Слайд 1Развитие фонематического слуха у дошкольников
Слайд 2
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ ЗАДАННОГО ЗВУКА В СЛОВЕ.
Поднять руку (сигнальную карточку, флажок
и т.п.), хлопнуть в ладоши на заданный звук.
Отобрать (а позднее
и назвать) картинки, в названии которых имеется соответствующий звук:
«Чудо-дерево».
Украсить дерево игрушками, картинками, в названии которых есть заданный звук.
«Лото».
Детям раздаются цветные кружки и карточки с изображением 4-6 предметов, в названии которых встречается и не встречается заданный звук. Дается задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком.
Слайд 42 этап - формирование фонематического анализа
ВЫДЕЛЕНИЕ ПЕРВОГО И ПОСЛЕДНЕГО ЗВУКА
В СЛОВЕ,
НАХОЖДЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЗАДАННОГО ЗВУКА.
Подобрать слова, начинающиеся с
заданного звука (ударного гласного).
Назвать в слове первый (последний) звук.
«Домик».
«Поселить» в домик только картинки, названия которых начинаются на заданный звук (заканчиваются заданным звуком).
«Кто больше?»
Детям предлагается сюжетная картинка (например, «Улица» ), на которой изображены предметы с заданным звуком и без него. После рассматривания картинки требуется сказать, в названии каких предметов имеется заданный звук (в начале, в конце). За каждое правильное слово дается фишка.
«Цепочка».
Ведущий называет слово. Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.
Слайд 7ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ И КОЛИЧЕСТВА ЗВУКОВ В СЛОВЕ.
«Пирамида».
Дети
должны разложить картинки соответственно количеству звуков в слове:
в основание пирамиды, где 5 квадратов - слова, состоящие из пяти звуков, в средний ряд - из четырех звуков, а на вершину, где 3 квадрата - слова из трех звуков.
«Нарисуй слово кружочками».
Нарисуй столько кружков, сколько звуков в данном слове.
Слайд 8«Пирамида».
Дети должны разложить картинки соответственно количеству звуков в
слове:
в основание пирамиды, где 5 квадратов - слова,
состоящие из пяти звуков, в средний ряд - из четырех звуков, а на вершину, где 3 квадрата - слова из трех звуков.
Слайд 10 По отдельно названным по порядку звукам составить слово:
на начальном этапе с использованием символов
на
продвинутом - ребенок составляет слово из заданной последовательности звуков и произносит его вслух
на заключительном этапе дополнительно нужно составить слово из букв разрезной азбуки или вписать его в карточку.
3 этап - формирование фонематического синтеза
Слайд 12 Работа по развитию более сложных форм фонематического анализа способствует
совершенствованию слухо-произносительных дифференцировок.
После отработки звука
по указанному плану проводится его сопоставление с другими звуками:
сначала с артикуляторно близкими, но акустически далекими,
затем с артикуляторно и акустически близкими (звонкие-глухие, мягкие-твердые, свистящие-шипящие, аффрикаты и их составляющие звуки и пр.)
Слайд 13 При дифференциации звуков используются следующие игровые упражнения
(на примере звуков С-З):
«Скажи
наоборот».
Логопед бросает мяч, произнося при этом слоги различной структуры со звуком С или З. Ребенок, поймавший мяч, бросает его обратно, изменяя звук в слоге: СА-ЗА, ЗУ-СУ.
«Телефон».
Дети должны без ошибок передать друг другу слоговой ряд, заданный логопедом: СА-ЗА-СА.
Поднять картинку-символ (комар или кран с водой), сигнальный кружок (синий или зеленый) после произнесения логопедом слогов, а позже слов со звуками С или З.
Назвать пары слов. Определить, какие звуки в каждой паре разные: суп-зуб, коса-коза и т.д.
«Ромашки».
Разложить картинки-лепестки со звуком С к одной ромашке, со звуком З - к другой.