Разделы презентаций


Реализация коммуникативного направления в период дошкольного детства

Содержание

Целевая установка образовательной области «Коммуникация» указывается следующим интегративным качеством: «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» через решение следующих задач:развитие свободного общения со взрослыми и детьми;развитие всех компонентов

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Реализация коммуникативного направления в период дошкольного детства

Реализация коммуникативного направления в период

Слайд 2
Целевая установка образовательной области «Коммуникация» указывается следующим интегративным качеством: «овладевший

средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» через

решение следующих задач:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи».

Целевая установка образовательной области «Коммуникация» указывается следующим интегративным качеством: «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми

Слайд 3
Коммуникативная компетентность рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая

предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфических

детских видов деятельности – коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и пр.

Коммуникативная компетентность рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии,

Слайд 4
Познавательно-речевое развитие дошкольников в соответствии с современным социальным заказом необходимо

рассматривать с позиции развития речевых и коммуникативных умений дошкольников, на

основе которых формируется коммуникативная деятельность.
Познавательно-речевое развитие дошкольников в соответствии с современным социальным заказом необходимо рассматривать с позиции развития речевых и коммуникативных

Слайд 5Нарушения коммуникативной функции речи
в неумении планировать совместную деятельность в речевом

общении;
-зачастую дети затрудняются передать содержание впечатления, сюжета, сказки;
-неинициативны во время

вступления в речевые контакты;
-не могут поддержать простой разговор;
-не умеют слушать других и выражать свои мысли словами;
-испытывают затруднения в составлении творческих рассказов и др.

Нарушения коммуникативной функции речив неумении планировать совместную деятельность в речевом общении;-зачастую дети затрудняются передать содержание впечатления, сюжета,

Слайд 6
В дошкольном возрасте развитие речи и речевого общения осуществляется в

разных видах деятельности (общении, учебной деятельности, игре, труде, бытовой деятельности),

которые заключают в себе потенциальные педагогические возможности. Решающую роль в становлении речи играет общение.

В дошкольном возрасте развитие речи и речевого общения осуществляется в разных видах деятельности (общении, учебной деятельности, игре,

Слайд 7
По мнению, В. В. Давыдова, Б. В. Ломова, «общение –

взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение

их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата»
Результатом речевой деятельности являются мысль и текст, а результатом речевого поведения выступают отношения между людьми (доброжелательные, недоброжелательные и др.) и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением собеседников.

По мнению, В. В. Давыдова, Б. В. Ломова, «общение – взаимодействие двух или более людей, направленное на

Слайд 8
Задача сводится к формированию у ребенка коммуникативной компетентности, которая охватывает

не только знания языковой системы и владение языковым материалом (речью),

но и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения.

Задача сводится к формированию у ребенка коммуникативной компетентности, которая охватывает не только знания языковой системы и владение

Слайд 9
Коммуникативная компетенция – способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность

в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения в рамках определенной

сферы деятельности
Коммуникативная компетенция – способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения

Слайд 10
Процесс общения составляют три стороны:
-социально-перцептивная – ориентирует на восприятие и

понимание другого человека,
-интерактивная – обеспечивает межличностное взаимодействие собеседников и
-коммуникативная

– передача информации осуществляется путем коммуникации с использованием языковых и речевых средств выражения желаний, мыслей и отношений (Н. А. Горлова).

Процесс общения составляют три стороны:-социально-перцептивная – ориентирует на восприятие и понимание другого человека, -интерактивная – обеспечивает межличностное

Слайд 11
У ребенка до 7 лет сменяются 4 формы общения со

взрослыми:
-ситуативно – личностная,
-ситуативно – деловая,
-внеситуативно-познавательная и
-внеситуативно – личностная.

У ребенка до 7 лет сменяются 4 формы общения со взрослыми:-ситуативно – личностная,-ситуативно – деловая,-внеситуативно-познавательная и -внеситуативно

Слайд 12Ситуативно-личностная форма
Первой формой общения является ситуативно-личностное общение. Оно считается сложившимся:
-малыш

смотрит в глаза взрослого,
-отвечает улыбкой на его улыбку,
-стремится

продлить эмоциональный контакт со взрослым.
-содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному вниманию.
-мотив общения – личный.

