Слайд 1РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
Филологический факультет
Кафедра массовых коммуникаций
Основные положения социологической теории
О. Конта
Выполнила: студентка ФЖМ-11
Виктория Чорба
Москва-2018
Слайд 2Биография
Огюст Конт (19 января 1798, Монпелье—5 сентября 1857, Париж) - французский философ,
социолог и популяризатор науки, основатель позитивистского направления. Автор многочисленных работ
по социологии.
Слайд 3Биография
Огюст Конт родился на юге Франции, в Монпелье, Эро. Учился
в лицее Жофре и в Университете Монпелье. С началом Французской
революции он глубоко проникся идеями республиканизма. В 1814 году он поступил в Политехническую школу Парижа. Когда в 1816 году заведение закрыли на реорганизацию, он перешёл на учёбу в медицинскую школу в Монпелье.
Не получив законченного образования, Конт осел в Париже. Там он жил на заработки от уроков по математике и журнализму, которые он давал, в это же время усиленно изучая экономику, историю и философию. В 1817 году он познакомился с Анри Сен-Симоном — социальным теоретиком, после чего стал его секретарём и соавтором. Их сотрудничество закончилось в 1924 году из-за разногласий, возникших на почве спора за право авторства.
Слайд 4Этапы в творчестве
Первый период (1819—1828, почти полностью совпадает со временем его
сотрудничества с Сен-Симоном) - издание шести небольших программных сочинений — «опускулов»:
Конт
развивает последние идеи Сен-Симона, обозначает наиболее важные свои собственные идеи, которые будет разрабатывать впоследствии: идея об особой роли учёных в новом обществе; различение двух главных эпох в развитии человечества (критической и органической); понятие и принципы «позитивной политики»; «закон трёх стадий».
Второй период (1830—1842):
Издаётся 6-томный «Курс позитивной философии», разрабатываются философские и научные основы позитивного мировоззрения, обосновывается включенность человеческого и социального мира в общую систему мироздания, подчинённость человеческих дел естественному ходу вещей и ориентацию социологии на естественные науки.
Третий период (1845—1857):
Издаются «Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий Религию Человечества», «Позитивистский катехизис», «Субъективный синтез». Позитивизм рассматривается Контом, как доктрина, в которой интеллектуальные, научные элементы подчинены моральным, религиозным и политическим. Социальный мир рассматривается, как продукт чувства, воли и деятельности человека.
Слайд 5Основные работы
«Курс позитивной философии»;
«Система позитивной политики, или Трактат
по социологии, устанавливающий религию Человечества»:
«Система позитивной политики, или Социологический
трактат, учреждающий Религию Человечества»;
«Позитивистский катехизис», «Субъективный синтез».
Его работы оказали огромное влияние на Карла Маркса, Джона Стюарта Милла и Джорджа Элиота. А его идеи социального эволюционизма оказали необычайно сильное воздействие на развитие современной социологии.
Слайд 6Закон 3-х стадий развития общества или 3-х различных теоретических состояния
Человеческое
общество проходит три стадии развития:
ТЕОЛОГИЧЕСКУЮ
МЕТАФИЗИЧЕСКУЮ
НАУЧНУЮ (ПОЗИТИВНУЮ)
Находясь на этой
стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.
Объяснение явлений мира сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют
Человечество отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.
Слайд 7Определение социологии
Историческая и научная роль Огюста Конта состоит прежде всего
в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него
он поставил в рамках отдельной науки, которую назвал социологией.
Общество — органическое единство всего человечества или какой-либо его части, объединённых идеей «всеобщего согласия». Оно представляет собой органическую систему, порождённую необходимостью в поддержании общего порядка и состоящую из множества подсистем. Между обществом и индивидом находится семья, которая представляет собой «истинное единство» в отличие от самого общества, которое выступает как «внешняя», принудительная сила.
По Конту социология (социальная физика) устанавливает законы общественного развития.
Слайд 8Он делит социологию на:
социальную статику— раздел позитивной науки об обществе —
изучает условия его стабильного существования, конкретный состав и взаимосвязь частей,
а также основные общественные институты — семью, религию, государство; имеет дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого общественного строя; институты и условия — семья, разделение труда, кооперация…, которые общи и одинаковы для обществ любой эпохи; основной закон социальной статики состоит в том, что он исследует взаимосвязь различных аспектов жизни (экономической, политической, культурной); изучает законы порядка.
социальную динамику — теория исторического социального развития, базирующаяся на вере в прогресс умственного развития человечества и признании закономерного прохождения стадий его развития; изучает законы развития общества — законы прогресса, смены эволюционных стадий.
Слайд 9На основе этого разделения Конт обосновывал органическую связь порядка и
прогресса. В поздний период своей деятельности Конт пытался превратить теоретическую
социологию в «практическую науку» преобразования общества. При этом человек рассматривался не как отдельно взятый индивид, не как изолированный атом, а в контексте всего Человечества как огромного организма, составленного из совокупности ушедших, ныне живущих и будущих поколений людей. На основе этой идеи Конта возникли разнообразные варианты гуманистического направления в социологии.
Слайд 10Государство и право
Основной задачей позитивной философии Конт считал преобразование
общества, в ходе которого утвердится социократия: на основе социальной солидарности капиталистов
и пролетариев, а мелкая буржуазия должна исчезнуть. Управление в таком обществе должно быть светским (банкиры, промышленники и земледельцы) и духовным (священники позитивной церкви).
Слайд 11Четыре силы в социократии:
носители концентрированной силы — патрициат (банкиры, купцы, фабриканты, землевладельцы).
Патрициат обеспечивает последовательность развития, осуществляет финансовое и экономическое управление.
священники-позитивисты; в
их ведении — образование, воспитание, исправление преступников.
рассеянная сила — пролетариат; осуществляет переход к промышленному строю.
женщины — олицетворение нравственности, воплощение чувства.
Слайд 12Четыре силы в социократии
Во взаимодействии этих четырёх сил будут обеспечены
порядок и прогресс, нравственное совершенствование общества. В государстве, построенном на
позитивных принципах, должны главенствовать обязанности, а не права. По мнению Конта, права только подрывают спокойствие общества.