Разделы презентаций


Развитие связной речи у детей с ОВЗ

Содержание

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Семинар-практикум для педагогов: «Пути дальнейшего развития ребёнка с ОВЗ» «Развитие связной речи

у детей с ОВЗ»
Подготовила: учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Куляк Светлана

Сергеевна

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 1935»

Семинар-практикум для педагогов: «Пути дальнейшего развития ребёнка с ОВЗ» «Развитие связной речи у детей с ОВЗ»Подготовила:

Слайд 2Дети с ограниченными возможностями здоровья
– это дети, состояние здоровья

которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и

воспитания.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных

Слайд 3Нарушение связной речи у детей с ОВЗ обусловлены многими факторами: 
недостаточным

анализом ситуации,
трудностью выделения из образа ситуации существенных и второстепенных компонентов,
нарушением

смыслового программирования содержания связного текста,
недоразвитием способности удерживать программу,
неумением развертывать смысловую программу в виде серии предложений, связанных между собой,
недостаточной сформированностью диалогической речи,,
дети с ОВЗ часто не осознают необходимости передавать содержание какого-либо события так, чтобы оно было понятно слушающему, они не ориентируются на собеседника,
нарушения всех компонентов языка у детей с ОВЗ.
Нарушение связной речи у детей с ОВЗ обусловлены многими факторами: недостаточным анализом ситуации,трудностью выделения из образа ситуации существенных

Слайд 4Наряду с несформированностью всех компонентов языковой системы, большинство таких детей

имеют нарушения внимания и словесно-логического мышления, и это, в свою

очередь, ведёт к трудностям овладения связной речью, что выражается в разной степени: от полного отсутствия развёрнутого смыслового высказывания до речи с рядом недочётов, ошибок, неточностей.

Наряду с несформированностью всех компонентов языковой системы, большинство таких детей имеют нарушения внимания и словесно-логического мышления, и

Слайд 5Связная речь
это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся,

грамматически правильных предложений.
Пересказ - осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста

в устной речи. Это - сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение.
Связная речь это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений. Пересказ - осмысленное, творческое

Слайд 6ТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА
1. Подробный, или близкий к тексту;
2. Краткий или

сжатый;
3. Выборочный;
4. С перестройкой текста;
5. С творческими дополнениями.

ТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА1. Подробный, или близкий к тексту;2. Краткий или сжатый;3. Выборочный;4. С перестройкой текста;5. С творческими

Слайд 7    НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА:
1.«Расскажи самому себе».
2.Пересказ в диалогических парах.
3.Пересказ по

кругу.
4.Пересказ группе детей.

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА:1.«Расскажи самому себе».2.Пересказ в диалогических парах.3.Пересказ по кругу.4.Пересказ группе детей.

Слайд 8ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕСКАЗАМ ДЕТЕЙ
1. Осмысленность, т.е. полное понимание текста, является

главным в обучении.
2. Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков,

нарушающих логику изложения.
3. Последовательность и связность пересказа.
4. Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.
5. Плавность пересказа, отсутствие длительных ненужных пауз.
6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕСКАЗАМ ДЕТЕЙ1. Осмысленность, т.е. полное понимание текста, является главным в обучении.2. Полнота передачи произведения, т.е.

Слайд 9Основные задачи педагога:
1. закрепление и развитие у детей навыков речевого

общения, речевой коммуникации;
2. формирование навыков построения связных монологических высказываний;        
3. развитие навыков

контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
4.   целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения.

Основные задачи педагога:1. закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;2. формирование навыков построения связных монологических

Слайд 10Развитие связной речи:
1. усвоение норм построения такого высказывания (соблюдение последовательности

в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого

фрагмента, соответствие его теме сообщения и др.);
2.   формирование навыков планирования развернутых высказываний; обучение детей выделению основных смысловых звеньев рассказа;
3.   обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Развитие связной речи:1. усвоение норм построения такого высказывания (соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами

Слайд 11Порядок работы:
1.     Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Здесь наглядность

представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними,

непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям даёт рассказ педагога.
Порядок работы:1.     Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и

Слайд 12Порядок работы:
2.     Составление рассказа по следам демонстрируемого действия. Наглядность и

план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за

счёт отсутствия образца рассказа, что, кроме того, позволяет разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи.
Порядок работы:2.     Составление рассказа по следам демонстрируемого действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе;

Слайд 13Порядок работы:
3.     Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде

рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на

фланелеграфе с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе.
Порядок работы:3.     Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами

Слайд 14Порядок работы:
4.     Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде сюжетных

картинок. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображёнными

на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа логопеда даёт детям необходимые речевые средства.

Порядок работы:4.     Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде сюжетных картинок. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями

Слайд 15Порядок работы:
5.     Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и

план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем

этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа педагога.

Порядок работы:5.     Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что

Слайд 16Порядок работы:
6.     Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной

сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счёт видимой динамики событий: дети

наблюдают, как правило, конечный этап действий; моделирование плана рассказа достигается путём использования образца рассказа педагога и его вопросного плана.

Порядок работы:6.     Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счёт видимой

Слайд 17Порядок работы:
7.     Составление рассказа по одной сюжетной картине. Это самый

сложный вид упражнений из всех, какие используются на первом году

обучения. Отсутствие образца рассказа и плана ещё более усложняет задачу по составлению связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки и, возможно, начало работы над творческим рассказыванием.

Порядок работы:7.     Составление рассказа по одной сюжетной картине. Это самый сложный вид упражнений из всех, какие используются

Слайд 18 Упражнения
1.     Анализ предложения с целью включения или невключения его в

рассказ.
Педагог произносит предложение и предлагает ребёнку отгадать, подходит оно к

этому рассказу или нет.
Посадил дед картошку.

 Упражнения1.     Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ.Педагог произносит предложение и предлагает ребёнку отгадать,

Слайд 19 Упражнения
2.     Установление порядка предложений в рассказе.
Педагог произносит пары предложений и

предлагает ребёнку определить, какое предложение должно следовать в рассказе раньше,

а какое позже.

 Упражнения2.     Установление порядка предложений в рассказе.Педагог произносит пары предложений и предлагает ребёнку определить, какое предложение должно следовать

Слайд 20 Упражнения
3.     Выбор из рассказа опорных глаголов и установление их последовательности.
Педагог

предлагает ребёнку выбрать из рассказа слова – названия действий (вошли,

взял, взяла, катал, играли, причёсывала), а затем сказать, какое действие производилось раньше, какое позже.
 Упражнения3.     Выбор из рассказа опорных глаголов и установление их последовательности.Педагог предлагает ребёнку выбрать из рассказа слова –

Слайд 21 Упражнения
4.     Подбор слов.
-Алла сажала цветы. А что ещё можно сажать?

(репку, картофель, семена, саженцы, деревья, кусты и т.д.)
Педагог помогает ребёнку

наводящими вопросами, показом соответствующего жеста, но не называет объекты, добиваясь активизации словарного запаса ребёнка.
 Упражнения4.     Подбор слов.-Алла сажала цветы. А что ещё можно сажать? (репку, картофель, семена, саженцы, деревья, кусты и

Слайд 22 Упражнения
5.     Замена действия в предложении.
Педагог читает предложения, в которых глаголы

употреблены неправильно. Объясняет, что в предложениях могут быть ошибки. На

этом этапе обучения ещё рано выходить за рамки 3 – 4-словных предложений.
 Упражнения5.     Замена действия в предложении.Педагог читает предложения, в которых глаголы употреблены неправильно. Объясняет, что в предложениях могут

Слайд 23 Упражнения
6.     Словарная работа. Уточнение значения некоторых слов.
7.     Составление предложения, логически

связанного с предыдущим.
8.     Нахождение предложений, логически не связанных с рассказом.
9.    

Добавление к названному слову – обозначению предмета соответствующего слова, обозначающего действие, и составление предложения.

 Упражнения6.     Словарная работа. Уточнение значения некоторых слов.7.     Составление предложения, логически связанного с предыдущим.8.     Нахождение предложений, логически не

Слайд 24 Упражнения
10. Подбор объектов к словам-определениям.
К этому периоду на лексико-грамматических занятиях

логопеда начинается работа по подбору нескольких определений к одному объекту,

и данное упражнение помогает накапливать пассивный словарь признаков. Слова, обозначающие признаки, полезно проговорить с ребёнком по несколько раз, а при рекомендации логопеда – заучить.

 Упражнения10. Подбор объектов к словам-определениям.К этому периоду на лексико-грамматических занятиях логопеда начинается работа по подбору нескольких определений

Слайд 25 Упражнения
11. Подбор действий к субъектам действия.
При подборе действий взрослый помогает

ребёнку жестом, подсказывающим словом, мимикой. Добиваясь самостоятельного называния слов.
12.

Выбор из рассказа слов, обозначающих действия, и восстановление по ним предложения.
Педагог просит вспомнить слова, обозначающие действия, из рассказа и составить предложения с этими словами.

 Упражнения11. Подбор действий к субъектам действия.При подборе действий взрослый помогает ребёнку жестом, подсказывающим словом, мимикой. Добиваясь самостоятельного

Слайд 26 Упражнения
13. Установление порядка действий в рассказе и составление двух логически

связанных предложений.
Педагог просит ребёнка определить, какое действие совершилось раньше, какое

– позже, а затем, расположив действия в правильном порядке, восстановить предложения из рассказа.
 Упражнения13. Установление порядка действий в рассказе и составление двух логически связанных предложений.Педагог просит ребёнка определить, какое действие

Слайд 27 Упражнения
14. Образование наречий от прилагательных.
15. Образование имён собственных с уменьшительно-ласкательными

и др. суффиксами.
16. Восстановление предложения по наречию.
Педагог предлагает ребёнку вспомнить,

каково было герою в разных ситуациях, и назвать эти слова по порядку. Затем, называя наречие, взрослый просит вспомнить предложение целиком.

 Упражнения14. Образование наречий от прилагательных.15. Образование имён собственных с уменьшительно-ласкательными и др. суффиксами.16. Восстановление предложения по наречию.Педагог

Слайд 28 Упражнения
17. Установление правильного порядка слов в предложении.
Взрослый объясняет, что герой

перепутал все слова в предложениях, и просит ребёнка помочь навести

порядок в словах. Количество слов в деформированном предложении не более пяти.
 Упражнения17. Установление правильного порядка слов в предложении.Взрослый объясняет, что герой перепутал все слова в предложениях, и просит

Слайд 29 Упражнения
18. Установление порядка действий в рассказе и восстановление предложения по

опорным глаголам.
Педагог просит ребёнка вспомнить, какое действие совершено раньше, какое

позже, и составить предложение или 2 логически связанных предложения.

 Упражнения18. Установление порядка действий в рассказе и восстановление предложения по опорным глаголам.Педагог просит ребёнка вспомнить, какое действие

Слайд 30 Упражнения
19. Составление цепочки предложений по начальному предложению и опорным вопросам.
20.

Придумывание реплик для героев рассказа.
Все реплики ребёнок должен произносить максимально

выразительно. Взрослый помогает ребёнку выбрать самые точные слова и составить грамматически правильные предложения.
 Упражнения19. Составление цепочки предложений по начальному предложению и опорным вопросам.20. Придумывание реплик для героев рассказа.Все реплики ребёнок

Слайд 31 Упражнения
21. Составление предложений по опорным словам.

 Упражнения21. Составление предложений по опорным словам.

Слайд 32 Упражнения
22. Изменение одного существительного по падежам.
Существительное добавляется в предложение в

нужном падеже.

 Упражнения22. Изменение одного существительного по падежам.Существительное добавляется в предложение в нужном падеже.

Слайд 33Последовательно применяя перечисленные этапы и методы обучения, удаётся сформировать связную

речь у тех детей, которые изначально не владеют развёрнутыми смысловыми

высказываниями, подменяя их называнием перечня предметов, действий либо набором непоследовательных, грамматически не оформленных фраз.
Последовательно применяя перечисленные этапы и методы обучения, удаётся сформировать связную речь у тех детей, которые изначально не

Слайд 34СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Слайд 35Литература:
1.     Т.А.Ткаченко «Формирование и развитие связной речи. Логопедическая тетрадь. Санкт-Петербург,

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998г.
2.     ГлуховВ.П. «Из опыта логопедической работы по формированию связной

речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию». Дефектология №2, 1994, с.56 – 73.
3.     Алексеева М.М., Яшина В.И. «методика развития течи и обучение родному языку дошкольников. М., 2009г.
4.     Алексеева М.М., Яшина В.И. «Речевое развитие дошкольников» М., Академия, 2008г.

Литература:1.     Т.А.Ткаченко «Формирование и развитие связной речи. Логопедическая тетрадь. Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998г.2.     ГлуховВ.П. «Из опыта логопедической работы

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика