Слайд 1
Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого
Гуманитарный институт
Кафедра реклама и связи с
общественностью
к.э.н., доцент
О.О. Васильева
Анализ внешней и внутренней среды предприятия
Слайд 3SWOT-анализ проекта по результатам изучения его сильных и слабых сторон
Слайд 4Сканирование и анализ внутренней среды
Сканирование внутренней среды обычно начинается с
определения миссии организации — своего рода ориентира в деятельности компаний.
После этого следует проанализировать ресурсы компании, ее товарный ассортимент, результаты предыдущей деятельности, отношения с другими компаниями и ключевые компетенции.
Слайд 5МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Миссия представляет собой формулировку основных целей компании, ее места
в обществе и ценностей, которые компания создает для общества.
По
сути, миссия должна объяснять, за что общество будет помнить компанию и по прошествии многих лет.
По утверждению Питера Друкера, четко сформулированный текст миссии должен помещаться на футболке, но в тоже время он не должен быть рекламным слоганом.
Слова для миссии должны быть понятными, а не привлекательными либо запоминаемыми.
В отличие от рекламных слоганов миссия признана задавать направление развития компании, а не напоминать потребителям о ее товарах либо услугах.
Слайд 7Сканирование и анализ внешней среды
Демографические тенденции
Поскольку потребительские и промышленные
рынки постоянно меняются, особую важность приобретают демографические характеристики рынка, так
как они указывают на его размер и потенциальный спрос. Особенно они важны для бизнес-плана по производству товаров для конечного потребителя. Если же речь идет о промышленном рынке, то этот раздел бизнес-плана должен описывать условия создания новых предприятий, уровень рентабельности и прочие характеристики предприятий.
Демографические характеристики претерпевают постоянные изменения, поэтому этот раздел бизнес-плана должен обновляться по мере поступления свежей информации.
Слайд 8Демографические характеристики потребителей
Изменение численности населения, которое в значительной степени зависит
от демографической политики государства, приводит к изменению емкости рынка. 5-10
лет могут в корне изменить спрос на рынке, и если товар или услуга фирмы характеризуется длительным жизненным циклом, высокими затратами на разработку и вывод на рынок, то фирма должна тщательно и на постоянной основе отслеживать все демографические тенденции и учитывать их в своей маркетинговой стратегии.
Однако знания тенденций изменения численности населения при подготовке убедительного бизнес плана явно недостаточно.
Следует проанализировать структуру потребителей:
возраст
половую, этническую и религиозную принадлежность,
образование,
род занятий
численность семьи и
уровень доходов.
Необходимо проанализировать, как изменяются эти демографические характеристики со временем.
Слайд 9Демографические характеристики компаний
Компании, которые работают на промышленных рынках, постоянно сканируют
внешнюю среду с целью получения информации о величине и темпах
роста своей отрасли. Для этого оценивается количество компаний, места их расположения, численность персонала и величина доходов от продаж. Например, бизнес-план, описывающий развитие сети сбыта по продаже офисного оборудования, должен содержать информацию о том, где располагаются уже существующие фирмы и как быстро появляются новые.
Точно так же как фирмы, работающие на потребительских рынках, исследуют тенденции, связанные с изменением демографических характеристик населения, фирмы, производящие промышленные товары, должны исследовать, как изменяются характеристики промышленного “населения”. В частности, необходимо регулярно следить, в каких городах и регионах открывается больше всего новых предприятий, и использовать в бизнес-плане самые свежие данные.
Слайд 10Экономические тенденции
В условиях глобализации, характерной для современной экономики, экономический спад
в одной части мира может повлиять на покупательское поведение как
индивидуальных потребителей, так и компаний в другой его части.
Эффективный бизнес-план должен отражать местные, региональные, общенациональные и даже глобальные экономические тенденции
В эффективном бизнес-плане нужно проанализировать размер доходов и источники финансирования клиентов, чтобы как можно точнее определить их покупательную способность. В периоды, когда личные доходы повышаются, потребители обладают большей покупательной способностью; более низкий уровень долга и более доступный кредит также положительно влияют на этот показатель.
В результате анализа местных, региональных, общенациональных и глобальных экономических тенденций бизнес-план должен объяснить, как те или иные тенденции могут повлиять на отрасли, в которых работает компания, и на ее продукцию.
Слайд 11Экологические тенденции
Природное окружение может оказывать разнообразное влияние на коммерческие и
некоммерческие организации. Один из наиболее очевидных факторов такого влияния —
наличие сырья (воды, древесины, нефти и других полезных ископаемых) или энергоресурсов, необходимых для поддержания производственного процесса.
Если деятельность компании связана с вмешательством в окружающую среду, то это обязательно должно быть отражено в бизнес-плане.
Инвестора не заинтересует бизнес-план бумажного комбината, если в нем не отражены экологические требования, регулируемые законами и не доказано, что фирма с технологической точки зрения способна выполнять эти требования
Слайд 12Тенденции научно-технического прогресса
Достижения научно-технического прогресса создают как возможности, так и
угрозы для всех компаний.
К ключевым тенденциям относятся:
глобальное распространение
Интернета и повсеместное использование персональных компьютеров;
слияние компьютерных и мультимедиа-технологий,
К серьезным угрозам:
обеспечение безопасности (защита от компьютерных вирусов, утечки информации и т.п.).
Влияние технологий распространяется практически на все аспекты маркетингового комплекса — от появления рекламы принципиально нового качества (например, за счет цифровых способов обработки изображений) до новых упаковочных материалов — причем использование этих новых технологий становится жизненно важной составляющей макросреды.
Слайд 13вопросы относительно тенденции в сфере новых технологий
Какие научно-технологические новинки вызывают
в настоящее время наибольший интерес у компаний и как они
влияют на клиентов, поставщиков, дистрибьюторов, маркетинг организации, составляющей бизнес-план?
Какое влияние на эти технологические инновации оказывают отраслевые стандарты и законы, действующие в данном государстве?
Какие стандарты и законы можно считать следствием технологических инноваций?
Какие заменители или инновации появляются благодаря применению новых технологий и какое влияние эти перемены оказывают на поставщиков, клиентов и конкурентов?
Какие средства инвестируют в НИОКР (научно-исследовательский отдел конструкторских разработок) те или иные конкуренты?
Слайд 14Политико-правовые тенденции
Эффективный бизнес-план должен проанализировать правовые и регуляторные инструменты, влияющие
на отрасль, в которой работает фирма.
Многочисленные законы, принятые как
на местном, так и на федеральном уровне, охватывают, среди всего прочего, и вопросы конкурентного поведения, ценообразования, налогообложения, продвижения, распределения, ответственности за качество выпускаемой продукции, маркировки и чистоты продуктов.
Кроме того, государственные органы контролируют использование новых методов ведения бизнеса.
Политические процессы могут сигнализировать об определенных изменениях в системе правовых и регуляторных приоритетов, создающих для компаний новые угрозы или открывающих перед ними новые благоприятные возможности.
Поэтому компании, занимающиеся бизнесом в глобальном масштабе, должны уделять повышенное внимание проблемам, которые заботят законодателей во всех странах и регионах, где они работают.
Слайд 15Социально-культурные тенденции
Усиливающееся разнообразие рынков, в том числе рынка рабочей силы,
— это одна из важнейших социально-культурных тенденций современного мира бизнеса.
Используя данные переписей населения и другие источники информации, можно получить более полное представление о культурном разнообразии того или иного географического рынка, в том числе о стране происхождения, основном языке и других деталях. Это поможет компании адаптировать ее торговое предложение и “послание”, предназначенное для тех или иных групп потребителей, к местным реалиям.