Разделы презентаций


Рогожина Ксения ПРОЭК 11-18 МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

Содержание

Понятие о методологии и педагогикиМетодология - система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности.Педагогика - это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Рогожина Ксения
ПРОЭК 11-18
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Рогожина КсенияПРОЭК 11-18   МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 2Понятие о методологии и педагогики
Методология - система принципов и способов

организации, построения теоретической и практической деятельности.
Педагогика - это наука о

законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему.
Понятие о методологии и педагогикиМетодология - система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности.Педагогика -

Слайд 3Уровни методологического знания
Философский - общие принципы познания и категориальный

строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского

знания;

Общенаучный - представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин ;

Конкретно-научный - совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной дисциплине;

Технологический - составляют методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания



Уровни методологического знания  Философский - общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции

Слайд 41.Общая методология педагогики
Основные положения и принципы материалистической диалектики;

Закон

единства и борьбы противоположностей - процесс обучения и воспитания людей

является сложным, противоречивым и саморазвивающимся;

Закон перехода количественных изменений в качественные -увеличение педагогических воздействий приводит к улучшению их качества;

Закон отрицания отрицания - формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку.



1.Общая методология педагогики Основные положения и принципы материалистической диалектики; Закон единства и борьбы противоположностей - процесс обучения

Слайд 51.Общая методология педагогики
Основные категории материалистической диалектики
Представления о зависимости педагогического процесса

от социально-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей

людей

Представления о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях

1.Общая методология педагогикиОсновные категории материалистической диалектикиПредставления о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества, культурных

Слайд 62. Специальная методология педагогики
Устойчивые представления о сознании и психике человека

и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него
Особенности развития личности

в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности

Единство воспитания и самовоспитания личности

2. Специальная методология педагогикиУстойчивые представления о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на

Слайд 72. Частная методология педагогики
Закономерности педагогики
Принципы педагогики
Методы обучения

и воспитания

2. Частная методология педагогики Закономерности педагогики Принципы педагогики Методы обучения и воспитания

Слайд 8Основные методологические подходы в педагогике
1. Системный подход
Сущность: относительно самостоятельные

компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязных компонентов: цели образования, субъекты педагогического

процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса

Задача воспитателя: учет взаимосвязи компонентов

Основные методологические подходы в педагогике1. Системный подход Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязных компонентов: цели

Слайд 9Основные методологические подходы в педагогике
2. Личностный подход
Сущность: признает личность

как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает

сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Уникальность личности ее - интеллектуальная нравственная свобода, право на уважение

Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности

Основные методологические подходы в педагогике2. Личностный подход Сущность: признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры,

Слайд 10Основные методологические подходы в педагогике
3. Деятельностный подход.
Сущность: Деятельность - основа,

средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей

действительности

Задача воспитателя: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого). Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, ее организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия)

Основные методологические подходы в педагогике3. Деятельностный подход.Сущность: Деятельность - основа, средство и условие развития личности, это целесообразное

Слайд 11Основные методологические подходы в педагогике
4. Полисубъектный (диалогический) подход
Сущность: Сущность человека

богаче, чем его деятельность. Личность - продукт и результат общения

с людьми и характерных для нее отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт "диалогического" содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашел отражение («скажи, кто твой друг...», «с кем поведешься...»)

Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе

Основные методологические подходы в педагогике4. Полисубъектный (диалогический) подходСущность: Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность - продукт

Слайд 12Основные методологические подходы в педагогике
5. Культорологический подход
Сущность: аксиология - учение

о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека

с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в нее принципиально нового, творец новых элементов культуры)

Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества

Основные методологические подходы в педагогике5. Культорологический подходСущность: аксиология - учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен

Слайд 13Основные методологические подходы в педагогике
6. Этнопедагогический подход
Сущность: Воспитание с опорой

на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребенок живет в определенном этносе


Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей

Основные методологические подходы в педагогике6. Этнопедагогический подходСущность: Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребенок живет

Слайд 14Основные методологические подходы в педагогике
7. Антропологический подход
Сущность: Обосновал Ушинский. Это

системное использование данных всех наук о человеке и их учет

при построении и осуществлении педагогического процесса
Основные методологические подходы в педагогике7. Антропологический подходСущность: Обосновал Ушинский. Это системное использование данных всех наук о человеке

Слайд 15Выделенные методологические подходы педагогики позволяют:

определить ее действительные проблемы и

способы их разрешения;

проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить

их порядок значимости (иерархию);

реализовать гуманистическую парадигму образования.

1. Системный подход

2. Личностный подход

3. Деятельностный подход

4. Полисубъектный (диалогический) подход

5. Культорологический подход

6. Этнопедагогический подход

7. Антропологический подход

Выделенные методологические подходы педагогики позволяют: определить ее действительные проблемы и способы их разрешения; проанализировать всю сумму образовательных

Слайд 16Методы педагогических исследований

Методы педагогических исследований

Слайд 17Педагогические исследования
Педагогическое исследование - процесс и результат научной деятельности, направленной

на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и

механизмах, содержании, принципах и технологиях.

Педагогические исследованияПедагогическое исследование - процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования,

Слайд 18Педагогические исследования
Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят

итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития

педагогических систем на прогностической основе

Прикладные исследования это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики

Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения

Педагогические исследованияФундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или

Слайд 19Педагогические исследования

Конечная цель педагогических исследований - установление закономерности в педагогических

процессах
Этическая направленность (эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены,

недопустимость риска для здоровья и развития).

Неповторимость

Неоднозначность (т.к. влияют много причин)

Методы педагогических исследований - пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений.

Выделяются следующие особенности:

Педагогические исследованияКонечная цель педагогических исследований - установление закономерности в педагогических процессах Этическая направленность (эксперименты, противоречащие нравственным и

Слайд 20Педагогические исследования

Педагогические исследования

Слайд 21Методы педагогического исследования в отличие от методологии – это сами

способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с

целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Педагогические исследования

методы изучения педагогического опыта

методы теоретического исследования

математические и статистические методы

Методы педагогического исследования в отличие от методологии – это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации

Слайд 22Педагогические исследования
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Это способы исследования опыта организации образовательного

процесса. Изучается опыт лучших педагогов, и опыт рядовых. При изучении

педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.
Педагогические исследованияМЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТАЭто способы исследования опыта организации образовательного процесса. Изучается опыт лучших педагогов, и опыт

Слайд 23Педагогические исследования
МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Это изучение литературы: трудов классиков по вопросам

человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных

работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о воспитании; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.
Педагогические исследованияМЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯЭто изучение литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности;

Слайд 24Педагогические исследования
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Применяются для обработки полученных методами опроса

и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между

изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Регистрация, ранжирование, шкалирование.
Педагогические исследованияМАТЕМАТИЧЕСКИЕ И СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫПрименяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления

Слайд 25Определяя программу изучения педагогического явления, исследователь должен исходить из того,

что метод исследования каким бы лучшим и современным он не

был, взятый отдельно, может быть лишь инструментом анализа одной стороны воспитательного процесса

Требования системного подхода таковы:
1. Любое педагогическое явление рассматривается как целостная система.
2. Определяется стороны педагогического процесса, подлежащие диагностике.
3. Анализируются основные связи внутри диагностируемого объекта.
4. Определяется структура и организация диагностируемого явления.

Системный подход к изучению педагогических процессов

Определяя программу изучения педагогического явления, исследователь должен исходить из того, что метод исследования каким бы лучшим и

Слайд 26Классификация методов исследования
По масштабу:
- глобальный;
- локальный;
- микро эксперимент
По цели:
- констатирующий

(изучаются существующие педагогические явления);
- проверочный

уточняющий (проверяется гипотеза);
- созидательный, преобразующий, формирующий (в процессе создаются новые педагогические явления)

По месту проведения:
- естественный;
- лабораторный;

Классификация методов исследованияПо масштабу:	- глобальный;	- локальный;	- микро экспериментПо цели:	- констатирующий (изучаются существующие

Слайд 27Этапы педагогического исследования
1. Определение проблемы и постановка цели - раскрытие

закономерностей педагогического явления. Вычисление точно очерченного круга явлений, составляющих предмет

исследования.
2. Построение рабочих гипотез.
3. Выбор методов исследования.
4. Осуществление проверки гипотез опытом.
5. Теоретические выводы.
6. Оформление результатов:
а) усовершенствование теории;
б) пересмотреть отрицательные результаты;
в) постановка более сложной проблемы;
г) внедрение в практику.
Этапы педагогического исследования1. Определение проблемы и постановка цели - раскрытие закономерностей педагогического явления. Вычисление точно очерченного круга

Слайд 28Выводы
Каждый педагог должен быть хорошим диагностом. Педагогическая диагностика направлена на

результаты развития личности учащегося, поиск причин этих результатов, характеристику целостного

педагогического процесса. Из инструмента познания она превращается в инструмент формирования и развития личности.
ВыводыКаждый педагог должен быть хорошим диагностом. Педагогическая диагностика направлена на результаты развития личности учащегося, поиск причин этих

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика