Разделы презентаций


Роль государства в рыночной экономике

Содержание

Рыночный механизм имеет немало достоинств, в том числе:1. Эффективное использование ресурсов.Сторонники рынка доказывают, прежде всего, что конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех благ, в которых общество более всего нуждается,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Роль государства в рыночной экономике
«Провалы» рынка.
Экономика информации, неопределенности и риска.
Внешние

эффекты.
Общественные блага.
Государственное регулирование экономики.

Роль государства в рыночной экономике«Провалы» рынка.Экономика информации, неопределенности и риска.Внешние эффекты.Общественные блага.Государственное регулирование экономики.

Слайд 2Рыночный механизм имеет немало достоинств, в том числе:
1. Эффективное использование

ресурсов.
Сторонники рынка доказывают, прежде всего, что конкурентная рыночная система направляет

ресурсы в производство тех благ, в которых общество более всего нуждается, диктует применение наиболее эффективного комбинирования ресурсов, способствует разработке и внедрению новых технологий производства, обеспечивает общество наибольшим количеством необходимых благ из имеющихся ресурсов.
2. Личная свобода субъектов.
Именно этим обусловлена ее способность координировать деятельность всего множества экономических субъектов (индивидов, предприятий) без принуждения. Она предоставляет им свободу предпринимательства и выбора, и на этой основе преуспевает. Экономические субъекты могут желать и добиваться увеличения собственной выгоды.

Однако возможности рынка велики, но не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает, рынок терпит фиаско и требуется вмешательство государства.
Рыночный механизм имеет немало достоинств, в том числе:1. Эффективное использование ресурсов.Сторонники рынка доказывают, прежде всего, что конкурентная

Слайд 3«Провалы» рынка - это случаи, когда рынок оказывается не в

состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций,

свидетельствующих о «провалах» рынка:

- монополия,
- несовершенная (ассиметричная) информация,
- внешние эффекты,
- общественные блага.
«Провалы» рынка - это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.Обычно выделяют четыре

Слайд 4Монополия – рынок одного продавца, возникает тогда, когда отдельный производитель

занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.

Оценивая эффективность монополии,

последствия ее деятельности для общества, возможно применение ряда мер. Здесь можно выделить три основных варианта.

Если монополия характеризуется низкой экономической эффективностью и очевидно, что такое положение сохранится надолго, то государство принимает меры в соответствии с антимонопольным законодательством.

Если монополия является естественной, и с экономической точки зрения ее существование оправдано, то государство прибегает к регулированию цен на продукцию.

Если есть основания полагать, что монополия будет относительно недолговечной, или подобная ситуация имеет временный характер (что тоже очевидно), то общество может его просто игнорировать.
Монополия – рынок одного продавца, возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного

Слайд 5Серьезным барьером на пути к эффективному рынку является риск и

неопределенность.

Риск – это оцененная любым способом вероятность последствий, а неопределенность

- это то, что не поддается оценке.

Рациональному человеку свойственны попытки оценки степени риска. При этом отношение к риску различно у различных людей.
Противником риска считается человек, который предпочитает определенный результат (пусть даже небольшой), нежели результат неопределенный, рискованный.
Нейтральным к риску будет человек, который безразличен к выбору между гарантированным и рисковым результатами, для него важна средняя прибыль.
Склонным к риску считается человек, который предпочитает связанный с риском результат гарантированному доходу. Это азартные люди, которые получают удовольствие от самой игры. При этом они, как правило, переоценивают возможности выигрыша и, как следствие, часто оказываются в убытке.

Серьезным барьером на пути к эффективному рынку является риск и неопределенность.Риск – это оцененная любым способом вероятность

Слайд 6Возможный риск, а также отношение к риску учитывают многие компании,

выбирая тот или иной проект, набирая кадры, ориентируясь на ту

или иную группу потребителей.
Способы снижения риска:
- диверсификация,
- страхование,
- распределение риска,
поиск информации.

Диверсификация – снижение риска путем распределения его между несколькими товарами. При этом повышение риска от покупки (продажи) одного товара означает снижение риска от покупки (продажи) другого товара. Этот способ реализуется в форме разнообразия видов деятельности.
Так, например, одной из рискованных отраслей является сельское хозяйство. Очевидно, что в условиях засухи или наводнения, зерно может не взойти, посевы погибнуть. Поэтому, как правило, фермы не занимаются только одним видом деятельности. Используя те же ресурсы (какую-то их часть) ферма может заниматься разведением птицы (для мяса или яиц) или крупного рогатого скота (скажем, для молока). Эти виды также являются рискованными: птица или животные могут пасть от заболевания. Поэтому ферма занимается и тем, и другим, распределяя ресурсы.
Возможный риск, а также отношение к риску учитывают многие компании, выбирая тот или иной проект, набирая кадры,

Слайд 7Объединение риска, страхование – способ, направленный на снижение риска, путем

превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки. Болезни, стихийные

бедствия, кражи связаны со значительными расходами. Смягчить эти последствия призвано страхование.
Так, предприниматель или физическое лицо оплачивая страховой договор, несет ежегодные (или разовые в случае поездки) расходы. При этом при наступлении страхового случая расходы на возмещение убытка несут страховые компании.
Распределение риска – это метод, при котором риск распределяется среди участников таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики. Примером может быть создание Общества (ООО, АО); или при заключении сделки обязательным пунктом является указание ответственности в случае нарушения (пени, штрафы, расторжение с выплатой ущерба).
Поиск информации. Информация – это то редкое благо, за которое приходится платить. В этом случае необходимо сопоставление выгод от использования информации с затратами на ее поиск. Очевидно, что если затраты превышают выгоды, то от этого способа стоит отказаться.
Объединение риска, страхование – способ, направленный на снижение риска, путем превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные

Слайд 8Ассиметричная информация – положение, при котором стороны рыночной сделки имеют

неодинаковые сведения: один из участников обладает большей информацией, чем другой.


Для большинства существующих рынков свойственна ассиметричная информация.

Примером может быть рынок автомобилей, бывших в эксплуатации и предлагаемых по относительно равным ценам; рынок медицинских услуг в силу невозможности оценки способностей того или иного врача; рынок труда, не позволяющий определить возможности потенциального работника; а также рынок страховых услуг.

Последний пример, в свою очередь, порождает такое негативное явление, как моральный риск – сознательное поведение индивида, увеличивающее вероятность возможного ущерба.
Человек, заключив страховой договор, зачастую, перестает соблюдать меры предосторожности.

С целью устранения ассиметричной информации участники рынка вынуждены предпринимать определенные меры.
Ассиметричная информация – положение, при котором стороны рыночной сделки имеют неодинаковые сведения: один из участников обладает большей

Слайд 9Возможности устранения ассиметричной информации.
1. Аукцион.
Каждый из покупателей реально оценивает

свои возможности, при этом хранит эту информацию в секрете, надеясь

на меньшие затраты. Вместе с тем, он не знает ничего о стартовых ценах и возможностях других покупателей. Поэтому именно здесь, в ходе торгов, и устанавливается реальная цена.
2. Законодательство о защите прав потребителей (которое должно быть в разумных пределах).
В юридической практике есть примеры, когда пострадавший потребитель требовал огромной суммы в качестве компенсации за ущерб и добивался этого. Поэтому законодательство должно все же ограничивать суммы ущерба (что используется в ряде стран).
3. Средства массовой информации.
Газеты, радио и телевидение, с одной стороны, могут предоставлять ложную информацию, а с другой стороны, могут предоставить реальную информацию (скажем, об исследованиях качества, содержания вредных веществ).
Вместе с тем, важно понимать, что абсолютно безопасных товаров не бывает. К тому же попытки создать безопасный товар привели бы значительному росту цены.
Возможности устранения ассиметричной информации.1. Аукцион. Каждый из покупателей реально оценивает свои возможности, при этом хранит эту информацию

Слайд 10Внешние эффекты (экстерналии) – выгоды или издержки, выпадающие на долю

«третей стороны», не участвующей в данной рыночной сделке.

Они могут быть

отрицательными и положительными.

Так, например, химическое предприятие или мясоперерабатывающий завод осуществляют сброс сточных вод в реку. Соответственно, все те, кто в этой реке купается, ловит рыбу, катается на лодке, не говоря уже о предприятиях водоснабжения, испытывают на себе отрицательное влияние внешнего эффекта.

Положительный эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. Так, например, принимая решение о получении образования, человек сопоставляет личные затраты и выгоды. Вряд ли кто задумывается о тех выгодах, которые получит общество в целом. Вместе с тем, образование приносит выгоду всему обществу. Экономика в целом выигрывает, получая более образованную, производительную рабочую силу.
Внешние эффекты (экстерналии) – выгоды или издержки, выпадающие на долю «третей стороны», не участвующей в данной рыночной

Слайд 11Отрицательный внешний эффект
Р
Q
Р1
Р2
Q1
Q2
E1
E2
A
Если затраты фирмы не включают расходы на создание

системы очистных сооружений, то количество выпускаемой продукции составит Q1 при

цене Р1. Если же фирма займется очисткой воды (что потребует отвлечения ресурсов от основного производства), то объем выпуска сократится до Q2 при цене Р2.
Фирма, как бы перекладывает свои частные издержки производства на общество. Общественные издержки будут состоять из частных издержек производителя и внешних издержек.
Площадь треугольника Е2АЕ1 отражает потери эффективности, связанные с тем, что частные издержки ниже социальных издержек.
Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем, по сравнению с эффективным, объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг.

D

S

S1

Отрицательный внешний эффектРQР1Р2Q1Q2E1E2AЕсли затраты фирмы не включают расходы на создание системы очистных сооружений, то количество выпускаемой продукции

Слайд 12Положительный внешний эффект
Р
Q
Р1
Р2
Q2
Q1
E1
E2
A
Принимая решение о получении образования, рациональный потребитель соотносит

ожидаемые выгоды с требуемыми для затратами – частными издержками. Равновесие

устанавливается в точке Е1. Однако, если бы часть издержек несло общество, то это привело бы к росту спроса на подобные услуги. В этом случае равновесие достигло бы точки Е2.
Площадь треугольника Е2АЕ1 характеризует выгоду для общества – здесь общие социальные выгоды больше частных выгод.
Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг.

D

S

D1

Положительный внешний эффектРQР1Р2Q2Q1E1E2AПринимая решение о получении образования, рациональный потребитель соотносит ожидаемые выгоды с требуемыми для затратами –

Слайд 13Государственные меры, направленные на сокращение перепроизводства товаров и услуг с

отрицательным эффектом:

1. Установление норм или стандартов по вредным выбросам –

определение пределов содержания вредных веществ в промышленных отходах, за нарушение которых законодательство определяет ответственность (как правило, административную). Главный недостаток этой меры – стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнений.

2. Введение платы за выбросы.
Это способствует сокращению объема вредных выбросов, главный принцип – «загрязнитель платит». Получаемые средства должны направляться на создание очистных сооружений.

3. Продажа прав на загрязнение.
Это предполагает установление государством объема вредных выбросов, допустимых в данной области, регионе и продажу его в форме лицензий с аукциона. Таким образом, если есть цель – сократить выбросы, то количество лицензий сокращается. Это более гибкое средство борьбы за экологию.
Государственные меры, направленные на сокращение перепроизводства товаров и услуг с отрицательным эффектом:1. Установление норм или стандартов по

Слайд 14Государственные меры, направленные на увеличение спроса на товары и услуги

с положительным эффектом:

1. Субсидии – выплаты производителям или потребителям экономических

благ, которые позволяют приблизить общественные выгоды к частным.
Так, например, финансирование системы образования обеспечивает доступ всем потребителям, независимо от уровня дохода. Предоставление льготных кредитов на образование способствует росту спроса на образовательные услуги. Примером может быть также бесплатная вакцинация населения, а также трансферты – выплата денег, передача товаров и услуг населению или фирме в одностороннем порядке, а не в обмен на товар или деньги. Примером трансфертных платежей служат различные пособия – инвалидам, безработным, стипендии и т. д.

2. Государственный сектор – комплекс предприятий, принадлежащих государству и полностью им финансируемых, обеспечивающие населению необходимые экономические блага. Увеличение числа государственных предприятий расширяет доступность общественных благ, но, в то же время, увеличивает нагрузку на федеральный бюджет.
Государственные меры, направленные на увеличение спроса на товары и услуги с положительным эффектом:1. Субсидии – выплаты производителям

Слайд 15Теорема Коуза заключается в том, что положительные и отрицательные эффекты

не требуют государственного вмешательства, если:
четко определены права собственности,
вовлечено небольшое число

людей,
трансакционные издержки равны нулю.

Например, владелец большого участка леса собирается заключить договор с лесозаготовительным заводом на вырубку деревьев. Сложность состоит в том, что в лесу есть озеро, на берегу которого находится известный, популярный курорт, для которого окружающий лес – необходимое средство привлечения туристов. Следовательно, вырубка леса сопровождается внешним отрицательным эффектом для собственника курорта. Должно ли правительство муниципалитета вмешаться в эту ситуацию?
По теореме Коуза – нет. Владельцы леса и курорта могут договориться между собой. Причем экономический интерес каждого может быть достигнут, если владелец леса оставит часть лесополосы, а владелец курорта возместит ему вмененные (альтернативные) издержки. Это может быть ежегодная плата или выкуп части леса.
Большую роль играет величина транзакционных издержек. Так, если сделка требует значительных затрат на поиск информации, проведение исследований, судебные разбирательства, то соответственно и выгоды будут оценены участниками сделки по-разному.
Теорема Коуза заключается в том, что положительные и отрицательные эффекты не требуют государственного вмешательства, если:четко определены права

Слайд 16Общественные (социальные) блага – это блага, которые потребляются всеми гражданами

независимо от того платят люди за это или нет.

Свойства общественных

благ

Неисключаемость в потреблении – ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага (даже если отказывается платить за него). Так, если потребителю нужно какое-либо частное благо, то он платит за него и потребляет, если ему оно не нужно, то он просто не покупает его. По другому дело обстоит с общественными благами. Они обладают своеобразным положительным эффектом: как только кто-то начинает его потреблять, оно становится доступным для всех.

2. Неизбирательность в потреблении – потребление общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие блага не конкурентны, а предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю.
Такими свойствами обладает большинство общественных благ, например: национальная оборона, охрана окружающей среды, строительство автострад, маяка на берегу и пр.
Общественные (социальные) блага – это блага, которые потребляются всеми гражданами независимо от того платят люди за это

Слайд 17Вместе с тем есть и еще одно свойство общественных благ,

которое влияет на поведение потребителя. Это – неделимость. Общественное благо

не может быть разделено на части и продано отдельными единицами. Следовательно, невозможно определить и цену на отдельное благо. В этом заключается особенность формирования совокупного спроса на общественные блага.

Формирование спроса на частное и общественное благо

Р

Q

Р1

QB

QA

DA

DB

DC

D

QC

Величина спроса на частное благо образуется путем сложения кривых индивидуального спроса:
QD=QA+QB+QC

QD

РA

РB

РC

РD

Р

Q

QD

DB

DA

DC

D

Величина спроса на общественное благо определяется путем суммирования предельных выгод:
PD=PA+PB+PC

Вместе с тем есть и еще одно свойство общественных благ, которое влияет на поведение потребителя. Это –

Слайд 18«Проблемы безбилетника»
Если на рынке частного блага по цене, которую готовы

заплатить потребители, можно судить об оценке полезности этого блага, то

в отношении общественного блага сделать это невозможно. Поскольку потребители пользуются благом независимо от того платят они за это или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат. Такая ситуация получила название «проблемы безбилетника»: люди могут пользоваться выгодами какого-то продукта, не участвуя в затратах на его производство.

Например, строительство маяка на опасном побережье – создание общественного блага. Выгода общества – сокращение числа кораблекрушений – очевидно превышают расходы на его создание. Но сопоставление выгоды для каждого пользователя не оправдывает покупки такого неделимого продукта. Однако после введения маяка в действие, он оказывается полезным для каждого из судов. Не существует возможности исключить какого-либо из капитанов из числа получающих выгоду от маяка. Это явление объясняет отсутствие стимулов для производства маяка.

Производить общественные блага – невыгодно. Рынок не выделяет ресурсы для их создания, он не в состоянии справиться с этой проблемой. Исправить подобные провалы рынка призвано государство.
«Проблемы безбилетника»Если на рынке частного блага по цене, которую готовы заплатить потребители, можно судить об оценке полезности

Слайд 19Государственное регулирование экономики – система мер законодательного, исполнительного и контролирующего

характера, осуществляемых в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы

к изменяющимся условиям.

В современной экономике государственное регулирование осуществляется через систему особых методов – административно-правовых и экономических регуляторов.

К мерам прямого экономического регулирования, непосредственно воздействующих на производство товаров и услуг, относят целевое финансирование и государственные закупки.

Косвенное экономическое регулирование влияет на общественное производство в основном посредством мер бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики.

Государственное регулирование экономики – система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых в целях стабилизации и приспособления

Слайд 20Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что главные функции государства

– это сглаживание внешних эффектов, борьба с монополиями и производство

общественных благ.
Однако на самом деле современные государства, со сложившейся смешанной экономической системой, значительно расширяют сферу деятельности государства. И зачастую, возникают такие ситуации, когда излишнее государственное вмешательство нарушает принципы рыночного саморегулирования. Так, мы говорили, что государственное регулирование цен (установление пола и потолка цен) порождает дефицит или излишек продукции, а установление МРОТ может привести к вынужденной безработице. Поэтому при определении границ государственного вмешательства главное условие: обеспечение нормальных условий работы рынка при одновременном решении острых социально-экономических проблем.

Таким образом, должен действовать принцип «презумпции нерегулируемости» - что, можно не регулировать, регулировать не надо.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что главные функции государства – это сглаживание внешних эффектов, борьба с

Слайд 21Границы государственного вмешательства обусловлены актуальностью выполнения ряда функций, к числу

которых можно отнести следующие:
Формирование правовой основы деятельности.
Государство устанавливает «правила игры»,

которые регулируют взаимоотношения между фирмами, поставщиками и потребителями ресурсов; создает институты, контролирующие соблюдение установленных правил (инспекции, суды); применяет системы сертификации и лицензирования.
Поддержание конкуренции.
Государство следит за состоянием рынка, разрабатывает антимонопольное законодательство, стимулирует появление малых и средних предприятий.
Перераспределение доходов.
Рыночная экономика обеспечивает доход только владельцу какого-либо ресурса. Ей присуще неравенство в распределении доходов. Посредством инструментов налогообложения, страхования, социальных трансфертов осуществляется сглаживание этого неравенства.
Перераспределение ресурсов.
Рыночной экономике свойственен недостаток необходимых (общественных) благ (дороги, больницы, школы и пр.) С этой целью создается государственный сектор или финансирование (субсидирование) деятельности частных организаций.
Границы государственного вмешательства обусловлены актуальностью выполнения ряда функций, к числу которых можно отнести следующие:Формирование правовой основы деятельности.Государство

Слайд 22Задание к семинару

Подготовьте ответы на следующие вопросы:

Какие социально-экономические проблемы

общества, на ваш взгляд, должны решаться административными мерами, а какие

с помощью экономических? В каком случае те или иные будут более или менее эффективными?

Приведите примеры, когда меры государственного регулирования имели негативные последствия для экономики?

В чем цель и содержание Киотского протокола?

Изучите и проанализируйте Закон РФ «О защите прав потребителей». Какие требования к производителям предъявляет этот закон (качество, упаковка и пр.)? Какие из них, на Ваш взгляд, являются обоснованными? Какие из них Вы бы убрали или добавили?

Какова цель обязательной сертификации? Какие товары и услуги, на ваш взгляд, должны подлежать обязательной сертификации?

Задание к семинаруПодготовьте ответы на следующие вопросы: Какие социально-экономические проблемы общества, на ваш взгляд, должны решаться административными

Слайд 23Список рекомендуемой литературы
Основная:
Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н.,

Киселевой Е.А. – М., 2006 г.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс

- ИНФРА-М, 2003 г.

Дополнительная:
Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2005 – гл. 12, 13
Закон РФ «О защите прав потребителей» http://www.consultant.ru/popular/consumerism/

Список рекомендуемой литературыОсновная:Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – М., 2006 г.Макконнелл К.Р.,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика