Слайд 1Рекламные летучие листки и начало печатной газеты в России.
Реклама
в российских газетах в XVIII веке.
Слайд 2 На протяжении XVII-XVIII веков лидирующее положение в российской рекламе
занимали устные и зрелищные жанры.
Это и понятно: грамотность
«простого народа» была весьма ограничена. Ревнитель просвещения, соратник Петра, Феофан Прокопович распоряжением Святейшего синода начал создание на Руси сети церковно-приходских школ. Однако вплоть до времени Екатерины II это новшество приживалось с трудом.
Слайд 3 Петр I все же начал вводить для массового употребления
печатные летучие листки, распространявшиеся по трактирам и рынкам.
Среди
них были, афиши, разъяснявшие смысл праздничных зрелищ. Но не только. Они посвящались очередным царским указам, манифестам, историческим и календарным сведениям, порядку проведения петровских ассамблей.
Последнее — продукт рекламной деятельности с характерным заголовком: «Объявление каким образом ассамблеи отправить надлежит».
https://www.youtube.com/watch?v=e_EGk7ScYWI
Слайд 5 Параллельно с изданием печатных летучих листков наступило время создания
первой российской газеты.
Подобно тому как формировалось становление журналистики в
западных странах, в России существовала предшественница регулярного печатного издания — рукописная протогазета «Куранты».
Слайд 6 «Считалось, что наиболее ранние рукописные "Куранты" относятся к 1621
г., однако в настоящее время обнаружены и составленные в 1600
г.»
Это, по большей части, переводы актуальных для России политических известий, опубликованных в зарубежных летучих листках и газетах, доставлявшиеся в Посольский приказ дипкурьерами.
«Куранты» составлялись не более чем в двух экземплярах для осведомления верховного правителя и узкого круга приближенных.
Слайд 7 Петр I решительно расширил этот круг,
издав 16 декабря
1702 года указ
«О печатании газет для извещения оными о
заграничных и внутренних происшествиях».
Первый номер петровских «Ведомостей» вышел в свет 2 января 1703 года тиражом в несколько десятков экземпляров.
Слайд 9 Формат издания — 10,2x15,3 см. Впрочем, тираж газеты, ее
периодичность, формат и даже общий заголовок были «плывущими» вплоть до
создания дублирующей типографии в Петербурге в 1711 году.
Слайд 11С этого же времени «Ведомости» переходят с церковно-славянского на гражданский
шрифт, действительно обретая возможность восприниматься широкими кругами населения.
Слайд 12 Были ли в этой газете объявления, реклама? Развитой, регулярной,
широкомасштабной рекламной деятельности газета не вела. Это правительственное издание, и
его отношения с частными рекламодателями еще не сформировались. Но объявления все-таки появляются.
Слайд 13 В петровских «Ведомостях» популяризируются минеральные воды Олонца. В №
2 за 1719 год газета убедительно советует посетить вновь открытый
курорт:
«Понеже оные воды исцеляют различныя жестокая болезни,
а именно: цинготную, ипохондрию, желчь, безсилъство желудка, рвоту... каменную, ежели песок или малые камни, и оныя из почек гонитъ...»
Слайд 14 Престижность курорта подкреплялась ссылкой на поездки туда придворных особ
— царицы Прасковьи Федоровны, фаворита
А. Меншикова. Параллельно появляются печатные
листки на ту же тему:
«Объявление о лечительныхъ водахъ, сысканных на Олонце,
а отъ какихъ болезней, и какъ при томъ употреблении поступать, тому дохтурское определение, также и указъ его царского величества на оныя дохтурския правили, и оное все следуетъ ниже сего».
Слайд 16 Иногда в «Ведомостях» публиковались списки книг, только что вышедших
из-под типографского станка.
Например, в номере от 31 мая 1710
года читаем:
«Реестръ книгамъ гражданскимъ, которые по указу Царского Величества напечатаны Амстердамскою азбукою по первое число иуня нынешняго 1710-го году».
Слайд 17 В библиографических сведениях, систематизированных
по 15 разделам, встречаем:
«комплекты,
или образцы, как писать писма къ разнымъ особамъ, архитектура военная,
или штурмовыя науки образцы, история о взятии града Трои, географий, или описание земли сокращенное, календари.»
Так начинается развернутая библиографическая реклама
в русской культуре. Вскоре оформляется особый жанр библиографической рекламы — каталог. Например, в ноябре 1723 года в Московской типографии напечатано 80 экземпляров каталога «рукописныхъ книгь въ синодальной библиотеке обретающихся».
Слайд 18Реклама в российских газетах в XVIII веке
В XVIII веке
россияне имели дело еще с двумя газетами: «Санкт-Петербургскими ведомостями» и
«Московскими ведомостями».
«Санкт-Петебургские ведомости» издаются Академией наук с 1728 года. В отличие от петровского первенца эта газета выходила регулярно: в первый год издания — один, а затем — два раза в неделю.
Здесь также одно из ведущих мест в отделе объявлений занимают списки книг, издаваемые Академией наук.
Слайд 19 Наряду с правительственной рекламной информацией, характерной для «Ведомостей», здесь
начинается практика коммерческих объявлений. Именно они преимущественно заполняют отдел «для
известия», где располагаются под рубриками: «Продажи»; «Подряды»; «Отъезжающие».
Слайд 20«Торговые и ремесленные слои населения столицы, отечественные и иностранные предприниматели
увидели в газете средство для рекламирования своей продукции. Редакция охотно
шла им навстречу, преследуя собственный финансовый интерес: тираж газеты был невелик (500-600 экз.), его реализация по 4 коп. за номер не покрывала расходы Академии на издание газеты».
Слайд 21 Объявлений публиковалось все больше. Постепенно они выделились в специальное
приложение — суплемент.
В середине XVIII века отдел объявлений по
объему сравнялся с основной информационной частью газеты.
И, как справедливо отмечает А. П. Киселев, «объявление становилось если не единственной, то основной формой информации об экономической и культурной жизни».
Слайд 23 Это уже не сухие строки официальных реестров и реляций,
а живой оттиск времени со всеми его противоречиями и парадоксами.
Происходило динамичное развитие и укрепление российской экономики ценой ужесточения крепостнических порядков.
В суплементе к №13 «Санкт-Петербургских ведомостей» за 1770 год читаем: «Продаются огурцы лутчего соления и примерного поведения кучер с женой»; «Желающие купить дворовую девку 13 лет могут спросить в Семеновском полку в офицерской линии».
Слайд 24 Подобное содержание рекламы в «Санкт-Петербургских ведомостях» сохранилось вплоть до
начала следующего века. Например, в приложении к первому номеру этой
газеты за 1801 год публиковалось: «От Вологодского губернского правления объявляется, дабы желающие купить с аукционного торгу опасные помещика Аркадия Левашова Гразовецкой округи сельца Захарова мужеска пола — 3, женска пола — 3 же души без земли, оцененные: Никиту Васильева, 70 лет — в 10 рублей, жену его Авдотью Григорьевну 50 лет — в 5руб., Григория Игнатьева 70 лет — в 3 рубля, жену его Авдотью Ивановну 60 лет — в 3 ж рубля, Григория Максимова 40 лет — в 30 рублей, жену его Авдотью Максимову 30 лет — в 20 рублей явились в правление в назначенные для продажи сроки: генваря 2 и 30 числа с. г.»
Слайд 25 Все более дифференцированно реклама «Санкт-Петербургских ведомостей» отражает экономическую жизнь:
публикуются извещения о банкротствах, о взыскании векселей кредиторами, о принудительной
распродаже с торгов имений, в том числе за расхищение казенного имущества. А наряду с этим повседневная частная жизнь:
«Продается подержанный чепрак, обшитый широким позументом и бахромою, походная кровать, кресла с выдвижною из оных кроватью, необшитых кожею и весьма удобная дорожная коляска. Спросить о них едучи к конной гвардии в смежном с Таврическим садом каменном доме у живущих над погребом».
Слайд 26 Уделяется значительное внимание и рекламе зрелищ, причем некоторые тексты,
помещенные в газете, очень напоминают те самые «перечневые» афиши, которые
расклеивались по стенам и передавались из рук в руки.
Например:
«Приехавший сюда иностранец привез с собою обученную Испанскую собаку... которая разумеет по-французски, по-немецки и по-голландски; также может читать писанное или печатное на оных языках письмо, показывает на всех часах минуты и часы; разумеет арифметику, календарь и астрономию; знает все монеты, также немецкие и французские карты, различает цветы, ходит на передних лапах, танцует и делает разные фигуры.
Помянутую собаку видетъ можно в Вознесенской между Кривою и Офицерскою улицею в новом каменном доме ежедневно в 5 часу пополудни»
Знатные особы платят по изволению, а другие по 15 копеек с человека. Есть ли кто, собрав до 6 особ, пожелает видеть оную собаку пред полуднем, тот должен заплатить 2р.»58
Слайд 27 В 1756 году под эгидой Московского университета вышла газета
«Московские ведомости». Ее структура, организация материала по рубрикам были сходными
с «Санкт-Петербургскими ведомостями». Сходной вначале была и реклама. Изменения в содержании и оформлении этой газеты связаны с деятельностью знаменитого просветителя Н. И. Новикова. Он, взяв в аренду типографию Московского университета, редактировал «Московские ведомости» с 1779 по 1789 годы.
Слайд 29 Главным новшеством стал обстоятельный библиографический отдел, имевший заголовок «О
российских книгах».
Здесь помещалась регулярная реклама книг, вышедших в университетской
типографии, и сообщалось о всех новинках, продававшихся в университетской книжной лавке.
Издатель объяснил в особом «Объявлении» в № 104 за 1784 год, что к известиям о новых книгах «всегда присовокупляемы будут главнейшие показания содержащихся в них материй,
дабы по тому читатели могли сами судить о достоинствах оных».
Слайд 30 Популярность газеты при Новикове значительно выросла — ее тираж
составлял 4 тысячи экземпляров,
формат — 17x20,6 см,
количество страниц
— от 4 до 16.
Тематика объявлений расширяется.
Помимо так называемых «казенных», т. е. официальных государственных, объявлений, характерных для рубрик «Подряды», сообщений «о продажах с публичных торгов имущества должников, сообщений о розыске беглых крепостных», лидирующее место начинает занимать реклама купеческих корпораций, наема работников, предложения услуг со стороны медиков, гувернеров, модисток.
Слайд 31 Так, медик Иосиф Мадже в 1780 году трижды через
небольшие промежутки сообщает об эффективности своего лечения и ссылается в
доказательство этого на свидетельства полутора десятков излечившихся больных.
Это — новый тип аргументации для российской газетной рекламы, успешно перенесенный с западных образцов.
Слайд 32 Еще более настойчиво использует рекламное увещевание в «Московских ведомостях»
за 1786 год садовник Яков Андреев. Он сообщает: «У нового
каменного Никольского моста, в доме под номером 144 продаются самые лучшие распустившиеся цветы в горшках: гвоздики махровые, гиацинты, тюльпаны...
за умеренную цену; так же кому угодно можно получать и букетами».
Далее это объявление появлялось в газете на протяжении всего года.
Слайд 33 А в последнем номере «Московских ведомостей» за 1786 год
выделяется своей экспрессивностью объявление французской модистки:
«Недавно приехавшая мадам Франтуе делает
самое лучшее и новомодное дамское платье и обучает девок, живет на Ильинке против музыкальной лавки».
Слайд 35 Очевидно, в газете при редакторстве Новикова рекламная служба работала
весьма успешно.
И неудивительно: за полтора десятилетия до аренды
«Московских ведомостей» в своем первом сатирическом журнале «Трутень» Н. И. Новиков уже знакомил сограждан с типами рекламных текстов.
Тогда он подходил к таковым сообщениям иронически в соответствии со стилем издания. Однако и в пародийном варианте отрабатывались структурные особенности рекламного творчества.
Слайд 36 Здесь также обыгрываются наиболее характерные рекламные газетные рубрики: «Подряды»;
«Продажи»; «Зрелища»; «Книги»; «Отъезжающие».
А далее в первом
случае говорится:
«Для наполнения порожних мест по положенному у одной престарелой кокетки о любовниках штату, потребно поставить молодых, пригожих и достаточных дворян и мещан до 12 человек, кто пожелает в поставке оных подрядиться, или и сами желающие заступать те убитые места, могут явиться упомянутой кокетки, где и кондиции им показаны будут».
Слайд 37 Затем следовало:
«В некоторое судебное место потребно правосудия до
10 пуд; желающие в поставке этого подрядиться могут явиться в
оном месте».
Под рубрикой «Продажи» сатирик писал: «Недавно пожалованный воевода отъезжает в порученное ему место и для облегчения в пути продает свою совесть; желающие купить, могут его сыскать в здешнем городе».
Слайд 38 Приводятся эти пародийные тексты с целью показать, сколь глубоко
укореняется в русской культуре уже с середины XVIII века жанр
рекламного объявления. Во все века сатирики стремились высмеивать наиболее популярные, распространенные явления своего времени. Популярность же жанра объявлений не оставляет сомнений.
Слайд 39 Даже лучшие журналисты эпохи не считали зазорным прокомментировать их.
Например, во втором номере нового журнала «Вестник Европы» за
1802 год Н. М. Карамзин выражает недоумение по поводу объявления в одном из декабрьских номеров столичной прессы. В заметке «Странность» он комментирует предложение французского гувернера, открывшего близ Парижа пансион для русских дворян и предлагавшего «учить их всему нужному, особливо же языку русскому».
Слайд 40 Патриотические чувства Карамзина были покороблены такой заявкой: «Живучи в
уединении, я не знаю, что другие подумали о таком объявлении.
Мне кажется оно более смешным, нежели досадным: ибо я уверен, что наши дворяне не захотят воспользоваться благосклонным предложением господина N. N.»
Возможно, в этом предположении будущий автор «Истории государства Российского» заблуждался, не учитывая некоторые скрытые Для внешнего наблюдателя особенности рекламного текста, — ведь в двух карамзинских изданиях «Московском журнале» и «Вестнике Европы», кроме библиографических новостей, рекламы не было.
Слайд 41 А парижский гувернер мог использовать в своей рекламе столь
хитроумные приемы убеждения и соблазна, защиты от которых еще не
выработал российский интеллект.
Не случайно сам Карамзин подчеркивал:
«Правда, что еще многие дворяне и даже в хорошем сословии не берут газет; но зато купцы, мещане любят уже читать их…».
Слайд 42 Лишь на рубеже XIX века в России формируется
навык к деловому восприятию рекламных газетных публикаций.
https://www.youtube.com/watch?v=hUbfW-gvu3I
Слайд 43Общие выводы
1. Имеющиеся археологические свидетельства позволяют установить характер перехода от
проторекламных к рекламным процессам в России, сходный с тем, который
развивался в западноевропейской культуре.
2. В России с XV века формируется распространение информации посредством глашатаев и набирают силу фольклорные устные формы рекламы.
3. Российский ярмарочный фольклор обретает ярко выраженную национальную специфику в рекламных жанрах заклички, прибаутки, речитативного уговора, раешного стиха.
4. Отмечены национальным своеобразием такие зрелищные формы рекламы, как лубочные афиши, живописные вывески, ярмарочные рекламные интермедии.
Слайд 445. В России XVIII века культивировались массовые празднества и зрелища,
насыщенные элементами политической рекламы.
6. В трех российских газетах, выходивших на
протяжении XVIII века, реклама занимает все большее место с тем, что к рубежу XIX века количество рекламных публикаций начинает превышать объем журналистской информации. Назревала необходимость углубления дифференциации в типах массовой коммуникации в России.
Слайд 45Контрольные вопросы
Охарактеризуйте своеобразие российской проторекламы по отношению к западноевропейской.
Какой круг
рекламных жанров входит в понятие «ярмарочная реклама»?
Как определить национальные черты
лубочной традиции в рекламном процессе?
Сравните российские вывески и западноевропейские, в чем их сходство и различие.
Какие современные рекламные функции совмещались в придворной конклюзии XVII века?
Что побуждало российских монархов XVIII века лично участвовать в уличных маскарадах?
Назовите отличительные особенности рекламных текстов в газетах «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости» XVIII века.
Что из опыта ранней российской рекламы можно использовать в наши дни?