Слайд 1
Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка при подготовке
к устной части ОГЭ в 9 классе
2017 г.
Слайд 2Коммуникативные навыки
Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать
с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно
ее передавая.
Слайд 3Часто коммуникативные умения и навыки делят на
письменные – заключаются в умении
вести переписку, общаться с помощью различных видов связи, где исключена
устная речь. Письменная коммуникабельность проявляется в том, насколько композиционно четко составлен документ (текст), последовательно изложены в нем мысли, а также в отсутствии грубых орфографических и стилистических ошибок;
устные – это умения, которые проявляются при непосредственном общении. Устная коммуникабельность включает в себя способность четко и адекватно излагать свои мысли, умение расположить к себе собеседника с первых минут разговора, а также в способности слушать своего оппонента.
Слайд 4Коммуникативные действия
правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
правильно
строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать;
свободно
выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи;
знать особенности диалогической и монологической речи;
строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Слайд 5Коммуникативная компетентность
коммуникативная компетентность – это совокупность таких умений человека, которые
адекватны для определенной социальной среды и включают в себя знание
культурных норм в общении, знание традиций и обычаев, владение этикетом, демонстрацию воспитанности и умелое применение коммуникативных средств. Они нарабатываются вместе с социальным опытом человека.
Слайд 6Коммуникативная компетенция
основные компоненты:
владение той или иной лексикой
развитость устной и письменной
речи (четкость, правильность)
умение соблюдать этику и этикет общения
умение анализировать
внешние сигналы
ассертивность (уверенность)
владение навыками активного слушания
владение ораторским искусством
актерские способности
умение строить высказывание и вести диалог
Слайд 7Апробация устной части ОГЭ, проведенная в МБОУ «Лицей № 24
имени Героя Советского Союза А.В.Корявина»
диалог с виртуальным собеседником
с использованием компьютера
диалог с учителем
Слайд 8Структура модели «Беседа с учителем»
Приветствие ученика. Знакомство. Короткий рассказ о
содержании экзамена.
Чтение текста
подготовка к чтению вслух (чтение про себя)
– 1,5 мин.
чтение текста вслух – 3 мин.
3. Переключение ученика на другой вид работы. Ученик выбирает вариант беседы и получает соответствующую карточку с планом ответа.
Монолог
подготовка к ответу – 1,5 мин.
ответ – 2 мин.
Беседа с экзаменуемым
ответы на вопросы – 3 мин.
Слайд 9Образец задания (ФИПИ)
Монологическое высказывание
беседа по монологу
Задание 2.
Вам дается 1,5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно
занимать более 3 минут.
Опишите фотографию
2. Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего.
Не забудьте рассказать
в каком музее Вы были;
когда и с кем;
что вы увидели;
что понравилось и запомнилось больше всего.
Слайд 10Образцы заданий для 9 класса
при подготовке к устной части ОГЭ
Назовите
свою любимую (или последнюю прочитанную) книгу.
Кто и когда дал или
посоветовал вам её почитать?
Кто из героев понравился вам больше других?
О чем вас заставила задуматься книга?
Слайд 11Как вы относитесь к чтению?
В своем рассказе дайте ответы на
следующие вопросы:
Как вы понимаете семейное чтение? Можно ли ребёнку привить
вкус к чтению?
Является ли чтение вашим любимым занятием?
Считаете ли вы необходимым читать в век компьютеризации?
Можете ли вы обосновать необходимость чтения?
Слайд 12Не забудьте рассказать
Куда и когда Вы ходили в поход?
С кем
Вы ходили в поход (с одноклассниками, друзьями, с родителями)?
Как Вы
подготовились к походу?
Почему Вам запомнился этот поход?
Слайд 13Всегда ли нужно следовать моде?
В своем рассказе дайте ответы на
следующие вопросы:
Что означает следовать моде? Для вас важно следовать моде
и почему?
Следовать моде можно только в одежде?
Как вы понимаете выражение «хороший вкус»?
Слова «модный» и «современный» обозначают одно и то же?
Слайд 14Расскажите о своём любимом школьном предмете.
Когда и почему у вас
появился интерес к этой дисциплине?
Какую интересную информацию вы получили,
изучая этот предмет?
Как любимый школьный предмет поможет вам в выборе будущей профессии?
Слайд 15Как вы относитесь к школьной форме?
В своем рассказе дайте ответы
на следующие вопросы:
Принята ли в вашей школе школьная форма?
Чем может
быть удобна школьная форма?
Согласны ли вы с тем, что школьная форма дисциплинирует учащихся?
Какими вы хотите видеть учеников своей школы?
Слайд 16Расскажите о вашем любимом семейном празднике.
Какое участие в этом семейном
мероприятии принимают члены вашей семьи?
Какую роль играете вы (какое поручение
выполняете)?
Как вы понимаете выражение «семейные традиции»? Как вы к ним относитесь?
Слайд 17Как вы относитесь к компьютеризации общества?
В своем рассказе дайте ответы
на следующие вопросы:
Какую роль в вашей жизни играет компьютер?
Как часто
и с какой целью вы пользуетесь ПК?
Может ли компьютер заменить книгу?
Как вы понимаете высказывание: «С появлением компьютера мы носим знания с собой, а не в себе»?
Слайд 18Расскажите о своём домашнем питомце (растении).
Когда и при каких
обстоятельствах у вас появилось домашнее животное (растение)?
Какие обязанности по уходу
за домашним животным (растением) лежат на вас?
Как вы понимаете слова А.Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили»?
Слайд 19Как вы относитесь к коллекционированию?
В своем рассказе дайте ответы на
следующие вопросы:
Занимаетесь ли вы коллекционированием каких-либо предметов?
Что является гордостью вашей
коллекции?
С какими интересными людьми вы познакомились, занимаясь любимым делом?
С кем и в какой форме вы хотели бы поделиться своим увлечением?
Слайд 20Словесная разминка на уроках русского языка в 6 классе (использование
физкультминутки)
Рассказ на основе изображения (устная речь – описание).
Составление текстов (письменная
речь – повествование). Составление текста к физкультминутке дается в качестве домашнего задания.
Развитие речи при восстановлении последовательности изображения с помощью наглядного материала.
Из-за леса, из-за гор выбежала тучка. И решила
напоить землю тёплой водой. Взмахнула она рукава-
ми – и полился дождь частый. Появились цветы –
то улыбалась земля. Появилась лужица. Успокоилась
довольная тучка. И пришло красно солнышко, и согрело
землю. А на тепло то небесное слетелись вестники весны – бабочки и завели хоровод. Вся земля улыбалась их чудесному танцу.