Ситуативно-личностная формаПервой формой общения является ситуативно-личностное общение. Оно считается сложившимся:-малыш смотрит в глаза взрослого, -отвечает улыбкой на

Слайд 13Ситуативно-деловая форма
К шести месяцам появляется ситуативно-деловая форма общения, которая сохраняется

до трех лет:
совместные со взрослым манипулятивные действия;
потребность малыша - в

сотрудничестве;
развитие речевых контактов ребенка со взрослым. Подражание речи взрослых начинается с воспроизведения ее интонационной стороны. Затем ребенок начинает воспринимать ритмическую сторону и позже звуковую сторону речи;
на первый план выступают деловые мотивы.
Ситуативно-деловая формаК шести месяцам появляется ситуативно-деловая форма общения, которая сохраняется до трех лет:совместные со взрослым манипулятивные действия;потребность

Слайд 14Ситуативно-деловая форма
на втором и третьем годах жизни появляется новая форма

общения в виде диалога (она включена в предметную деятельность);
возрастает потребность

в сотрудничестве со взрослыми;
диалог начинает приобретать самостоятельный характер (интенсивное овладение словами, развитие понимание их смысла, интерес к окружающей действительности)


Ситуативно-деловая формана втором и третьем годах жизни появляется новая форма общения в виде диалога (она включена в

Слайд 15Внеситуативно-познавательная форма
В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно-познавательная форма общения, которая

характерна для детей трех-пяти лет:
включена в совместную познавательную со взрослым

деятельность;
ведущим становится познавательный мотив;
возникает потребность в уважении взрослого;
основным коммуникативным средством становится речь;

Внеситуативно-познавательная формаВ младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно-познавательная форма общения, которая характерна для детей трех-пяти лет:включена в совместную

Слайд 16Внеситуативно-познавательная форма
предложения удлиняются, появляются сложные предложения;
лексика освобождается от привязанности к

конкретной ситуации;
расширяется запас слов, связанных с отражением воспринимаемых качеств предметов

окружающего мира;
определяют эстетические и эмоциональные отношения к предметам и явлениям;
глаголы становятся разнообразнее;
появляется косвенная речь.

Внеситуативно-познавательная формапредложения удлиняются, появляются сложные предложения;лексика освобождается от привязанности к конкретной ситуации;расширяется запас слов, связанных с отражением

Слайд 17Внеситуативно-личностная форма
внеситуативно-личностная, которая характерна для детей пяти-семи лет;
мотивом общения

становится личностный;
взрослый получает в глазах ребенка собственное независимое существование;
в

разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях;
общение имеет «теоретический характер» и включено в познавательную деятельность.

Внеситуативно-личностная формавнеситуативно-личностная, которая характерна для детей пяти-семи лет; мотивом общения становится личностный;взрослый получает в глазах ребенка собственное

Слайд 18Вывод
Ситуативно-личностная стимулирует становление перцептивных действий разных систем, анализаторов и реакций

хватания.
Ситуативно-деловое общение приводит к переходу от отдельных действий к

предметной деятельности и развитию речи.
Внеситуативно-познавательное общение помогает дошкольникам неизмеримо расширить рамки мира, доступного для познания.
Внеситуативно-личностная форма общения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место.
ВыводСитуативно-личностная стимулирует становление перцептивных действий разных систем, анализаторов и реакций хватания. Ситуативно-деловое общение приводит к переходу от

Слайд 19Общение со сверстниками Эмоционально-практическая форма
К двум годам складывается первая форма общения

со сверстниками – эмоционально-практическая:
побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение

спектра эмоциональных переживаний.

Общение со сверстниками Эмоционально-практическая формаК двум годам складывается первая форма общения со сверстниками – эмоционально-практическая:побуждает детей проявлять

Слайд 20Ситуативно-деловая форма
В возрасте с четырех до шести лет у дошкольников

наблюдается ситуативно-деловая форма общения:
-создает благоприятные условия для развития личности, самосознания,

любознательности, смелости, оптимизма, творчества.

Ситуативно-деловая формаВ возрасте с четырех до шести лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения:-создает благоприятные условия для

Слайд 21Внеситуативно-деловая форма
Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается довольно редко, но у старших

дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию:
формирует умение видеть в

партнере самоценную личность, понимать его мысли и переживания. В то же время она позволяет ребенку уточнить представление о самом себе (более подробно см. у А. Г. Рузской).
Внеситуативно-деловая формаВнеситуативно-деловая форма общения наблюдается довольно редко, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию:формирует

Слайд 22Общение со сверстниками:
- яркая эмоциональная насыщенность.
- нестандартность детских высказываний,

отсутствие жестких норм и правил.
- преобладание инициативных высказываний над

ответными. При общении со сверстниками ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого.
- общение детей с друг другом значительно богаче по своему назначению, функциям (управление действиями партнера, контроль его действий, навязывание собственных образцов, совместная игра, постоянное сравнение с собой

Общение со сверстниками:- яркая эмоциональная насыщенность. - нестандартность детских высказываний, отсутствие жестких норм и правил. - преобладание

Слайд 23Вывод:
Итак, взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ребенка.

В общении со взрослым ребенок учиться говорить и поступать правильно,

слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстниками – выражать себя, управлять другими людьми, вступать в разнообразные отношения.
При общении со взрослыми, дошкольник овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. НО!, ребенок может знать много слов, но не употреблять их, потому что в этом нет необходимости.
Вывод:Итак, взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ребенка. В общении со взрослым ребенок учиться говорить

Слайд 24Коммуникативные способности
Коммуникативные способности (коммуникативный потенциал) - понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных

качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими

(А. А. Князьков).
Обладают сложной, уровневой структурой: уровень потребности в общении; его локализованность; наличие установки на общение с другими людьми; особенности эмоциональной реакции на партнёра; собственное самочувствие человека в ситуации общения, а также коммуникативные умения и навыки (А. Н. Леонтьев).
Коммуникативные способностиКоммуникативные способности (коммуникативный потенциал) - понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия

Слайд 25Коммуникативные умения
1) умения, связанные с восприятием: умение дослушать и выслушать;

умение учитывать эмоциональное состояние партнера;
Использовать прием разыгрывание речевых ситуаций с

опорой на следующие критерии:
-значимость этих ситуаций для детей;
-опора на жизненный опыт детей старшего дошкольного возраста;
-частотность.
Коммуникативные умения1) умения, связанные с восприятием: умение дослушать и выслушать; умение учитывать эмоциональное состояние партнера;Использовать прием разыгрывание

Слайд 26Коммуникативные умения
2) умения по ориентации в ситуации общения: умение учитывать

особенности собеседника, умение учитывать ситуацию общения
Настроение собеседника можно понять без

слов, а помочь в общении могут руки, ноги, поза человека, лицо, глаза и т.д.. Воспитатель предлагает игру «Угадай, что я ем», шепотом называет каждому ребенку продукт или блюдо, дошкольник должен показать жестами и мимикой (банан, который заранее надо очистить и показать вкус; бутерброд, который надо предварительно намазать маслом и т.д.).

Коммуникативные умения2) умения по ориентации в ситуации общения: умение учитывать особенности собеседника, умение учитывать ситуацию общенияНастроение собеседника

Слайд 27Коммуникативные умения
3) умения, связанные с воспроизведением: учет в собственной речи

эмоционального состояния партнера, умение согласовывать действия, мнения с потребностями партнеров

и корректировать их:
На данном этапе педагог вместе с детьми может обсудить, что особенного в людях, с которыми нам приятного и нравится общаться, что они для этого делают (вежливые и добрые слова, умение понять человека, улыбка, ласковый голос и т. д.).
На материале художественных произведений педагог обращает внимание детей, что часто герои сказок, рассказов ссорятся из-за того, что не умеют спокойно разрешать трудные ситуации.

Коммуникативные умения3) умения, связанные с воспроизведением: учет в собственной речи эмоционального состояния партнера, умение согласовывать действия, мнения

Слайд 28Коммуникативные умения
Последовательность в ознакомлении с ними такова: первоначально для обсуждения

предлагаются художественные произведения, в которых представлены два типа речевого поведения,

позитивный и негативный. Примерами таких произведения являются «Морозко» (очень важно дослушать и выслушать партнера, а также видеть, что чувствует партнер).
Коммуникативные уменияПоследовательность в ознакомлении с ними такова: первоначально для обсуждения предлагаются художественные произведения, в которых представлены два

Слайд 29Коммуникативные умения
4) умения, связанные с участием в разговоре: умение поддерживать

беседу как со взрослыми, так и с детьми, умение отбирать

материал, интересный для собеседника.
Старшим дошкольникам можно дать задание придумать разговор между кошкой и мышкой, цаплей и лягушкой, хозяином и домашним животным (предположить, о чем они могут думать и говорить). На первых этапах требуется помощь педагога, т.к. первые диалоги сложно придумывать детям дошкольного возраста.

Коммуникативные умения4) умения, связанные с участием в разговоре: умение поддерживать беседу как со взрослыми, так и с

Слайд 30Вывод:
Условием успешного формирования культуры речевого общения детей, по мнению О.

М. Казарцевой, является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется

в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям: чувствовать чужую боль, радость. Именно поэтому нельзя работать над речью детей, не включив их во взаимодействие друг с другом; не обусловив речевое действие какой-то другой деятельностью: игровой, практической, познавательной, не уточнив ситуацию общения, не создав потребности у каждого ребенка вступить в него. (О. М. Казарцева).

Вывод:Условием успешного формирования культуры речевого общения детей, по мнению О. М. Казарцевой, является соответствующая воспитанность их эмоциональной

Слайд 31Интеграция с другими видами деятельности
Коммуникация (общение) со взрослыми и сверстниками

является неотъемлемым компонентом других видов детской деятельности (игровая, трудовая, продуктивная,

познавательно-речевая, исследовательская, чтение детям художественной и научно-популярной литературы и др.), так и самостоятельной деятельностью.

Интеграция с другими видами деятельностиКоммуникация (общение) со взрослыми и сверстниками является неотъемлемым компонентом других видов детской деятельности

Слайд 32Интеграция с другими видами деятельности
Познавательно-исследовательская деятельность (различные опыты с воздухом,

водой, песком и глиной, магнитом, цветом; коллекционирование, экспериментирование, путешествие в

пространстве, по времени и др.) способствует расширению кругозора ребенка, формированию картины мира, развитию мышления, удовлетворению потребности в новых впечатлениях и познавательной потребности и др.
Интеграция с другими видами деятельностиПознавательно-исследовательская деятельность (различные опыты с воздухом, водой, песком и глиной, магнитом, цветом; коллекционирование,

Слайд 33Интеграция с другими видами деятельности
Занимаясь продуктивной деятельностью (конструирование из строительного

материала, собирание мозаик, вышивание, рисование, лепка, аппликация), ребенок приобретает различные

умениями навыки сотрудничества, при этом также развивается его мышление.

Интеграция с другими видами деятельностиЗанимаясь продуктивной деятельностью (конструирование из строительного материала, собирание мозаик, вышивание, рисование, лепка, аппликация),

Слайд 34Интеграция с другими видами деятельности
Трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовая, труд в

природе, ручной труд) помимо приобретения жизненно необходимых умений и навыков

способствует воспитанию у детей необходимых моральных и нравственных качеств: личностное, нравственное развитие ребёнка происходит в результате получения им реального опыта переживаний в конкретной трудовой деятельности и в результате реального общения с другими людьми (взрослыми и сверстниками), а не на специальных занятиях.

Интеграция с другими видами деятельностиТрудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовая, труд в природе, ручной труд) помимо приобретения жизненно необходимых

Слайд 35Интеграция с другими видами деятельности
Процесс чтения художественной литературы является одним

из источников освоения дошкольниками литературной речи: благодаря доминирующей функции памяти,

дети легко запоминают новые слова и речевые обороты.
Интеграция с другими видами деятельностиПроцесс чтения художественной литературы является одним из источников освоения дошкольниками литературной речи: благодаря

Слайд 36Принципы отбора художественных произведений
С точки зрения коммуникативных умений, педагог может

учитывать произведения по следующим критериям:
-верболизованно отражать эмоциональное состояние главных героев;
-различные

варианты речевого поведения, позитивно или негативно оцениваемые,
-в нем динамично развивается сюжет произведения;
-доступные старшим дошкольникам средства художественной выразительности;

Принципы отбора художественных произведенийС точки зрения коммуникативных умений, педагог может учитывать произведения по следующим критериям:-верболизованно отражать эмоциональное

Слайд 37Принципы отбора художественных произведений
-заложена взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития

детей.
-при знакомстве с произведением должна быть возможна работа над

различными сторонами речи: освоение лексики, формирование грамматического строя, развития восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи. Должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком.

Принципы отбора художественных произведений-заложена взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития детей. -при знакомстве с произведением должна быть

Слайд 38Методика
Первоначально для обсуждения предлагаются художественные произведения, в которых представлены два

типа речевого поведения, позитивный и негативный (например, В. Ф. Одоевский

«Мороз Иванович», М. И. Михайлов «Лесные хоромы», «Гуси-лебеди» (русская народная сказка), Л. Н. Толстой «Лиса и тетерев», «Волк и козлята», А. Н. Толстой «Приключения Буратино»).
МетодикаПервоначально для обсуждения предлагаются художественные произведения, в которых представлены два типа речевого поведения, позитивный и негативный (например,

Слайд 39Методика
В процессе сопоставления типов речевого поведения дошкольники видят, что позитивное,

правильное речевое поведение вознаграждено, а при использовании негативного типа речевого

поведения вознаграждение эмоционального комфорта, успеха нет (например, В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович», «Двенадцать месяцев» (словацкая сказка), А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Н. Носов «Огурцы»).

МетодикаВ процессе сопоставления типов речевого поведения дошкольники видят, что позитивное, правильное речевое поведение вознаграждено, а при использовании

Слайд 40
В дальнейшем яркое противопоставление типов речевого поведения исчезает – используется

произведения, где претерпевает изменения от негативного к позитивному речевое поведение

у одного героя (например, А. Н. Толстой «Сорока», В. Бианки «Сова», «Заяц – хвастун» (русская народная сказка).
В дальнейшем яркое противопоставление типов речевого поведения исчезает – используется произведения, где претерпевает изменения от негативного к

Слайд 41
Вновь обсуждаются и те изменения, что обусловлены изменением в речевом

поведении героев: отношение к нему близких людей, сверстников и т.

д. (Э. Успенский «Страшная история», З. Мошковская «Обида», С. Городецкий «Весенняя песенка», Л. Е. Устинов «Говорливый медведь», «Заюшкина избушка», Т. Александрова «Кузька»).

Вновь обсуждаются и те изменения, что обусловлены изменением в речевом поведении героев: отношение к нему близких людей,

Слайд 42
На данном этапе одним из эффективных приемов, обеспечивающий формирование данных

умений, является наблюдение ситуаций речевого общения в повседневной деятельности детей.

В процессе режимных моментов педагог вместе с детьми в беседе может анализировать эти ситуации в речевом плане. В результате, таким образом, формируется представление о том, что правильное речевое поведение - средство обеспечения комфортного состояния, решения деловых и личных проблем.
На данном этапе одним из эффективных приемов, обеспечивающий формирование данных умений, является наблюдение ситуаций речевого общения в

Слайд 43План примерного анализа ситуаций
-обсуждение нравственной стороны поступка,
-использование норм и средств

вежливого речевого обращения в коллективных разговорах (определенный тембр голоса: говорить

не громко, не крикливо), внимательное слушание собеседника,

План примерного анализа ситуаций-обсуждение нравственной стороны поступка,-использование норм и средств вежливого речевого обращения в коллективных разговорах (определенный

Слайд 44План примерного анализа ситуаций
-проявление умений разрешать споры и конфликты в

соответствии с правилами общения: (аргументированно исправлять ошибочные суждения, не ущемляя

партнеров по общению достоинства),
-знание способов установления речевых контактов со взрослыми и детьми: соответствующее ситуации обращение по имени, имени и отчеству, вежливое выражение просьбы, извинения, благодарности за услугу, использование спокойного, дружелюбного тона в разговоре.

План примерного анализа ситуаций-проявление умений разрешать споры и конфликты в соответствии с правилами общения: (аргументированно исправлять ошибочные

Слайд 45Вывод:
Коммуникативная деятельность способствует:
-социально-личностному развитию (дети подражают речи и поведению взрослых,

получают опыт взаимодействия с другими детьми);
-удовлетворению познавательной потребности ребенка (в

дошкольном возрасте доминирующий тип общения ребёнка со взрослым — внеситуативно- познавательное общение);
-развитию всех сторон речи (особенно в общении детей между собой во время игры).
Вывод:Коммуникативная деятельность способствует:-социально-личностному развитию (дети подражают речи и поведению взрослых, получают опыт взаимодействия с другими детьми);-удовлетворению познавательной

Слайд 46Вывод:
-речевое развитие дошкольника может осуществляется не только на специальных занятиях

по развитию речи, а в процессе живого общения, ребенка со

взрослым и другими детьми, в процессе чтения детям художественной и научно-популярной литературы, в процессе игры, в процессе составления детьми рассказов по картинкам, сочинения ими рассказов и сказок, разыгрывания инсценировок и др.
-осуществляя речевое развитие дошкольника, необходимо помнить, что лучший способ развить активную устную речь — это погружение в языковую среду (в любом возрасте, но в раннем и дошкольном возрасте это происходит наиболее легко).

Вывод:-речевое развитие дошкольника может осуществляется не только на специальных занятиях по развитию речи, а в процессе живого

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика