Слайд 1
Семинар-практикум для педагогов:
«Пути дальнейшего развития ребёнка с ОВЗ»
«Развитие связной речи
у детей с ОВЗ»
Подготовила: учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Куляк Светлана
Сергеевна
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 1935»
Слайд 2Дети с ограниченными возможностями здоровья
– это дети, состояние здоровья
которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и
воспитания.
Слайд 3Нарушение связной речи у детей с ОВЗ обусловлены многими факторами:
недостаточным
анализом ситуации,
трудностью выделения из образа ситуации существенных и второстепенных компонентов,
нарушением
смыслового программирования содержания связного текста,
недоразвитием способности удерживать программу,
неумением развертывать смысловую программу в виде серии предложений, связанных между собой,
недостаточной сформированностью диалогической речи,,
дети с ОВЗ часто не осознают необходимости передавать содержание какого-либо события так, чтобы оно было понятно слушающему, они не ориентируются на собеседника,
нарушения всех компонентов языка у детей с ОВЗ.
Слайд 4Наряду с несформированностью всех компонентов языковой системы, большинство таких детей
имеют нарушения внимания и словесно-логического мышления, и это, в свою
очередь, ведёт к трудностям овладения связной речью, что выражается в разной степени: от полного отсутствия развёрнутого смыслового высказывания до речи с рядом недочётов, ошибок, неточностей.
Слайд 5Связная речь
это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся,
грамматически правильных предложений.
Пересказ - осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста
в устной речи. Это - сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение.
Слайд 6ТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА
1. Подробный, или близкий к тексту;
2. Краткий или
сжатый;
3. Выборочный;
4. С перестройкой текста;
5. С творческими дополнениями.
Слайд 7 НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА:
1.«Расскажи самому себе».
2.Пересказ в диалогических парах.
3.Пересказ по
кругу.
4.Пересказ группе детей.
Слайд 8ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕСКАЗАМ ДЕТЕЙ
1. Осмысленность, т.е. полное понимание текста, является
главным в обучении.
2. Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков,
нарушающих логику изложения.
3. Последовательность и связность пересказа.
4. Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.
5. Плавность пересказа, отсутствие длительных ненужных пауз.
6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.
Слайд 9Основные задачи педагога:
1. закрепление и развитие у детей навыков речевого
общения, речевой коммуникации;
2. формирование навыков построения связных монологических высказываний;
3. развитие навыков
контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
4. целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения.
Слайд 10Развитие связной речи:
1. усвоение норм построения такого высказывания (соблюдение последовательности
в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого
фрагмента, соответствие его теме сообщения и др.);
2. формирование навыков планирования развернутых высказываний; обучение детей выделению основных смысловых звеньев рассказа;
3. обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.
Слайд 11Порядок работы:
1. Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Здесь наглядность
представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними,
непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям даёт рассказ педагога.
Слайд 12Порядок работы:
2. Составление рассказа по следам демонстрируемого действия. Наглядность и
план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за
счёт отсутствия образца рассказа, что, кроме того, позволяет разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи.
Слайд 13Порядок работы:
3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде
рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на
фланелеграфе с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе.
Слайд 14Порядок работы:
4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде сюжетных
картинок. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображёнными
на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа логопеда даёт детям необходимые речевые средства.
Слайд 15Порядок работы:
5. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и
план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем
этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа педагога.
Слайд 16Порядок работы:
6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной
сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счёт видимой динамики событий: дети
наблюдают, как правило, конечный этап действий; моделирование плана рассказа достигается путём использования образца рассказа педагога и его вопросного плана.
Слайд 17Порядок работы:
7. Составление рассказа по одной сюжетной картине. Это самый
сложный вид упражнений из всех, какие используются на первом году
обучения. Отсутствие образца рассказа и плана ещё более усложняет задачу по составлению связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки и, возможно, начало работы над творческим рассказыванием.
Слайд 18 Упражнения
1. Анализ предложения с целью включения или невключения его в
рассказ.
Педагог произносит предложение и предлагает ребёнку отгадать, подходит оно к
этому рассказу или нет.
Посадил дед картошку.
Слайд 19 Упражнения
2. Установление порядка предложений в рассказе.
Педагог произносит пары предложений и
предлагает ребёнку определить, какое предложение должно следовать в рассказе раньше,
а какое позже.
Слайд 20 Упражнения
3. Выбор из рассказа опорных глаголов и установление их последовательности.
Педагог
предлагает ребёнку выбрать из рассказа слова – названия действий (вошли,
взял, взяла, катал, играли, причёсывала), а затем сказать, какое действие производилось раньше, какое позже.
Слайд 21 Упражнения
4. Подбор слов.
-Алла сажала цветы. А что ещё можно сажать?
(репку, картофель, семена, саженцы, деревья, кусты и т.д.)
Педагог помогает ребёнку
наводящими вопросами, показом соответствующего жеста, но не называет объекты, добиваясь активизации словарного запаса ребёнка.
Слайд 22 Упражнения
5. Замена действия в предложении.
Педагог читает предложения, в которых глаголы
употреблены неправильно. Объясняет, что в предложениях могут быть ошибки. На
этом этапе обучения ещё рано выходить за рамки 3 – 4-словных предложений.
Слайд 23 Упражнения
6. Словарная работа. Уточнение значения некоторых слов.
7. Составление предложения, логически
связанного с предыдущим.
8. Нахождение предложений, логически не связанных с рассказом.
9.
Добавление к названному слову – обозначению предмета соответствующего слова, обозначающего действие, и составление предложения.
Слайд 24 Упражнения
10. Подбор объектов к словам-определениям.
К этому периоду на лексико-грамматических занятиях
логопеда начинается работа по подбору нескольких определений к одному объекту,
и данное упражнение помогает накапливать пассивный словарь признаков. Слова, обозначающие признаки, полезно проговорить с ребёнком по несколько раз, а при рекомендации логопеда – заучить.
Слайд 25 Упражнения
11. Подбор действий к субъектам действия.
При подборе действий взрослый помогает
ребёнку жестом, подсказывающим словом, мимикой. Добиваясь самостоятельного называния слов.
12.
Выбор из рассказа слов, обозначающих действия, и восстановление по ним предложения.
Педагог просит вспомнить слова, обозначающие действия, из рассказа и составить предложения с этими словами.
Слайд 26 Упражнения
13. Установление порядка действий в рассказе и составление двух логически
связанных предложений.
Педагог просит ребёнка определить, какое действие совершилось раньше, какое
– позже, а затем, расположив действия в правильном порядке, восстановить предложения из рассказа.
Слайд 27 Упражнения
14. Образование наречий от прилагательных.
15. Образование имён собственных с уменьшительно-ласкательными
и др. суффиксами.
16. Восстановление предложения по наречию.
Педагог предлагает ребёнку вспомнить,
каково было герою в разных ситуациях, и назвать эти слова по порядку. Затем, называя наречие, взрослый просит вспомнить предложение целиком.
Слайд 28 Упражнения
17. Установление правильного порядка слов в предложении.
Взрослый объясняет, что герой
перепутал все слова в предложениях, и просит ребёнка помочь навести
порядок в словах. Количество слов в деформированном предложении не более пяти.
Слайд 29 Упражнения
18. Установление порядка действий в рассказе и восстановление предложения по
опорным глаголам.
Педагог просит ребёнка вспомнить, какое действие совершено раньше, какое
позже, и составить предложение или 2 логически связанных предложения.
Слайд 30 Упражнения
19. Составление цепочки предложений по начальному предложению и опорным вопросам.
20.
Придумывание реплик для героев рассказа.
Все реплики ребёнок должен произносить максимально
выразительно. Взрослый помогает ребёнку выбрать самые точные слова и составить грамматически правильные предложения.
Слайд 31 Упражнения
21. Составление предложений по опорным словам.
Слайд 32 Упражнения
22. Изменение одного существительного по падежам.
Существительное добавляется в предложение в
нужном падеже.
Слайд 33Последовательно применяя перечисленные этапы и методы обучения, удаётся сформировать связную
речь у тех детей, которые изначально не владеют развёрнутыми смысловыми
высказываниями, подменяя их называнием перечня предметов, действий либо набором непоследовательных, грамматически не оформленных фраз.
Слайд 35Литература:
1. Т.А.Ткаченко «Формирование и развитие связной речи. Логопедическая тетрадь. Санкт-Петербург,
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998г.
2. ГлуховВ.П. «Из опыта логопедической работы по формированию связной
речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию». Дефектология №2, 1994, с.56 – 73.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. «методика развития течи и обучение родному языку дошкольников. М., 2009г.
4. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Речевое развитие дошкольников» М., Академия, 2008г.