Разделы презентаций


РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI ВЕКА

Содержание

СОДЕРЖАНИЕФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVI ВЕКА;НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ;ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ;4. ПОЛЕМИКА ИВАНА ГРОЗНОГО И АНДРЕЯ КУРБСКОГО;« ДОМОСТРОЙ»;«ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ»;КОНЦЕПЦИЯ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ»;ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. НЕСТЯЖАТЕЛИ И

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI ВЕКА

РУССКАЯ КУЛЬТУРА  XVI ВЕКА

Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ
ФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVI ВЕКА;
НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В

РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ;
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ;
4. ПОЛЕМИКА ИВАНА ГРОЗНОГО И

АНДРЕЯ КУРБСКОГО;
« ДОМОСТРОЙ»;
«ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ»;
КОНЦЕПЦИЯ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ»;
ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. НЕСТЯЖАТЕЛИ И ИОСИФЛЯНЕ;
ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. ЕРЕСИ;
ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ;
АРХИТЕКТУРА;
ИКОНОПИСЬ;
ВЫВОДЫ.

СОДЕРЖАНИЕФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVI ВЕКА;НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ;ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ;4.    ПОЛЕМИКА

Слайд 3ФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVI ВЕКА:
Формирование единого Российского

государства,
Освобождение страны от татаро-монгольского господства,
Завершение формирования русской народности.
ОНИ НЕ ПРОСТО

ОКАЗЫВАЛИ ВОЗДЕЙСТВИЕ, НО И ОПРЕДЕЛЯЛИ
СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА.
ФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVI ВЕКА:Формирование единого Российского государства,Освобождение страны от татаро-монгольского господства,Завершение формирования русской

Слайд 4НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ.
КНИГОПЕЧАТАНИЕ –
ВАЖНЕЙШЕЕ ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РОССИИ XVI

В.
«АПОСТОЛ» 1564 год
В 1564 Г. ДЬЯКОНОМ ОДНОЙ ИЗ
МОСКОВСКИХ ЦЕРКВЕЙ


ИВАНОМ ФЁДОРОВЫМ И ЕГО ПОМОЩНИКОМ ПЕТРОМ МСТИСЛАВЦЕМ БЫЛ НАПЕЧАТАН «АПОСТОЛ» - ПЕРВАЯ РУССКАЯ КНИГА С ВЫХОДНЫМИ ДАННЫМИ.
НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ.КНИГОПЕЧАТАНИЕ –ВАЖНЕЙШЕЕ ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РОССИИ XVI В.«АПОСТОЛ» 1564 годВ 1564 Г. ДЬЯКОНОМ ОДНОЙ

Слайд 5 ШРИФТ И ЗАСТАВКИ «АПОСТОЛА» НЕ УСТУПАЛИ ЗАПАДНЫМ
ОБРАЗЦАМ.

КАК И ВСЯКОЕ НОВШЕСТВО, КНИГОПЕЧАТАНИЕ
БЫЛО ВСТРЕЧЕНО В МОСКВЕ

С ИСПУГОМ И НЕПОНИМАНИЕМ.
КНИГОПЕЧАТНИКОВ СТАЛИ ОБВИНЯТЬ В КОЛДОВСТВЕ.
ФЁДОРОВ И МСТИСЛАВЕЦ УШЛИ В РЕЧЬ ПОСПОЛИТУЮ, ГДЕ
ВО ЛЬВОВЕ ПРОДОЛЖАЛИ ПЕЧАТАНИЕ РУССКИХ КНИГ.
ЗДЕСЬ БЫЛ ВЫПУЩЕН ПЕРВЫЙ РУССКИЙ
БУКВАРЬ С ГРАММАТИКОЙ.

НЕ ЗАМЕРЛО ПЕЧАТНОЕ ДЕЛО
И В МОСКВЕ.
НА ПЕЧАТНОМ ДВОРЕ ТРУДИЛИСЬ
НИКИФОР ТАРАСИЕВ,
АНДРОНИК ТИМОФЕЕВ-НЕВЕЖА
И ДРУГИЕ.

ПАМЯТНИК
ИВАНУ ФЁДОРОВУ В МОСКВЕ

ШРИФТ И ЗАСТАВКИ «АПОСТОЛА» НЕ УСТУПАЛИ ЗАПАДНЫМОБРАЗЦАМ.   КАК И ВСЯКОЕ НОВШЕСТВО, КНИГОПЕЧАТАНИЕ БЫЛО

Слайд 6ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ
XVI ВЕК ДАЛ ЯРКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ
МЫСЛИ, СВЯЗАННЫЕ С

РАЗВИТИЕМ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА, УКРЕПЛЕНИЕМ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ, СТАНОВЛЕНИЕМ НОВОГО СОЦИАЛЬНОГО СЛОЯ

– ДВОРЯНСТВА.

В КОНЦЕ 1540 – НАЧАЛЕ 1550-Х ГОДОВ ПИШЕТ СВОИ ЧЕЛОБИТНЫЕ ЦАРЮ ИВАНУ ГРОЗНОМУ ИВАН ПЕРЕСВЕТОВ.
ОН РАЗВИВАЕТ В НИХ ИДЕЮ СИЛЬНОЙ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ, КОТОРАЯ ДОЛЖНА ПРОТИВОСТОЯТЬ «ЛЕНИВЫМ И НЕРАДИВЫМ» БОЯРАМ, ОПИРАЯСЬ НА НАДЁЖНЫХ «ВОИННИКОВ» - ДВОРЯН.

С ЛИЧНОСТЬЮ ИВАНА ПЕРЕСВЕТОВА НЕ ВСЁ ЯСНО.
В СВОЁ ВРЕМЯ БЫЛО ДАЖЕ ВЫДВИНУТО
ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, ЧТО ЗА ЭТИМ ИМЕНЕМ СТОЯЛ САМ
ИВАН ГРОЗНЫЙ. УЖ ОЧЕНЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЭТОГО
ПУБЛИЦИСТА ПЕРЕКЛИКАЮТСЯ С ИДЕЯМИ ЦАРЯ.
В ЕГО ПОНИМАНИИ ПРАВИТЬ «ПО ПРАВДЕ» - ЗНАЧИТ
ЖАЛОВАТЬ «ВОИННИКОВ» И ЖЕСТОКО КАРАТЬ ВСЕХ
ПРЕСТУПИВШИХ ЦАРСКУЮ ВОЛЮ.
ОТДЕЛЬНЫЕ МЫСЛИ ИВАНА ПЕРЕСВЕТОВА ОКАЗАЛИСЬ
СОЗВУЧНЫ ОПРИЧНОЙ ПРАКТИКЕ.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬXVI ВЕК ДАЛ ЯРКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗВИТИЕМ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА, УКРЕПЛЕНИЕМ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ, СТАНОВЛЕНИЕМ

Слайд 7В 1560-Х ГОДАХ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РУСИ ОКАЗЫВАЮТСЯ
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

ИВАНА ГРОЗНОГО И БЕЖАВШЕГО В ЛИТВУ АНДРЕЯ КУРБСКОГО. В СВОЕЙ

ПЕРЕПИСКЕ ОНИ ВЫДВИГАЮТ 2 ВАРИАНТА УСТРОЙСТВА:

ПОЛЕМИКА
ИВАНА ГРОЗНОГО И АНДРЕЯ КУРБСКОГО

В 1560-Х ГОДАХ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РУСИ ОКАЗЫВАЮТСЯВ ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО И БЕЖАВШЕГО В ЛИТВУ АНДРЕЯ

Слайд 8« ДОМОСТРОЙ»
ЯРКИМ И СВОЕОБРАЗНЫМ ПАМЯТНИКОМ ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЕТСЯ
«ДОМОСТОРЙ», НАПИСАННЫЙ ЧЛЕНОМ

ИЗБРАННОЙ РАДЫ СИЛЬВЕСТРОМ
ЭТА КНИГА, ПОСВЯЩЕННАЯ ИСКУССТВУ «ВЕСТИ ДОМ», ПОМИМО БОГАТЕЙШЕГО

БЫТОВОГО МАТЕРИАЛА, ИНТЕРЕСНА И СВОЕЙ ОСНОВНОЙ МЫСЛЬЮ: ПОРЯДОК В ДОМЕ, ПО СИЛЬВЕСТРУ, ВОЗМОЖЕН ТОЛЬКО ПРИ АБСОЛЮТНОЙ ВЛАСТИ ГЛАВЫ СЕМЬИ, КОТОРЫЙ ДЕРЖИТ ПРОЧИХ ДОМОЧАДЦЕВ В СТРАХЕ И ТРЕПЕТЕ.

«ДА УБОИТСЯ ЖЕНА
МУЖА СВОЕГО…»

«НЕПОРОТОЕ ДИТЯ –
ПЛОХО ВОСПИТАННОЕ
ДИТЯ…»

«КАК СОХРАНИТЬ МЕХА…»

«КАК КОПТИТЬ ОСЕТРОВ…»

«ПЛЁТКА НЕ МУЧИТ, А УЧИТ…»

« ДОМОСТРОЙ»ЯРКИМ И СВОЕОБРАЗНЫМ ПАМЯТНИКОМ ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЕТСЯ «ДОМОСТОРЙ», НАПИСАННЫЙ ЧЛЕНОМ ИЗБРАННОЙ РАДЫ СИЛЬВЕСТРОМЭТА КНИГА, ПОСВЯЩЕННАЯ ИСКУССТВУ «ВЕСТИ

Слайд 9«ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ»
«ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ» БЫЛИ СОСТАВЛЕНЫ
ПОД РУКОВОДСТВОМ МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ.
В НИХ ВОШЛИ

ЖИТИЯ СВЯТЫХ,
РАСПОЛАГАВШИЕСЯ ПО МЕСЯЦАМ
В СООТВЕТСТВИИ С ДНЁМ ПАМЯТИ

КАЖДОГО СВЯТОГО, А ТАКЖЕ МНОЖЕСТВО ИЗВЕСТНЫХ «ДУШЕПОЛЕЗНЫХ» ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПЕРЕРАБОТАННЫХ В ДУХЕ ПРОСЛАВЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ РУСИ КАК ГЛАВНОГО ЦЕНТРА ПРАВОСЛАВИЯ.

ДВЕНАДЦАТИТОМНЫЕ
«ЧЕТЬИ-МИНЕИ» ЯВЛЯЛИСЬ
СВОЕОБРАЗНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ
ЦЕРКОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVI ВЕКА.

«ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ»«ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ» БЫЛИ СОСТАВЛЕНЫПОД РУКОВОДСТВОМ МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ.В НИХ ВОШЛИ ЖИТИЯ СВЯТЫХ, РАСПОЛАГАВШИЕСЯ ПО МЕСЯЦАМ В СООТВЕТСТВИИ

Слайд 10ЧИТАЛИ «ЧЕТЬИ-МИНЕИ» И «ДОМОСТОРЙ» В ОСНОВНОМ ЗАЖИТОЧНЫЕ ПОСАДСКИЕ И СЛУЖИЛЫЕ

ЛЮДИ.
БОЯРЕ И ОБРАЗОВАННЫЕ ДЕТИ БОЯРСКИЕ, ДЬЯКИ УВЛЕКАЛИСЬ ГРЕЧЕСКИМИ, ВИЗАНТИЙСКИМИ

И ПРОЧИМИ ПЕРЕВОДНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ, ТРУДАМИ МАКСИМА ГРЕКА И ДРУГИХ АВТОРОВ.

МАКСИМ ГРЕК

ЧИТАЛИ «ЧЕТЬИ-МИНЕИ» И «ДОМОСТОРЙ» В ОСНОВНОМ ЗАЖИТОЧНЫЕ ПОСАДСКИЕ И СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ. БОЯРЕ И ОБРАЗОВАННЫЕ ДЕТИ БОЯРСКИЕ, ДЬЯКИ

Слайд 11«МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ»
В КОНЦЕ XV ВЕКА НАЧИНАЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

ТЕОРИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. В ЕЁ ОСНОВЕ ЛЕЖАЛА КОНЦЕПЦИЯ «МОСКВА –

ТРЕТИЙ РИМ». АВТОРОМ ЕЁ ЯВЛЯЛСЯ ПСКОВСКИЙ ИНОК ФИЛОФЕЙ, СЧИТАВШИЙ, ЧТО ПЕРВЫЙ РИМ ПОГИБ ПОД УДАРАМИ ВАРВАРОВ ИЗ-ЗА СОХРАНЕНИЯ ЯЗЫЧЕСТВА,
ВТОРОЙ РИМ – КОНСТАНТИНОПОЛЬ – ПАЛ ПОД УДАРАМИ МУСУЛЬМАН ИЗ-ЗА ГРЕХОВ И ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ МОСКВА, ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ СТАЛА ТРЕТЬИМ РИМОМ,
А ЧЕТВЁРТОМУ - НЕ БЫВАТЬ.

МОНАХ
ФИЛОФЕЙ

«МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ»В КОНЦЕ XV ВЕКА НАЧИНАЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. В ЕЁ ОСНОВЕ ЛЕЖАЛА

Слайд 12ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. НЕСТЯЖАТЕЛИ И ИОСИФЛЯНЕ
В XVI ВЕКЕ РОССИЙСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ

ВСТУПИЛИ В ПОРУ
ЦЕРКОВНО - ФИЛОСОФСКИХ ИСКАНИЙ.
В 1502 -1504 ГГ.

РАЗВЕРНУЛАСЬ БОРЬБА
НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ И ИОСИФЛЯН.

ИДЕОЛОГОМ НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ БЫЛ ОСНОВАТЕЛЬ МОНАСТЫРЯ НА РЕКЕ СОРКЕ НИЛ (СОРСКИЙ), СЧИТАВШИЙ,ЧТО НЕОБХОДИМО ПОДНИМАТЬ
АВТОРИТЕТ ЦЕРКВИ ПУТЁМ СТРОГОГО
ИСПОЛНЕНИЯ ПРАВИЛ И ОБРЯДОВ, АСКЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

НИЛ ОСУЖДАЛ СТЯЖАНИЕ ЦЕРКОВЬЮ БОГАТСТВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВЛАДЕНИЕ ЗЕМЛЯМИ
(СТОРОННИКИ СОРСКОГО ПОЛУЧИЛИ НАЗВАНИЕ «НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ»).

НИЛ СОРСКИЙ

ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. НЕСТЯЖАТЕЛИ И ИОСИФЛЯНЕ В XVI ВЕКЕ РОССИЙСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ ВСТУПИЛИ В ПОРУ ЦЕРКОВНО - ФИЛОСОФСКИХ ИСКАНИЙ.В

Слайд 13НЕСТЯЖАТЕЛЯМ ПРОТИВОСТОЯЛИ ИОСИФЛЯНЕ – СТОРОННИКИ ИГУМЕНА
ПОДМОСКОВНОГО ВОЛОЦКОГО МОНАСТЫРЯ ИОСИФА, КОТОРЫЙ

НАСТАИВАЛ НА НЕОБХОДИМОСТИ ДЛЯ ЦЕРКВИ ИМЕТЬ БОЛЬШИЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.
В 1503

ГОДУ НА ЦЕРКОВНОМ СОБОРЕ ПО ИНИЦИАТИВЕ ИВАНА III БЫЛ ПОСТАВЛЕН ВОПРОС ОБ ОТКАЗЕ ЦЕРКВИ ОТ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ. В ЭТОТ МОМЕНТ ИОСИФЛЯНЕ ПОДДЕРЖИВАЛИ УДЕЛЬНЫХ КНЯЗЕЙ В ИХ БОРЬБЕ ПРОТИВ ВЕЛИКОКНЯЖЕСКОЙ ВЛАСТИ, И ЭТО СТАЛО ДЛЯ ИВАНА III ЕЩЁ ОДНИМ ПОВОДОМ ПОДДЕРЖАТЬ НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ.

ПОЗЖЕ, ПРИ ВАСИЛИИ III , НЕСТЯЖАТЕЛИ
ВОСПРОТИВИЛИСЬ РАЗВОДУ ЦАРЯ С СОЛОМОНИЕЙ САБУРОВОЙ И ПОДВЕРГЛИСЬ ОПАЛЕ. ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ ВЛАСТЬ ПОВЕРНУЛА
ОТ ПОДДЕРЖКИ НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ К ПОЛИТИКЕ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЦЕРКВИ ШИРОКИХ ПРИВИЛЕГИЙ.

ИОСИФО-ВОЛОЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ

НЕСТЯЖАТЕЛЯМ ПРОТИВОСТОЯЛИ ИОСИФЛЯНЕ – СТОРОННИКИ ИГУМЕНАПОДМОСКОВНОГО ВОЛОЦКОГО МОНАСТЫРЯ ИОСИФА, КОТОРЫЙ НАСТАИВАЛ НА НЕОБХОДИМОСТИ ДЛЯ ЦЕРКВИ ИМЕТЬ БОЛЬШИЕ

Слайд 14ПОБЕДА ИОСИФЛЯН ВО МНОГОМ ОПРЕДЕЛИЛА ДАЛЬНЕЙШУЮ
ПОЛИТИКУ ЦЕРКВИ В ОТНОШЕНИИ ЦАРСКОЙ

ВЛАСТИ. ЦЕРКОВЬ ВСЁ БОЛЕЕ НАСТОЙЧИВО ПОДДЕРЖИВАЕТ ИДЕЮ САМОДЕРЖАВИЯ.

ПОБЕДА ИОСИФЛЯН ВО МНОГОМ ОПРЕДЕЛИЛА ДАЛЬНЕЙШУЮПОЛИТИКУ ЦЕРКВИ В ОТНОШЕНИИ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ. ЦЕРКОВЬ ВСЁ БОЛЕЕ НАСТОЙЧИВО ПОДДЕРЖИВАЕТ ИДЕЮ

Слайд 15ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. ЕРЕСИ
В СРЕДЕ ОБРАЗОВАННЫХ ЛЮДЕЙ В XVI ВЕКЕ ПРОДОЛЖАЮТ


РАЗВИВАТЬСЯ ЕРЕСИ, НАПРАВЛЕННЫЕ ПРОТИВ ОФИЦИАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ.
В СЕРЕДИНЕ XVI

ВЕКА В МОСКВЕ РАСПРОСТРАНИЛИСЬ ВОЗЗРЕНИЯ
СЛУЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА МАТВЕЯ БАШКИНА. ЕМУ ПРЕТИЛА ПРОПОВЕДЬ
ОФИЦИАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ, ОПРАВДЫВАВШАЯ СОВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК КАК ДАННЫЙ БОГОМ.
«ХРИСТОС ВСЕХ БРАТИЕЙ НАРИЦАЕТ, - ОТМЕЧАЛ МАТВЕЙ, - А МЫ ХОЛОПОВ ДЕРЖИМ». ОН ПОРВАЛ КАБАЛЬНЫЕ ЗАПИСИ И ОТПУСТИЛ НА ВОЛЮ СВОИХ ХОЛОПОВ. БАШКИН ВОСПЕВАЛ РАЗУМ И КНИЖНОЕ УЧЕНИЕ, КРИТИЧЕСКИ ТРАКТОВАЛ БИБЛЕЙСКИЕ ТЕКСТЫ, ОТВЕРГАЛ ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБРЯДЫ И ТАИНСТВА.

ПОСТРИГШИЙСЯ В МОНАХИ БЕГЛЫЙ ХОЛОП
ФЕОДОСИЙ КОСОЙ ПОШЁЛ ЕЩЁ ДАЛЬШЕ,
ЗАЯВЛЯЯ, ЧТО У ХРИСТИАН НЕ ДОЛЖНО
БЫТЬ ВЛАСТЕЙ, И ПОТОМУ ПРИЗЫВАЛ
НЕ ПЛАТИТЬ НАЛОГОВ И НЕ ПОДЧИНЯТЬСЯ
ФЕОДАЛАМ.

ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. ЕРЕСИВ СРЕДЕ ОБРАЗОВАННЫХ ЛЮДЕЙ В XVI ВЕКЕ ПРОДОЛЖАЮТ РАЗВИВАТЬСЯ ЕРЕСИ, НАПРАВЛЕННЫЕ ПРОТИВ ОФИЦИАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ.

Слайд 16 ПРЕДСТАВ ПЕРЕД ЦЕРКОВНЫМ СОБОРОМ В 1553 Г., МАТВЕЙ

БАШКИН
ХРАБРО ОТСТАИВАЛ СВОЁ «ИСТИННОЕ ХРИСТИАНСТВО». ПОСЛЕ ПЫТОК ОТКАЗАЛСЯ ОТ

НЕГО, БЫЛ ПРЕДАН АНАФЕМЕ И СОСЛАН
В ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ФЕОДОСИЙ КОСОЙ БЫЛ ПРЕДАН ЦЕРКОВНОМУ СУДУ, НО СУМЕЛ БЕЖАТЬ В ЛИТВУ.
ВСЕ ЕРЕСИ XIV – XVI ВЕКОВ ВЫЗЫВАЛИ БРОЖЕНИЕ В УМАХ ГОРОЖАН, НО ОНИ ПОЧТИ НЕ ЗАТРАГИВАЛИ ОСНОВНОГО ЖИТЕЛЯ РОССИИ – КРЕСТЬЯНИНА, ПОЭТОМУ НЕ ВЫЛИЛИСЬ, КАК В ЕВРОПЕ, В ШИРОКОЕ РЕФОРМАЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ.
ПРЕДСТАВ ПЕРЕД ЦЕРКОВНЫМ СОБОРОМ В 1553 Г., МАТВЕЙ БАШКИН ХРАБРО ОТСТАИВАЛ СВОЁ «ИСТИННОЕ ХРИСТИАНСТВО». ПОСЛЕ

Слайд 17ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
К XV – XVI ВЕКАМ В РОССИИ ЗАМЕТНО ВЫРОС

УРОВЕНЬ
ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.РУССКИЕ МАСТЕРА ЛИЛИ
МЕДНЫЕ И БРОНЗОВЫЕ ПУШКИ, ЖЕЛЕЗНЫЕ

ОРУДИЯ.
МАСТЕР АНДРЕЙ ЧОХОВ (ЧЕХОВ) С 1568 ПО 1632 ГОДЫ ИЗГОТОВИЛ МНОЖЕСТВО ПУШЕК КАЛИБРОМ ОТ 92 ДО 470 ММ, ДЛИНОЙ ДО 6 М, ВЕСОМ ОТ 1,2 ДО 7,2 Т.
В 1586 Г. ОН ОТЛИЛ ЦАРЬ-ПУШКУ ДЛЯ КРЕМЛЯ.ЕЁ ДЛИНА 5,34 М, КАЛИБР 890 ММ, МАССА СТВОЛА 40 Т. ПРАВДА, ЭТА ПУШКА НИ РАЗУ НЕ СТРЕЛЯЛА.
С 1590 ГОДА РУССКИЕ МАСТЕРА СТАЛИ ДЕЛАТЬ ПУШКИ НА ЛАФЕТАХ,ЧТО УВЕЛИЧИЛО ИХ ПОДВИЖНОСТЬ.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯК XV – XVI ВЕКАМ В РОССИИ ЗАМЕТНО ВЫРОС УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.РУССКИЕ МАСТЕРА ЛИЛИ МЕДНЫЕ И

Слайд 18АРХИТЕКТУРА
НАИБОЛЕЕ ЯРКИМ СТИЛЕМ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ ЭТОГО ВРЕМЕНИ ЯВЛЯЕТСЯ ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ.


В НЁМ КАМЕННЫЕ ЦЕРКВИ ОБОГАЩЕНЫ ЭЛЕМЕНТАМИ ДЕРЕВЯННЫХ КОНСТРУКЦИЙ, В ЧАСТНОСТИ

НЕВИДАННОЙ РАНЬШЕ КОНСТРУКЦИЕЙ ВЕРХА ЦЕРКВИ В ВИДЕ ШАТРА.
АРХИТЕКТУРАНАИБОЛЕЕ ЯРКИМ СТИЛЕМ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ ЭТОГО ВРЕМЕНИ ЯВЛЯЕТСЯ ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ. В НЁМ КАМЕННЫЕ ЦЕРКВИ ОБОГАЩЕНЫ ЭЛЕМЕНТАМИ ДЕРЕВЯННЫХ

Слайд 19ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В КОЛОМЕНСКОМ
ШЕДЕВРОМ И САМЫМ
РАННИМ ОБРАЗЦОМ
ШАТРОВОГО

СТИЛЯ СТАЛА
ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ
В СЕЛЕ КОЛОМЕНСКОМ
ПОД МОСКВОЙ..

ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ  В  КОЛОМЕНСКОМШЕДЕВРОМ И САМЫМ РАННИМ ОБРАЗЦОМ ШАТРОВОГО СТИЛЯ СТАЛАЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В СЕЛЕ КОЛОМЕНСКОМ

Слайд 20СОБОР ПОКРОВА НА РВУ
ВЕРШИНОЙ РУССКОГО ЗОДЧЕСТВА XVI В. ЯВЛЯЕТСЯ
СОБОР

ПОКРОВА НА РВУ, ПОСВЯЩЁННЫЙ ВЗЯТИЮ КАЗАНИ (БОЛЕЕ ИЗВЕСТЕН КАК ХРАМ

ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО – В ЧЕСТЬ ЗНАМЕНИТОГО МОСКОВСКОГО ЮРОДИВОГО, ВСЕГДА НОЧЕВАВШЕГО В ОДНОМ ИЗ ЕГО ПРИДЕЛОВ). ПОСТРОЕННЫЙ РУССКИМИ МАСТЕРАМИ БАРМОЙ И ПОСТНИКОМ ЯКОВЛЕВЫМ, СОБОР СОСТОИТ ИЗ 8 НЕСИММЕТРИЧНЫХ РАЗНОВЕЛИКИХ СТОЛПООБРАЗНЫХ ХРАМОВ, ОКРУЖАЮЩИХ НАХОДЯЩУЮСЯ
В ЦЕНТРЕ ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ С ВЫСОКИМ ШАТРОМ, УВЕНЧАННЫМ МАЛЕНЬКОЙ МАКОВКОЙ.
В ЕГО КОМПОЗИЦИИ ЗАКЛЮЧЕНА ВАЖНАЯ ИДЕЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ ВОКРУГ МОСКВЫ РАЗНЫХ ЗЕМЕЛЬ..
СОБОР ПОКРОВА НА РВУВЕРШИНОЙ РУССКОГО ЗОДЧЕСТВА XVI В. ЯВЛЯЕТСЯ СОБОР ПОКРОВА НА РВУ, ПОСВЯЩЁННЫЙ ВЗЯТИЮ КАЗАНИ (БОЛЕЕ

Слайд 21ФЁДОР КОНЬ
В XVI ВЕКЕ ВЕДЁТСЯ ГРАНДИОЗНОЕ КРЕПОСТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО.
В 1530-Х

ГОДАХ К МОСКОВСКОМУ КРЕМЛЮ БЫЛО ПРИСТРОЕНО ПОЛУКОЛЬЦО УКРЕПЛЕНИЙ

КИТАЙ-ГОРОДА, ЗАЩИЩАВШЕГО ЦЕНТРАЛЬНУЮ ЧАСТЬ ПОСАДА.
В КОНЦЕ XVI ВЕКА ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ «ГОРОДОВЫХ ДЕЛ МАСТЕР»
ФЁДОР КОНЬ ВОЗВЁЛ КОЛЬЦО УКРЕПЛЕНИЙ БЕЛОГО ГОРОДА, ЗАКЛЮЧИВШЕЕ В СЕБЯ ПОЧТИ ВСЮ ТОГДАШНЮЮ МОСКВУ.

ФЁДОР КОНЬ

ФЁДОР КОНЬВ XVI ВЕКЕ ВЕДЁТСЯ ГРАНДИОЗНОЕ КРЕПОСТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. В 1530-Х ГОДАХ К МОСКОВСКОМУ КРЕМЛЮ БЫЛО ПРИСТРОЕНО ПОЛУКОЛЬЦО

Слайд 22ФЁДОР КОНЬ
ФЁДОРОМ КОНЁМ БЫЛ ПОСТРОЕН НОВЫЙ МОЩНЫЙ КРЕМЛЬ В СМОЛЕНСКЕ,

ДОЛГО СДЕРЖИВАВШИЙ ОСАДУ ВРАГОВ ВО ВРЕМЯ СМУТЫ.

ФЁДОР КОНЬФЁДОРОМ КОНЁМ БЫЛ ПОСТРОЕН НОВЫЙ МОЩНЫЙ КРЕМЛЬ В СМОЛЕНСКЕ, ДОЛГО СДЕРЖИВАВШИЙ ОСАДУ ВРАГОВ ВО ВРЕМЯ СМУТЫ.

Слайд 23ИКОНОПИСЬ
ИКОНОПИСЬ В XVI ВЕКЕ ИСПЫТЫВАЕТ ВСЁ БОЛЬШИЕ ТРУДНОСТИ.
ЕЁ СКОВЫВАЕТ

ЖЁСТКИЙ КАНОН – ОБРАЗЕЦ, ЗА РАМКИ КОТОРОГО ИКОНОПИСЦУ ВЫХОДИТЬ ЗАПРЕЩАЛОСЬ.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ СВОЕОБРАЗНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ,
В КОТОРОМ ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ВНУТРЕННИЙ МИР ИЗОБРАЖАЕМЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ УХОДЯТ НА ЗАДНИЙ ПЛАН. ПОЯВЛЯЕТСЯ БОЛЕЕ СУХАЯ МАНЕРА ПИСЬМА, УСИЛИВАЕТСЯ СИМВОЛИЗМ ОБРАЗОВ, РАСТЁТ ТЕХНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО, ПОЯВЛЯЕТСЯ ПОДЧЁРКНУТАЯ ДЕКОРАТИВНОСТЬ.
ИКОНОПИСЬИКОНОПИСЬ В XVI ВЕКЕ ИСПЫТЫВАЕТ ВСЁ БОЛЬШИЕ ТРУДНОСТИ. ЕЁ СКОВЫВАЕТ ЖЁСТКИЙ КАНОН – ОБРАЗЕЦ, ЗА РАМКИ КОТОРОГО

Слайд 24МАСТЕРА ПРОКОПИЙ ЧИРИН, ИСТОМА И НИКИФОР САВИНЫ
СТРЕМИЛИСЬ

ПРОЯВИТЬ СЕБЯ В ТЕХНИКЕ ЖИВОПИСИ, ИЗОБРАЗИТЬ УТОНЧЁННУЮ КРАСОТУ ФИГУР, ОДЕЖДЫ.
ПРОКОПИЙ

ЧИРИН

НИКИФОР САВИН

МАСТЕРА  ПРОКОПИЙ ЧИРИН,  ИСТОМА И НИКИФОР САВИНЫ СТРЕМИЛИСЬ ПРОЯВИТЬ СЕБЯ В ТЕХНИКЕ ЖИВОПИСИ, ИЗОБРАЗИТЬ УТОНЧЁННУЮ

Слайд 25ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ ПОЛУЧИЛО НАЗВАНИЕ «СТРОГАНОВСКОЙ ШКОЛЫ» - ПО ИМЕНИ КУПЦОВ

СТРОГАНОВЫХ, СПОСОБСТВОВАВШИХ ЕГО РАЗВИТИЮ СВОИМИ ЗАКАЗАМИ.

ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ ПОЛУЧИЛО НАЗВАНИЕ  «СТРОГАНОВСКОЙ ШКОЛЫ» -  ПО ИМЕНИ КУПЦОВ СТРОГАНОВЫХ, СПОСОБСТВОВАВШИХ ЕГО РАЗВИТИЮ СВОИМИ

Слайд 26ВЫВОДЫ:
XVI столетие занимает особое место в истории
русской культуры.

Век ставил новые вопросы и искал ответы на
вызовы своего

времени, осмысливая их в контексте средневековых православных ценностей.
При этом русская культура не была чужда
заимствованию. Влияние и Запада, и Востока
ощутимо в разных сферах культуры. Но это был
не перенос, а творческое переосмысление, основанное на своей системе ценностей и этических принципах.
Отечественная культура продолжала развиваться самобытно.
Будучи частью мировой и христианской культуры, она при этом оставалась культурой суверенной, самостоятельной.
ВЫВОДЫ:XVI столетие занимает особое место в истории русской культуры.  Век ставил новые вопросы и искал ответы

Слайд 271439 год – Флорентийская уния византийской церкви с католиками.
ДЕТИ БОЯРСКИЕ

- в Русском государстве XV-XVII вв. мелкие феодалы на военной

службе у князей, царей, бояр, церкви. Слились с дворянством.

МАКСИМ ГРЕК , преподобный (около 1470-21.01.1556), в миру Михаил Триволис, родился в г. Арта в Албании. Происходя из семьи богатого греческого сановника, получил блестящее образование в Париже, Венеции и Флоренции. Михаил Триволис был близок с известным итальянским проповедником Д. Савонаролой. Видимо, под его влиянием он уезжает на Афон, где принимает монашеский постриг. В 1518 Максим Грек, как человек большой учености, был приглашен в Москву для написания и переводов церковных книг. Он публично выступил против развода Великого князя Василия III с Соломонией, считая это неканоничным. Разгневанный князь и его бояре поспешили обвинить св. Максима в искажении священных текстов при переводах. Преподобный провел многие годы в заключении в разных монастырях. Скончался он в Троице-Сергиевом монастыре.
Максим Грек внес большой вклад в русскую культуру как богослов, философ, филолог, писатель. Сохранились его труды: нравственно-обличительные (“Сказание о известноминоческом жительстве», “Беседа ума с душой”), поучительные (“Главы поучительные начальствующим правоверно”), полемические (против католиков, иудеев, язычников, магометан, лютеран, астрологов), философские и богословские трактаты, послания и переводы.

1439 год – Флорентийская уния византийской церкви с католиками.ДЕТИ БОЯРСКИЕ - в Русском государстве XV-XVII вв. мелкие

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика