Слайд 1« С «Лейкой» и блокнотом,
а
то и с пулеметом …»
Слайд 2Писатели и поэты
фронтовики о войне
Слайд 3Хотелось бы вспомнить сегодня тех, кто открыл нам кровавую правду
о Второй мировой войне,
показал её страшные будни,
не пафосный
подвиг простого солдата, самоотверженность тех, кто остался в тылу.
О тех, чьими глазами мы видим ту войну и продолжаем узнавать о ней что-то новое.
Слайд 4Это писатели и поэты -фронтовики, русские и французы, американцы и
немцы, по зову сердца или по принуждению
оказавшиеся на фронте.
Но все, без исключения, вынесшие из бездушной жути войны ненависть
к фашизму, насилию и любовь не только
к своей родине, но и вообще к нашей
не такой уж и большой планете, которая оказалась очень хрупкой
Слайд 5Они были простыми солдатами
и военными корреспондентами,
разведчиками и летчиками,
командирами и рядовыми.
Они остались в живых, и
восприняли это
как ещё одну
боевую задачу: призвать весь мир
к миру и показать бездушность и
бессмыленность войн.
Их много, опаленных войной
поэтов и писателей. Вспомним некоторых из них.
Слайд 6Константин Симонов
(1915-1979)
С первых дней войны он в действующей армии.
Был собственным
корреспондентом газет
«Красноармейская правда»,
«Красная звезда», «Правда»,
«Комсомольская правда», «Боевое
Знамя».
Симонов – автор нескольких романов о войне: «Товарищи по оружию» , «Живые и мёртвые: трилогия», очерков, рассказов и повестей и, конечно же, незабываемых стихов.
Слайд 7Легендарное «Жди меня»
крик последней надежды солдата перед лицом
смерти.
«У стихотворения «Жди меня» , - вспоминал писатель, -
нет никакой особой истории.
Просто я уехал на войну,
а женщина, которую я любил, была в тылу.
И я написал ей письмо в стихах…».
Стихотворение «Жди меня»
в исполнении автора
Слайд 8Не менее легендарным стало и
стихотворение «Убей его!», -
яростный
призыв не щадить врага.
Оно написано в 1942 году, сразу
после
начала Сталинградской битвы и было
опубликовано в газете «Красная звезда».
Главный редактор газеты Давид Ортенберг вспоминал: «Не буду объяснять, как нужен был этот прямой публицистический призыв в тяжелые дни нашего отступления».
Слайд 9Виктор Некрасов (1911-1987)
Советский писатель, диссидент и эмигрант. Участник Великой Отечественной
войны.
Лауреат Сталинской премии 2-й степени 1947 года. Получил премию
за произведение, которое сделало его знаменитым,
повесть «В окопах Сталинграда».
Эта повесть стала первым послевоенным художественным произведением о войне в уникальном жанре, который позднее получил название «окопная проза».
Слайд 10Фильм «Солдаты» по книге В. Некрасова «В окопах Сталингарада» снят
в 1956 году
Книга была переиздана тиражом
в несколько миллионов экземпляров
и переведена на 36 языков мира.
Позднее по мотивам этого художественного произведения был снят кинофильм «Солдаты», который был отмечен премией Всесоюзного
кинофестиваля.
Одну из своих первых больших ролей в кино в этом фильме сыграл Иннокентий Смоктуновский
Слайд 11Из-за критики книги Л. Брежнева «Малая земля» писатель вынужден был
покинуть СССР и переехать во Францию.
В 1987 году в
Париже на 77-м году жизни Виктор Некрасов скончался от рака легких,
был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Писатели фронтового поколения так описывали роль повести Виктора Некрасова в их сложившейся творческой судьбе:
«Все мы вышли из некрасовских «окопов».
Слайд 12Генрих Бёлль (1917-1985)
Немецкий писатель-антифашист - Генрих Бёлль — человек с
удивительной судьбой.
Бывший солдат вермахта, он умудрился стать одним из самых
продаваемых западных авторов в Советском Союзе.
Он был одним из немногих своих одноклассников, отказавшихся вступить в Гитлерюгенд. Но избежать военной «карьеры» ему всё же не удалось. Писателю пришлось повоевать и во Франции, и на Восточном фронте.
Только в апреле 1945 года капрал Бёлль был «освобождён» от службы американскими солдатами.
Слайд 13«Я никогда не забуду тех молодых
парней, которые поднимаются на
холм, чтобы взять меня в плен, чтобы
освободить меня», -
вспоминал писатель.
Его романам свойственна лиричность и глубокое переживание вины всего немецкого народа за преступления фашизма.
Бёлль оправдывает дезертирство как
единственный выход для солдата.
Его романы «Где ты был Адам?» ,
«Поезд пришел вовремя», «Дом без
хозяина» пронизаны этими чувствами и автобиографичны.
Писатель с ненавистью относился к
любому насилию и стал первым
человеком на Западе, приютившем
семью А. Солженицына
Слайд 14Булат Окуджава (1924-1997)
В апреле 1942 г. он добровольцем
ушёл на
фронт и был направлен в
миномётный дивизион, а через 2
месяца – на фронт в Закавказье.
В декабре 1942 г. был ранен под
Моздоком (город в Республике
Северная Осетия — Алания).
Спустя годы он скажет: "Воевал не я.
Воевал юноша с моим именем и
фамилией. Он был романтичен,
как, впрочем, и большинство его
сверстников, он был сыном
"врагов народа", и это его ранило
и побуждало идти на фронт, чтобы
доказать всем, чтобы все видели, что
значит для него его прекрасная,
единственная, неповторимая отчизна".
Слайд 15Творчество Булата Шалвовича разнообразно и объемно:
чудесные стихи, проза, киносценарии, пьесы.
Конечно,
наиболее популярны его стихи и песни, которые он писал на
свои стихи.
Но хочется обратить ваше внимание на небольшую повесть «Фронт приходит к нам».
Критика считает её лучшим образцом прозы Б. Окуджавы.
Она содержит много автобиографического – мечта о бегстве на передовую. Но есть в ней и принципиально новое по сравнению с военными рассказами. Не надо бежать на фронт – он сам придет к тебе.
Слайд 16Однако, самым пронзительным произведением Булата Окуджавы о войне остается его
песня
«До свидания, мальчики…»
Б.Окуджава исполняет песню
«До свидания, мальчики..»
Слайд 17Василий Гроссман (1905-1964)
Летом 1941 года Василий Гроссман
был мобилизован в
армию, ему было
присвоено звание интенданта 2-го ранга.
С августа
1941-го по август 1945 года
служил специальным военным
корреспондентом газеты «Красная
звезда» на Центральном, Брянском,
Юго-Западном, Сталинградском,
Воронежском, 1-м Белорусском и
1-м Украинском фронтах.
Он автор широко известного романа
«Жизнь и судьба», который был
недавно экранизирован.
Однако, мало кто знает, что Василий
Гроссман был в числе корреспон-
дентов, первыми ступивших в
освобождённые советскими
войсками концлагеря Майданек и
Треблинка.
Слайд 18Описание увиденного в Майданеке было поручено Константину Симонову, а о Треблинке
в конце 1944 года Гроссман опубликовал статью «Треблинский ад», открывшую
тему Холокоста в СССР.
После войны Гроссман и Илья Эренбург составили «Чёрную книгу»
— сборник свидетельств и документов о Холокосте.
Судьба книги оказалась довольно сложной. В 1947 году её впервые опубликовали в Нью-Йорке на английском языке. А первое издание на русском вышло в Израиле только в 1980 году.
Слайд 19Курт Воннегут (1922-2007)
Один из наиболее значительных
американских писателей 20 века.
После
вступления США во II мировую
войну Воннегут записался в армию
добровольцем.
В декабре 1944 года Воннегут,
будучи рядовым 423-го пехотного
полка, попал в плен во время
Арденской контрнаступательной
операции немецких войск.
Вначале военнопленный Воннегут
был перевезён под Берлин, откуда
его направили в трудовой лагерь в
Дрездене.
Слайд 20Воннегут был назначен старостой
группы военнопленных, поскольку
немного говорил по-немецки.
После того как он сказал охран-
никам, что с ними сделает,
когда
придут русские, был избит и лишён
статуса старосты.
Мировую славу писателю принесло
во многом реалистическое произве-
дение «Бойня номер пять, или
Крестовый поход детей»,
посвящённое бомбардировке
Дрездена авиацией союзников
в феврале 1945 года, во время
которой город был полностью
разрушен.
Очень современно звучит сегодня
его роман «Сирены Титана» 1959, в
котором автор показывает суетность и
мимолётность многих общечелове-
ческих ценностей.
Слайд 21Воннегут, конечно, писал не только о войне.
Его произведения сочетают в
себе элементы сатиры, черного юмора и научной фантастики.
В романе «Мать тьма» с
бесподобным висельным юмором исследуется роль отдельно взятого шпиона в судьбах нации и внутренний мир самого шпиона.
Слайд 22Борис Полевой (1908-1981)
В годы войны Борис Полевой находился
в действующей армии в качестве
корреспондента
"Пролетарской правды»,
с конца октября - газеты «Правда», в
том числе
на Калининском фронте.
Первым написал о подвиге 83-летнего
крестьянина Матвея Кузьмича Кузмина,
повторившего, по мнению писателя,
подвиг Ивана Сусанина.
Мы прекрасно помним его «Повесть о
настоящем человеке», написанную тоже
на основе реальных фактов.
Однако, Борис Полевой автор еще одного
замечательного произведения –
публицистических заметок о
Нюрнбергском процессе
«В конце концов»
Слайд 23Борис Полевой присутствовал на процессе в качестве специального корреспондента "Правды"
и пробыл в Нюрнберге все девять месяцев, пока длились заседания
суда.
Нюренбергские дневники, как определил сам автор книгу, написаны живым языком и описывают не только подробности обвинения фашистских преступников, но подробности того, что окружало сам процесс, живые эмоции о заседаниях суда, реакции фашистских преступников, судей и журналистов, освещавших суд, встречи с известными людьми и, конечно, факты. Неоспоримые исторические факты, зафиксированные не сухим юридическим языком, а живым человеческим восприятием.
Слайд 24Эрнст Хэмингуэй (1899-1961)
Невозможно не вспомнить в этом обзоре еще одного
замечательного писателя, американца Эрнста Хэмингуэя.
Мы знаем его как автора множества
замечательных произведений: рассказов, романов
и повестей.
Но, к сожалению, почти не знаем об удивительных фактах его военной биографии.
Хэмингуэй участвовал в трех войнах добровольцем: Первой мировой и Второй мировой, а также гражданской войне в Испании 1936 года.
Слайд 25В 1941—1943 годах Эрнест Хемингуэй организовал контрразведку
против нацистских шпионов на
Кубе
и охотился на своём катере за немецкими
подводными лодками в
Карибском море.
В 1944 году Хемингуэй участвовал в боевых
полётах бомбардировщиков над Германией
и оккупированной Францией.
Во время высадки союзников в Нормандии
добился разрешения участвовать в
боевых и разведывательных действиях.
Эрнест встал во главе отряда французских
партизан численностью около 200 человек и
участвовал в боях за Париж, Бельгию,
Эльзас, в прорыве «линии Зигфрида».
Слайд 26Произведения Э. Хэмингуэя всегда приятно читать и перечитывать.
Интересные сюжеты, сочный
язык, динамичное повествование делают его прозу незабываемой.
Войне он посвятил два
прекрасных романа «Прощай, оружие!» и «По ком звонит колокол». И тот и другой романы были неоднократно экранизированы в разных странах, что говорит об их невероятной популярности.
Слайд 27По данным энциклопедии "Великая Отечественная война",
в действующей армии служило
свыше тысячи писателей.
Из восьмисот членов московской писательской организации в
первые
дни войны на фронт ушло двести пятьдесят.
Четыреста семьдесят один писатель с войны не вернулся.