Слайд 1САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ
Лекция № 6
Слайд 3Врачебный контроль
это научно-практический раздел медицины, изучающий состояние здоровья, физического развития,
функционального состояния организма занимающихся физическими упражнениями и спортом.
Слайд 4Педагогический контроль
- это процесс получения информации о влиянии занятии физическими
упражнениями и спортом на организм занимающихся, с целью повышения эффективности
учебно-тренировочного процесса.
Слайд 5Самоконтроль
это метод самонаблюдения за состоянием своего организма в
процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Он необходим для того,
чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушений в состоянии здоровья.
Слайд 6Диагностика состояния здоровья
- это краткое заключение о состоянии
здоровья занимающегося по результатам врачебного контроля
Слайд 7Функциональная проба
- это дозированная нагрузка, позволяющая оценить функциональное состояние организма
Слайд 8Критерии физического развития
- это состояние основных форм и размеров тела,
функциональных способностей организма. К ним относятся: осанка, состояние костного скелета
и мускулатуры, степень жироотложения, форма грудной клетки, спины, живота, ног, а также результаты функциональных проб.
Слайд 9Антропометрические показатели
это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и
половые особенности физического развития. К ним относятся: длина и масса
тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, ручная и становая динамометрия и др.
Слайд 11Показатели самоконтроля
Субъективные показатели (самочувствие, сон, аппетит, желание тренироваться, переносимость нагрузок
и т.д.)
Объективные показатели (вес, пульс, спирометрия, частота дыхания, артериального давления,
динамометрии)
масса тела (кг)
Индекс массы тела - ИМТ = --------------------------
квадрат величины роста (м)
Слайд 133 вопрос
Функциональное состояние организма и его оценка
Слайд 15Оценка состояния сердечнососудистой системы
Проба с 20 приседаниями за 30 сек.
Слайд 16Индекс Рюфье
это проба в которой мужчины выполняют 30 приседаний, а
женщины 24 за 30 сек.
Индекс рассчитывается по формуле
(Р1+Р2+Р3-200)/10
(пульс подсчитывается за 30 секунд), где P1 – частота сердечных сокращений в покое; Р2 – сразу после нагрузки; Р3 – через минуту после нагрузки. Оценка меньше 0 говорит об отличном функционировании аппарата кровообращения; от 0 до 5 – хорошем; от 6-10 – удовлетворительном; 11-15 – слабом; более 15 – неудовлетворительном.
Слайд 17Гарвардский степ-тест
В течение заданных 5 мин. делается восхождение на ступеньку
высотой 50 см для мужчин и 43 см для женщин
с частотой 30 восхождений в минуту. В положении «стоя на ступеньке» ноги должны быть прямыми, а туловище находиться в вертикальном положении. При подъеме и спуске руки выполняют обычные для ходьбы движения.
Слайд 18Результат Гарвардского степ-теста
ИГСТ (индекс гарвардского степ-теста) =
50 t / (f1 + f2 + f3)
t - фактическое
время выполнения физической нагрузки в секундах;
f1, f2, f3 - число сердечных сокращений за 30 с соответственно в начале 2, 3 и 4-ой минутах отдыха.
Слайд 19Оценка функциональной подготовленности по ИГСТ
Слайд 21Оценка системы дыхания
Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе)
После
5-ти минут отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха,
а затем, сделав полный вдох задерживают дыхание, время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения.
40- 55 сек для нетренированных людей
60-90 сек и более для тренированных
Слайд 22Оценка системы дыхания
Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе)
После 5-ти минут
отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем,
сделав полный выдох задерживают дыхание, время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения.
25- 30 сек - для нетренированных людей
40-60 сек и более - для тренированных
Слайд 23Оценка вестибулярной устойчивости
Проба Ромберга
Проба Яроцкого