Слайд 2Алексе́й Кондра́тьевич Савра́сов (1830—1897) — выдающийся русский художник-пейзажист, один из
членов-учредителей Товарищества передвижников, учитель Исаака Левитана.
Слайд 3Саврасов родился 12 мая 1830 года в Москве, в семье
мещанина Кондратия Артемьевича Саврасова. Отец и сын некоторое время писали
свою фамилию через «о» — Соврасов (в частности, А. К. Саврасов — так писал свою фамилию до середины 1850-х годов). Он торговал глазетом, шнуром и кистями, и в конце концов, кропотливыми трудами поднял свой социальный статус до «звания» купца третьей гильдии. Был Кондратий Артемьевич человеком суровым, не терпел возражений и сына своего предполагал определить «по торговой части». Между тем маленький Алеша любил рисовать и уже в детстве показал недюжинные художественные дарования. Его рисунки, которые он сбывал для продажи торговцам на Никольской и у Ильинских ворот, пользовались большой популярностью.
Слайд 4«стены Новодевичьего монастыря в Москве» кисти саврасовського учителя Карла Рабуса
(1800-1857)
В 1844 году Саврасов поступил в организованное годом раньше московское
Училище живописи и ваяния, но в том же году был вынужден — как предполагается, из-за болезни матери, страдавшей чахоткой, — покинуть его. Вторая — и успешная! — попытка получить художественное образование в Училище датируется 1848 годом. Тому предшествовала некая драматическая история — отец молодого художника, не веривший в смысл каких бы то ни было «художеств», выселил сына вместе с его картинами на чердак своего дома. Дело было поздней осенью, на чердаке сквозило во все щели, и лишь после просвещенного вмешательства московского обер-полицмейстера генерала И. Лужина дело было улажено, и Саврасов вновь попал в Училище.
Слайд 5 Карл Рабус (1800-1857)
Ему повезло с наставником — ныне
безнадежно забытый Карл Рабус, руководитель пейзажного класса, в свое время
был весьма видной (и, что важнее, прогрессивной) фигурой на московском художественном небосклоне. Однокашник Брюллова, друг знаменитого немецкого романтика Л. Тика, А. Иванова, Н. Гоголя, А. Венецианова, он буквально открыл глаза дилетанствовавшему до того Саврасову. Всегда открытый дом Рабуса дал юноше ту художественную среду, без которой невозможно становление молодого мастера.
Слайд 6Результаты не заставили себя ждать. Уже в 1850 году за
две картины («Вид Московского Кремля при луне» и «Камень в
лесу у "Разлива". Вид в имении И. Д. Лужина близ станции Влахернская») Саврасову присвоили официальное звание художника. В 1854 году саврасовские пейзажи привлекли к себе высочайшее внимание великой княгини Марии Николаевны, отправлявшей тогда должность президента Академии художеств, — после этого молодой художник некоторое время работал на ее даче, расположенной между Петергофом и Ораниенбаумом. Тогда же (в 24 года!) он стал академиком.
Слайд 7Вид в Швейцарских Альпах (1862)
Конец 1850-х годов — время закрепления
успехов, получившего свое выражение в ряде «внешних» событий. Особенно следует
выделить в этом смысле 1857 год, когда после смерти Рабуса Саврасову предложили возглавить пейзажный класс в московском Училище живописи и ваяния. Четверть века отдал он педагогической деятельности в стенах Училища (к названию которого в 1866 году добавили окончание «и зодчества») — о ее характере мы знаем из рассказов прославившегося впоследствии ученика Саврасова, К. Коровина. Еще одним его учеником был И. Левитан, продолживший дело своего учителя и сделавший так называемой «пейзаж настроения» признанным жанром русской живописи.
Слайд 8В том же 1857 году изменилось и семейное положение Саврасова.
Он женился на Софье Карловне Герц, сестре своего приятеля и
однокашника, Константина Герца. Другим ее братом был известный археолог и искусствовед Карл Герц, основатель кафедры истории искусств в Московском университете, а после создания в 1860 году Общества любителей художеств — секретарь этого Общества.
Слайд 9Именно на деньги Общества Саврасов съездил в 1862 году на
лондонскую Всемирную выставку. Вообще, на всем протяжении 1860-х годов Саврасов
ведет себя очень активно, его фамилия то и дело встречается в отчетах и упоминаниях о различных общественных событиях. Так, в 1861 году он был ответственным за перевоз шедевра А. Иванова «Явление Христа народу» из Петербурга в Москву; в 1862 году совершенно на равных (если не «сверху вниз») общался с тогдашним всеевропейским кумиром, швейцарским живописцем А. Каламом; в 1867 году посетил парижскую Всемирную выставку; в 1869 году, совместно с художником В. Пукиревым, издал «Курс рисования»; в конце 1860-х годов принимал деятельное участие в создании Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), став членом его правления.
Слайд 10Печерский монастырь под Нижним Новгородом
Из художников Саврасов особенно близко сошелся
с В. Перовым, одним из «застрельщиков» новой живописи. Они не
только общались, не только вместе учили молодых мастеров, но временами вместе и работали. Доверие было настолько полным, что Саврасов просил Перова внести последние исправления в свой «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» и написать бурлаков в одной из своих «волжских» картин. Есть сведения, что, со своей стороны, он исполнил пейзаж в известных работах Перова «Птицелов» и «Охотники на привале».
Слайд 13В самом начале 1870-х годов Саврасов открыл для себя Волгу,
с нею связана целая эпоха его жизни. Несколько лет подряд
он ежегодно приезжал на Волгу и без устали писал пейзажи. Именно здесь созданы знаменитые «Грачи», показ которых на I выставке ТПХВ сопровождался оглушительным успехом. Больше таких успехов у Саврасова не было.
Слайд 14Вскоре все покатилось под гору. Жизнь была тяжела, не слишком
сыта, не слишком уютна в психологическом плане. Саврасов так и
не обзавелся собственным жильем, пользуясь казенной квартирой от Училища и, разумеется, ощущая себя совершенно зависимым человеком. Четверо его детей умерли в младенчестве. Его новые картины встречали разноречивые, иногда очень обидные отзывы. После одного из них Саврасов принял решение больше не экспонировать своих работ в Петербурге, а после 1881 года вообще не участвовал в выставках ТПХВ. Дома тоже не все было ладно: «Вот Саврасов, — писал Левитан, — это великий художник — и что же? Я был у него в доме, его не любят и дома. Все против, он чужд даже своим».
Лес в инее 1890 к концу лета на волге (1873)
Слайд 15«ночлежный дом» в. Маковский. 1889. Считается, что в образе пожилого
человека в шляпе и с папкой под мышкой он изобразил
Саврасова
Постепенно Саврасов пристрастился к алкоголю. В 1876 году у него заболели глаза, болезнь прогрессировала, и десятилетием позже художник, по собственному признанию, «часами не видел форму предметов». Тогда же, в 1876 году, устав от саврасовского пьянства, его оставила жена, перебравшись с детьми в Петербург. Предаваясь возлияниям, Саврасов откровенно манкировал своими преподавательскими обязанностями. До 1882 года, пока был жив «прикрывавший» его Перов, на это смотрели сквозь пальцы, но в 1882 году терпение начальства кончилось. Саврасова уволили из училища и лишили казенной квартиры.
Слайд 16Радуга 1875
Началось его многолетнее «хождение по мукам» — а точнее,
по временным пристанищам и ночлежным домам. В этих хождениях у
него появилась новая семья -его гражданская жена, Е. М. Моргунова, родила художнику двоих детей. А Саврасов опускался все больше — в ряде мемуарных свидетельств рисуется страшная картина почти его «распада». Впрочем, об окончательном «распаде» все-таки говорить не приходится — и в эти годы он писал. Да, урывками, да, неровно, да, повторяясь, да, порой сбывая новые полотна чуть ли не за «порцию» горячительных напитков, — но и не роняя высокого звания русского художника. Изданный в 1894 году альбом саврасовских рисунков подтвердил — в русской живописи по-прежнему работает несравненный мастер.
Слайд 17Рожь
«Крестный путь» окончился в 1897 го¬ду. 26 сентября (8
октября по новому стилю) Саврасов скончался в отделении для бедных
2-й городской больницы. Спустя неделю Левитан напечатал в газете «Русские ведомости» прощальную статью, в которой расставил все точки над «и», назвав своего учителя первым «лириком» отечественной живописи.