Слайд 1«Любое общение - это не путь одного человека к другому,
а движение навстречу друг другу» Г. П. Грайс
Речевой этикет
Слайд 2Границы явления речевого этикета. В широком смысле слова речевой этикет
характеризует практически любой успешный акт коммуникации. Поэтому речевой этикет связан
с так называемыми постулатами речевого общения, которые делают возможным и успешным взаимодействие участников коммуникации. Это постулаты, сформулированные Г.П.Грайсом (1975).
Слайд 3Функции речевого этикета способствует установлению контакта между собеседниками; Привлекает внимание
слушателя (читателя), выделяет его среди других потенциальных собеседников; Позволяет засвидетельствовать
уважение; Помогает определить статус происходящего общения; Формирует благоприятную эмоциональную обстановку для общения и оказывает положительное воздействие на слушателя (читателя).
Слайд 4 Речевой этикет – национально специфичные правила речевого поведения,
реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений и предписываемых обществом
ситуациях «вежливого» контакта с собеседником. Такими ситуациями являются: обращение к собеседнику и привлечение его внимания, приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность и т.д. Речевой этикет не замкнут, он открыт в более широкую область «стереотипов общения».
Слайд 5Из истории речевого этикета Русская пословица гласит: «Безобычному человеку с
людьми не жить»
Слайд 7Этика речевого общения и этикетные формулы речи Речевая этика –
это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально
– культурных традициях. Речевая этика – это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально – культурных традициях. Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, «понимающего понимания» - настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. В праздноречивых сферах общения в диалогах и полилогах интеллектуального, а также «игрового» или эмоционального характера особую важность приобретает выбор темы и тональности разговора. Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия являются не только регулятивные реплики, но и паралингвистические средства – мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза. Особая роль при ведении беседы принадлежит взгляду. Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, «понимающего понимания» - настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. В праздноречивых сферах общения в диалогах и полилогах интеллектуального, а также «игрового» или эмоционального характера особую важность приобретает выбор темы и тональности разговора. Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия являются не только регулятивные реплики, но и паралингвистические средства – мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза. Особая роль при ведении беседы принадлежит взгляду.
Слайд 8Приветствие и обращение задают тон всему разговору. В зависимости от
социальной роли собеседников, степени близости их вырабатывается ты – общение
или вы – общение и соответственно приветствия здравствуй или здравствуйте. Добрый день (вечер, утро), привет, салют и т.п. Важную роль играет также ситуация общения. Обращение выполняется контактоустанавливающую функцию, является средством интимизации, поэтому на протяжении всей речевой ситуации обращение следует произносить неоднократно; это свидетельствует и о добрых чувствах к собеседнику, и о внимании к его словам. В фактическом общении, в речи близких людей, в разговорах с детьми обращение часто сопровождается или заменяется перифразами, эпитетами с уменьшительно – ласкательными суффиксами: Анечка, зайчик ты мой; милочка; киса и т.п. Особенно это характерно для речи женщин и людей особого склада, а также для эмоциональной речи.
Слайд 9Современное состояние речевого этикета Сленг (от англ. slang) — набор
особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в
различных человеческих объединениях (профессиональных, социальных, возрастных групп).
Слайд 11Этикетные формулы
В каждом языке закреплены способы выражения наиболее частотных и
социально значимых коммуникативных намерений. Так, при выражении просьбы в прощении,
извинении принято употреблять прямую, буквально форму, например, Извини(те), Прости(те). При выражении просьбы принято представлять свои «интересы» в непрямом, небуквальном высказывании, смягчая выражение своей заинтересованности и оставляя за адресатом право выбора поступка; например: Не мог бы ты сейчас сходить в магазин?; Ты не сходишь сейчас в магазин? При вопросе Как пройти..? Где находится..? Также следует предварить свой вопрос просьбой Вы не могли бы сказать?; Вы не скажете..? Существуют этикетные формулы поздравлений: сразу после обращения указываются повод, затем заверение в искренности чувств.
Слайд 12В традициях русского речевого этикета запрещается о присутствующих говорить в
третьем лице (он, она, они), таким образом, все присутствующие оказываются
в одном «наблюдаемом» дейктическом пространстве речевой ситуации « Я – Ты (Вы) – Здесь – Сейчас». Так показывается уважительное отношение ко всем участникам общения.
Слайд 13Таким образом, речевой этикет позволяет устанавливать нужный контакт с собеседником
в определённой тональности, в различной обстановке общения, отражать разный характер
взаимоотношений общающихся.