Слайд 1 Роль сказки в работе с дошкольниками
ГБУ ДО ЦДЮТТ
КИРОВСКИЙ РАЙОН САНКТ - ПЕТЕРБУРГ
Луговая Татьяна Павловна
педагог дополнительного образования высшей категории
Слайд 2Джанни Родари
«Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.
Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность
новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить, критические воспринимать окружающее»
Слайд 3Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время,
сказка может служить целям обучения и воспитания, так как обучение
посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений, присутствует образность и метафоричность языка, психологическая защищённость (хороший конец), имеется наличие тайны и волшебства.
Слайд 4СКАЗКОТЕРАПИЯ
Метод, использующий
сказочную
форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Слайд 5Цель знакомства:
Развитие личности дошкольника посредством Сказкотерапии.
Слайд 6
Наша задача:
Разработать содержание различных форм организации работы с детьми
с использованием Сказкотерапии;
применять в работе с детьми приёмы, используемые в
Сказкотерапии;
изготовить атрибуты для использования в Сказкотерапии;
развивать коммуникативные навыки;
развивать воображение, мышление;
воспитывать чувство доброты.
Слайд 7Проблема:
Как использовать ресурсы сказок в формировании и развитии
личности дошкольника?
Слайд 8 Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Сказки
способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.
Слайд 9 Направления в работе со сказкой:
Познавательное развитие;
Социальное развитие;
Физическое развитие;
Развитие
творческого воображения.
Слайд 10Классификация сказок:
Художественные (народные и авторские сказки).
Психотерапевтические сказки.
Дидактические сказки.
Медитативные сказки.
Слайд 11Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:
Ситуация
не должна иметь правильного готового ответа. (Принцип открытости);
Ситуация должна содержать
актуальную для ребенка проблему «зашифрованную в образном ряде сказки;
Ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.
Слайд 12 Формы организации:
Игровые занятия;
Комплексные занятия;
Интегрированные занятия;
Элементы театрализации;
Творческие задания.
Слайд 13Методы и приемы работы со сказкой:
Элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и
вопросы; игровые задания;
игры - экспериментирования с предметами и материалами;
Моделирование
сказочных сюжетов.
Слайд 14Экспериментирования
с предметами и материалами
Слайд 18Структура развивающего занятия с элементами сказкотерапии:
I этап. Проблема практики.
II этап.
Ритуал входа в сказку.
III этап. Решение проблемы.
IV этап. Развивающий элементы
самосознания.
V этап. Ритуал «выхода из сказки».
VI этап. Итог.
Слайд 19Примеры работы со сказкой
(план проведений занятия может быть произвольным).
Ритуал «входа»
в сказку
Передача «волшебного» предмета по кругу
Слайд 20
Ритуал «входа» в сказку
Проходим по «Волшебным ступенькам»
Слайд 23 Развивающий элементы самосознания.
Слайд 25Роль педагога в совместной деятельности с детьми при работе со
сказкой:
Вся работа проходит в форме игры, но при
этом сохраняются элементы познавательного и учебного материала с нетрадиционным подходом. Это значит, инициирование у детей умения нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а так же создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. По принципу « от простого к сложному».
Слайд 26 Результатом моей работы со сказкой является:
Установление психологического
комфорта в коллективе.
Формирование у детей познавательного интереса.
Развитие связной монологической,
диалогической речи.
Использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности.
Овладение умением моделировать сказки.
Развитие творческого воображения, мышления.
Формирование позиции бережного отношения к окружающему миру.
Овладение навыками взаимоотношения с миром.
Слайд 27Вывод:
Занятия построенные, Cказкотерапевтическим образом очень широко влияют на развитие личности
ребенка, помогают эффективно решать задачи обучения и воспитания, развивать врожденные
таланты. А так же воспитывать важное личное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты.
Слайд 28«Сказка - ложь, да в ней намек –
Добрым молодцам
урок,
Красным девицам венец!
Вот и сказки конец!»
А кто слушал
молодец!..