Слайд 1Романское искусство
В X веке в Западной Европе сложился большой стиль
в искусстве, который был назван романским. В это суровое время
, полное междуусобных войн, Западная Европа распалась на множество мелких феодальных государств. На землях бывшего Франкского государства стали складываться три новых нации — французы, немцы и итальянцы. Городов было мало, ремесло и торговля находились на низком уровне. Все необходимое изготовлялось на месте — в феодальном замке или деревенском доме. И все же в западной Европе была одна богатая и влиятельная сила — христианская церковь во главе с папой римским. Поэтому самыми большими и красивыми сооружениями романской эпохи были церкви и монастыри. Почти все романское искусство связано с христианской церковью, потому что других заказчиков, богатых и образованных, в Европе просто не было.
Слайд 2Постепенно в Европе развивались ремесла, торговля, и в 11 —
12 веках все большую роль начинают играть города. Они обносились
мощными крепостными стенами, укреплялись рвом, у мостов и городских ворот стояла стража, улицы на ночь перегораживались цепями на огромных замках. Именно потому, что его нужно было оборонять, дома высились в несколько этажей, причем верхние нависали над нижним. В эту эпоху складывается тип феодального замка.
Слайд 3Как правило, замок ставили на возвышенном месте, удобном для обороны
и наблюдения, он был как бы символом власти феодала над
окрестными землями. Основное жилище феодала — главная башня -донжон — нижний этаж ее служил кладовыми, второй — жильем владельца, третий — помещением для слуг и охраны, подземелье — тюрьмой, крыша — для дозора. Церкви же ставили всегда в центре города.
Слайд 4Наиболее ярко романский стиль выражен именно в архитектуре храмов. Строители
того времени создали совершенно самобытный архитектурный стиль. Главным признаком романского
стиля является круглая арка, которая встречается повсеместно — над оконными и дверными проемами и во многих других частях постройки. Церкви строили в форме базилики. Базилика — это продолговатое здание, состоящее из трех или более вытянутых помещений — нефов. Причем средний неф выше остальных и имеетотдельную крышу.
Слайд 5Одним из достижений романской архитектуры было соединение церковного здания с
башнями. Башен было несколько, они служили как украшением, так и
убежищем от многочисленных врагов. Форма башен была иногда круглой, иногда 4-х — 6-и — угольной с чуть заостренной верхушкой. Нефы были перекрыты тяжелыми сводами, и чтобы удержать такую массу камня, колонны, на которые они опирались, были очень крепкими, толстыми. Иногда из заменяли четырех-или восьмигранные мощные столбы — пилоны. Поэтому романские церкви — массивные, с толстыми каменными стенами, выглядели грозной, тяжеловесной, каменной глыбой. Наружные стены романских церквей украшали галереи из небольших арок и столбиков.
Вормский собор – яркий пример романской архитектуры.
Слайд 6Схематическое изображение романского собора.
Слайд 7В окна храмов вставляли разноцветные витражи, украшающие внутренне сумрачное помещение.
Необходимо
отметить, что в средневековье витраж воспринимался как элемент посредничества между
божественными и земными сферами, поскольку магическая игра солнечного света на разноцветных стеклышках интерпретировалась как метафорическое выражение божественной любви и силы. То, что сейчас кажется наивным и неправдоподобным, тем не менее, имеет обоснование, поскольку современное мировоззрение существенно отличается от мистицизма, преобладавшего в обществе той эпохи. Прекрасные цветные картины являлись своеобразными прообразами райского великолепия.
Слайд 8Каждая из главных частей романского собора представляла собой отдельную пространственную
ячейку, как внутри, так и снаружи четко обособленную от остальных,
что во многом было обусловлено требованиями церковной иерархии: например, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы. В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства. Это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже - куполами), приходящими в романский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах.
Слайд 9Неотъемлемой частью церковного здания была скульптура. В основном, это были
рельефы с изображениями библейских сюжетов из жизни святых. Более всего
украшали скульптурами входы в церковь (порталы), пространство над входом (тимпан), а также передние стороны (фасады) и капители колонн. Хотя в основном изображались в скульптуре чудесные, поучительные или устрашающие события из священного писания, среди них попадаются и чисто бытовые сцены, иногда даже немного смешные. Скульптурные изображения были иногда несколько неуклюжи, но всегда очень выразительны. Романские скульпторы не стремились точно подражать природе, их главной задачей было передать переживания верующих.
Слайд 10Основное место расположения скульптуры в романском храме — это, конечно,
порталы. Скульптура порталов несла в себе очень важную функцию, являясь
своеобразной “Библией бедных”. Не стоит забывать о том, что подавляющее большинство населения средневековой Европы было неграмотным. И даже грамотные люди далеко не всегда могли себе позволить покупку дорогостоящих книг. Религия же играла ведущую роль в жизни человека эпохи Средних веков.
Идея спасения души являлась краеугольным камнем христианского мировоззрения. Но человек по природе своей слаб, и для того чтобы он стремился к спасению собственной души, ему надо постоянно напоминать о том, какая награда его ждет, если он будет вести праведный образ жизни, и как страшно он будет наказан, если станет грешить. Причем второй аргумент представлялся средневековым мастерам наиболее действенным, поэтому самые яркие образы возникают именно в изображении ада.
Несомненно, самое удачное место для расположения этих скульптур — это вход в собор. Человек должен вступать в храм божий уже с соответствующим настроем.
Устройство романского портала обычно таково: центральная композиция располагается в тимпане (полукруглом пространстве, образующемся непосредственно над входом в собор за счет арки). Под тимпаном находится балка, которую поддерживает центральный столб, где также располагается скульптура. Сама арка перспективного портала тоже оформляется пластикой — это могут быть различные орнаменты или изображение знаков зодиака.