Слайд 2Литература:
1. устное народное творчество;
2. летописание;
3. исторические повести;
4.житийная литература (агиография);
5. хождения;
6.
хронограф.
Слайд 3 Литература
Устное народное творчество
Борьба с иноземными завоевателями вызвала
новый подъем устного
народного творчества.
Созданные народом легенды, былины, сказания
звали русских людей к борьбе
за свержение
ордынского ига.
Одно из самых известных произведений этого периода –
«Сказание о невидимом граде Китеже»
Слайд 5Летописание:
В 14-15 вв. летописание имело свои особенности:
Отличительной чертой
всего русского летописания являются патриотизм и идея единства русских земель.
Во
всех летописях отчетливо проявляется общерусский характер.
После Куликовской битвы содержание летописания определялось идеей единства русских земель под главенством Москвы.
Слайд 6летописание
В этот период созданы:
Троицкая летопись начала 15 века (1408
г.) – общерусский летописный свод. (Погиб в московском пожаре 1812
г.)
Московский летописный свод конца 15 века (1480 г.), призванный обосновать историческую роль Москвы.
Слайд 7Исторические повести
Основная форма литературных произведений XIV–XV вв. – историческая повесть.
В
них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических событиях
и фактах.
Нередко повести становились частью летописного текста.
Основная тема литературы XIV–XIV вв. – борьба против завоевателей.
Наиболее известные произведения:
«Повесть о разорении Рязани Батыем»,
«Слово о погибели Русской земли»,
« О побоище на Дону».
«Повесть о разорении Рязани Батыем».
Слайд 8историческая повесть
«Повесть о разорении Рязани Батыем»
Слайд 9Исторические повести
На рубеже XIV–XV вв. важной темой русской литературы стала
Куликовская битва.
Победе 1380 г. посвящен целый цикл исторических повестей:
«О побоище
на Дону»
«Сказание о Мамаевом побоище»
«Задонщина»
«Сказание о нашествии хана Тохтамыша на Москву»
Слайд 10Миниатюра из «Сказания
о Мамаевом побоище».
Слайд 11Повесть «Задонщина».
Боярин Сафоний Рязанец – по одной из версий автор
поэтической повести о победе русских войск за Доном. Вторая часть
повести воспевает согласованные действия русских князей (в частности, действия засадного полка Боброк - Волынца) во главе с московским князем Дмитрием Ивановичем. Написана в 1380 — начале 1390‑х гг.
Слайд 12Литература
Расцвет житийной литературы (агиографии) связан с процессом объединения
русских земель вокруг Москвы. Писатели Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый
составили жизнеописания крупнейшего церковного деятеля Руси:
Сергия Радонежского.
Широкое распространение получили жития
Александра Невского
митрополита Петра;
Слайд 13литература
Хождения – литература о путешествиях.
Во второй половине 15 в.
появились светские хождения.
Наиболее яркий образец хожений (хождений) – записки
тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря», описывающее его трехлетнее путешествие в Индию (моря Каспийское, Аравийское, Черное).
Слайд 14литература
Одним из жанров средневековой русской литературы является Хронограф
Хронограф - своеобразная
история Руси, вписанная в исторический контекст развития православных государств того
времени.
Первый Хронограф был создан Пахомием Лагофетом в 1442 году.
Слайд 15Архитектура
1. Культовое, фортификационное, гражданское зодчество.
2. Зодчество Великого Новгорода;
3. Начало каменного
строительства в Москве:
- храмы Московского Кремля.
-
Грановитая Палата.
Слайд 16Новгородское зодчество
Новгородские храмы этого времени строились на средства бояр и
купцов.
Здания выглядят по-прежнему массивными и монолитными.
Сохранение старых черт сочеталось с
творческими исканиями.
Появился новый стиль, отличавшийся обилием декоративных украшений.
Вместо традиционных трех апсид осталась одна.
Слайд 17Церковь Федора Стратилата
на Ручью. Новгород.
1360-1361 гг.
Развитие зодчества
на Руси было приостановлено монгольским завоеванием.
Новый
подъем русской архитектуры начался в конце XIV - начале XV в.
Однако в Новгороде строительство не прекращалось даже в годы нашествий.
Слайд 18Церковь Спаса Преображения
на Ильине улице
(1374 г.)
Храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нём одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году.
Слайд 20Церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406)
Один из самых красивых
новгородских храмов был построен на средства ремесленников-кожевников. Богато украшенная декоративными
элементами, церковь не оштукатурена, благодаря чему можно видеть, как выглядели древнерусские храмы много лет назад. Старинные иконы из церкви хранятся в музее в Кремле.
Слайд 21Церковь Спаса Преображения на Ковалеве
Слайд 22Церковь Спаса Преображения на Ковалеве (1345)
Построена по заказу новгородского боярина
Онцифора Жабина и долгое время являлась главным храмом Спасо-Ковалевского монастыря.
Характерной особенностью являются притворы, примыкающие с трех сторон к основному массиву. Южный притвор - фамильная боярская усыпальница Жабиных, о чем свидетельствуют обнаруженные при раскопках погребения в деревянных долбленых колодах и каменные гробницы. Церковь расписали в 1380 г. Наиболее выразительна была фреска барабана и огромные фигуры воинов в нижних ремстрах стен, ставшие олицетворением эпохи, начавшейся победой русских войск на Куликовом поле.
Слайд 23Троице-Сергиева Лавра
Троице-Сергиева Лавра ( Свято-Тро́ицкая Сергиева Лавра) _- крупнейший православный
мужской монастырь России , расположенный в центре города Сергиев Посад
Московской области, на реке Кончуре́. Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским, одним из самых почитаемых русских святых и видным церковным и государственным деятелем 2-й пол. XIV в. Одна из главных святынь Русской Православной Церкви и один из самых крупных центров паломничества.
Слайд 25Тро́ицкий собо́р — соборный храм и древнейшее из сохранившихся зданий Троице-Сергиевой лавры. Он был
воздвигнут в 1422 - 1423 годах Никоном Радонежским «в честь и похвалу»
основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392). В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия — главная святыня обители.
Слайд 26Троицкий собор
Троице –Сергиевой лавры
Слайд 27Троицкий собор
Древнейшим каменным сооружением обители, сохранившимся до наших дней является
Троицкий собор, построенный в 1422 году. Самое раннее слооружение в
монастыре — четырёхстолпный крестово-купольный Троицкий собор из белого камня, построенный в 1422—1423 годах на месте деревянного одноименного храма; один из немногих сохранившихся образцов московского белокаменного зодчества XIV—XV веков. Вокруг Троицкого собора постепенно сформировался архитектурный ансамбль Лавры. Построен преемником основателя монастыря Никоном «в честь и похвалу» преподобному Сергию Радонежскому, а заложен в год прославления последнего во святых. Над иконостасом собора работали знаменитые русские иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный; для этого иконостаса была написана Рублёвым икона «Святая Троица»
Слайд 28Рождественнский собор
Саввино – Сторожевского монастыря в Звенигород
Нач. XV века
Слайд 29Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря — православный храм, памятник раннемосковской архитектуры XV века. Является древнейшим
частично сохранившимся
православным храмом Москвы за пределами Московского Кремля.
Слайд 30Культовое строительство
Церковь Спаса на Ковалеве. Новгород. 1345 г.
Слайд 31Фортификационное зодчество Новгорода
Новгородский кремль
Слайд 33Гражданское зодчество Новгорода
Грановитая палата – 1433 год
Слайд 34Гражданское зодчество Новгорода
Грановитая палата
Слайд 35История Московского Кремля
В 1156 г. по велению Ю.Долгорукого на Боровицком
холме была построена деревянная крепость.
1339 – 1340-х г.г. Иван Калита
воздвиг новый дубовый Кремль.
1367г. – при внуке И.Калиты, Дмитрии Ивановиче Донском, возведена белокаменная крепость в Москве из известняка.
1485 – 1495гг. при Иван III построены кирпичные стены Кремля. Некоторое время их снаружи белили известкой.
XVI в. при капитальной починке Кремля русским мастером Федором Конём поверху стены были сделаны раздвоенные зубцы в виде "ласточкиных хвостов" (1045 зубца).
Шатры на башнях появились в XVII веке.
Слайд 36Фотификационное зодчество Москвы
Московский кремль при Иване Третьем. Художник А.Васнецов
Слайд 37Московский Кремль
Его история начинается еще в XII в.,
когда на Боровицком холме были построены деревянные стены. Создание ансамбля
Московского Кремля завершилось в конце XIV – начале XVI в. и стало символом могущества и величия столицы государства.
Слайд 38Фортификационное зодчество Москвы
Московский кремль. Итальянские мастера. Современный вид
Слайд 39Московский кремль
Годы постройки - 1482-1495
Площадь - 27,7 га
Протяженность стен -
2500 м
Количество башен - 20
Количество ворот - 4
Высоты башен -
до 80 м
Толщина стен башен - 24 м
Высота стен - от 5 до 19 м
Толщина стен - от 3,5 до 6,5 м
Слайд 40
Успенский собор
в Московском Кремле.
1326–1333 гг.
Реконструкция.
Начало каменного культового
строительства в Москве относится ко второй четверти XIV в. Эта
дата связана с превращением Москвы в резиденцию князей и митрополитов.
Слайд 41Московская архитектурная школа складывалась на основе традиций владимиро-суздальского зодчества.
Успенский собор
Московского Кремля, архитектор Аристотель Фиораванти
1479 г.
Слайд 43Успенский собор Московского Кремля
Успе́нский собор Московского Кремля (собор Успения Божией
Матери) — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля.
Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы
Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I.
4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву.
Успенский собор 1326—1327 годов был первым каменным храмом Москвы. При Иване III обветшавший собор был перестроен. Был приглашен из Италии архитектор Аристотель Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.
Слайд 44Домовая церковь московских князей
Благовещенский собор московского кремля
Псковские мастера
1484-1489 гг.
Слайд 46
Благовещенский собор
Первый деревянный Благовещенский собор в Кремле был основан в
1397 году великим князем Василием I, сыном Дмитрия Донского. Уже
тогда в нем венчались высочайшие особы и крестили своих новорожденных детей, в том числе и наследников престола. И расписывать этот деревянный кремлевский храм были приглашены Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор из Городца.
19 мая 1484 г. 528 лет назад В Московском Кремле по велению Великого князя Иоанна III Васильевича заложен каменный Благовещенский собор. Он был основан как домовый храм великокняжеской, а потом и царской семьи при кремлевском великокняжеском дворце. И хотя в то время в Москве уже трудились искуснейшие итальянские архитекторы, приглашенные строить Московский Кремль, строительство Благовещенского собора высочайшим указанием было поручено русским псковским мастерам Кривцову и Мышкину. И это произошло спустя десятилетие после катастрофы, случившейся с первым Успенским собором, который в 1472 году, еще до итальянцев, возводили те самые мастера Кривцов и Мышкин. И хотя специально назначенная комиссия установила некоторые недостатки в работе мастеров, они не только получили прощение, но и наряду с итальянскими зодчими вновь были приглашены строить в Кремле великокняжеский домовый храм. Задача перед ними стояла сложнейшая - они должны были вписать русский собор в ансамбль, возводимый итальянцами, которые сами строили точно по русским образцам русской, Владимирской и Киевской архитектуры. Так что Благовещенский собор является исключительно национальным творением русских мастеров в Кремле.
Здесь же, в Благовещенском соборе, хранилась чудотворная Донская икона Пресвятой Богородицы, поднесенная Дмитрию Донскому после Куликовской битвы (по легенде, этим образом его благословил перед сражением преподобный Сергий Радонежский). А в XVII столетии во имя этой иконы, еще не раз помогавшей России, был выстроен московский Донской монастырь.
Благовещенский собор
Слайд 48Благовещенский собор
Кроме самого Феофана Грека , над росписью Благовещенского собора
работали под общим его руководством «Прохор старец с Городца, да
чернец Андрей Рублев». Чернец — значит простой монах. Таково самое раннее дошедшее до нас летописное упоминание о Рублеве (при этом на последнем месте! — из чего можно заключить, что он был младшим из трех мастеров). От созданного тремя мастерами до нас сохранились в иконостасе второй ряд (деисусный) и третий (праздничный). Мы распознаем руку Феофана в основных фигурах второго ряда» готовы признать руку Рублева главным образом в композициях третьего ряда, наиболее тонких по краскам, наиболее лирических и ритмичных, приписав остальные, отнюдь не лишенные живописных достоинств, старцу Прохору. Мы не знаем ни одной несомненной его работы. А между тем он был, очевидно, не только старше Рублева, но и мастером с большим что ли стажем или авторитетом (равно как и Даниил Черный, работавший затем с Рублевым: в текстах, где говорится об их долголетнем сотрудничестве, не Рублев, а он упоминается первым).
Слайд 49Шедевры Благовещенского собора
Спас Вседержитель
Богоматерь Заступница
Слайд 50Усыпальница московских князей
Архангельский собор Московского кремля
Архитектор Алевиз Новый (Алевиз да
Монтаньяна)
1503-1508 гг.
Слайд 52Архангельский собор Московского Кремля
Слайд 53Архангельский собор Московского Кремля
(собор во имя Архангела Михаила)
История
Архангельского собора Московского Кремля восходит к XIV в.: в 1333
г. первый великий московский князь Иван Калита заложил белокаменную церковь во имя святого Архангела Михаила, издревле почитаемого на Руси как покровителя воинов и князей в их ратных подвигах. В 1505-1508 гг. на месте древнего храма был возведен новый величественный собор. Строительством руководил приглашенный великим князем венецианский архитектор Алевиз Новый.
С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей - вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых – у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора.
Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского, погибшего мученической смертью в Золотой Орде и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги – раки, предназначенные для поклонения верующих. Рака с мощами царевича Дмитрия установлена у юго-западного столпа под резной каменной сенью.
Слайд 54Церковь Ризоположения
Московского кремля.
Псковские мастера,
1484-1486 гг.
Церковь московских митрополитов
Слайд 55Московский кремль
Колокольня Ивана Великого.
Бон Фрязин,
1505-1508 гг.
Слайд 56Бон Фрязин. Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле. 1505-1508 гг.
Слайд 57Колокольня «Иван Великий» (также известная как Колокольня Ивана Великого) —
церковь-колокольня, расположенная на Соборной площади Московского Кремля. В основании колокольни
располагается церковь прп. Иоанна Лествичника. После надстройки до высоты 81 м в 1600 г. (при Борисе Годунове предположительно — «государевым мастером» Фёдором Савельевичем Конём), колокольня являлась самым высоким зданием Москвы до начала XVIII века. Завершение строительства отмечает надпись золотыми буквами под куполом колокольни:
Слайд 59Грановитая палата Московского Кремля
В 1487–1491 гг. в Кремле была построена
Грановитая палата для торжественных приемов иностранных послов. Это был самый
большой зал
в тогдашней Руси.
Грановитая палата
Московского Кремля.
Архитекторы Марко Руффо и
Пьетро Антонио Солари
Слайд 61 Живопись:
1. Основные тенденции развития;
2. Иконопись:
-
Новгородская иконописная школа;
- Псковская иконопись;
- Московская школа;
3. Фреска;
4. Формирование авторского стиля:
- Феофан Грек;
- Андрей Рублёв.
Слайд 62 Основные тенденции в развитии живописи:
развитие
местных школ на основе традиций;
начало процесса слияния местных художественных школ
в единую общерусскую живописную школу;
решающее влияние церкви на развитие живописи.
Слайд 63Новгородская школа иконописи
В XIV в. сложилась новгородская школа иконописи.
Характерные особенности:
Лаконичные
композиции,
Четкость рисунка,
Высокая техника, чистота красок.
Новгородская икона XIV в.
«Сошествие Христа
во ад».
Слайд 64Авторский стиль. Феофан Грек.
Большое значение в живописи приобрела личность
художника. Авторский стиль наиболее талантливых живописцев преодолевал влияние местных традиций.
Крупнейший художник конца XIV – начала XV в. – Феофан Грек.
Живопись Феофана Грека отличается монументальностью, выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой.
Лики с фресок Феофана выглядят суровыми и грозными.
В творчестве Феофана Грека выделяются два периода:
бунтарский новгородский и более спокойный московский.
В Новгороде сохранились фрагменты его росписи церкви Спаса на Ильине.
Слайд 65Феофан Грек
«Спас-Вседержитель»
Роспись купола церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде.
Феофан
Грек. 1378 г.
Слайд 66 В Москве Феофан Грек расписал Архангельский
и
Благовещенский соборы,
церковь Рождества Богородицы, дворец Василия I.
В связи
со сносом этих построек
при Иване III росписи Феофана
до нас не дошли.
Зато сохранились иконы,
написанные им для иконостаса Благовещенского собора.
«Архангел Гавриил».
Деталь иконы из иконостаса
Благовещенского собора.
Феофан Грек. 1405 г.
Слайд 67Псковская школа
Отличалась от новгородской смелостью композиции, суровостью ликов, более тяжелыми
фигурами.
Святые Борис и Глеб. Икона 14-15 вв.
Слайд 68Псковская иконопись.
15 век
Успение.
Святые Владимир, Борис и Глеб.
Слайд 69Московская школа
Ведущее положение в 14 в. занимала Московская школа, сложившаяся
на основе
Ростово-Суздальской и вобравшая в себя лучшие
достижения всех русских школ.
Фреска
Начиняя с 14 в. усложнился сюжет, появился пространственный характер, пейзаж, усилился
психологизм изображения.
Слайд 70Авторский стиль. Андрей Рублёв.
Величайшим русским художником XV в.
считается Андрей Рублев (ок. 1360–1430),
инок Троице-Сергиева, а позднее - Спасо-Андроникова
монастыря.
Произведения Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов в сочетании с мягкостью и лиризмом.
Спас Вседержитель.
Центральная икона
Деисусного чина.
Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря.
Андрей Рублёв, 1410–1420-е гг.
Слайд 71Андрей Рублев
Преображение Господне.
Икона Праздничного ряда иконостаса
Благовещенского собора.
А. Рублёв. 1405
Слайд 72Кисти Андрея Рублева принадлежат дошедшие до нас фресковая роспись Успенского
собора во Владимире, иконы Звенигородского чина, Троицкого собора
Троице-Сергеева монастыря в Загорске, Благовещенского собора Московского Кремля и погибшие в 18в. фрески Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря.
Благовещение.
Икона Праздничного ряда
иконостаса
Благовещенского собора.
А. Рублёв. 1405 г.
Слайд 73«Троица» А.Рублева
Самое известное его произведение, ставшее одной из вершин мирового
искусства, - икона «Троица», написанная для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой
Лавры ( хранится в Третьяковской галерее).
В христианской традиции ангелы считаются воплощением Троицы.
Все внимание – фигурам ангелов. Композиция подчинена ритму кругового движения, создающему настроение бесконечности, спокойствия и гармонии.
Слайд 74Троица Ветхозаветная.
Храмовая икона иконостаса
Троице-Сергиева монастыря.
Андрей Рублев. 1422-1427 гг.
Слайд 75Выводы:
Монгольское нашествие, по мнению ряда историков, существенно замедлило темпы культурно-исторического
процесса, но не прервало его, не нарушило преемственность в развитии
русской культуры.
Русская культура сохранила национальный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли земли, не подвергшиеся разгрому. Нашествие не уничтожило национальную самобытность и самостоятельность русской культуры.
Конец XIV – XV вв. характеризовался началом длительного процесса слияния местных литературных, архитектурных, художественных школ в единую национальную общерусскую школу. Продолжался процесс складывания русской народности.
Слайд 76ОБРАЗ ЭПОХИ
М.В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889- 1890 гг.
Слайд 77ОБРАЗ ЭПОХИ
Памятник Сергию Радонежскому в Радонеже.
Скульптор В.М.Клыков. 1988 год.
Слайд 78ОБРАЗ ЭПОХИ
Памятник Андрею Рублеву в Спасо – Андрониковом монастыре. Скульптор
О.К.Комов. 1985 г.
Слайд 79ОБРАЗ ЭПОХИ
А.М.Васнецов. Московский кремль при Дмитрии Донском. 1922 год.
Слайд 80ОБРАЗ ЭПОХИ
А.М.Васнецов. Московский кремль при Иване III. 1921 год.