Слайд 1Русские в Нижегородской области
Происхождение русских в области
различно. Как известно, это славянский православный народ, генезис которого шел
в XIV - XVII вв. на территории Центральной России, следовательно, и региона в частности: носители древнерусского языка заселяют Нижегородское Поволжье с XII века.
Слайд 2Мужской костюм
Основой мужской одежды была сорочка или
нижняя рубаха. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а
также из шелка. Рукава у кисти узкие. Длина рукава, вероятно, зависела от назначения рубахи. Ворот либо отсутствовал, либо в виде стойки, круглой или четырехугольной ( «каре»), с основой в виде кожи или бересты, высотой 2,5-4 см; застегивался на пуговицу. Наличие ворота предполагало разрез посередине груди или слева ( косоворотка) , с пуговицами или завязками. В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати- нижней. Цвета рубахи разные: чаще белые, синие или красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом.
Слайд 3Женский костюм
Женская одежда. Основой женского костюма была
длинная рубаха. Ее украшали отсрочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом.
Рубахи подпоясывали. Женщины поверх белой или красной рубахи с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застегивавшийся до горла, с длинными рукавами с золотым шитьем и жемчугом и с пристегнутым воротом .
Слайд 4МОРДВА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В настоящее время мордва
на территории Нижегородской области проживает в основном в южных районах
(Пильнинский. Сергачский. Сеченовский. Шатковский, Гагинский, Больше-Болдинский, Лукояновский, Первомайский). Большинство современной нижегородской мордвы, кроме русского, говорит на эрзянском языке и всего в нескольких деревнях — на мокшанском. Мордовским культурным центром в области является город Лукоянов.
Слайд 5Традиции мордвы
Хотя мордва считается наиболее христианизированным народом Поволжья, в
культовой сфере до сих пор сохранились остатки традиционных верований, часть
из которых синкретизировалась с православием.
Слайд 6Традиции мордвы
В дохристианских верованиях мордвы обращает на
себя внимание большое количество женских божеств. Названия их обычно состоят
из двух слов; божество леса (вирь) — Вирь-ава (ава — мать, женщина), воды (ведь) — Ведь-ава, земли (мода) — Мода-ава, огня (тол) — Тол-ава, ветра (варма) — Варма-ава, дома (кудо) — Кудо-ава и т.п.
Слайд 7Традиции мордвы
Наряду с божествами-женщинами встречаются аналогичные божества
в мужском образе, мужья женских божеств; Вирь-атя (атя — мужчина,
старик), Ведь-атя, Мода-атя, Варма-атя, Тол-атя. Кудо-атя и др. Считалось, что боги могут принести беды и несчастья, если вовремя их не умилостивить.
Слайд 8Марийцы в Нижегородской области
Марийские деревни и села находятся
на северо-востоке области (Тоншаевский, Тонкинский, Шарангский, Воскресенский, Воротынский районы). Говорят
нижегородские марийцы на северо-западном и горном наречиях марийского языка, довольно сильно отличающихся от лугового марийского, распространенного в административном центре Республики Марий Эл — Йошкар-Оле. Оба языка имеют письменность, но художественной литературы на северо-западном марийском не существует.
Слайд 9Традиции марийцев
У марийцев сохраняются знания традиционной
медицины, основанной на представлениях о космической жизненной силе, воле богов,
порче, сглазе, злых духах, душах умерших.
Слайд 10Традиции марийцев
В среде марийцев сохраняется приверженность традиционным
верованиям. Вернее, своеобразной «марийской вере» (марла вера), сочетающей христианство с
традиционными верованиями. Культ великого доброго бога Поро Кугу Юмо и злого Киремета, других богов и духов, по всей вероятности, насчитывает в Поволжье несколько тысячелетий.
Слайд 11ТАТАРЫ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Татары — второй по численности
народ Нижегородской области. В настоящее время их насчитывается более 63
тыс. человек. Много татар живет в Нижнем Новгороде, Дзержинске, Сергаче, на Бору. В сельской местности татарское население представлено в основном на юго-востоке области (Княгининский, Пильнинский, Сергачский, Краснооктябрьский, Сеченовский районы).
Слайд 12Традиции татарской народности
Татары — мусульмане-сунниты. В Нижнем
Новгороде действуют три мечети, одна из них — кафедральная —
находится в районе Сенной площади (Казанская наб., 5). Также мечети есть в Дзержинске. Княгининском, Краснооктябрьском, Сергачском. Сеченовском, Спасском районах. Местом паломничеств нижегородских татар является село Медяна в Краснооктябрьском районе, где сосредоточен ряд исламских святынь.
Слайд 13Традиции татарской народности
Татары встречают дорогих гостей не
хлебом-солью, а сладким блюдом чакчак. Самое распространенное первое блюдо у
татар — салма — мясной бульон с вареными кусочками пшеничного, гречневого или горохового теста, картофелем, луком, морковью.
Слайд 14ЧУВАШИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Предки чувашей — тюркские
племена болгар, пришедшие в VII-VIII вв. из северокавказских степей и
слившиеся с местным финно-угорским населением. Со взятием Казани (1552) чуваши вошли в состав Русского государства. Современные чуваши, кроме русского, говорят на чувашском языке, в котором выделяют два диалекта. Отдельные чувашские села встречаются на востоке области — в Воротынецком, Пильнинском и Сеченовском районах.
Слайд 15Традиции чувашской народности
В традиционной пище чувашей преобладают
растительные продукты. Распространены супы (яшка, шурпе), похлебки с клецками, щи
с приправами из культурной и дикорастущей зелени
Слайд 16Традиции чувашской народности
Широко представлены молочные продукты, среди
которых особо следует отметить творожные сырки (чакат). Мясо было едой
относительно редкой — сезонной (при забое скота) и праздничной.
Слайд 17Традиции чувашской народности
Из сладостей употребляли мед, который
применяли также для изготовления медовухи. Излюбленным хмельным напитком было пиво
из ржаного или ячменного солода (сэра) — крепкое для праздничных угощений и слабое для повседневного питья.