Слайд 1Русская культура
во второй половине XIX века
Слайд 2Введение
В середине
XIX века Россия пережила сильные потрясения: поражение в Крымской войне
1853-1856 гг., умер император Николай I, взошедший на престол Александр II (1855-1881) осуществил долгожданную отмену крепостного права и провёл реформы. Ощущалась острая потребность в переменах, и в обществе бурно обсуждались возможные пути развития страны. Развитие экономики стимулировало распространение просвещения, прогресс науки и техники. Выдвижение на передовые позиции в науке и искусстве разночинной интеллигенции усиливало их прогрессивную общественную роль, способствовало появлению новых тем и стилей.
Слайд 3Вторая половина XIX века — время окончательного утверждения и закрепления
национальных форм и традиций в русском искусстве. Наиболее успешно это
произошло в музыке и живописи, менее успешно — в архитектуре. Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от культуры остального мира. Достижения зарубежного искусства находили отклик в России. В свою очередь русская культура получила всемирное признание.
Слайд 4Передвижники
9 ноября 1863 года в
Академии художеств случилось невероятное событие: ученики отказались рисовать дипломную картину
на тему древнего скандинавского предания. Они заявили обескураженным учителям, что хотят рисовать на свою тему. Получив отказ, лучшие ученики навсегда покинули Академию. Они стали вместе жить и творить, а затем организовали передвижные выставки.
Слайд 5 Первая передвижная открылась в Петербурге
29 ноября 1871 года. Потом она переехала в Москву, Киев,
Харьков… Некоторые говорили, что картины про мужиков нельзя считать настоящим искусством, что древние развалины живописнее, чем русское село. На это известный критик тех времён Владимир Васильевич Стасов отвечал: “Настоящее искусство смотрит во все глаза на то, что совершается вокруг нас. А вокруг нас живёт, трудится, бедствует народ. Значит, героями картин должны быть не шестикрылые ангелы, не цари, древние и нынешние, не графы и маркизы, а мужики, рабочие, чиновники, и учёные”.
Руководителем художников – “бунтарей” был Иван Николаевич Крамской. Он был художником-портретистом.
Слайд 6Товарищество передвижников
Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок
(1886 г.). Сидят (слева направо): С.Н. Аммосов, А.А. Киселев, Н.В.
Неврев, В.Е. Маковский, А.Д. Литовченко, И.М. Прянишников, К.В. Лемох, И.Н. Крамской, И.Е Репин, Иванов (служащий в правлении товарищества), Н.Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г.Г. Мясоедов, К.А. Савицкий, В.Д. Поленов, Е.Е. Волков, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, Н.А. Ярошенко, П.А. Брюллов, А.К. Беггров.
Слайд 8Иван Иванович Шишкин
1832-1898
На холстах Шишкина глухо шумят тёмные боры, шелестит
резной листвой прозрачный дубняк, тонко звенят осинки. Крамской называл Шишкина
лучшим знатоком и рисовальщиком дерева.
Слайд 12Иван Константинович
Айвазовский (1817-1900)
Иван Константинович Айвазовский
родился 17 июля 1817 года в Феодосии в семье армянского
предпринимателя, позднее разорившегося.
Сначала учился в гимназии в Симферополе, затем в 1833 году поступил в Петербургскую Академию художеств, где с 1833 по 1839 годы учился у М.Н.Воробьева в пейзажном классе
Слайд 13Чесменский бой
Иван Константинович Айвазовский
(Гайвазовский), тосковал в Петербурге по родному Крыму.
Айвазовский был маринистом – живописцем, пишущим картины с изображением моря. Айвазовский рано прославился. Его морскими пейзажами восхищались Пушкин, Глинка, Брюллов. Европейские художники старались ему подражать.
Слайд 14 В Петербурге Айвазовскому предлагали разные
должности, засыпали его заказами. Но он не хотел жить в
столице. “Чуть повеет весной. И на меня нападает тоска по родине - меня тянет в Крым, к Чёрному морю”, - говорил он.
В своём родном городе Феодосии художник построил красивый дом на берегу моря и навсегда поселился в нём
Слайд 16Куинджи Архип Иванович
Весной 1880 года
открылась выставка, на которой была всего одна картина, но какой
ажиотаж она вызвала у публики! Это картина Архипа Ивановича Куинджи “Лунная ночь на Днепре”. Порой можно было услышать:
- Картина написана на стекле. А сзади поставлена яркая лампа. Оттого так светится.
