Слайд 1
Реализация коммуникативного направления в период дошкольного детства
Слайд 2
Целевая установка образовательной области «Коммуникация» указывается следующим интегративным качеством: «овладевший
средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» через
решение следующих задач:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи».
Слайд 3
Коммуникативная компетентность рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая
предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфических
детских видов деятельности – коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и пр.
Слайд 4
Познавательно-речевое развитие дошкольников в соответствии с современным социальным заказом необходимо
рассматривать с позиции развития речевых и коммуникативных умений дошкольников, на
основе которых формируется коммуникативная деятельность.
Слайд 5Нарушения коммуникативной функции речи
в неумении планировать совместную деятельность в речевом
общении;
-зачастую дети затрудняются передать содержание впечатления, сюжета, сказки;
-неинициативны во время
вступления в речевые контакты;
-не могут поддержать простой разговор;
-не умеют слушать других и выражать свои мысли словами;
-испытывают затруднения в составлении творческих рассказов и др.
Слайд 6
В дошкольном возрасте развитие речи и речевого общения осуществляется в
разных видах деятельности (общении, учебной деятельности, игре, труде, бытовой деятельности),
которые заключают в себе потенциальные педагогические возможности. Решающую роль в становлении речи играет общение.
Слайд 7
По мнению, В. В. Давыдова, Б. В. Ломова, «общение –
взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение
их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата»
Результатом речевой деятельности являются мысль и текст, а результатом речевого поведения выступают отношения между людьми (доброжелательные, недоброжелательные и др.) и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением собеседников.
Слайд 8
Задача сводится к формированию у ребенка коммуникативной компетентности, которая охватывает
не только знания языковой системы и владение языковым материалом (речью),
но и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения.
Слайд 9
Коммуникативная компетенция – способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность
в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения в рамках определенной
сферы деятельности
Слайд 10
Процесс общения составляют три стороны:
-социально-перцептивная – ориентирует на восприятие и
понимание другого человека,
-интерактивная – обеспечивает межличностное взаимодействие собеседников и
-коммуникативная
– передача информации осуществляется путем коммуникации с использованием языковых и речевых средств выражения желаний, мыслей и отношений (Н. А. Горлова).
Слайд 11
У ребенка до 7 лет сменяются 4 формы общения со
взрослыми:
-ситуативно – личностная,
-ситуативно – деловая,
-внеситуативно-познавательная и
-внеситуативно – личностная.
Слайд 12Ситуативно-личностная форма
Первой формой общения является ситуативно-личностное общение. Оно считается сложившимся:
-малыш
смотрит в глаза взрослого,
-отвечает улыбкой на его улыбку,
-стремится
продлить эмоциональный контакт со взрослым.
-содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному вниманию.
-мотив общения – личный.
Слайд 13Ситуативно-деловая форма
К шести месяцам появляется ситуативно-деловая форма общения, которая сохраняется
до трех лет:
совместные со взрослым манипулятивные действия;
потребность малыша - в
сотрудничестве;
развитие речевых контактов ребенка со взрослым. Подражание речи взрослых начинается с воспроизведения ее интонационной стороны. Затем ребенок начинает воспринимать ритмическую сторону и позже звуковую сторону речи;
на первый план выступают деловые мотивы.
Слайд 14Ситуативно-деловая форма
на втором и третьем годах жизни появляется новая форма
общения в виде диалога (она включена в предметную деятельность);
возрастает потребность
в сотрудничестве со взрослыми;
диалог начинает приобретать самостоятельный характер (интенсивное овладение словами, развитие понимание их смысла, интерес к окружающей действительности)
Слайд 15Внеситуативно-познавательная форма
В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно-познавательная форма общения, которая
характерна для детей трех-пяти лет:
включена в совместную познавательную со взрослым
деятельность;
ведущим становится познавательный мотив;
возникает потребность в уважении взрослого;
основным коммуникативным средством становится речь;
Слайд 16Внеситуативно-познавательная форма
предложения удлиняются, появляются сложные предложения;
лексика освобождается от привязанности к
конкретной ситуации;
расширяется запас слов, связанных с отражением воспринимаемых качеств предметов
окружающего мира;
определяют эстетические и эмоциональные отношения к предметам и явлениям;
глаголы становятся разнообразнее;
появляется косвенная речь.
Слайд 17Внеситуативно-личностная форма
внеситуативно-личностная, которая характерна для детей пяти-семи лет;
мотивом общения
становится личностный;
взрослый получает в глазах ребенка собственное независимое существование;
в
разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях;
общение имеет «теоретический характер» и включено в познавательную деятельность.
Слайд 18Вывод
Ситуативно-личностная стимулирует становление перцептивных действий разных систем, анализаторов и реакций
хватания.
Ситуативно-деловое общение приводит к переходу от отдельных действий к
предметной деятельности и развитию речи.
Внеситуативно-познавательное общение помогает дошкольникам неизмеримо расширить рамки мира, доступного для познания.
Внеситуативно-личностная форма общения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место.
Слайд 19Общение со сверстниками
Эмоционально-практическая форма
К двум годам складывается первая форма общения
со сверстниками – эмоционально-практическая:
побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение
спектра эмоциональных переживаний.
Слайд 20Ситуативно-деловая форма
В возрасте с четырех до шести лет у дошкольников
наблюдается ситуативно-деловая форма общения:
-создает благоприятные условия для развития личности, самосознания,
любознательности, смелости, оптимизма, творчества.
Слайд 21Внеситуативно-деловая форма
Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается довольно редко, но у старших
дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию:
формирует умение видеть в
партнере самоценную личность, понимать его мысли и переживания. В то же время она позволяет ребенку уточнить представление о самом себе (более подробно см. у А. Г. Рузской).
Слайд 22Общение со сверстниками:
- яркая эмоциональная насыщенность.
- нестандартность детских высказываний,
отсутствие жестких норм и правил.
- преобладание инициативных высказываний над
ответными. При общении со сверстниками ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого.
- общение детей с друг другом значительно богаче по своему назначению, функциям (управление действиями партнера, контроль его действий, навязывание собственных образцов, совместная игра, постоянное сравнение с собой
Слайд 23Вывод:
Итак, взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ребенка.
В общении со взрослым ребенок учиться говорить и поступать правильно,
слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстниками – выражать себя, управлять другими людьми, вступать в разнообразные отношения.
При общении со взрослыми, дошкольник овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. НО!, ребенок может знать много слов, но не употреблять их, потому что в этом нет необходимости.
Слайд 24Коммуникативные способности
Коммуникативные способности (коммуникативный потенциал) - понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных
качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими
(А. А. Князьков).
Обладают сложной, уровневой структурой: уровень потребности в общении; его локализованность; наличие установки на общение с другими людьми; особенности эмоциональной реакции на партнёра; собственное самочувствие человека в ситуации общения, а также коммуникативные умения и навыки (А. Н. Леонтьев).
Слайд 25Коммуникативные умения
1) умения, связанные с восприятием: умение дослушать и выслушать;
умение учитывать эмоциональное состояние партнера;
Использовать прием разыгрывание речевых ситуаций с
опорой на следующие критерии:
-значимость этих ситуаций для детей;
-опора на жизненный опыт детей старшего дошкольного возраста;
-частотность.
Слайд 26Коммуникативные умения
2) умения по ориентации в ситуации общения: умение учитывать
особенности собеседника, умение учитывать ситуацию общения
Настроение собеседника можно понять без
слов, а помочь в общении могут руки, ноги, поза человека, лицо, глаза и т.д.. Воспитатель предлагает игру «Угадай, что я ем», шепотом называет каждому ребенку продукт или блюдо, дошкольник должен показать жестами и мимикой (банан, который заранее надо очистить и показать вкус; бутерброд, который надо предварительно намазать маслом и т.д.).
Слайд 27Коммуникативные умения
3) умения, связанные с воспроизведением: учет в собственной речи
эмоционального состояния партнера, умение согласовывать действия, мнения с потребностями партнеров
и корректировать их:
На данном этапе педагог вместе с детьми может обсудить, что особенного в людях, с которыми нам приятного и нравится общаться, что они для этого делают (вежливые и добрые слова, умение понять человека, улыбка, ласковый голос и т. д.).
На материале художественных произведений педагог обращает внимание детей, что часто герои сказок, рассказов ссорятся из-за того, что не умеют спокойно разрешать трудные ситуации.
Слайд 28Коммуникативные умения
Последовательность в ознакомлении с ними такова: первоначально для обсуждения
предлагаются художественные произведения, в которых представлены два типа речевого поведения,
позитивный и негативный. Примерами таких произведения являются «Морозко» (очень важно дослушать и выслушать партнера, а также видеть, что чувствует партнер).
Слайд 29Коммуникативные умения
4) умения, связанные с участием в разговоре: умение поддерживать
беседу как со взрослыми, так и с детьми, умение отбирать
материал, интересный для собеседника.
Старшим дошкольникам можно дать задание придумать разговор между кошкой и мышкой, цаплей и лягушкой, хозяином и домашним животным (предположить, о чем они могут думать и говорить). На первых этапах требуется помощь педагога, т.к. первые диалоги сложно придумывать детям дошкольного возраста.
Слайд 30Вывод:
Условием успешного формирования культуры речевого общения детей, по мнению О.
М. Казарцевой, является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется
в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям: чувствовать чужую боль, радость. Именно поэтому нельзя работать над речью детей, не включив их во взаимодействие друг с другом; не обусловив речевое действие какой-то другой деятельностью: игровой, практической, познавательной, не уточнив ситуацию общения, не создав потребности у каждого ребенка вступить в него. (О. М. Казарцева).
Слайд 31Интеграция с другими видами деятельности
Коммуникация (общение) со взрослыми и сверстниками
является неотъемлемым компонентом других видов детской деятельности (игровая, трудовая, продуктивная,
познавательно-речевая, исследовательская, чтение детям художественной и научно-популярной литературы и др.), так и самостоятельной деятельностью.
Слайд 32Интеграция с другими видами деятельности
Познавательно-исследовательская деятельность (различные опыты с воздухом,
водой, песком и глиной, магнитом, цветом; коллекционирование, экспериментирование, путешествие в
пространстве, по времени и др.) способствует расширению кругозора ребенка, формированию картины мира, развитию мышления, удовлетворению потребности в новых впечатлениях и познавательной потребности и др.
Слайд 33Интеграция с другими видами деятельности
Занимаясь продуктивной деятельностью (конструирование из строительного
материала, собирание мозаик, вышивание, рисование, лепка, аппликация), ребенок приобретает различные
умениями навыки сотрудничества, при этом также развивается его мышление.
Слайд 34Интеграция с другими видами деятельности
Трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовая, труд в
природе, ручной труд) помимо приобретения жизненно необходимых умений и навыков
способствует воспитанию у детей необходимых моральных и нравственных качеств: личностное, нравственное развитие ребёнка происходит в результате получения им реального опыта переживаний в конкретной трудовой деятельности и в результате реального общения с другими людьми (взрослыми и сверстниками), а не на специальных занятиях.
Слайд 35Интеграция с другими видами деятельности
Процесс чтения художественной литературы является одним
из источников освоения дошкольниками литературной речи: благодаря доминирующей функции памяти,
дети легко запоминают новые слова и речевые обороты.
Слайд 36Принципы отбора художественных произведений
С точки зрения коммуникативных умений, педагог может
учитывать произведения по следующим критериям:
-верболизованно отражать эмоциональное состояние главных героев;
-различные
варианты речевого поведения, позитивно или негативно оцениваемые,
-в нем динамично развивается сюжет произведения;
-доступные старшим дошкольникам средства художественной выразительности;
Слайд 37Принципы отбора художественных произведений
-заложена взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития
детей.
-при знакомстве с произведением должна быть возможна работа над
различными сторонами речи: освоение лексики, формирование грамматического строя, развития восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи. Должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком.
Слайд 38Методика
Первоначально для обсуждения предлагаются художественные произведения, в которых представлены два
типа речевого поведения, позитивный и негативный (например, В. Ф. Одоевский
«Мороз Иванович», М. И. Михайлов «Лесные хоромы», «Гуси-лебеди» (русская народная сказка), Л. Н. Толстой «Лиса и тетерев», «Волк и козлята», А. Н. Толстой «Приключения Буратино»).
Слайд 39Методика
В процессе сопоставления типов речевого поведения дошкольники видят, что позитивное,
правильное речевое поведение вознаграждено, а при использовании негативного типа речевого
поведения вознаграждение эмоционального комфорта, успеха нет (например, В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович», «Двенадцать месяцев» (словацкая сказка), А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Н. Носов «Огурцы»).
Слайд 40
В дальнейшем яркое противопоставление типов речевого поведения исчезает – используется
произведения, где претерпевает изменения от негативного к позитивному речевое поведение
у одного героя (например, А. Н. Толстой «Сорока», В. Бианки «Сова», «Заяц – хвастун» (русская народная сказка).
Слайд 41
Вновь обсуждаются и те изменения, что обусловлены изменением в речевом
поведении героев: отношение к нему близких людей, сверстников и т.
д. (Э. Успенский «Страшная история», З. Мошковская «Обида», С. Городецкий «Весенняя песенка», Л. Е. Устинов «Говорливый медведь», «Заюшкина избушка», Т. Александрова «Кузька»).
Слайд 42
На данном этапе одним из эффективных приемов, обеспечивающий формирование данных
умений, является наблюдение ситуаций речевого общения в повседневной деятельности детей.
В процессе режимных моментов педагог вместе с детьми в беседе может анализировать эти ситуации в речевом плане. В результате, таким образом, формируется представление о том, что правильное речевое поведение - средство обеспечения комфортного состояния, решения деловых и личных проблем.
Слайд 43План примерного анализа ситуаций
-обсуждение нравственной стороны поступка,
-использование норм и средств
вежливого речевого обращения в коллективных разговорах (определенный тембр голоса: говорить
не громко, не крикливо), внимательное слушание собеседника,
Слайд 44План примерного анализа ситуаций
-проявление умений разрешать споры и конфликты в
соответствии с правилами общения: (аргументированно исправлять ошибочные суждения, не ущемляя
партнеров по общению достоинства),
-знание способов установления речевых контактов со взрослыми и детьми: соответствующее ситуации обращение по имени, имени и отчеству, вежливое выражение просьбы, извинения, благодарности за услугу, использование спокойного, дружелюбного тона в разговоре.
Слайд 45Вывод:
Коммуникативная деятельность способствует:
-социально-личностному развитию (дети подражают речи и поведению взрослых,
получают опыт взаимодействия с другими детьми);
-удовлетворению познавательной потребности ребенка (в
дошкольном возрасте доминирующий тип общения ребёнка со взрослым — внеситуативно- познавательное общение);
-развитию всех сторон речи (особенно в общении детей между собой во время игры).
Слайд 46Вывод:
-речевое развитие дошкольника может осуществляется не только на специальных занятиях
по развитию речи, а в процессе живого общения, ребенка со
взрослым и другими детьми, в процессе чтения детям художественной и научно-популярной литературы, в процессе игры, в процессе составления детьми рассказов по картинкам, сочинения ими рассказов и сказок, разыгрывания инсценировок и др.
-осуществляя речевое развитие дошкольника, необходимо помнить, что лучший способ развить активную устную речь — это погружение в языковую среду (в любом возрасте, но в раннем и дошкольном возрасте это происходит наиболее легко).