с закрытыми (предписанными) ответами.
Тесты с открытыми ответами носят название проективных.
Слайд 6Движущие силы развития личности
Слайд 7Периодизация развития индивида
Слайд 8Индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности
Слайд 9Психологическая структура личности
Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства
и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Но
все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур. Согласно концепции К. К. Платонова, низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
Различие людей между собой значительно: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.
Выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн различал в личности направленность, способности, темперамент, характер, самосознание. Но А. Н. Леонтьев считал, что личность — это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания Столяренко Л.Д.
Слайд 10человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур,
они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности.
Направленность и воля принадлежат личности, ибо волевой поступок невозможно рассматривать вне иерархии мотивов, так и направленность есть непосредственное выражение мотивационных структур, т.е. ядра личности.
Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову):
Слайд 11Личность в социогенезе
Социогенез в психологии — происхождение и развитие сознания,
личности, межличностных отношений, обусловленное особенностями социализации в разных культурах и
общественно-экономических формациях.
Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации. Социум накапливает свой опыт, а личность, как функция социума, более или менее – в силу индивидуальных способностей служить такой функцией – к этому опыту причащается. Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.
Вся человеческая жизнь протекает в рамках тех или иных социальных групп. Обучаясь в школе, поступив на работу, отдыхая, человек все время вступает во взаимоотношения с окружающими, сталкивается с различного рода объединениями людей. Поведение человека в группе зависит от понимания им своей роли, ее принятия и способности ее выполнить.
Таким образом, социогенетической ориентации направлена на изучение процессов социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности.
Слайд 12 Основные методические подходы к изучению структуры личности в психологии
Проблема
структуры, природа ее организации и влияния на функционирование индивидуума является
ключевым компонентом во всех теориях личности. Многие известные теории личности базируются на структурных концепциях, которые раскрывают взаимосвязи различных функций и свойств, то есть относительно неизменных характеристик человека. Любой подход к личности, если он претендует на полезность, должен так или иначе отвечать на вопрос о том, каким образом обеспечиваются относительно стабильные аспекты поведения. Этот вопрос считают важным даже те теории, которые видят в личности процесс непрерывного самоизменения, развития.
Структурный подход к личности является результатом преодоления концепции изолированных свойств, которая представляла личность как сумму определенных черт. На основе определения того или иного психического свойства выдвигалось требование создания как можно более адекватного тестового инструментария. По мере того, как осознавалось, что то или иное свойство может быть понято лишь в связи со всеми другими свойствами, утверждались идеи о структуре личности.
Если личность понимается как сочетание свойств, то неизбежно встает вопрос о способе этого сочетания, то есть о структуре. Таким образом, структура личности решает два основных вопроса: что представляют собой основные стабильные элементы личности и каким образом они связаны между собой.
Правда, в ряде случаев понятие структуры личности не несет какого-либо специфического содержания, являясь антонимом терминов функция, процесс или поведение. Даже Г.Ю.Айзенк, соответствующая книга которого называется «Структура человеческой личности», с понятием структуры обращается достаточно свободно, вводя основные личностные свойства (темперамент, характер, интеллект) и самое личность как «структуры». Структурный подход к личности, по идее этого психолога, должен преодолеть крайности двух типов личностных теорий: бихевиористских и психодинамических.
В качестве примера бихевиорального определения личности Айзенк цитирует Дж.Уотсона, который утверждал, что личность – это сумма деятельностей, которая может быть обнаружена при наблюдении реального поведения. Психодинамическое представление о личности, которое здесь же приводит Айзенк, звучит так: «Личность – это общая сумма врожденных биологических диспозиций, инстинктов, влечений и приобретенных склонностей и черт индивида. Собственный подход Айзенка к структуре личности опирается «на две концепции: теорию черт и теорию типов.
А.Н.Леонтьев считал, что на определенном уровне развития психологии проблема структуры личности становится главной. В качестве иллюстрации формирования структурного подхода к личности он рассматривал «представление о характеризующем личность соотношении сознательного и бессознательного, развитое З.Фрейдом. Выделенное им «либидо» представляет собой не только биоэнергетический источник активности, но и особую инстанцию в личности – «оно» (id), противостоящую «я» (ego) и «сверх-я» (super-ego); генетические и функциональные связи между этими инстанциями, осуществляемые посредством специальных механизмов (вытеснения, цензуры, символизации, сублимации), и образуют структуру личности».
Слайд 13Структурный подход все больше распространяется на область персонологии. Постепенно преодолевается
обособленное изучение психических процессов и индивидуальных психических характеристик, что сдерживало
развитие психологии и применение ее результатов на практике. Аналитическое изучение личности сменяется ориентацией на целостное, системное.
Между тем словосочетание «структура личности» достаточно условное. Фактически речь идет преимущественно о структурных элементах личности. Ведутся споры по многим пунктам: возможно ли применение структурного подхода к познанию личности; какими должны быть компоненты личностной структуры; чем следует руководствоваться при включении в структуру личности тех или иных ее свойств и т.д. Были и есть критики структурного подхода. К.А. Абульханова-Славская замечает: «Попытки чисто структурного подхода к личности, статические методы ее познания сегодня все более обнаруживают свою неудовлетворительность. Они не могут дать ответа на основной вопрос — вопрос о развитии личности». Г.В.Оллпорт приводит мнение некоего «убежденного реалиста», отрицающего саму возможность структуры личности: «есть только некоторый изменяющийся уровень соответствия ее окружающей среде».
Человеческая личность обладает множеством разнообразных свойств, качеств, или черт. Испробовано много разных способов разобраться в этом многообразии и упорядочить его.
Первый способ – естественноисторический. Он заключается в использовании исторически сложившихся обобщенных понятий, имеющих отношение к личности. Из глубокой древности пришли к нам такие категории, как темперамент (Гален), характер (Феофраст), способности (о них говорили и Сократ, и Платон, и Аристотель, и многие другие, о чем превосходно написано в книге Хуана Уарте «Исследование способностей к наукам», вышедшей в свет в 1575 году). Несколько сложнее был путь такого понятия, как «направленность», или мотивационно-целевая сфера личности. Эти категории и явились опорными точками в структуре личности. Психологи условились (не без споров) относить одни черты к темпераменту, другие – к характеру, третьи – к способностям, или опыту человека, четвертые – к направленности личности. Подобное решение не вполне удовлетворительно хотя бы потому, что ни темперамент, ни характер, ни другие свойства личности не являются ее специфическими «отделами». В каждом из них, как в своеобразной голограмме, представлена личность в целом. В свое время и темперамент, и характер претендовали на полное описание личности. Следы подобного взгляда сохранились до наших времен в нередком отождествлении личности и характера, характера и направленности.
Предприняты попытки объединить известные свойства личности в более крупные блоки. В начале ХХ века А.Ф.Лазурский (1874-1917) совместно с С.Л. Франком представили структуру личности как взаимодействие эндопсихических и экзопсихических проявлений. К эндопсихике была отнесены основные психические функции (восприятие, память, внимание, мышление, эмоциональная сфера, воля), а также характер и темперамент. Эндопсихика рассматривалась как психофизиологическая основа, ядро личности. Экзопсихика рассматривалась как отношение личности к различным категориям окружающей действительности: природе, материальным предметам, людям, социальным группам, духовным благам: науке, искусствам, религии, а также отношение личности к самой себе. Экзопсихика складывается на основе эндопсихики, но не всецело определяется ею. И экзопсихика накладывает свой отпечаток на личность. Так, например, эндопсихические особенности предрасполагают человека к той или иной профессии; постоянные же условия профессиональной деятельности отражаются на общем облике личности. (Сходная терминология свойственна теории К.Г.Юнга. В этой связи следует обратить внимание на то, что сходство это преимущественно внешнее. Эндопсихика К.Г.Юнга – это система отношений между содержаниями сознания и бессознательными процессами, а под «эктопсихикой» он понимает отношение между содержаниями сознания и данными, поступающими извне).
Слайд 14А.В.Петровский включает в структуру личности три составляющие:
- внутрииндивидную (темперамент,
характер, способности),
- интериндивидную, находящую свое проявление во области межличностного
взаимодействия (самопределение личности, внутригрупповая идентификация и др.),
- надындивидную, которая находит свое воплощение в тех «вкладах» в других людей, которые субъект вольно или невольно осуществляет посредством своей деятельности».
Второй способ, близкий к первому, базируется на логически-статистической обработке лингвистических характеристик человека. В разных языках насчитали от двух до восемнадцати тысяч слов, обозначающих многообразие черт личности. Посредством факторного анализа или иной статистической процедуры удается свести тысячи словесных определений личности к ограниченному набору основных и побочных «факторов», в свою очередь также получающих соответствующие названия.
Третий способ базируется на результатах специальных экспериментов, которые выявляют такие свойства личности, которые не нашли отражения в повседневном языке. Известные личностные тесты (MMPI, опросники Г.Айзенка, Р.Кеттелла и многие другие) претендуют на измерение специфических свойств человеческой личности и связей между ними.
А.Н.Леонтьев предпринял попытку применить для построения структуры личности “деятельностный подход”. Он утверждал: “исходя из набора отдельных психологических или социально-психологических особенностей человека, никакой «структуры личности» получить невозможно. Реальное основание личности человека лежит не в заложенных в нем генетических программах, не в глубинах его природных задатков и влечений и даже не в приобретенных им навыках, знаниях и умениях, в том числе и профессиональных, а в той системе деятельностей, которые реализуются этими знаниями и умениями».
В.Н.Мясищев использовал понятие «структуры» для характеристики целостности, последовательности, устойчивости, глубины личности и преобладания в ней тех или иных психических функций. Структура рассматривалась им как одна из четырех характеристик личности, наряду с системой отношений (направленностью), интеллектом и темпераментом, то есть являлась свойством высшего порядка, – действительно системным.
К.К.Платонов, много сделавший для прояснения структуры личности, считал, что идея структурности личности сформулирована С.Л.Рубинштейном, согласно которому, основные свойства личности, взаимодействуя друг с другом, смыкаются в реальном ее единстве. В отличие от В.Н.Мясищева, К.К.Платонов видел в структуре определенную комбинацию основных свойств личности, не соотнося ее с этими свойствами. Руководствуясь рядом критериев (отношение биологического и социального, внутренняя близость черт, специфический способ формирования, иерархическая зависимость подструктур), он выделил четыре «подструктуры» личности:
- социально обусловленные содержательные черты (направленность в ее различных формах, отношения, моральные качества личности и т.д.);
- опыт (знания, навыки, умения и привычки);
- черты, зависящие от индивидуальных особенностей психических процессов;
- биопсихическую подструктуру личности.
Слайд 15Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову):
В разработку структурного подхода
к личности значительный вклад внесли такие исследователи, как Г.Оллпорт, Р.Кеттел
и Г.Айзенк — три ведущих авторитета в изучении черт личности. В их поисках значительную роль сыграл корреляционный метод обработки данных, поскольку многие исследования личности корреляционны по природе. Всегда встает вопрос: каким образом следует связать друг с другом полученные переменные. Например, исследования показывают, что уровень догматизма положительно коррелирует с самомнением человека. Значит, можно предположить, что догматичные люди придерживаются высокого мнения о себе. Привлекательность может позитивно коррелировать с интеллектуальными способностями, “силой эго” или с доминированием самоуважения в характеристиках человека. Число подобных взаимосвязей очень велико, что позволяет говорить о наличии некоторой структуры.
Слайд 16Проблема воли
Гетерономные теории сводят волевые действия к сложным психическим процессам
неволевого характера - ассоциативным и интеллектуальным процессам. Так, например, в
исследованиях, посвященных запоминанию, устанавливается ассоциативная связь между объектами А и В таким образом, что если я слышу А, то воспроизвожу В. Но естественно выглядит и обратная последовательность, т.е. если В, то А. В первом случае человек действует непроизвольно, а во втором, где действует закон обратимости ассоциаций, произвольно.
Промежуточное место между гетерономными и автономными теориями воли занимает аффективная теория воли В. Вундта. Вундт резко возражал против попыток выводить побуждение к волевому действию из интеллектуальных процессов. Он объясняет волю с помощью понятия аффекта. Самое существенное для возникновения волевого процесса - активность внешнего действия, которое непосредственно связано с внутренними переживаниями. В простейшем волевом акте Вундт выделяет два момента: аффект и связанное с ним действие. Внешние действия направлены на достижение конечного результата, а внутренние - на изменение других психических процессов, включая эмоциональные.
Теории автономной воли объясняют этот психический феномен исходя из законов, заложенных в самом волевом действии. Все теории автономной воли можно разделить на три группы:
мотивационный подход(означает, что воля, так или иначе, объясняется с помощью категорий психологии мотивации. В свою очередь он делится на: 1) теории, которые понимают волю как сверхчеловеческую, мировую силу, 2) теории, рассматривающие волю как начальный момент мотивации действия и 3) теории, понимающие волю как способность преодолевать препятствия);
подход свободного выбора(состоит в соотношении волевых процессов с проблемой осуществления выбора, с ситуацией, в которой нередко оказывается любой человек);
регуляционный подход(соотносит волю не с определенными содержаниями, а с функцией осуществлять контроль, управление и саморегуляцию. М.Я. Басов понимал волю как психический механизм, через который личность регулирует свои психические функции. Волевое усилие определяется как субъективное выражение регулятивной волевой функции. Воля лишена способности порождать мыслительные или иные действия, но она их регулирует, обнаруживаясь во внимании).
Слайд 17Психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением
Рассмотрим некоторые наиболее
распространенные определения психологической защиты. Она определяется как:
- психическая деятельность, направленная
на спонтанное изживание последствий психической травмы (В. Ф. Бассин, В. Е. Рожнов, 1975);
- частные случаи отношения личности больного к травматической ситуации или поразившей его болезни (В.М. Банщиков, 1974);
- способы переработки информации в мозге, блокирующие угрожающую информацию (И.В. Тонконогий, 1978);
- механизм адаптивной перестройки восприятия и оценки, выступающей в случаях, когда личность не может адекватно оценить чувство беспокойства, вызванное внутренним или внешним конфликтом, и не может справиться со стрессом (В.А. Ташлыков, 1984);
- механизмы, поддерживающие целостность сознания (В.С. Ротенберг, 1984);
- механизм компенсации психической недостаточности (В.М. Воловик, В.Д. Вид, 1975);
- пассивно-оборонительные формы реагирования в патогенной жизненной ситуации (Р.А. Зачепицкий, 1980);
- динамика системы установок личности в случае конфликта установок (Ф.В. Бассин, 1976);
- способы репрезентации искаженного смысла (В.Н. Цапкин, 1985).
Современные представления о "нормальной", развитой системе психологической защиты предполагает оценку следующих характеристик:
- адекватность защиты (человек может восстановиться после той или иной бессознательной защитной реакции и после этого обсуждать её);
- гибкость защиты (человек может использовать разные виды защитных реакций а какой-то определённой, типичной для него ситуации угрозы, т.е. "репертуар" его защитного поведения не задан слишком жестко);
- зрелость защиты (относительно более зрелыми считаются механизмы интеллектуализации, сублимации, подавления, рационализации, смещения без частого прибегания к более примитивным формам проекции, отрицания, интроекции).
Слайд 18Часто механизмы психологической защиты делят на 2 группы:
· протективные (примитивные,
незрелые, более простые); их цель - не допустить информацию в
сознание (расщепление, проекция, отрицание, вытеснение, идеализация диссоциация, всемогущий контроль, обесценивание, изоляция, идентификация с агрессором и др.
· дефинзивные - более зрелые, допускают информацию в сознание, но искажают ее (сублимация, рационализация, интеллектуализация, юмор, и др.).
Активные формы:
Экстрапунитивность — тенденция всегда и во всем обвинять других и никогда себя. В человеке формируются установки типа: «Это по их вине я живу так плохо...», «Из-за разговоров с женой я опоздал на автобус», «Если бы не эти ублюдки, заполняющие транспорт, я никогда бы не заболел гриппом» и т. д
Поиск мишени. Такая форма носит временный характер и помогает человеку психологически разряжаться. Например, день прошел для вас очень тяжело и неудачно. Вы в отвратительном настроении едете домой. Вас случайно толкнули в транспорте. В ответ вы вступаете в драку. Ваша реакция явно неадекватна. Причина ее не в том, что вас толкнули, а в том, что за день (а то и за большее время) в вас накопилось немалое количество негативной энергии, которая требует разрядки.
Праведный гнев. Эта форма возникает, когда человек хочет оправдаться в собственных глазах. В нем формируются установки: «Я не завидую, но меня раздражает...», «Я не мщу, а разоблачаю...» и т. д.
Самоутверждение путем унижения другого. Возникает, когда дело не получается, и человеку становится обидно и горько. Он начинает искать причину неудач в другом человеке. Формируются самоутверждающие установки, например: «У него просто хорошо подвешен язык», «Он просто везучий», «Мне бы его связи», «Вся ее карьера через постель» и т. д.
Девальвация объекта беспокойства. К этому некоторые прибегают, когда необходимо выполнить трудное обязательство, отблагодарить услугой за услугу, вернуть долг и т. д.
Чувствуя, что сделать это трудно, человек девальвирует объект беспокойства и приписывает ему негативные характеристики, например: «Боже, с кем я связался», «Если бы я знал, кто он такой» и т. д.
«Боже, с кем я связался», «Если бы я знал, кто он такой» и т. д.
Психологическая защита через рационализацию:
Адвокат самому себе. Если человек в детстве испытывал дефицит заботы и ласки или же длительное время получал лишь негативные оценки от окружающих, в качестве компенсации в нем могут сформироваться самозащитные установки, например: «Какая я красивая», «Какой я мастер» и т. д.
Проекция. Свои отрицательные качества человек переносит на других. Например, он начинает цинично рассуждать: «Они только прикидываются высоконравственными, а думают только об этом...».
Интроекция. Положительные качества других переносятся на собственное «Я». В человеке формируются такие установки: «Без меня все рухнет», «Если я уйду, то работа встанет», «Приходится мне, профессионалу, работать с бездарями» и т. д.
Слайд 19Интроекция. Положительные качества других переносятся на собственное «Я». В человеке
формируются такие установки: «Без меня все рухнет», «Если я уйду,
то работа встанет», «Приходится мне, профессионалу, работать с бездарями» и т. д.
Искажение или замещение действительности. В этом случае формируются следующие установки: «Я не бездарен, мне мешают», «Это не выговор, а проявление особого внимания ко мне со стороны руководства», «Это не неудача, а успех» и т. д.
Сдвиг реальности бывает во времени («Эта книга написана в „доисторическую" эпоху», — говорит человек о книге, изданной 10 лет назад) и в профессии (когда ветеринар, например, самоуверенно дает советы больному человеку).
Приятие — отрицание. В поступке принимается то, что может быть прощено, остальное отвергается.
Растворение ответственности. В этом случае могут формироваться следующие установки: «Я как все, как народ», «Я не виновен, поскольку народ всегда прав» и т.д.
Конфлюенция, или идентификация себя с другими. Возникает, когда человек хочет подчеркнуть свои связи и повысить таким образом собственную значимость в глазах других. Младший научный сотрудник без степеней и званий может высокомерно сказать: «Мы, ученые, думаем...» Или в беседе: «Как сказал мне вчера на прогулке мой друг профессор...»
Психологическая защита через капитуляцию:
Геронтолизм, или пуэрилизм. Это страх ответственных поступков. Человек подсознательно не хочет (боится) совершать их и оправдывает себя через возраст. Возникают следующие установки: «Все еще впереди, я молод, еще успею...» или: «Ничего не поделаешь, возраст есть возраст, приходится уступать место молодым...»
Интропунитивность. Тенденция во всем обвинять себя. Такие люди, как правило, обладают комплексом неполноценности, заложенным в детстве. Установки в этом случае могут быть следующими: «Я во всем виноват», «Все из-за меня», «Моя ошибка».
Импунитивность. Тенденция искать причины неудач в обстоятельствах жизни. В человеке формируются установки: «Если бы не этот случай...», «Против судьбы не пойдешь», «Во всем виновато воспитание» и т. д.
Сверхзащита:
Селекция информации. Все неприятное для себя человек перестает воспринимать. Он слышит только то, что хочет услышать. Это может произойти под воздействием сильного стресса, глубоких переживаний.
Отрицание или избегание. «Этого не может быть!» — кричит человек, не веря очевидному, отрицая его. К такой форме защиты прибегают, узнав о смерти близких, во время войн, бедствий, аварий и т. д.
Защитный фасад. В этом случае скромный, ранимый человек начинает вести себя нагло и самоуверенно, а наглый и циничный прикидывается интеллигентным.
Слайд 20Девальвация угрозы. Например, курящего предупреждают об угрозе заболеть раком, а
он ссылается на и поныне здравствующего 90-летнего курильщика. В нем
формируется установка: «Со мной этого не случится».
Персонализация тревоги. Человека мучает беспричинная тревога, и он ищет и находит ее источник: «Работа замучила», «Устал» и т. д. На самом деле причина часто в другом (злоупотребление алкоголем, болезни и др.).
Перестраховка. Например, человек однажды попадает в какую-то критическую ситуацию — авария, болезнь и т. д.
После этого он всю жизнь перестраховывается: переходит только на зеленый свет, даже когда нет машин, питается рационально и только в определенное время, вообще не употребляет алкоголь, не курит и т. д.
Фиксация. Возникает, когда человек терпит однажды фиаско в каком-то деле и после этого всегда отказывается от аналогичных дел.
Сверхконсерватизм. Человек избегает всего нового. В нем формируются установки: «Я не трус, я не боюсь новаторства, но я против авантюризма», или: «Затраты моей энергии не будут соответствовать приросту заработка, следовательно, нет смысла выкладываться», или: «Женщина — это роскошь для мужчины, лучше я буду жить один».
Вытеснение. Человек забывает то, что неприятно, что умаляет его достоинство, а принимает то, что ему выгодно и нравится. Например, больному раком внушают, что он болен ревматизмом, и он этому начинает верить.
Дифлексия, или уход в себя. Например, общительный человек замыкается в себе. Объясняет он это тем, что устал. Причина на самом деле глубже: уход в себя часто обеспечивает отдых мозга, защищая его от внешних воздействий.
Отключение. Возникает, когда организму требуется психологический отдых. Например, студент во время сессии перестает воспринимать изучаемый материал, чувствует «смертельную усталость» — человек как бы отключается. При смене ситуации (например, звонок от любимой подружки) усталость как рукой снимает, и через некоторое время восприятие материала восстанавливается.
Деперсонализация — дереализация. Возникает, когда человек переживает психологический шок. В этом случае он непроизвольно переключается на что-то второстепенное: начинает мыть посуду, стирать, гладить белье и т. д.
Альтернативное переключение. В человеке формируется установка: «Все это меня больше не интересует, я с самого начала был против...» На самом же деле человек поначалу был «за» неудачно выполненный план, проект и т.д.
Интропсихическая адаптация. Когда нечто угрожает или что-либо человека изматывает, он говорит себе: «Все — надоело!», «Ничего не хочу», «Ничего не надо». Таким образом, он неосознанно снижает свои потребности.
Слайд 21А я и не хотел. Такая реакция возникает, когда необходимо
оправдание перед самим собой. Возможные установки: «А я и не
хотел», «Всю жизнь мешали», «Не было удачи», «От судьбы не уйдешь».
Рассечение гордиева узла. Робкий человек сам идет навстречу угрозе, опасности. Неопределенность и неизвестность его психологически изнуряют и толкают к действию. В итоге он кидается на амбразуру, встает под пули или на путь самоубийства.
Ритуально-символические действия. Тревожный и неуверенный в себе человек начинает верить в приметы, постукивать по дереву, сплевывать через плечо и т. д.
Изживание напряжения или страха. Например, невротичный ребенок рисует воду или огонь, поскольку вода успокаивает, а огонь позволяет выплеснуть накопленные агрессивные эмоции. Боязливый выбирает в игре роль тигра, и ему становится легче, потому что в игре боятся его.
Сублимация — изменение ценностей жизни. Например, красивая женщина, жившая в молодости одной любовью, потеряв привлекательность, становится чересчур самоотверженной матерью или бабушкой.
В современной психологии всё большее признание получает тенденция разделять понятия "защитные стратегии" и "стратегии совладания".
Защитные стратегии предполагают бессознательное, нерациональное поведение (забывания времени экзамена, потери конспектов или зачетки, возникновения психологической зависимости от кого-то и др.); результатом работы защитного механизма является то, что они бессознательно искажают, подменяют или фальсифицируют реальность, с которой имеет дело субъект.
Стратегии совладания могут быть различны, но они всегда осознаны, рациональны и направлены на источник тревоги.
Слайд 22Различия между психологической защитой и стратегиями совладания
Самообладание - одна из
кардинальных добродетелей; способность формировать собственную жизнь в направлении человеческого совершенства
при помощи разумно-нравственной воли, независимо от естественных порывов и аффектов. Оно проявляется в двух основных формах - умеренности и мужестве.
Слайд 23Теории личности
Важнейший вклад в теорию личности сделал Зигмунд Фрейд, предложив
структуру психики (Я, Сверх-Я и Оно) в теории психоанализа. Среди
работ (в СССР) по теории личности, ее структуре в психологии выделяются работы А.Г. Ковалёва, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.
А.Г. Ковалёв ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:
темперамента (структуры природных свойств),
направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.
В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).
С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.
Слайд 24Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности
является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из
четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:
Социально обусловленные особенности (направленность - желания, стремления,идеалы, мировоззрение, моральные качества).
Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).
Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).
Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).
1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.
Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.
По Ю.В. Щербатых, понятие личности включает в себя две пары диалектически-противоречивых характеристик, без понимания которых трудно понять данный термин. 1. Личность любого человека представляет собой совокупность индивидуальных и специфичных характеристик человека, отличающих его от других людей. 2. В то же время, в каждом конкретном обществе личности людей несут общие черты, которые определяются историческими, национальными, политическими или религиозными особенностями конкретной социальной общности. 3. Личность имеет относительно устойчивую структуру, в которой отдельные черты личности взаимосвязаны между собой в сложную иерархическую систему. 4. Личность человека не является чем-то застывшим и неизменным, а развивается и меняется в процессе индивидуального развития и воздействия на нее внешних обстоятельств.
По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.
Слайд 25Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:
определенный
комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических); динамика психофизиологических функций
и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках; статус и социальные функции-роли; мотивация поведения и ценностные ориентации; структура и динамика отношений.
Основой любой личности является темперамент.
Темперамент — это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями).
Личность — есть просто человек, отличающийся от всех своим мировоззрением,мировосприятием,визуальным и психологическим анализом общества(что для него представляет общество). Личность может не являться частью общества, может быть воспитана в обществе и жить отдельно от общества. К примеру отшельники. Заблуждения моей теории можно считать действительным, но вряд ли можно считать не действительными таких людей. Психику человека не возможно описать в терминах, что делали ученные. Разве можно полностью описать депрессию? Во всех тех красках, что нам рисует сознание? Да, несомненно можно написть что чувствует человек, но вряд ли кто полностью воспроизведет мысли сказующего. Неважно что написано в учебнике по психологии какого- нибудь выдающегося ученого, важно самому понимать и действовать. Не исключен метод проб и ошибок. На положительных результах тех опытов и основалась психология личности, которую изучают в школах, СУЗах и ВУЗах. Способнось мыслить от третьего лица даёт новые приимущества(рассматриваеться в взаимодействии с людьми), не говоря о том, что к личности не будут относиться как нижней ступени местной иерархии(рассматривается для тех случаях, где человек является индивидумом). Индивидум- человек, обладающий, собственными мыслями, собственными гранями своих возможностей, умением поступать не как все, здравым смыслом, не подвергаеться мысли о том что он часть "человеческого стада". Яркий пример- хулиганы( только "разводящий" являеться индивидумом). В данной теории отсутствует понятие "лидер". Нет лидеров, просто есть ведомые.
Слайд 26Личность и индивидуальность
В трудах многих ученых часто говорится о личности,
но понимают они ее очень широко или под личностью имеют
в виду индивидуальность человека. Но еще С.Л. Рубинштейн утверждал, что "индивидуальные свойства личности - это не одно и то же, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность". Чем же личность отличается от индивидуальности?
Человек, живя в обществе, настолько подчиняется культуре, обычаям, традициям, настолько социализируется, настолько бездумным становится иной раз его поведение, что, будучи личностью, он зачастую теряет свой человеческий облик - теряет индивидуальность. Индивидуальность и личность не одно и то же - это две стороны человека.
Французский философ Люсьен Сэв утверждает: личность есть живая система общественных отношений, но которые всегда связаны с человеческим поведением и выступают как поведение. Личность определяется тем, насколько включена индивидуальная деятельность в социальный мир отношений. Личность - это система отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т.д., а они, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Личность есть сложная система социально значимых актов, проявление способностей в социальном мире. Поэтому основная функция личности - это развитие своих способностей.
Индивидуальность - неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры. Человек многогранен: в нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем есть и чисто человеческие качества (индивидуальность). Индивидуальность - это то, что отличает человека от животного и социального мира.
Индивидуальность дает возможность проявиться человеку как свободному, независимому существу (И. Кант). В индивидуальности человека скрыт источник его деяний. Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек. Человеческая индивидуальность рассматривается как высокий уровень развития человека в онтогенезе. Такого индивида К. Роджерс назвал "полноценно функционирующим человеком" для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга.
В какой мере и как педагоги имеют право на деформацию индивидуальности? Этот вопрос, как отмечают ученые (Б.И. Додонов, В.Д. Шадриков), в нашей этике, психологии и педагогике практически не обсуждался.
Слайд 27Деформация индивидуальности может проходить по нескольким направлениям: во-первых, это может
быть развитие всех сфер в интересах ребенка; во-вторых, - развитие
этих сфер в интересах общества и ребенка; в-третьих, - изменение их в интересах только общества (или государства), но не ребенка; наконец, в-четвертых, - их изменение в интересах определенных групп. Идеалам гуманистической педагогики соответствуют первые два направления. Первое направление предполагает достижение целей развития природных задатков в различных сферах человека, а второе - предполагает изменение этих сфер в соответствии с идеалами общества. Отсюда следует, что первое решает задачи развития индивидуальности, второе - воспитания личности.
Рассмотрение соотношения индивидуальности и личности позволяет конкретизировать связь человека и общества (коллектива и личности). Если человек и коллектив гармонируют между собой, то можно сказать, что личностные качества человека отвечают целям данного коллектива. Человек в этом случае является личностью. Но в другом обществе (коллективе) этот же человек может и не являться личностью, так как его взгляды могут не отвечать целям другого общества. Следовательно, в зависимости от социальных ценностей, составляющих мораль и культуру общества, и соответствия этим ценностям мировоззрения и поступков человека он может быть личностью, но может ею и не быть, то есть личность является относительной характеристикой человека.
В то же время индивидуальность человека во многом не зависит от того, в каком обществе (коллективе) находится человек. Его опыт, интеллект, сформировавшиеся сферы в данный конкретный момент не зависят уже от обстоятельств, поэтому индивидуальность во многом носит черты постоянства, в какой-то мере абсолютности. Поэтому когда говорят о подчинении личных (а точнее, индивидуальных) интересов общественным, то это не выдерживает испытания жизнью. Происходит разрушение и индивидуальности (оглупление и разрушение определенных сфер), и личности (конформизм). В целом, происходит дробление и того и другого: лицемерие, двуличие, двойная мораль, расхождение слова и дела. А такие следствия не нужны ни обществу, ни индивиду.
Соотношение личности и индивидуальности помогает понять связь воспитания и развития.
Воспитание в специальном педагогическом смысле есть процесс целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. Процесс воспитания осуществляется на всех возрастных этапах развития человека, а не только в детском возрасте.
Развитие же предполагает совершенствование психических качеств, основных сфер (эмоциональной, волевой, мотивационной) человека - его индивидуальности.
Индивидуальностью человек не рождается, а становится ею в ходе своей жизни, в результате воспитания и самовоспитания. Об индивидуальности можно говорить тогда, когда человек осознает уникальность себя и своей жизни и, чувствуя свою неповторимость, сам реализует свое будущее, чтобы как можно более полно раскрыть свои возможности. А это требует как понимания самого себя и активного отношения к своей жизни, так и предоставление обществом возможностей для самостоятельного выбора целей и средств жизнедеятельности.
Слайд 28Сознание и самосознание
Сознание – это высшая форма отражения мира, свойственная
только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными
понятиями. «Ядром» сознания является знание. Имея многокомпонентную структуру, сознание является, тем не менее, единым целым.
Итак, сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управление этими взаимоотношениями.
Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от окружающего мира. Самосознание— это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего, положения в обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.
Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции определенных социальных норм.
Феномен самосознания, который кажется чем-то очень простым и очевидным, в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся и меняющимся в процессе включения человека в систему коллективной практической деятельности и меж человеческих отношений.
Несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими науками, проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного) далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функции, состояния, структура и свойства сознания, его взаимоотношениями с деятельностью индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием. Важно подчеркнуть, что вопрос о заимоотношении сознания и бытия не сводится к вопросу о первичности и вторичности, хотя и исходит из этого. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех многообразных и исторически меняющихся типов и форм, т.е. в некотором роде это «вечный вопрос». «Вечный» в том смысле, что развитие форм и человеческой жизнедеятельности, прогресс науки и культуры постоянно усложняют и изменяют конкретные формы отношения сознания и бытия и ставят множество проблем перед философской мыслью.
Слайд 29Концепция жизненного пути
Шарлотты Бюлер (1893-1982)
Слайд 30Жизненный путь личности раскрывался посредством решения ряда задач: 1) биолого-биографического
исследования, или изучения объективных условий жизни; 2) изучения истории переживаний,
становления и изменения ценностей, эволюции внутреннего мира человека; 3) анализа продуктов деятельности, истории творчества индивида в разных жизненных ситуациях.
Биологическое и культурное созревание, согласно Бюлер, не совпадают друг с другом. Связывая эти два процесса с особенностями протекания психических процессов, она выделяет две фазы переходного возраста - негативную и позитивную.
Негативная фаза начинается еще в допубертатный период и характеризуется беспокойством, тревогой, наличием диспропорций в физическом и психическом развитии, агрессивностью. У девочек период негативности продолжается от 2 до 9 месяцев (с 11 до 13 лет) и заканчивается началом менструаций, а у мальчиков - предел возрастных колебаний больше, он приходится на возраст 14-16 лет.
Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает переживать чувства любви, прекрасного, ощущения единения с природой, людьми, согласия с самим собой.
В познании внутреннего мира личности Ш. Бюлер отдает предпочтение биографическому методу, изучению дневников. Собрав свыше 1000 дневников, она обнаружила удивительное сходство между ними, в первую очередь имеющее отношение к затрагиваемым подростком темам, таким как чувство одиночества, интерес к себе, проблема времени, поиск идеала, жажда любви и др. Теории П. Жане и Ш. Бюлер относятся к эволюционно-генетическому подходу, в которых делается попытка проследить связь жизненного пути личности и возрастной периодизации, соотношение внешних и внутренних событий жизни.
Наиболее распространенным методом ранних теорий жизненного пути личности является биографический сбор материала. Исследователи с большой серьезностью относились к подобным эмпирическим процедурам, зная их достоинства и недостатки. "Недопустимо прилагать категории биографического подхода без разбора ко всему, что выявляется при анамнезе или исследовании. Биографический метод - это не объяснение, а род наблюдающего восприятия. Используя его, мы не обнаруживаем никаких новых факторов или веществ наподобие излучений или витаминов. Но он оказывает преобразующее воздействие на фундаментальные категории объяснения. Включение субъективного фактора в методологию исследования - это точка, в которой возникает сдвиг фундаментальных категорий").
Данная методология основана на идее анализа единичных случаев, исследования уникальной природы человека, его неповторимости и не всегда предсказуемости. Как правило, метод анализа единичного случая, по крайней мере в экспериментальной психологии, подвергается пристрастной критической оценке. Она основывается на том, что дедуктивный вывод невозможно построить исходя из индуктивной логики, применяемой при изучении единичных историй жизни. Ясперс, обсуждая возможности применения биографического метода, предлагает рассматривать индивидуальную историю с точки зрения фундаментальных категорий истории жизни.
Такими категориями являются: сознание как средство обретения новых автоматизмов, построение личного мира и творчества, внезапные, вторгающиеся изменения и адаптация, кризисные ситуации и духовное развитие. Все предложенные категории даются в самой общей, философско-методологической интерпретаци
Слайд 311. Личностный выбор, понимаемый как внутренняя деятельность по разрешению ситуации
неопределенности посредством предпочтения одной из имеющихся альтернатив и принятия ответственности
за ее реализацию, характеризуется двумя основными параметрами: субъективными (основания выбора) и объективными (направленность выбора), что позволяет выделить и проанализировать разные виды личностного выбора.
2. По параметру субъективных оснований личностного выбора (на основании процедуры аргументации) можно выделить два вида личностного выбора: активный, отличающийся развернутой аргументацией субъективных оснований, и реактивный, для которого это не свойственно. Совмещение этого параметра с выделенными С.Мадди видами личностного выбора по объективному параметру направленности (выбор неизменности / выбор неизвестности) позволяет говорить о трех видах личностного выбора: реактивном выборе, активном выборе неизменности и активном выборе неизвестности.
3. Реактивный выбор осуществляется на основе непосредственных предпочтений в отсутствие внутренней проблематизации и развернутой внутренней деятельности. При активном выборе неизменности субъект апеллирует к имеющимся компетенциям, задаткам, интересам. При активном выборе неизвестности субъект ориентируется на новые возможности и истолковывает свой опыт как требующий новых способов действий.
4. Субъекты, демонстрирующие различные виды личностного выбора, различаются по таким индивидуально-психологическим предпосылкам, как жизнестойкость, толерантность к неопределенности, осмысленность жизни, параметры субъективного качества выбора, тип каузальной ориентации, отношение к личному будущему, протяженность временной перспективы, особенности самоорганизации деятельности, уровень оптимизма и самоэффективности.
Личностный выбор
Слайд 32Свобода и ответственность
Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный
с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии
со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Во Всеобщей Декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.
Соотношение категорий свободы и необходимости можно рассмотреть посредством анализа гегелевского афоризма: "свобода есть познанная необходимость". Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком - он ее раб, если же она познана, то человек обретает "способность принимать решение со знанием дела". В этом выражается свобода воли человека.
Но какова природа "необходимости"? Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, т.е. независимых от сознания человека, законов. Иначе говоря, необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий. Сторонники этой позиции не считают, что все в мире, особенно в общественной жизни, жестко и однозначно определено, они не отрицают наличие случайностей. Но общая закономерная линия развития, отклоняемая случайностями в ту или другую сторону, все равно пробьет себе дорогу.
Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель "должного поведения". С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.
Слайд 33"Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни". Эти слова, принадлежат
французскому мыслителю Ж.-П.Сартру. Он принадлежит к философскому направлению, получившему название
"экзистенциализм", т.е. философия существования. Среди основоположников этого направления - и русский философ Н.Бердяев. В центре внимания экзистенциалистов - проблемы сущности и существования человека. Для уяснения позиций этих философов обратимся к высказываниям Сартра. В одной из работ он рассуждал следующим образом: при изготовлении вещи человек предварительно формирует ее идею; например, ремесленник, изготавливающий ножи, прежде чем приняться за изготовление очередного ножа, исходит из своих представлений о сущности этого предмета, т.е. о том, что такое нож вообще, и соответственно какой именно нож он должен сделать сейчас. Здесь сущность предшествует существованию (нового ножа). Ребенок, родившись, уже существует, но стать человеком, обрести человеческую сущность ему еще предстоит. Следовательно, нет заранее заданной природы человека, никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может осуществить его становление человеком. Это многократно усиливает ответственность человека за самого себя, за то, чтобы состояться как личность, и за все, что происходит с другими людьми.
Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать "не то" или "не так", предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.
Необходимо обратить внимание на соотношение свобод и гражданских обязанностей. Расширение личных прав и свобод и укрепление законности. Свобода и историческая необходимость. Как Вы понимаете слова Сартра: "Человек есть не что иное, как проекция своих свободных решений ... человек обречен на свободу"? Согласны ли Вы с утверждением: "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя".Ответив на эти вопросы искренне, вы сможете познать истину.
Слайд 34Литература
Основы психологии.- Ростов н/Д.,2002.- С. 271.
Айзенк Г. Структура личности.
– СПб.: 1999. – С.13
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –
М., 1975. – С. 167-168
Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: 1981. С. 19
Оллпорт Г.В. Личность в психологии. – СПб.: 1998. – С.49
Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: 1995. – С.393-394
Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997. С. 812
http://istina.rin.ru/philosofy/text/3983.html
http://images.yandex.ru
http://www.bibliofond
http://psycholog.ucoz.ru/index/osnovnye_metodicheskie_podkhody_k_izucheniju_struktury_lichnosti_v_psikhologii/0-66.ru/view.aspx?id=8953