- И вовсе не на стекле. Просто Куинджи, когда работает, смотрит на природу сквозь цветное стекло.
Слайд 17 - Да краской, краской написано. Только
не простой, а лунной. Есть такая “лунная краска”. Я сам
в газете читал.
Архип Иванович долго работал над оттенками красок, оттого такие удивительные цвета получились. Глядя на картину, вспоминаются чудесные строки Гоголя: “Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете…”
Слайд 20Василий Васильевич
Верещагин
Не замай, дай подойти
Слайд 21 Шла война в Средней Азии. Небольшой русский
отряд оказался окружён в одной из крепостей. Необходимо было посмотреть,
что делает за стеной неприятель. Готовится ли к штурму? Откуда нападёт? Офицер спросил солдат, кто готов взобраться на стену. Солдаты замешкались. Верх стены под прицелом у неприятеля: выглянешь – верная смерть. Вдруг из рядов солдат выбежал человек в сером пальто нараспашку и в белой пуховой шляпе. Прежде чем офицер успел остановить его, он уже был на стене. Подтянулся на руках, выглянул – будто сфотографировал осаждающих – и кубарем скатился вниз. Тут же десятки пуль вонзились в стену там, где секунду назад была его голова. Этот смельчак был художник Василий Васильевич Верещагин.
Слайд 22Под Плевной
Изображая войну, он буквально кричит: “Война – это
зло! Войны унесли миллионы жизней, не допускайте новые войны!”. Художник
погиб как солдат на борту броненосца “Петропавловск” во время русско-японской войны.
Слайд 24
Апофеоз войны
«Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».
Слайд 25Константин Апполонович
Савицкий
Во второй половине XIX
века усиливается демократическое направление в русском изобразительном искусстве. Художники на
своих полотнах изображают тяжёлый труд простых людей.
Картина К.Савицкого “Ремонтные работы на железной дороге” появилась на Третьей передвижной выставке. Правительственные газеты рассердились: “Что за картина! Рабочие копают и возят землю. Возят и копают – и всё!” Не нравился официальной идеологии новый стиль в живописи и литературе – критический реализм.
Слайд 26 "Что ни говори, а следует показать иностранцам жизненность
и значение России, искусство же будет лучшим выражением этой интеллектуальной
силы..."
(Савицкий К.А.)
Слайд 27Ремонтные работы
на железной дороге
Слайд 31Василий Иванович Суриков
Взятие снежного городка
Слайд 34Боярыня Морозова
Около 300 лет назад по заваленным сугробами московским улицам
ехали пустые дровни, где на соломе лежала женщина, закованная в
цепи. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова.
Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Её увозили в ссылку. В народе говорили, что она пострадала “за веру”.
Слайд 35Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Её
увозили в ссылку. В народе говорили, что она пострадала “за
веру”.
В ту пору в русской церкви произошёл раскол. Глава церкви патриарх Никон по воле царя приказал исправить богослужебные книги, изменить некоторые обряды.
Среди верующих оказались люди, которые не захотели признать новые обряды. Их называли старообрядцами или раскольниками. Старообрядцы тайно собирались и молились по-старому. Самым яростным хранителем старых обрядов был протопоп Аввакум. Боярыня Морозова была его верной помощницей.
Слайд 36Виктор Михайлович Васнецов
Сказки, былины, песни… Это картины Виктора
Михайловича Васнецова. Он жил в Москве, где многое напоминает о
старине. Кремлёвские соборы и стены, старые улочки, церкви, монастыри – всё привлекало художника и питало его воображение.
Слайд 37В Москве Васнецов взялся за большую картину “После побоища Игоря
Святославовича с половцами”. Семь столетий назад князь Игорь Святославович повёл
дружину на половцев, разорявших Русскую землю, и потерпел поражение. Об этом рассказывает прекрасное произведение древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”.
…Отшумела битва. Над полем сгущается ночная мгла. Зловещая красная луна взбирается на небо. На земле лежат убитые русские воины. Они словно спят, исполнив трудный долг. Полотно Васнецова воспело их подвиг и оплакало их гибель.
Васнецов говорил: “Только плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит и не ценит своей истории”.
Кстати, главный фасад Третьяковской галереи сооружён в 1902 году по проекту В.М.Васнецова.
Слайд 38После побоища Игоря Святославича
с половцами
Слайд 4019 век по праву называют золотым веком русской живописи. Именно
тогда русские художники достигли такого уровня мастерства, который поставил их
произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства. Отвергнув строгие принципы классицизма, художники открыли многообразие и неповторимость окружающего мира.
Слайд 44Дмитрий Николаевич Чичагов Здание Городской Думы, Москва
Слайд 45Владимир Осипович Шервуд
1874-1883 годы. Исторический музей,
Москва
Слайд 48Марк Матвеевич Антокольский
Ярослав Мудрый
Слайд 50Александр Михайлович Опекушин
Памятник А.С. Пушкину
Слайд 51Михаил Осипович Микешин
Памятник Екатерине II
Слайд 53Музыка
Вторая половина XIX в. — это расцвет русского
музыкального искусства. В 1862 г. сформировался «Балакиревский кружок» музыкантов, названный
критиком В. В. Стасовым «Могучей кучкой». В него входили: М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин. Композиторы «Могучей кучки» создали ряд великих произведений: оперы Мусоргского — «Борис Годунов», «Хованщина», Римского-Корсакова — «Псковитянка», Бородина — «Князь Игорь», симфония «Богатырская».
Слайд 54В содружество входили:
М.А. Балакирев,
А.П. Бородин,
М.П. Мусоргский,
Н.А. Римский-Корсаков,
Ц.А. Кюи
Слайд 55В этот период творил величайший русский композитор П. И. Чайковский.
Он создал 6 симфоний, симфонические поэмы «Манфред», «Франческа да Римини»,
«Ромео и Джульетта», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Иоланта», «Чародейка» и др., 100 романсов. Вес эти произведения вошли в мировую музыкальную классику
Слайд 56В конце века в музыкальную жизнь входят молодые композиторы —
С. И. Танеев, А. К. Лядов, С. Рахманинов, А. Н.
Скрябин. Композитор, дирижер, пианист А. Рубинштейн создает в Петербурге «Русское музыкальное общество».
С.И.Танеев А.К. Лядов С. Рахманинов А.Н. Скрябин
Слайд 58 Особую роль не только в культурной, но
и в общественной жизни пореформенной России, играет театр. Театры действовали
в 100 городах России. Главными центрами театральной культуры были Малый театр в Москве и Александрийский — в Петербурге. Репертуар Малого театра связан прежде всего с драматургией А.Н. Островского. Его пьесы «Лес», «Гроза», «Волки и овцы» пользовались огромным успехом у зрителей, представляли собой целое культурное явление в жизни Москвы. Слава Малого театра связана с именами блестящих русских актеров: Марии Ермоловой, Прова Садовского, Ивана Самарина, Александра Сумбатова-Южина, Александра Ленского. Признанными театральными центрами были также Казань, Саратов, Астрахань, Воронеж. В 1898 г. К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко в Москве был создан Художественный театр. В 60—70 годах в Москве и других городах России начинают возникать частные театры и театральные кружки.
Слайд 59Именно в пьесах Островского раскрылся талант крупнейшего актера Малого театра
Прова Михайловича Садовского (1818-1872). Садовский сыграл 30 ролей в репертуаре
Островского. Его герои, казалось, пришли на сцену из самой жизни, зритель узнавал в них хорошо знакомых людей.
Слайд 60Любовь Никулина-Косицкая
Вместе с Садовским на сцене Малого театра играла выдающаяся
русская трагическая актриса Любовь Павловна Никулина-Косицкая (1827-1868). Она была первой
и одной из самых замечательных исполнительниц Катерины в «Грозе» Островского. В ее даровании сочетались черты глубокой реалистической правды в изображении человеческих чувств и переживаний.
Слайд 61Василий Далматов
Василий Пантелеймонович Далматов родился в Далмации, по национальности — серб.
Играть начал в Одессе на любительской сцене, затем — в провинциальных
труппах. В 1873—1876 годах — актер (Фердинанд, Карл Моор в пьесах Ф. Шиллера). В сезоне 1880-81 годов — в Пушкинском театре А. А. Бренко, после его закрытия перешел в труппу Ф.А. Корша (в первом спектакле этого театра сыграл Хлестакова).
Слайд 62Мария Савина
«Савина не есть только имя личное; это имя
собирательное, представляющее собой соединение лучших традиций, приемов и преданий с
талантом и умом. Вы сами по себе школа. И должны как солдат стоять на бреши, пробитой в искусстве нелепыми представителями театральной дирекции».
Из письма А.Ф. Кони М.Савиной