Разделы презентаций


Рекламные летучие листки и начало печатной газеты в России. Реклама в презентация, доклад

Содержание

На протяжении XVII-XVIII веков лидирующее положение в рос­сийской рекламе занимали устные и зрелищные жанры. Это и понят­но: грамотность «простого народа» была весьма ограничена. Ревнитель просвещения, соратник Петра, Феофан Прокопович

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Рекламные летучие листки и начало печатной газеты в России. Реклама

в российских газетах в XVIII веке.

Рекламные летучие листки и начало печатной газеты в России.  Реклама в российских газетах в XVIII веке.

Слайд 2 На протяжении XVII-XVIII веков лидирующее положение в рос­сийской рекламе

занимали устные и зрелищные жанры.
Это и понят­но: грамотность

«простого народа» была весьма ограничена. Ревнитель просвещения, соратник Петра, Феофан Прокопович распоряжением Святейшего синода начал создание на Руси сети церковно-приходских школ. Однако вплоть до времени Екатерины II это новшество прижи­валось с трудом.
На протяжении XVII-XVIII веков лидирующее положение в рос­сийской рекламе занимали устные и зрелищные жанры.  Это

Слайд 3 Петр I все же начал вводить для массового употребле­ния

печатные летучие листки, распространявшиеся по трактирам и рын­кам.
Среди

них были, афиши, разъяснявшие смысл праздничных зрелищ. Но не только. Они посвящались очеред­ным царским указам, манифестам, историческим и календарным сведениям, порядку проведения петровских ассамблей.
Последнее — про­дукт рекламной деятельности с характерным заголовком: «Объявление каким образом ассамблеи отправить надлежит».
https://www.youtube.com/watch?v=e_EGk7ScYWI
Петр I все же начал вводить для массового употребле­ния печатные летучие листки, распространявшиеся по трактирам и

Слайд 5 Параллельно с изданием печатных летучих листков наступило вре­мя создания

первой российской газеты.

Подобно тому как формировалось становление журналистики в

за­падных странах, в России существовала предшественница регулярного печатного издания — рукописная протогазета «Куранты».
Параллельно с изданием печатных летучих листков наступило вре­мя создания первой российской газеты. Подобно тому как формировалось

Слайд 6 «Считалось, что наиболее ранние рукописные "Куранты" относятся к 1621

г., однако в настоящее время обнаружены и составленные в 1600

г.»
Это, по боль­шей части, переводы актуальных для России политических известий, опубликованных в зарубежных летучих листках и газетах, доставляв­шиеся в Посольский приказ дипкурьерами.
«Куранты» составлялись не более чем в двух экземплярах для осведомления верховного прави­теля и узкого круга приближенных.
«Считалось, что наиболее ранние рукописные

Слайд 7 Петр I решительно расширил этот круг,
издав 16 декабря

1702 года указ
«О печатании газет для извещения оными о

заграничных и внутрен­них происшествиях».
Первый номер петровских «Ведомостей» вышел в свет 2 января 1703 года тиражом в несколько десятков экземпляров.
Петр I решительно расширил этот круг, издав 16 декабря 1702 года указ «О печатании газет для

Слайд 9 Формат издания — 10,2x15,3 см. Впрочем, тираж газеты, ее

периодич­ность, формат и даже общий заголовок были «плывущими» вплоть до

создания дублирующей типографии в Петербурге в 1711 году.

Формат издания — 10,2x15,3 см. Впрочем, тираж газеты, ее периодич­ность, формат и даже общий заголовок были

Слайд 11С этого же времени «Ведомости» переходят с церковно-славянского на гражданский

шрифт, действительно обретая возможность восприниматься широкими кругами населения.

С этого же времени «Ведомости» переходят с церковно-славянского на гражданский шрифт, действительно обретая возможность восприниматься широкими кругами

Слайд 12 Были ли в этой газете объявления, реклама? Развитой, регулярной,

широкомасштабной рекламной деятельности газета не вела. Это пра­вительственное издание, и

его отношения с частными рекламодателя­ми еще не сформировались. Но объявления все-таки появляются.

Были ли в этой газете объявления, реклама? Развитой, регулярной, широкомасштабной рекламной деятельности газета не вела. Это

Слайд 13 В петровских «Ведомостях» популяризируются минеральные воды Олонца. В №

2 за 1719 год газета убедительно сове­тует посетить вновь открытый

курорт:

«Понеже оные воды исцеляют различныя жестокая болезни,
а имен­но: цинготную, ипохондрию, желчь, безсилъство желудка, рвоту... камен­ную, ежели песок или малые камни, и оныя из почек гонитъ...»
В петровских «Ведомостях» популяризируются минеральные воды Олонца. В № 2 за 1719 год газета убедительно сове­тует

Слайд 14 Престижность курорта подкреплялась ссылкой на поездки туда при­дворных особ

— царицы Прасковьи Федоровны, фаворита
А. Меншикова. Параллельно появляются печатные

листки на ту же тему:

«Объявление о лечительныхъ водахъ, сысканных на Олонце,
а отъ какихъ болезней, и какъ при томъ употреблении поступать, тому дохтурское определение, также и указъ его царского величества на оныя дохтурския правили, и оное все следуетъ ниже сего».
Престижность курорта подкреплялась ссылкой на поездки туда при­дворных особ — царицы Прасковьи Федоровны, фаворита А. Меншикова.

Слайд 16 Иногда в «Ведомостях» публиковались списки книг, только что вы­шедших

из-под типографского станка.

Например, в номере от 31 мая 1710

года читаем:
«Реестръ книгамъ гражданскимъ, которые по указу Царского Величества напечатаны Амстердамскою азбукою по первое число иуня нынешняго 1710-го году».

Иногда в «Ведомостях» публиковались списки книг, только что вы­шедших из-под типографского станка. Например, в номере от

Слайд 17 В библиографических сведениях, систематизированных
по 15 раз­делам, встречаем:
«комплекты,

или образцы, как писать писма къ разнымъ особамъ, архитектура военная,

или штурмовыя науки образцы, история о взя­тии града Трои, географий, или описание земли сокращенное, календа­ри.»

Так начинается развернутая библиографическая реклама
в русской культуре. Вскоре оформляется особый жанр библиографической рек­ламы — каталог. Например, в ноябре 1723 года в Московской типогра­фии напечатано 80 экземпляров каталога «рукописныхъ книгь въ си­нодальной библиотеке обретающихся».
В библиографических сведениях, систематизированных по 15 раз­делам, встречаем: «комплекты, или образцы, как писать писма къ разнымъ

Слайд 18Реклама в российских газетах в XVIII веке

В XVIII веке

россияне имели дело еще с двумя газетами: «Санкт-Петербургскими ведомостями» и

«Московскими ведомостями».
«Санкт-Петебургские ведомости» издаются Академией наук с 1728 года. В отли­чие от петровского первенца эта газета выходила регулярно: в первый год издания — один, а затем — два раза в неделю.
Здесь также одно из ведущих мест в отделе объявлений занимают списки книг, издаваемые Академией наук.
Реклама в российских газетах в XVIII веке В XVIII веке россияне имели дело еще с двумя газетами:

Слайд 19 Наряду с правительственной рекламной информаци­ей, характерной для «Ведомостей», здесь

начинается практика коммер­ческих объявлений. Именно они преимущественно заполняют отдел «для

известия», где располагаются под рубриками: «Продажи»; «Под­ряды»; «Отъезжающие».
Наряду с правительственной рекламной информаци­ей, характерной для «Ведомостей», здесь начинается практика коммер­ческих объявлений. Именно они преимущественно

Слайд 20«Торговые и ремесленные слои населения столицы, отечественные и иностранные предприниматели

увидели в газете средство для рекла­мирования своей продукции. Редакция охотно

шла им навстречу, пре­следуя собственный финансовый интерес: тираж газеты был невелик (500-600 экз.), его реализация по 4 коп. за номер не покрывала расхо­ды Академии на издание газеты».

«Торговые и ремесленные слои населения столицы, отечественные и иностранные предприниматели увидели в газете средство для рекла­мирования своей

Слайд 21 Объявлений публиковалось все больше. Постепенно они выделились в специальное

приложение — суплемент.

В середине XVIII века отдел объявлений по

объему сравнялся с ос­новной информационной частью газеты.
И, как справедливо отмечает А. П. Киселев, «объявление становилось если не единственной, то основ­ной формой информации об экономической и культурной жизни».
Объявлений публиковалось все больше. Постепенно они выделились в специальное приложение — суплемент. В середине XVIII века

Слайд 23 Это уже не сухие строки официальных реестров и реляций,

а живой оттиск времени со всеми его противоречиями и парадоксами.

Проис­ходило динамичное развитие и укрепление российской экономики це­ной ужесточения крепостнических порядков.

В суплементе к №13 «Санкт-Петербургских ведомостей» за 1770 год читаем: «Продаются огурцы лутчего соления и примерного поведения кучер с женой»; «Желающие купить дворовую девку 13 лет могут спро­сить в Семеновском полку в офицерской линии».
Это уже не сухие строки официальных реестров и реляций, а живой оттиск времени со всеми его

Слайд 24 Подобное содержание рекламы в «Санкт-Петербургских ведомостях» сохранилось вплоть до

начала следующего века. Например, в прило­жении к первому номеру этой

газеты за 1801 год публиковалось: «От Вологодского губернского правления объявляется, дабы желающие ку­пить с аукционного торгу опасные помещика Аркадия Левашова Гразовецкой округи сельца Захарова мужеска пола — 3, женска пола — 3 же души без земли, оцененные: Никиту Васильева, 70 лет — в 10 рублей, жену его Авдотью Григорьевну 50 лет — в 5руб., Григория Игнатьева 70 лет — в 3 рубля, жену его Авдотью Ивановну 60 лет — в 3 ж рубля, Григория Максимова 40 лет — в 30 рублей, жену его Авдотью Максимову 30 лет — в 20 рублей явились в правление в назначенные для продажи сроки: генваря 2 и 30 числа с. г.»
Подобное содержание рекламы в «Санкт-Петербургских ведомостях» сохранилось вплоть до начала следующего века. Например, в прило­жении к

Слайд 25 Все более дифференцированно реклама «Санкт-Петербургских ве­домостей» отражает экономическую жизнь:

публикуются извещения о банкротствах, о взыскании векселей кредиторами, о принудительной

распродаже с торгов имений, в том числе за расхищение казенного иму­щества. А наряду с этим повседневная частная жизнь:

«Продается подержанный чепрак, обшитый широким позументом и бахромою, походная кровать, кресла с выдвижною из оных кроватью, необшитых кожею и весьма удобная дорожная коляска. Спросить о них едучи к конной гвардии в смежном с Таврическим садом каменном доме у живущих над погребом».
Все более дифференцированно реклама «Санкт-Петербургских ве­домостей» отражает экономическую жизнь: публикуются извещения о банкротствах, о взыскании векселей

Слайд 26 Уделяется значительное внимание и рекламе зрелищ, причем неко­торые тексты,

помещенные в газете, очень напоминают те самые «пе­речневые» афиши, которые

расклеивались по стенам и передавались из рук в руки.
Например:
«Приехавший сюда иностранец привез с собою обученную Испанскую собаку... которая разумеет по-французски, по-немецки и по-голландски; также может читать писанное или печатное на оных языках письмо, показывает на всех часах минуты и часы; разумеет арифметику, ка­лендарь и астрономию; знает все монеты, также немецкие и француз­ские карты, различает цветы, ходит на передних лапах, танцует и де­лает разные фигуры.
Помянутую собаку видетъ можно в Вознесенской между Кривою и Офи­церскою улицею в новом каменном доме ежедневно в 5 часу пополудни»

Знатные особы платят по изволению, а другие по 15 копеек с челове­ка. Есть ли кто, собрав до 6 особ, пожелает видеть оную собаку пред полуднем, тот должен заплатить 2р.»58
Уделяется значительное внимание и рекламе зрелищ, причем неко­торые тексты, помещенные в газете, очень напоминают те самые

Слайд 27 В 1756 году под эгидой Московского университета вышла газета

«Московские ведомости». Ее структура, организация материала по рубрикам были сходными

с «Санкт-Петербургскими ведомостями». Сходной вначале была и реклама. Изменения в содержании и оформ­лении этой газеты связаны с деятельностью знаменитого просветителя Н. И. Новикова. Он, взяв в аренду типографию Московского универ­ситета, редактировал «Московские ведомости» с 1779 по 1789 годы.
В 1756 году под эгидой Московского университета вышла газета «Московские ведомости». Ее структура, организация материала по

Слайд 29 Главным новшеством стал обстоятельный библиографический отдел, имевший заголовок «О

российских книгах».
Здесь помещалась регу­лярная реклама книг, вышедших в университетской

типографии, и со­общалось о всех новинках, продававшихся в университетской книж­ной лавке.
Издатель объяснил в особом «Объявлении» в № 104 за 1784 год, что к известиям о новых книгах «всегда присовокупляемы бу­дут главнейшие показания содержащихся в них материй,
дабы по тому читатели могли сами судить о достоинствах оных».
Главным новшеством стал обстоятельный библиографический отдел, имевший заголовок «О российских книгах». Здесь помещалась регу­лярная реклама книг,

Слайд 30 Популярность газеты при Новикове значительно выросла — ее ти­раж

составлял 4 тысячи экземпляров,
формат — 17x20,6 см,
количество страниц

— от 4 до 16.
Тематика объявлений расширяется.
Помимо так называемых «казенных», т. е. официальных государственных, объяв­лений, характерных для рубрик «Подряды», сообщений «о продажах с публичных торгов имущества должников, сообщений о розыске бег­лых крепостных», лидирующее место начинает занимать реклама ку­печеских корпораций, наема работников, предложения услуг со сторо­ны медиков, гувернеров, модисток.
Популярность газеты при Новикове значительно выросла — ее ти­раж составлял 4 тысячи экземпляров, формат — 17x20,6

Слайд 31 Так, медик Иосиф Мадже в 1780 году трижды через

небольшие промежутки сообщает об эффективности сво­его лечения и ссылается в

доказательство этого на свидетельства полу­тора десятков излечившихся больных.
Это — новый тип аргументации для российской газетной рекламы, успешно перенесенный с западных образцов.
Так, медик Иосиф Мадже в 1780 году трижды через небольшие промежутки сообщает об эффективности сво­его лечения

Слайд 32 Еще более настойчиво использует рекламное увещевание в «Мос­ковских ведомостях»

за 1786 год садовник Яков Андреев. Он сообщает: «У нового

каменного Никольского моста, в доме под номером 144 прода­ются самые лучшие распустившиеся цветы в горшках: гвоздики махро­вые, гиацинты, тюльпаны...
за умеренную цену; так же кому угодно мож­но получать и букетами».

Далее это объявление появлялось в газете на протяжении всего года.

Еще более настойчиво использует рекламное увещевание в «Мос­ковских ведомостях» за 1786 год садовник Яков Андреев. Он

Слайд 33 А в последнем номере «Московских ведомостей» за 1786 год

выде­ляется своей экспрессивностью объявление французской модистки:

«Недавно приехавшая мадам Франтуе делает

самое лучшее и ново­модное дамское платье и обучает девок, живет на Ильинке против му­зыкальной лавки».
А в последнем номере «Московских ведомостей» за 1786 год выде­ляется своей экспрессивностью объявление французской модистки:«Недавно приехавшая

Слайд 35 Очевидно, в газете при редакторстве Новикова рекламная служба работала

весьма успешно.
И неудивительно: за полтора десятилетия до аренды

«Московских ведомостей» в своем первом сатирическом жур­нале «Трутень» Н. И. Новиков уже знакомил сограждан с типами рек­ламных текстов.
Тогда он подходил к таковым сообщениям ирониче­ски в соответствии со стилем издания. Однако и в пародийном варианте отрабатывались структурные особенности рекламного творчества.


Очевидно, в газете при редакторстве Новикова рекламная служба работала весьма успешно.  И неудивительно: за полтора

Слайд 36 Здесь также обыгрываются наиболее характерные рекламные газет­ные рубрики: «Подряды»;

«Продажи»; «Зрелища»; «Книги»; «Отъез­жающие».

А далее в первом

случае говорится:
«Для наполнения порож­них мест по положенному у одной престарелой кокетки о любовниках штату, потребно поставить молодых, пригожих и достаточных дво­рян и мещан до 12 человек, кто пожелает в поставке оных подрядиться, или и сами желающие заступать те убитые места, могут явиться упо­мянутой кокетки, где и кондиции им показаны будут».
Здесь также обыгрываются наиболее характерные рекламные газет­ные рубрики: «Подряды»; «Продажи»; «Зрелища»; «Книги»; «Отъез­жающие».   А

Слайд 37 Затем следовало:

«В некоторое судебное место потребно правосудия до

10 пуд; желающие в поставке этого подрядиться могут явиться в

оном месте».

Под рубрикой «Продажи» сатирик писал: «Недавно пожало­ванный воевода отъезжает в порученное ему место и для облегчения в пу­ти продает свою совесть; желающие купить, могут его сыскать в здеш­нем городе».
Затем следовало: «В некоторое судебное место потребно правосудия до 10 пуд; желающие в поставке этого подрядиться

Слайд 38 Приводятся эти пародийные тексты с целью показать, сколь глубоко

укореняется в русской культуре уже с середины XVIII ве­ка жанр

рекламного объявления. Во все века сатирики стремились вы­смеивать наиболее популярные, распространенные явления своего вре­мени. Популярность же жанра объявлений не оставляет сомнений.

Приводятся эти пародийные тексты с целью показать, сколь глубоко укореняется в русской культуре уже с середины

Слайд 39 Даже лучшие журналисты эпохи не считали зазорным прокоммен­тировать их.


Например, во втором номере нового журнала «Вестник Европы» за

1802 год Н. М. Карамзин выражает недоумение по поводу объявления в одном из декабрьских номеров столичной прессы. В за­метке «Странность» он комментирует предложение французского гу­вернера, открывшего близ Парижа пансион для русских дворян и пред­лагавшего «учить их всему нужному, особливо же языку русскому».

Даже лучшие журналисты эпохи не считали зазорным прокоммен­тировать их.  Например, во втором номере нового журнала

Слайд 40 Патриотические чувства Карамзина были покороблены такой заявкой: «Живучи в

уединении, я не знаю, что другие подумали о таком объявле­нии.

Мне кажется оно более смешным, нежели досадным: ибо я уверен, что наши дворяне не захотят воспользоваться благосклонным предло­жением господина N. N.»
Возможно, в этом предположении будущий автор «Истории госу­дарства Российского» заблуждался, не учитывая некоторые скрытые Для внешнего наблюдателя особенности рекламного текста, — ведь в двух карамзинских изданиях «Московском журнале» и «Вестнике Европы», кроме библиографических новостей, рекламы не было.

Патриотические чувства Карамзина были покороблены такой заявкой: «Живучи в уединении, я не знаю, что другие подумали

Слайд 41 А парижский гувернер мог использовать в своей рекламе столь

хитроум­ные приемы убеждения и соблазна, защиты от которых еще не

вырабо­тал российский интеллект.
Не случайно сам Карамзин подчеркивал:
«Правда, что еще многие дворяне и даже в хорошем сословии не берут газет; но зато купцы, мещане любят уже читать их…».
А парижский гувернер мог использовать в своей рекламе столь хитроум­ные приемы убеждения и соблазна, защиты от

Слайд 42 Лишь на рубеже XIX века в России формируется

навык к деловому восприятию рекламных газетных публикаций.
https://www.youtube.com/watch?v=hUbfW-gvu3I

Лишь на рубеже XIX века в России формируется навык к деловому восприятию рекламных газетных публикаций.https://www.youtube.com/watch?v=hUbfW-gvu3I

Слайд 43Общие выводы

1. Имеющиеся археологические свидетельства позволяют устано­вить характер перехода от

проторекламных к рекламным процес­сам в России, сходный с тем, который

развивался в западноевро­пейской культуре.
2. В России с XV века формируется распространение информации посредством глашатаев и набирают силу фольклорные устные фор­мы рекламы.
3. Российский ярмарочный фольклор обретает ярко выраженную на­циональную специфику в рекламных жанрах заклички, прибаут­ки, речитативного уговора, раешного стиха.
4. Отмечены национальным своеобразием такие зрелищные формы рекламы, как лубочные афиши, живописные вывески, ярмароч­ные рекламные интермедии.
Общие выводы1. Имеющиеся археологические свидетельства позволяют устано­вить характер перехода от проторекламных к рекламным процес­сам в России, сходный

Слайд 445. В России XVIII века культивировались массовые празднества и зрелища,

насыщенные элементами политической рекламы.
6. В трех российских газетах, выходивших на

протяжении XVIII века, реклама занимает все большее место с тем, что к рубежу XIX века количество рекламных публикаций начинает превышать объем журналистской информации. Назревала необходимость углуб­ления дифференциации в типах массовой коммуникации в Рос­сии.
5. В России XVIII века культивировались массовые празднества и зрелища, насыщенные элементами политической рекламы.6. В трех российских

Слайд 45Контрольные вопросы

Охарактеризуйте своеобразие российской проторекламы по отно­шению к западноевропейской.
Какой круг

рекламных жанров входит в понятие «ярмарочная рек­лама»?
Как определить национальные черты

лубочной традиции в рек­ламном процессе?
Сравните российские вывески и западноевропейские, в чем их сходство и различие.
Какие современные рекламные функции совмещались в придвор­ной конклюзии XVII века?
Что побуждало российских монархов XVIII века лично участво­вать в уличных маскарадах?
Назовите отличительные особенности рекламных текстов в газе­тах «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости» XVIII века.
Что из опыта ранней российской рекламы можно использовать в наши дни?
Контрольные вопросыОхарактеризуйте своеобразие российской проторекламы по отно­шению к западноевропейской.Какой круг рекламных жанров входит в понятие «ярмарочная рек­лама»?Как

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика