Слайд 1«Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного
творчества»
М. ГОРЬКИЙ
Русь былинная
Слайд 2А и сильные, могучие
Богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам
По
нашей земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую!
Не затмить им солнце
Наше красное!
Век
стоит Русь – не шатается!
И века простоит –
не шелохнется!
Слайд 3
В каждом классе мы окунаемся в произведения устного народного творчества,
восхищаемся самоотверженными героями – храбрыми, доблестными, волевыми защитниками русской земли.
Слайд 4
На высоких холмах стоит Киев-город. В старину опоясывал его
земляной вал, окружали рвы. Пахали под Киевом землю пахари.
По берегам реки строили умелые корабельщики лёгкие ладьи, долбили чёлны дубовые. В лугах и по заводям пасли пастухи круторогий скот. За пригорками и сёлами тянулись леса дремучие. А за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей много горюшка. Налетали из них на русские сёла кочевники – жгли и грабили, уводили русских людей в полон.
Слайд 5
Чтоб беречь землю Русскую, разбросались по краю степи заставы богатырские,
да маленькие крепости.
Слайд 6
А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях,
зорко всматривались вдаль, не видать ли вражеских костров, не слыхать
ли топота чужих коней.
Слайд 7Дни и месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец,
ни дома себе не построил, ни семьи не завёл. И
Добрыня, и Алёша, и Дунай Иванович – всё в степи да в чистом поле правили службу военную.
Слайд 8
По всей Руси простой народ богатырей любит, славит и чествует.
Ржаным хлебом с ними делится, в красный угол сажает и
поёт песни про их славные подвиги - о том, как берегут, защищают богатыри родную Русь.
Евпатий Коловрат. Персонаж «Повести о разорении Рязани Батыем»
Слайд 9з того ли то
из города
Из Мурома,
из того
села
Да Карачарова
Выезжал удаленький
Дородный добрый молодец
Слайд 10
Илья Муромец – самый любимый, родной и близкий сердцу каждого
русского человека былинный образ. Недаром сам народ говорит о нём:
Как одно – то на небе красно солнышко,
А один – то на Руси Илья Муромец!
Вся жизнь этого могучего богатыря, воплотившего в себе своеобразие русского национального характера, опоэтизирована народом.
Слайд 11
Количество былинных сюжетов об Илье огромно. «Исцеление Ильи Муромца», «Илья
Муромец и Соловей – разбойник», «Илья Муромец и Идолище», «Илья
Муромец и Калин царь», «Три поездки Ильи Муромца» и многие другие. В одних былинах Илья Муромец едет через непроходимые, непроезжие леса, ему неведом страх перед Соловьем –разбойником, в других он вступает в единоборство с сорока разбойниками.
Илья Муромец и жена Святогора
Слайд 12
Ученые много сил потратили на то, чтобы выяснить , жило
ли когда-либо то историческое лицо, которое с такой теплотой и
любовью воспето в былинах в образе Ильи Муромца. Одни считали, что прообразом Ильи был воспетый А.С. Пушкиным в «Песне о вещем Олеге» князь Олег Киевский, другие считали, что прообразом Ильи явился Илейка Муромский, разбойник начала 17 века, но эти предположения были отвергнуты, ведь былины об Илье сложились в очень давнее время, еще в Киевской Руси. А вот жители города Мурома считают его своим земляком. В этом городе существуют свои предания и легенды, связанные с пребыванием Ильи в Муроме.
Слайд 13
Постоянные былинные спутники Ильи Муромца - Добрыня Никитич и Алеша
Попович. Много славных подвигов совершили бесстрашные богатыри, защищая землю родную.
Добрыня Никитич в схватках с огненным змеем дважды одерживает победу. «Добрыня Никитич и змей» - одна из древнейших былин о Никите Сложение её относится к 10 веку и отражает некоторые события того времени - в частности введение христианства на Руси. Змей в былинах – символ язычества. Богатыри сражаются с врагами во имя покоя и благополучия Руси, они защищают родную землю от всех, кто посягал на ее свободу.
Слайд 14
Своеобразно складывалась жизнь нашего народа в древнем Новгороде. Новгородские купцы
вели обширную торговлю со многими странами Европы. Изображению жизни и
быта новгородского купечества посвящена былина о Садко. Благодаря своему таланту Садко избавляется от нищеты и спасается от моркого царя. Возможно, прообразом былинного Садко явился исторический Садко Сытинец, о котором сообщает
новгородская летопись под 1167 годом.
Слайд 15Не только о ратных подвигах богатырей мы узнаем из былин,
но и о событиях повседневной жизни. О тяжелой крестьянской работе
нам ведает былина о землепашце Микуле и князе Вольге. Неоглядна пашня Микулы, тяжела его соха, но он легко управляется с нею, а дружина князя Вольги не знает, как и подступиться к ней – не могут выдернуть ее из земли.
Слайд 16осылает Вольга Святославович
всю свою дружинушку хоробрую,
Чтобы сошку из земли
повыдернули…
А не могут сошки из земли повыдернуть.
Слайд 17
А Микула брал-то сошку одной рукой, сошку из земли он
повыдернул и бросал сошку за ракитов куст.
Слайд 18
Большое воздействие оказали былины на русскую литературу.
Трудно назвать хоть одного писателя, который бы не испытал на
себе воздействие былинного эпоса. В.А. Жуковский пишет комическую оперу «Алеша Попович». Образ Руслана в поэме А.С. Пушкина навеян образами русских богатырей. «Песня про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова - поэтическая обработка народного эпоса. В образах повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь видел представителей «сказочного русского богатырства».