Слайд 1
Роль религиозной составляющей в Великой Отечественной войне:
к
вопросу изучения проблемы
Касимов
Рустам Нуруллович, к.и.н., доцент
KASDAN@YANDEX.RU
…Великая Отечественная война стала величайшим испытанием для
многонационального советского народа. Ценой больших потерь советский народ отстоял свою свободу и независимость. Мы благодарны ветеранам за победу. Но до сих пор не сказана правда о войне. И этого не произойдет никогда! С годами мифов, легенд, фальсификаций вокруг событий 1941-1945 годов будет всё больше…
Слайд 2ВВЕДЕНИЕ.
Лето 1941 года. Численность воюющих армий.
На день нападения гитлеровцев —
22 июня 1941 года — численность полевых сил РККА у
западных границ СССР, в западных военных округах - 166 дивизий и 9 бригад ( примерно, 3 млн. человек )
Германия и союзники ( Италия, Румыния, Венгрия) сосредоточили к 1941 году у границ СССР 181 дивизию и 18 бригад (3,5 млн. человек).
На стороне противника был и решающий фактор – фактор внезапности и преимущество нанесения первого удара.
Слайд 3Вооруженные силы Германии. Людские потери.
Наиболее достоверными в западной историографии считаются
сейчас данные о потерях вооруженных сил Германии во Второй мировой
войне, подготовленные к 40-летию окончания войны в Европе Германским федеральным управлением по исчислению военных потерь. Это учреждение, продолжая деятельность Центрального бюро учета потерь личного состава вооруженных сил Германии военной эпохи, составило поименные списки погибших в 1939-1945 годах и умерших в плену после войны. Результатом многолетней работы Германского федерального управления стали итоговые цифры военных потерь на всех фронтах, на море и в воздухе.
Погибло и умерло от ран 3.100.000 солдат и офицеров (самая высокая цифра среди всех немецких источников), пропало без вести и умерло в плену - 1.200.000. Итого: 4 млн. 300 тыс. человек.
По российским официальным данным, картина вырисовывается несколько иная: Вермахт и войска СС только на Восточном фронте (в 1941-1944гг..) потеряли убитыми, умершими от ран и болезней -2.869.300 человек; пропавшими без вести и умершими в плену - 1.423.400.
Итого общие демографические безвозвратные потери только на Восточном фронте (в 1941-1944гг..) составили 4.292.700 человек.
Слайд 4Вооруженные силы СССР.
Людские потери.
Группа отечественных исследователей оценивает общие людские
потери СССР в Великой Отечественной войне, определённые методом демографического баланса,
в 27 млн. человек. Сюда входят все погибшие в результате военных и иных действий противника, умершие вследствие повышенного уровня смертности в период войны на оккупированной территории и в тылу, а также лица, эмигрировавшие из СССР в годы войны и не вернувшиеся после её окончания.
По мнению зарубежных исследователей, цифра 27 миллионов, задаёт лишь нижний предел всех потерь СССР в войне.
Общая убыль населения с 22 июня 1941 по 1 июня 1945 составила, примерно, 40 млн. человек, и эта цифра соответствует верхнему пределу.
Военнослужащие:
По данным министерства обороны России безвозвратные потери в ходе боевых действий на советско-германском фронте с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. составили, примерно, 9 млн. человек советских военнослужащих. Источником послужили рассекреченные в 1993 году данные; данные полученные в ходе поисковых работ на Вахтах Памяти; по материалам архивов.
Слайд 5Роль религиозной составляющей в Великой Отечественной войне:
к
вопросу изучения проблемы
История
предлагает нам изучение прошлого и прогнозы настоящего неизвестных нам фактов
и событий, культур и народов, сообществ в которых все устроено совершенно иначе, чем у нас. Зная, причинно-следственные связи тех или иных событий прошлого мы способны изменить будущее в лучшую сторону. Важно в деталях и без пристрастий изучать историю, чтобы извлекать ошибки из прошлого и предотвращать их в дальнейшем. В истории, как в математике, важен холодный и трезвый расчет при описании фактов.
Неумеренные заигрывания с героической патетикой, пафосом повествования неизбежно уводят науку в сторону «журнализмов» и субъективной беллетристики. Безусловно, это справедливо и для сложной проблемы роли религии в Великой Отечественной войне. Сегодня мы часто слышим о выдающейся роли церкви в победе над фашистами. «Бог и Победа», говорят нам, шли рука об руку. Однако, важно помнить, что в Советском Союзе к 1941 году оформился новый социалистический строй, ассоциировавшийся с красным знаменем и красной звездой; но не с Библией или Кораном, не с крестом и не с полумесяцем.
Слайд 6Роль религиозной составляющей в Великой Отечественной войне:
к
вопросу изучения проблемы
Религию
часто называют альтернативной властью. Естественно, большинство светских руководителей прошлого воспринимали
религиозные институты как инструмент поддержания своего могущества. Обожествление князей и царей, императоров придавало "святость" режиму.
В массовом сознании это означало принятие идеологических установок политических элит, определенных экономическими реалиями жизненных ориентиров. Государственная система, которая в значительной мере держалась на подавлении и насилии, обретала некоторую духовную основу и обоснование правильности своих действий.
Слайд 7Роль религиозной составляющей в Великой Отечественной войне:
к
вопросу изучения проблемы
Власть
в нашей стране до 1917 года старалась, по возможности, не
портить отношения с конфессиями. Представители духовенства имели некоторые политические и экономические привилегии, особый «возвышенный и одухотворенный» статус. Взамен религия привносила в нелёгкую жизнь русского (татарского, удмуртского и пр.) крестьянина или пролетария душевное спокойствие и чувство защиты, надежды, покоя и умиротворения.
Представители конфессий занималась благотворительностью и образовательными практиками. Нередко они заступалась за государственных преступников и вольномыслящих ренегатов. Иными словами, религия реагировала на политику, давала свою реакцию и оценку политическим преобразованиям в стране, то есть занимала определенную позицию в жизни государства.
Слайд 8Роль религиозной составляющей в Великой Отечественной войне:
к
вопросу изучения проблемы
На
территории дореволюционной России действовало 78 тыс. православных храмов, 25 тыс.
мечетей, более 6 тыс. синагог, 4,4 тыс. католических костелов, более 200 старообрядческих церквей.
Количество храмов в России к 1941 г. сократилось в 20 раз. Большая часть храмов была закрыта в 30-е годы. К 1938 году было закрыто более 40 тыс. молитвенных зданий. Это не только православные храмы, но и мечети, синагоги и др.
В 1935-1936 гг. правительство запретило деятельность Синода и "Журнала Московской патриархии". В 25 областях не имелось ни одного действующего православного храма. [https://topwar.ru/8094-cerkov-i-velikaya-otechestvennaya-voyna.html]
Слайд 9Роль религиозной составляющей в Великой Отечественной войне:
к
вопросу изучения проблемы
Большая
часть общества, которая потеряла связь с традиционной религией в 20-30-ые
годы прошлого века, воспринимала новую идеологию и «советскую религию» параллельным курсом.
Естественно, у «советской религия» была и своя атрибутика: красные уголки, портреты известных коммунистов и памятники вождей, алые стяги, красноречивые лозунги и транспаранты, и т.п. Своя обрядность, своя догматика, свои уникальные традиции и самобытный взгляд на ценности традиционной культуры конца XIX века.
Слайд 10Роль религиозной составляющей в Великой Отечественной войне:
к
вопросу изучения проблемы
Вождь
и учитель - Владимир Ленин вел себя как пророк, окруженный
учениками и последователями. В полном смысле харизматическим вождем, почти богом он стал после смерти. "Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!" – этот лозунг можно было встретить и на улицах столицы, и в маленькой деревушке. И сейчас мы можем лицезреть его нетленное тело в мавзолее, в центре столицы нашей Родины.
Новый вождь - Иосиф Сталин пришел на смену как верный ученик Ленина. Его возвеличивание началось уже в 30-е годы. Он стал «советским божеством» еще при жизни. Повсюду висели его портреты, в городах и поселках воздвигались памятники. Его именем назывались: города, улицы, школы, заводы, колхозы, дивизии, полки и т.д.
Пресса прославляла своих вождей.
Слайд 11Роль религиозной составляющей в Великой Отечественной войне:
к
вопросу изучения проблемы
Вопрос
о реальных заслугах и достижениях, как и вопрос о потерях,
понесенных традиционными конфессиями России, равно как и общие вопросы о религиозной жизни нашей страны во время войны 1941- 45 гг., по понятным причинам, до недавнего времени не мог стать предметом глубокого и всестороннего анализа. Попытки поднять эту тему появились лишь в последние тридцать лет. Впрочем, зачастую они оказываются далеки от научной объективности и беспристрастности.
Слайд 12Роль религиозной составляющей в Великой Отечественной войне:
к
вопросу изучения проблемы
Проблемным
остается и сочетание «нацизм и религия». Так можно назвать социальное
явление, при котором фашистский, в частности, национал-социалистический режим в Германии, обосновывал своё отношение в том или ином государстве к религии. Многое здесь зависело от того, насколько режим был связан с традиционными элементами национальной культуры.
Представители евангелической (лютеранской) церкви в Европе, хотя и отвергали новоязыческие взгляды нацистов, в то же время более или менее открыто сочувствовали националистическим, а также антисемитским целям национал-социализма.
Православие рассматривалось национал-социалистами как важный инструмент борьбы против своих политических противников и повышения своего авторитета в странах с преимущественно православным вероисповеданием (СССР, Румыния, Болгария, Греция). В свою очередь, воинствующий антибольшевизм фашистов был положительно воспринят рядом православных иерархов белоэмигрантской русской среды.
Адольф Гитлер активно сотрудничал с некоторыми мусульманскими религиозными лидерами. С 1941 по 1945 год в качестве почётного гостя нацистской Германии в Берлине бывал муфтий Иерусалима Мохаммад Амин аль-Хусейни. [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B7%D0%BC_%D0%B8_%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F ]
Слайд 13Роль религиозной составляющей в Великой Отечественной войне:
к
вопросу изучения проблемы
Исторически
сложилось, что в России православие играет роль одной из важнейших
«духовных скреп» общества. В период «больших перемен» (1917-1939 гг.) большевики отказывались от услуг православной религии. Но во время войны, когда пришло время «собирать камни», важно было вернуться к традициям русской культуры, которые помогли объединению многонационального народа на основе обшщего языка, общей истории, общих представлений о культуре.
Значимость религиозного в культуре хорошо понимал и Гитлер. Одно из его указаний во время войны гласило, что оккупационные власти должны препятствовать влиянию одной церкви на большой район, зато появление многочисленных религиозных групп на оккупированных территориях, как форму раскола и разъединения, следует поощрять.
В Псковской области до прихода немцев имелось 3 храма, а к возвращению советских войск их было 200. В Курской области до немцев было 2, стало – 282, зато в Тамбовской области, где советская власть стояла неизменно, так и оставалось 3 храма. За проведение религиозной политики на оккупированной территории у гитлеровцев отвечало несколько ведомств – от специального министерства вероисповеданий вплоть до военного командования и гестапо. На оккупированных территориях, в начале войны, немцы разрешали церквям их деятельность. Некоторые священники принимали фашистскую культуру, мотивируя это тем, что в России Церковь подвергается гонениям. [ https://topwar.ru/8094-cerkov-i-velikaya-otechestvennaya-voyna.html]
Слайд 14Роль религиозной составляющей в Великой Отечественной войне:
к
вопросу изучения проблемы
Традиционные
конфессии в России, в большинстве своем, объединилась со светской властью
в борьбе с фашизмом. Войну объявили священной, а представители различных религий благословили эту справедливую битву советского многонационального народа с фашизмом, угрожавшим всему миру. Помимо материальной помощи, религия морально поддерживала людей, на фронте и в тылу.
Солдаты и командиры в бою верили в чудотворную силу молитв, которые выступали в роли душевного успокоения. Старики, женщины и дети в тылу просили божественные силы уберечь родных от гибели. Традиционные конфессии (православие и ислам) внесли немалый вклад в справедливую борьбу против фашистов во время войны. Положение и статус представителей религиозных культур в советской России на некоторое время укрепилось.
Простые люди часто обращались к божественным силам и надеялись на силы небесные, как на могущественную поддержку свыше. При этом они принимали политические и социальные реалии советского государства, ассоциированные с красным флагом и звездой, серпом и молотом, но не с религиозными догматами или священными писаниями.
Слайд 15Роль религиозной составляющей в Великой Отечественной войне:
к
вопросу изучения проблемы
Важно
помнить, что те люди, которые принимали участие в войне, были
так или иначе подготовлены советской системой. У нас же часто говорят, что в войне победил народ. Но, какой народ? Не просто какой-то абстрактный народ, а советский народ. В годы войны вся страна была организована так, что миллионы людей шли в армию и героически сражались. Не будь такой системы, не было бы и Великой Победы. А речь шла о жизни и смерти многонационального советского народа. Абсурдно также мнение, будто советские люди сражались за Родину, но не за советский социальный строй.
К моменту начала войны для большинства советских людей коммунистический строй стал их образом жизни, а не просто политическим режимом. Отделить его от массы населения было практически невозможно. Хотели люди этого или нет, любая защита ими себя и своей страны, своего государства означала защиту нового социального строя. [https://ria.ru/20150507/1063101933.html]
Слайд 16Великая Отечественная война. Аспекты периодизации…
Таким образом, главный и решающий фактор
– это тот социальный строй, который установился в России после
1917 года. Все остальные факторы (здесь можно назвать и огромную территорию страны, и героизм людей, и качество оружия, и бездорожье, и зимние морозы, и помощь союзников, и религиозную веру) сыграли свою роль только потому, что существовал этот главный фактор – новый социалистический строй, ассоциировавшийся с красным знаменем и красной звездой; но не с Библией или Кораном, не с крестом и не с полумесяцем.
Слайд 17Список публикаций по теме
Журавлев Евгений Иванович. КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ, НЕМЕЦКИЙ «НОВЫЙ ПОРЯДОК»
И РЕЛИГИОЗНЫЙ ВОПРОС НА ЮГЕ РОССИИ В ГОДЫ ОККУПАЦИИ (1942-1943
ГГ. ) [https://cyberleninka.ru/article/n/kollaboratsionizm-nemetskiy-novyy-poryadok-i-religioznyy-vopros-na-yuge-rossii-v-gody-okkupatsii-1942-1943-gg]
Линец Сергей Иванович, Маслова Ольга Борисовна, Рутковская Марина Валерьевна. «ОТКРЫВАЙТЕ ЦЕРКВИ И МЕЧЕТИ!»: НЕМЕЦКИЙ ОККУПАЦИОННЫЙ РЕЖИМ И РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЕССИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1942-1943 ГГ). [https://cyberleninka.ru/article/n/otkryvayte-tserkvi-i-mecheti-nemetskiy-okkupatsionnyy-rezhim-i-religioznye-konfessii-na-severnom-kavkaze-v-period-velikoy-otechestvennoy]
Осьмачко Сергей Григорьевич. СОВЕТСКИЙ КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ (1941-1945 ГГ.): АКТУАЛЬНОСТЬ ДЕФИНИЦИИ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ДИСКУРС [https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskiy-kollaboratsionizm-1941-1945-gg-aktualnost-definitsii-i-sotsiokulturnyy-diskurs]
Синицын Фёдор Леонидович. ПОЛИТИКА УКРЕПЛЕНИЯ РУССКОГО И СОВЕТСКОГО ПАТРИОТИЗМА КАК ИНСТРУМЕНТ СПЛОЧЕНИЯ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (ИЮНЬ 1941 Г. – НОЯБРЬ 1942 Г. ) [https://cyberleninka.ru/article/n/politika-ukrepleniya-russkogo-i-sovetskogo-patriotizma-kak-instrument-splocheniya-sovetskogo-naroda-v-pervyy-period-velikoy]
Фуфаева Анастасия Петровна. ВЛАСТЬ И ЦЕРКОВЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: СОВРЕМЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ [https://cyberleninka.ru/article/n/vlast-i-tserkov-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny-sovremennoe-izmerenie]
Цеханская Кира Владимировна. ВОЙНА И ВЕРА: РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ ПОДВИГА СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ [https://cyberleninka.ru/article/n/voyna-i-vera-religioznyy-aspekt-podviga-sovetskih-lyudey-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny]
Слайд 18
Материал подготовил
Касимов Рустам Нуруллович, к.и.н., доцент.
Методист центра поликультурного образования
АОУ ДПО УР «Институт развития образования»; Старший научный сотрудник отдела
междисциплинарных и прикладных исследований УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН,
KASDAN@YANDEX.RU