Слайд 1Рекомендации
по организации исследовательской деятельности обучающихся начальной школы
Слайд 2Он взрослых изводил вопросом «Почему?» –
Его прозвали «маленький философ».
Но
только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с
этих пор он больше никому
Не задает вопросов «Почему?».
С. Я. Маршак
Слайд 4Задай себе вопросы:
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься (математикой, поэзией, историей и т.д.)
Чем я чаще всего занимаюсь?
По каким предметам я получаю лучшие отметки?
Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
Есть ли что – то такое, чем я особенно горжусь?
Слайд 5Фантастические
темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
Экспериментальные
темы, предполагающие проведение
собственных наблюдений, опытов и экспериментов
Теоретические
темы по изучению и обобщению
сведений,
фактов, материалов, содержащихся в разных книгах,
фильмах и других подобных
источниках
Слайд 6 Определить цель исследования – значит ответить себе
и другим на вопрос о том,
зачем ты его проводишь.
Задачи
исследования уточняют цель,
описывают основные шаги.
– это предположение,
рассуждение,
догадка, еще не доказанная и не подтвержденная опытом
Гипотезы начинают словами:
ПРЕДПОЛОЖИМ …
ДОПУСТИМ …
ВОЗМОЖНО …
ЧТО, ЕСЛИ …
Слайд 9Подумать самостоятельно
Что я знаю об этом?
Какие суждения я могу высказать
по этому поводу?
Какие я могу сделать выводы и умозаключения из
того, что мне уже известно о предмете моего исследования?
Слайд 10Посмотреть книги о том, что исследуешь
Начать работу нужно с энциклопедий
и справочников. Информация в них выстроена по принципу: «Кратко, точно,
доступно обо всём».
Слайд 11Спросить у других людей
Людей, с которыми следует побеседовать о предмете
исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.
Слайд 12Познакомиться с кино- и телефильмами по теме исследования
Фильмы бывают: научные,
научно-популярные, документальные, художественные. Они настоящий клад для исследователя.
Слайд 13Обратиться к компьютеру
Сегодня ни один учёный не работает без компьютера
– верного помощника современного исследователя. Это и Интернет и различная
информация на компакт-дисках.
Слайд 14Понаблюдать
Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для
наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы,
телескопы, микроскопы, приборы ночного видения. Всё это можно использовать в исследованиях.
Слайд 15Провести эксперимент
Эксперимент (от латинского слова experimentum) – проба, опыт. Это
самый главный метод познания в большинстве наук. Провести эксперимент –
значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.
Слайд 16Работа в группе
Группа получает
общее задание по теме
Сбор
информации
по теме
Обмен информацией
(обсуждение)
Выделение общего
Подготовка
общего ответа
Выступление группы
1.
3.
4.
5.
6.
2.
Слайд 17 План работы:
Тема исследовательской работы. Как будет называться мое
исследование?
Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?
Цель. Что я
хочу исследовать?
Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование?
Задачи исследования.
Дата и место проведения моего исследования.
Методика работы. Каким образом я проводил исследование?
Описание работы. Мои результаты исследования.
Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить.
Использованная литература.
Приложение.
Слайд 18Памятка
Не ограничивать собственные исследования.
Внимательно анализировать факты и не делать
поспешных выводов.
Быть смелым, чтобы принять решение.
Сосредоточиться и вложить
в исследование свою энергию.
Действовать, не боясь совершать ошибки.