Слайд 1Развитие малой группы
Лекция 12.
Слайд 2Вопросы лекции:
Основные подходы к анализу развития группы.
Проблема развития группы в
психологической теории коллектива.
Психологические механизмы развития малой группы.
Слайд 3Вопрос № 1.
Основные подходы к анализу развития группы.
Слайд 4Психоаналитическая концепция
Идея развития группы была обозначена в психоаналитической концепции,
начало было дано работой 3. Фрейда «Групповая психология и анализ
Эго».
Оформилась же идея на базе анализа психотерапевтической практики,
имеющей дело хотя и со
специфическими, но вполне
реальными группами.
Слайд 5 В рамках психоаналитической ориентации возникла теория развития группы
В. Бенниса
и Г. Шеппарда.
Она построена на осмыслении тех процессов, которые происходят
в так называемых Т-группах, или группах тренинга.
Слайд 6 Идеи развития группы
Основная цель группы – установления валидной (без
помех для общающихся) коммуникации.
Путь достижения этой цели и есть
развитие группы, в котором она проходит 2 фазы:
- на первой фазе решается вопрос о лидере, анализируются взаимоотношения между каждым членом группы и лидером,
- на второй фазе рассматриваются отношения между рядовыми членами.
Слайд 7 На каждой из этих фаз постепенно снимается скованность в отношениях
и развивается более полноценная коммуникация.
Каждая конкретная группа может по-разному
реализовать общую модель развития: демонстрировать какие-то отклонения или просто распадаться в случае недостижения поставленной цели.
Слайд 8Теория «социализация группы»
Р. Морленд и Дж. Ливайн ввели особое понятие
«социализация группы».
Процесс группового развития рассматривается по аналогии с процессом
социализации индивида.
Социализация —процесс приобщения индивида к
социуму.
Слайд 9 Критерии, на основе которых можно сравнивать различные стадии в развитии
группы, следующие:
оценивание (целей группы, ее положения среди других групп, значения
целей группы для ее членов);
обязательства (группы по отношению к членам и каждого члена по отношению к группе, в ходе чего выявляется степень удовлетворения взаимных ожиданий);
преобразование ролей членов группы (большая или меньшая включенность членов группы , степень их идентифицированности с ней).
Слайд 10 На основании этих критериев фиксируются так называемые периоды в жизни
группы и соответствующие им различные позиции членов.
Слайд 11Исследования, выполненных в рамках изучения таких ориентаций культуры, как коллективизм
— индивидуализм
Коллективизм и индивидуализм рассматриваются как полярные ценности, получающие весьма
различное распространение в разных обществах.
Индивидуализм порождает такие специфические нормы поведения индивида в группе, как ориентацию не на групповые, а на собственные цели, стремление подчеркнуть свой вклад в групповую деятельность, достаточную закрытость в общении, признание относительно низкой цены группы для своего существования в ней.
Коллективизм проявляет себя в таких нормативах поведения, как позитивное отношение к целям группы, уважение к уравнительному распределению «благ» в ней, большая открытость в общении, готовность поставить цели группы выше собственных.
Слайд 12 И та, и другая ориентации непосредственно связаны с процессом развития
группы: переход от одной фазы к другой зависит от того,
какой конкретный стиль ориентации, а значит, поведения, «победит» в группе и тем самым будет способствовать или препятствовать переходу в новую фазу.
Слайд 13
Вопрос № 2.
Проблема развития группы в психологической теории коллектива.
В
современной социальной психологии процесс развития малой группы понимается как закономерная
смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях:
- дифференциации (разделение)
- интеграции (объединение)
Слайд 14 В отечественной социальной психологии проблема развития группы получила свое специфическое
решение в психологической теории коллектива.
Термином "коллектив" обозначается особое качество
группы, высший уровень ее развития.
Важнейший признак коллектива — это не любая совместная деятельность, а только социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества.
Слайд 15
Поэтому, по мнению А.С. Макаренко, первым признаком коллектива как группы
особого рода является именно его направленность.
Основные признаки коллектива: социально одобряемые
цели, добровольный характер объединения, целостность, условия для развития личности.
В отечественной социальной психологии существует несколько "моделей" развития группы как коллектива.
Слайд 16 Стратометрическая концепция группы (Петровский А.В.)
типология групп строится по двум
главным критериям:
а) степень опосредованности
межличностных отношений
в группе содержанием
совместной деятельности,
б) общественная значимость совместной деятельности.
Слайд 17Классификация групп в психологической теории коллектива
Y
X
2
1
5
4
3
Слайд 18 Y- общественная значимость группой деятельности.
X – наличие или отсутствие опосредования
межличностных отношений содержанием групповой деятельности.
1 – коллектив
2 – только созданная
группа (высокий уровень соц.значимости деятельности, невысокая степень опосредования)
3 – антиобщественная группа (банда)
4 - антиобщественная группа, отношения между членами в слабой степени опосредованы антисоциальной деятельностью
5 – слабая степень по 2 показателям (экспериментальная группа)
Слайд 19 Модель группы состоит из трех страт (слоев), каждый из которых
характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между
членами группы.
В первом слое реализуются непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости;
во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности;
в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности.
Этот слой соответствует высшему уровню группы, и его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.
Слайд 20 Структура малой группы с точки зрения стратометрической концепции
Б
Б
А
Б
В
Слайд 21Параметрический подход (Уманский Л.И.)
Главными социально-психологическими параметрами группы являются следующие:
а)
содержание нравственной направленности группы,
б) организационное единство группы,
в) групповая
подготовленность в сфере той или иной деятельности,
г) психологическое единство,
д) интеллектуальная,
эмоциональная и волевая
коммуникативность,
е) стрессоустойчивость.
Слайд 22 В зависимости от выраженности каждого из этих параметров группа располагается
по уровню своего развития в континууме:
коллектив (реальная контактная группа,
отличающаяся интегративным единством направленности, организованности, подготовленности и психологической коммуникативности) —
антиколлектив (группа замкнутая, с внутригрупповой антипатией, конфликтностью и агрессивностью).
Средняя точка — группа-конгломерат (только что сформированная или собравшаяся группа людей, у которых отсутствуют все эти параметры).
Слайд 23Продвижение группы к позитивному полюсу предполагает прохождение ею стадий развития
группы как коллектива:
Номинальная группа характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг
поставленных социальных задач.
Группа-ассоциация отличается начальной межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений.
Группа-кооперация характеризуется преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношений.
Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений.
Изоляция группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях приводит к формированию узкогрупповых целях приводит к формированию группы-корпорации.
Коллектив - внутренне единая, сплоченная группа, деятельность которой становится полезной не только для ее членов, но и для общества в целом.
Слайд 24Вопрос № 3.
Психологические механизмы развития малой группы.
К числу
основных психологических механизмов развития малой группы относятся:
1. Разрешение внутригрупповых противоречий:
между
растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью,
между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой,
между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей.
Слайд 252. «Психологический обмен»
предоставление группой
более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий
их вклад в ее жизнедеятельность.
3. «Идиосинкразический кредит»
предоставление группой высоко статусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей.