Разделы презентаций


Русская культура во второй половине XIX века

Содержание

Введение В середине XIX века Россия пережила сильные потрясения: поражение в Крымской войне 1853-1856 гг., умер император Николай I, взошедший на престол Александр II (1855-1881)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Русская культура во второй половине XIX века

Русская культура  во второй половине XIX века

Слайд 2Введение
В середине

XIX века Россия пережила сильные потрясения: поражение в Крымской войне

1853-1856 гг., умер император Николай I, взошедший на престол Александр II (1855-1881) осуществил долгожданную отмену крепостного права и провёл реформы. Ощущалась острая потребность в переменах, и в обществе бурно обсуждались возможные пути развития страны. Развитие экономики стимулировало распространение просвещения, прогресс науки и техники. Выдвижение на передовые позиции в науке и искусстве разночинной интеллигенции усиливало их прогрессивную общественную роль, способствовало появлению новых тем и стилей.

Введение       В середине XIX века Россия пережила сильные потрясения: поражение в

Слайд 3Вторая половина XIX века — время окончательного утверждения и закрепления

национальных форм и традиций в русском искусстве. Наиболее успешно это

произошло в музыке и живописи, менее успешно — в архитектуре. Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от культуры остального мира. Достижения зарубежного искусства находили отклик в России. В свою очередь русская культура получила всемирное признание.
Вторая половина XIX века — время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве.

Слайд 4Передвижники
9 ноября 1863 года в

Академии художеств случилось невероятное событие: ученики отказались рисовать дипломную картину

на тему древнего скандинавского предания. Они заявили обескураженным учителям, что хотят рисовать на свою тему. Получив отказ, лучшие ученики навсегда покинули Академию. Они стали вместе жить и творить, а затем организовали передвижные выставки.

Передвижники     9 ноября 1863 года в Академии художеств случилось невероятное событие: ученики отказались

Слайд 5 Первая передвижная открылась в Петербурге

29 ноября 1871 года. Потом она переехала в Москву, Киев,

Харьков… Некоторые говорили, что картины про мужиков нельзя считать настоящим искусством, что древние развалины живописнее, чем русское село. На это известный критик тех времён Владимир Васильевич Стасов отвечал: “Настоящее искусство смотрит во все глаза на то, что совершается вокруг нас. А вокруг нас живёт, трудится, бедствует народ. Значит, героями картин должны быть не шестикрылые ангелы, не цари, древние и нынешние, не графы и маркизы, а мужики, рабочие, чиновники, и учёные”.
Руководителем художников – “бунтарей” был Иван Николаевич Крамской. Он был художником-портретистом.

Первая передвижная открылась в Петербурге 29 ноября 1871 года. Потом она переехала

Слайд 6Товарищество передвижников
Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок

(1886 г.). Сидят (слева направо): С.Н. Аммосов, А.А. Киселев, Н.В.

Неврев, В.Е. Маковский, А.Д. Литовченко, И.М. Прянишников, К.В. Лемох, И.Н. Крамской, И.Е Репин, Иванов (служащий в правлении товарищества), Н.Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г.Г. Мясоедов, К.А. Савицкий, В.Д. Поленов, Е.Е. Волков, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, Н.А. Ярошенко, П.А. Брюллов, А.К. Беггров.
Товарищество передвижников   Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 г.). Сидят (слева направо): С.Н. Аммосов,

Слайд 7Иван Николаевич Крамской


Иван Николаевич Крамской

Слайд 8Иван Иванович Шишкин 1832-1898
На холстах Шишкина глухо шумят тёмные боры, шелестит

резной листвой прозрачный дубняк, тонко звенят осинки. Крамской называл Шишкина

лучшим знатоком и рисовальщиком дерева.

Иван Иванович Шишкин 1832-1898На холстах Шишкина глухо шумят тёмные боры, шелестит резной листвой прозрачный дубняк, тонко звенят

Слайд 9Березовая роща
Автопортрет

Березовая роща     Автопортрет

Слайд 10Утро в сосновом лесу

Утро в сосновом лесу

Слайд 11Берег пруда

Берег пруда

Слайд 12Иван Константинович Айвазовский (1817-1900)
Иван Константинович Айвазовский

родился 17 июля 1817 года в Феодосии в семье армянского

предпринимателя, позднее разорившегося.
Сначала учился в гимназии в Симферополе, затем в 1833 году поступил в Петербургскую Академию художеств, где с 1833 по 1839 годы учился у М.Н.Воробьева в пейзажном классе

Иван Константинович Айвазовский (1817-1900)     Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в

Слайд 13Чесменский бой
Иван Константинович Айвазовский

(Гайвазовский), тосковал в Петербурге по родному Крыму.

Айвазовский был маринистом – живописцем, пишущим картины с изображением моря. Айвазовский рано прославился. Его морскими пейзажами восхищались Пушкин, Глинка, Брюллов. Европейские художники старались ему подражать.

Чесменский бой     Иван Константинович Айвазовский (Гайвазовский), тосковал в Петербурге по родному Крыму.

Слайд 14 В Петербурге Айвазовскому предлагали разные

должности, засыпали его заказами. Но он не хотел жить в

столице. “Чуть повеет весной. И на меня нападает тоска по родине - меня тянет в Крым, к Чёрному морю”, - говорил он.
В своём родном городе Феодосии художник построил красивый дом на берегу моря и навсегда поселился в нём
В Петербурге Айвазовскому предлагали разные должности, засыпали его заказами. Но он не

Слайд 15Девятый вал

Девятый вал

Слайд 16Куинджи Архип Иванович
Весной 1880 года

открылась выставка, на которой была всего одна картина, но какой

ажиотаж она вызвала у публики! Это картина Архипа Ивановича Куинджи “Лунная ночь на Днепре”. Порой можно было услышать:
- Картина написана на стекле. А сзади поставлена яркая лампа. Оттого так светится.
- И вовсе не на стекле. Просто Куинджи, когда работает, смотрит на природу сквозь цветное стекло.

Куинджи Архип Иванович     Весной 1880 года открылась выставка, на которой была всего одна

Слайд 17 - Да краской, краской написано. Только

не простой, а лунной. Есть такая “лунная краска”. Я сам

в газете читал.
Архип Иванович долго работал над оттенками красок, оттого такие удивительные цвета получились. Глядя на картину, вспоминаются чудесные строки Гоголя: “Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете…”

- Да краской, краской написано. Только не простой, а лунной. Есть такая “лунная

Слайд 18 Березовая роща После дождя

Березовая роща      После дождя

Слайд 19Зима

Зима

Слайд 20Василий Васильевич Верещагин
Не замай, дай подойти

Василий Васильевич  Верещагин   Не замай, дай подойти

Слайд 21 Шла война в Средней Азии. Небольшой русский

отряд оказался окружён в одной из крепостей. Необходимо было посмотреть,

что делает за стеной неприятель. Готовится ли к штурму? Откуда нападёт? Офицер спросил солдат, кто готов взобраться на стену. Солдаты замешкались. Верх стены под прицелом у неприятеля: выглянешь – верная смерть. Вдруг из рядов солдат выбежал человек в сером пальто нараспашку и в белой пуховой шляпе. Прежде чем офицер успел остановить его, он уже был на стене. Подтянулся на руках, выглянул – будто сфотографировал осаждающих – и кубарем скатился вниз. Тут же десятки пуль вонзились в стену там, где секунду назад была его голова. Этот смельчак был художник Василий Васильевич Верещагин.

Шла война в Средней Азии. Небольшой русский отряд оказался окружён в одной из крепостей.

Слайд 22Под Плевной
Изображая войну, он буквально кричит: “Война – это

зло! Войны унесли миллионы жизней, не допускайте новые войны!”. Художник

погиб как солдат на борту броненосца “Петропавловск” во время русско-японской войны.
Под Плевной Изображая войну, он буквально кричит: “Война – это зло! Войны унесли миллионы жизней, не допускайте

Слайд 23Мавзолей Тадж-Махал в Агре

Мавзолей Тадж-Махал в Агре

Слайд 24 Апофеоз войны «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».

Апофеоз войны «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».

Слайд 25Константин Апполонович Савицкий
Во второй половине XIX

века усиливается демократическое направление в русском изобразительном искусстве. Художники на

своих полотнах изображают тяжёлый труд простых людей.
Картина К.Савицкого “Ремонтные работы на железной дороге” появилась на Третьей передвижной выставке. Правительственные газеты рассердились: “Что за картина! Рабочие копают и возят землю. Возят и копают – и всё!” Не нравился официальной идеологии новый стиль в живописи и литературе – критический реализм.
Константин Апполонович Савицкий    Во второй половине XIX века усиливается демократическое направление в русском изобразительном

Слайд 26 "Что ни говори, а следует показать иностранцам жизненность

и значение России, искусство же будет лучшим выражением этой интеллектуальной

силы..." (Савицкий К.А.)

Слайд 27Ремонтные работы на железной дороге

Ремонтные работы  на железной дороге

Слайд 28Беглый

Беглый

Слайд 29На войну

На войну

Слайд 30Снегурочка Царевна – Несмеяна

Снегурочка     Царевна – Несмеяна

Слайд 31Василий Иванович Суриков
Взятие снежного городка

Василий Иванович Суриков Взятие снежного городка

Слайд 32Утро стрелецкой казни

Утро стрелецкой казни

Слайд 33Меншиков в Березове

Меншиков в Березове

Слайд 34Боярыня Морозова
Около 300 лет назад по заваленным сугробами московским улицам

ехали пустые дровни, где на соломе лежала женщина, закованная в

цепи. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова.
Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Её увозили в ссылку. В народе говорили, что она пострадала “за веру”.
Боярыня МорозоваОколо 300 лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали пустые дровни, где на соломе лежала

Слайд 35Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Её

увозили в ссылку. В народе говорили, что она пострадала “за

веру”.
В ту пору в русской церкви произошёл раскол. Глава церкви патриарх Никон по воле царя приказал исправить богослужебные книги, изменить некоторые обряды.
Среди верующих оказались люди, которые не захотели признать новые обряды. Их называли старообрядцами или раскольниками. Старообрядцы тайно собирались и молились по-старому. Самым яростным хранителем старых обрядов был протопоп Аввакум. Боярыня Морозова была его верной помощницей.


Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Её увозили в ссылку. В народе говорили, что

Слайд 36Виктор Михайлович Васнецов
Сказки, былины, песни… Это картины Виктора

Михайловича Васнецова. Он жил в Москве, где многое напоминает о

старине. Кремлёвские соборы и стены, старые улочки, церкви, монастыри – всё привлекало художника и питало его воображение.
Виктор Михайлович Васнецов  Сказки, былины, песни… Это картины Виктора Михайловича Васнецова. Он жил в Москве, где

Слайд 37В Москве Васнецов взялся за большую картину “После побоища Игоря

Святославовича с половцами”. Семь столетий назад князь Игорь Святославович повёл

дружину на половцев, разорявших Русскую землю, и потерпел поражение. Об этом рассказывает прекрасное произведение древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”.
…Отшумела битва. Над полем сгущается ночная мгла. Зловещая красная луна взбирается на небо. На земле лежат убитые русские воины. Они словно спят, исполнив трудный долг. Полотно Васнецова воспело их подвиг и оплакало их гибель.
Васнецов говорил: “Только плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит и не ценит своей истории”.
Кстати, главный фасад Третьяковской галереи сооружён в 1902 году по проекту В.М.Васнецова.

В Москве Васнецов взялся за большую картину “После побоища Игоря Святославовича с половцами”. Семь столетий назад князь

Слайд 38После побоища Игоря Святославича с половцами

После побоища Игоря Святославича  с половцами

Слайд 39Богатыри

Богатыри

Слайд 4019 век по праву называют золотым веком русской живописи. Именно

тогда русские художники достигли такого уровня мастерства, который поставил их

произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства. Отвергнув строгие принципы классицизма, художники открыли многообразие и неповторимость окружающего мира.
19 век по праву называют золотым веком русской живописи. Именно тогда русские художники достигли такого уровня мастерства,

Слайд 41Русалки (Майская ночь)

Русалки (Майская ночь)

Слайд 42Портрет Александра III

Портрет Александра III

Слайд 43Архитектура

Архитектура

Слайд 44Дмитрий Николаевич Чичагов Здание Городской Думы, Москва

Дмитрий Николаевич Чичагов    Здание Городской Думы, Москва

Слайд 45Владимир Осипович Шервуд 1874-1883 годы. Исторический музей,

Москва

Владимир Осипович Шервуд     1874-1883 годы. Исторический музей, Москва

Слайд 46Памятник-часовня героям Плевны

Памятник-часовня героям Плевны

Слайд 47Скульптура

Скульптура

Слайд 48Марк Матвеевич Антокольский
Ярослав Мудрый

Марк Матвеевич Антокольский     Ярослав Мудрый

Слайд 49Петр I Иван Грозный

Петр I      Иван Грозный

Слайд 50Александр Михайлович Опекушин
Памятник А.С. Пушкину

Александр Михайлович Опекушин Памятник А.С. Пушкину

Слайд 51Михаил Осипович Микешин
Памятник Екатерине II

Михаил Осипович МикешинПамятник Екатерине II

Слайд 52Памятник Тысячелетию России

Памятник  Тысячелетию России

Слайд 53Музыка
Вторая половина XIX в. — это расцвет русского

музыкального искусства. В 1862 г. сформировался «Балакиревский кружок» музыкантов, названный

критиком В. В. Стасовым «Могучей кучкой». В него входили: М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин. Композиторы «Могучей кучки» создали ряд великих произведений: оперы Мусоргского — «Борис Годунов», «Хованщина», Римского-Корсакова — «Псковитянка», Бородина — «Князь Игорь», симфония «Богатырская».
Музыка  Вторая половина XIX в. — это расцвет русского музыкального искусства. В 1862 г. сформировался «Балакиревский

Слайд 54В содружество входили:
М.А. Балакирев,

А.П. Бородин,

М.П. Мусоргский,

Н.А. Римский-Корсаков,
Ц.А. Кюи

В содружество входили: М.А. Балакирев,А.П. Бородин,М.П. Мусоргский,Н.А. Римский-Корсаков,Ц.А. Кюи

Слайд 55В этот период творил величайший русский композитор П. И. Чайковский.

Он создал 6 симфоний, симфоничес­кие поэмы «Манфред», «Франческа да Римини»,

«Ромео и Джульетта», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Иоланта», «Чародейка» и др., 100 романсов. Вес эти произведения вошли в мировую музыкальную классику
В этот период творил величайший русский композитор П. И. Чайковский. Он создал 6 симфоний, симфоничес­кие поэмы «Манфред»,

Слайд 56В конце века в музыкальную жизнь входят молодые композиторы —

С. И. Танеев, А. К. Лядов, С. Рахманинов, А. Н.

Скрябин. Композитор, дирижер, пианист А. Рубинштейн создает в Петербурге «Русское музыкальное общество».
С.И.Танеев А.К. Лядов С. Рахманинов А.Н. Скрябин
В конце века в музыкальную жизнь входят молодые композиторы — С. И. Танеев, А. К. Лядов, С.

Слайд 57Театр

Театр

Слайд 58 Особую роль не только в культурной, но

и в общественной жизни пореформенной России, играет театр. Театры действовали

в 100 городах России. Главными центрами театральной культуры были Малый театр в Москве и Александрийский — в Петербурге. Репертуар Малого театра связан прежде всего с драматургией А.Н. Островского. Его пьесы «Лес», «Гроза», «Волки и овцы» пользовались огромным успехом у зрителей, представляли собой целое культур­ное явление в жизни Москвы. Слава Малого театра связа­на с именами блестящих русских актеров: Марии Ермоловой, Прова Садовского, Ивана Самарина, Александра Сумбатова-Южина, Александра Ленского. Признанными театральными центрами были также Казань, Саратов, Астрахань, Воронеж. В 1898 г. К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко в Москве был создан Художественный театр. В 60—70 годах в Москве и других городах России начинают возникать частные театры и театральные кружки.
Особую роль не только в культурной, но и в общественной жизни пореформенной России, играет

Слайд 59Именно в пьесах Островского раскрылся талант крупнейшего актера Малого театра

Прова Михайловича Садовского (1818-1872). Садовский сыграл 30 ролей в репертуаре

Островского. Его герои, казалось, пришли на сцену из самой жизни, зритель узнавал в них хорошо знакомых людей.
Именно в пьесах Островского раскрылся талант крупнейшего актера Малого театра Прова Михайловича Садовского (1818-1872). Садовский сыграл 30

Слайд 60Любовь Никулина-Косицкая
Вместе с Садовским на сцене Малого театра играла выдающаяся

русская трагическая актриса Любовь Павловна Никулина-Косицкая (1827-1868). Она была первой

и одной из самых замечательных исполнительниц Катерины в «Грозе» Островского. В ее даровании сочетались черты глубокой реалистической правды в изображении человеческих чувств и переживаний.
Любовь Никулина-КосицкаяВместе с Садовским на сцене Малого театра играла выдающаяся русская трагическая актриса Любовь Павловна Никулина-Косицкая (1827-1868).

Слайд 61Василий Далматов
Василий Пантелеймонович Далматов родился в Далмации, по национальности — серб.

Играть начал в Одессе на любительской сцене, затем — в провинциальных

труппах. В 1873—1876 годах — актер (Фердинанд, Карл Моор в пьесах Ф. Шиллера). В сезоне 1880-81 годов — в Пушкинском театре А. А. Бренко, после его закрытия перешел в труппу Ф.А. Корша (в первом спектакле этого театра сыграл Хлестакова).
Василий ДалматовВасилий Пантелеймонович Далматов родился в Далмации, по национальности — серб. Играть начал в Одессе на любительской сцене,

Слайд 62Мария Савина
«Савина не есть только имя личное; это имя

собирательное, представляющее собой соединение лучших традиций, приемов и преданий с

талантом и умом. Вы сами по себе школа. И должны как солдат стоять на бреши, пробитой в искусстве нелепыми представителями театральной дирекции».
Из письма А.Ф. Кони М.Савиной
Мария Савина «Савина не есть только имя личное; это имя собирательное, представляющее собой соединение лучших традиций, приемов

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика