Разделы презентаций


Сергей Александрович Есенин "Лебёдушка"

Содержание

Проверка домашнего задания

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Сергей Александрович
Есенин
"Лебёдушка"

Сергей АлександровичЕсенин

Слайд 2Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания

Слайд 4Чтение
сплошного
текста

Чтениесплошноготекста

Слайд 5СЕНТЯБРЬ
Славатебе,поднебесный
Радостныйкраткийпокой!
Солнечныйблесктвойчудесный
Снашейиграетрекой,
Срощейиграетбагряной,
Сроссыпьюягодвсенях,
Словнобыпраздникнагрянул
Назлатогривыхконях!
Радуюсьгромкомулаю,
Листьям,корове,грачу,
Иничегонежелаю,
Иничегонехочу!
Иникомунеизвестно
То,что,сзимойговоря,
Вбезднетаитсянебесной
Ветеригрустьоктября...

СЕНТЯБРЬСлаватебе,поднебесныйРадостныйкраткийпокой!СолнечныйблесктвойчудесныйСнашейиграетрекой,Срощейиграетбагряной,Сроссыпьюягодвсенях,СловнобыпраздникнагрянулНазлатогривыхконях!Радуюсьгромкомулаю,Листьям,корове,грачу,Иничегонежелаю,Иничегонехочу!ИникомунеизвестноТо,что,сзимойговоря,ВбезднетаитсянебеснойВетеригрустьоктября...

Слайд 6Чтение
перевёрнутого
текста

Чтениеперевёрнутоготекста

Слайд 7СЕНТЯБРЬ
Слава тебе, поднебесный
Радостный краткий покой!
Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет

рекой,
С рощей играет багряной,
С россыпью ягод в сенях,
Словно бы праздник

нагрянул
На златогривых конях!
Радуюсь громкому лаю,
Листьям, корове, грачу,
И ничего не желаю,
И ничего не хочу!
И никому не известно
То, что, с зимой говоря,
В бездне таится небесной
Ветер и грусть октября...
СЕНТЯБРЬСлава тебе, поднебесныйРадостный краткий покой!Солнечный блеск твой чудесныйС нашей играет рекой,С рощей играет багряной,С россыпью ягод в

Слайд 8Чтение текста
через "решётку"

Чтение текстачерез

Слайд 9СЕНТЯБРЬ
Слава тебе, поднебесный
Радостный краткий покой!
Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет

рекой,
С рощей играет багряной,
С россыпью ягод в сенях,
Словно бы праздник

нагрянул
На златогривых конях!
Радуюсь громкому лаю,
Листьям, корове, грачу,
И ничего не желаю,
И ничего не хочу!
И никому не известно
То, что, с зимой говоря,
В бездне таится небесной
Ветер и грусть октября...
СЕНТЯБРЬСлава тебе, поднебесныйРадостный краткий покой!Солнечный блеск твой чудесныйС нашей играет рекой,С рощей играет багряной,С россыпью ягод в

Слайд 10"Шторка"


Слайд 11СЕНТЯБРЬ
Слава тебе, поднебесный
Радостный краткий покой!
Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет

рекой,
С рощей играет багряной,
С россыпью ягод в сенях,
Словно бы праздник

нагрянул
На златогривых конях!
Радуюсь громкому лаю,
Листьям, корове, грачу,
И ничего не желаю,
И ничего не хочу!
И никому не известно
То, что, с зимой говоря,
В бездне таится небесной
Ветер и грусть октября...
СЕНТЯБРЬСлава тебе, поднебесныйРадостный краткий покой!Солнечный блеск твой чудесныйС нашей играет рекой,С рощей играет багряной,С россыпью ягод в

Слайд 12Повторение литературных терминов
БЫЛИНА
ЛЕТОПИСЬ
ЭПИТЕТ
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ
ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА
Жанр устного народного творчества.
Это

было, рассказ не вымышленный, а правда иногда вымысел,
но сбыточный,

не сказочный.

Это запись по годам исторических событий.

Это непростое определение, а такое,
которое помогает ярче представить героя, события, предмет.

Жанр устного народного творчества,
которые создавались народом и
передавались из поколения в поколение, из уст в уста.

Записываются и навсегда
сохраняют имя автора.

Вид литературного произведения,
в котором поэт воспевает картины природы.

Повторение литературных терминовБЫЛИНАЛЕТОПИСЬЭПИТЕТНАРОДНЫЕ СКАЗКИЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКАЖанр устного народного творчества. Это было, рассказ не вымышленный, а правда иногда

Слайд 13Отговорила роща золотая  Березовым, веселым языком,  И журавли, печально пролетая,  Уж не жалеют

больше ни о ком.
Клён ты мой опавший, клён заледенелый, Что стоишь

нагнувшись под метелью белой Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел.
Отговорила роща золотая  Березовым, веселым языком,  И журавли, печально пролетая,  Уж не жалеют больше ни о ком.Клён

Слайд 15Родился Сергей Александрович Есенин под Рязанью, в селе Константиново. Родители

его были бедными крестьянами, они отдали сына на воспитание в

семью деда (отца матери будущего поэта). С детства его учили держаться на лошади без седла, плавать по озёрам за подстреленными утками, хорошо лазить по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и драчуном, и ходил всегда в царапинах.
Родился Сергей Александрович Есенин под Рязанью, в селе Константиново. Родители его были бедными крестьянами, они отдали сына

Слайд 16В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу –

он чувствовал себя частью этой природы. Потому как-то особенно светлы,

чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано – в 9 лет.
Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. Он уехал в Москву, нашёл место корректора в типографии и слушал лекции в народном университете Шанявского. В этот университет принимали всех желавших получить среднее или высшее образование (чтобы поступить в императорский университет, обязательно требовался гимназический аттестат, а Есенин окончил только сельскую школу – правда, с Похвальной грамотой.
В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. Потому

Слайд 17 Первая книга стихов Сергея Есенина – «Радуница» - вышла в

1916 году и была доброжелательно принята читателями. Он стал популярным

поэтом. Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха.
Сергей Александрович Есенин прожил короткую, но очень непростую жизнь. До сих пор остаётся загадкой история его гибели …
А село Константиново на Рязанщине сейчас называют Есенино.
Первая книга стихов Сергея Есенина – «Радуница» - вышла в 1916 году и была доброжелательно принята читателями.

Слайд 20Небольшая деревенская школа стояла среди села
Маленький класс Константиновской школы

Небольшая деревенская школа стояла среди селаМаленький класс Константиновской школы

Слайд 22Амбар на усадьбе Есениных, в котором Есениным были написаны многие

стихи

Амбар на усадьбе Есениных, в котором Есениным были написаны многие стихи

Слайд 25стр. 120 – 125

стр. 120 – 125

Слайд 26Словарная работа.
- Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение таких

словосочетаний:
покрывала златотканые –

в стихотворении это яркие солнечные лучи;
- гладь зеркальная –
водная поверхность прозрачная, как в зеркале;
тихая заводь –
небольшой залив в реке с замедленным течением;
молчаливый затон –
длинный нетронутый залив реки;
трава шелковая –
нежная;
тихозвонные ручейки –
спокойно протекающие;
росинки серебристые –
роса прозрачная, под серебро;
- цветы лазоревые –
светло-синий тон;
- волны пряные –
издающие запах;

Ребята, как вы думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие словосочетания?
(Описание природы.)

Словарная работа.- Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение таких словосочетаний:покрывала златотканые –

Слайд 27дозорила –
стерегла,

охраняла;
хоронились –

прятались;
не чуяла –
не чувствовала;

Словарная работа.

дозорила –        стерегла, охраняла;хоронились –

Слайд 28Чтение уч-ся первой части (До слов «Но не чуяла лебёдушка…»).

Проверка

восприятия.
Какой литературный жанр напоминает произведение?
(Русскую народную песню).
Почему?
(Напевный ,

мелодичный тон, много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, есть повторы, например , «из-за леса , леса тёмного»).
 -Напевность и мелодичность свойственна стихам Есенина. На его стихи написано много песен, которые любит наш народ и с удовольствием поет.
Если произведение похоже на народную
песню, как надо его читать?
(Напевно, мелодично, с оттенками нежности).
Чтение уч-ся первой части (До слов «Но не чуяла лебёдушка…»).Проверка восприятия.Какой литературный жанр напоминает произведение? (Русскую народную

Слайд 29Выборочное чтение с анализом первой части.
-Прочитайте, как начинался день, как

просыпалась природа.
(1-3 четверостишия).
-Рассмотрите иллюстрацию на стр.122, найдите строки, соответствующие

ей. Прочитайте.
-Как поэт описывает лебёдушку? Любуется ли он красивой, гордой птицей?
-Как Есенин называет её детей?
(Лебежатушки, детки малые, ватага стройная).
- Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения.
- Кто из вас помнит, что такое олицетворение?
- Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ.
- А теперь давайте почитаем это стихотворение
по цепочке по 2 строфы. Во время чтения
найдите и отметьте олицетворения.
Выборочное чтение с анализом первой части.-Прочитайте, как начинался день, как просыпалась природа. (1-3 четверостишия).-Рассмотрите иллюстрацию на стр.122,

Слайд 30Олицетворения.
- зорюшка рассыпала,
- сосны наряжали,
- камыши шепталися,
- перешёптывались лилии,
- цветы

улыбались.
- Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и

радуются, могут разговаривать. У автора здесь – природа живая.
-Зачем автор использует приём олицетворения?
(Поэт очеловечивает, одушевляет природу, она ведёт себя, как человек. Такой приём даёт возможность лучше увидеть всю красоту природы.)
Олицетворения.- зорюшка рассыпала,- сосны наряжали,- камыши шепталися,- перешёптывались лилии,- цветы улыбались.- Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа.

Слайд 31- Прочитайте строки, в которых говорится о том, какие опасности

подстерегали лебедей .
- Кто оберегал малых деток в минуты опасности?

Как?
- Какое настроение было в семье лебедей в то раннее утро?
-Какая часть речи преобладает в первой части произведения?
(Прилагательное).
-Почему так много прилагательных здесь?
(Они помогают увидеть всю красоту природы).
- Прочитайте строки, в которых говорится о том, какие опасности подстерегали лебедей .- Кто оберегал малых деток

Слайд 32Чтение и анализ второй части
-Какие чувства у вас возникли?
-Кого противопоставляет

поэт лебеди?
(молодого орла)
-С чем он его сравнивает?
(Со стрелой,

чёрной тучей).
Почему?

-Найдите и прочитайте, как орёл высматривал добычу.
-Какая трагедия произошла в то раннее утро на озере?
- Как ведёт себя лебедь – мать во время смертельной опасности?

Чтение и анализ второй части-Какие чувства у вас возникли?-Кого противопоставляет поэт лебеди? (молодого орла)-С чем он его

Слайд 33-О ком она думает в тот момент? Как вы думаете,

какие мысли у неё были перед смертью?
-Что можно о ней

сказать, как о матери своих детей?
-Какая часть речи преобладает?
(Глагол) .
Почему?
(Чтобы показать действия орла, его жестокость, стремительность).
-О ком она думает в тот момент? Как вы думаете, какие мысли у неё были перед смертью?-Что

Слайд 34Работа в парах над содержанием текста.

1. Какую картину рисует поэт

в начале стихотворения?
А) картину заката,
Б) картину рассвета,
В) картину жаркого летнего

полдня,
Г) картину ясной летней ночи.

2. Откуда выплывала лебёдушка с лебежатушками?
А) из зарослей камыша,
Б) из зарослей осоки,
В) из – за острова.

3. Куда стала лебёдушка звать лебежатушек?
А) на середину озера,
Б) на заводь тихую,
В) на остров маленький,
Г) на луг пестреющий.
Работа в парах над содержанием текста.1. Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?А) картину заката,Б) картину рассвета,В)

Слайд 354. Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг?
А) спрятаться,
Б) пощипать

траву душистую,
В) поиграть в игру весёлую,
Г) быть подальше от опасности.

5.

Что делала лебёдушка во время прогулки своих детушек?
А) учила их,
Б) кормила их,
В) дозорила, охраняла,
Г) играла.

6. Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками?
А) змея,
Б) коршун,
В) сокол,
Г) орёл.
4. Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг?А) спрятаться,Б) пощипать траву душистую,В) поиграть в игру весёлую,Г) быть

Слайд 367. Как лебёдушка заметила опасность?
А) услышала крик,
Б) услышала приближающийся шум,
В)

увидела отражение крыльев орла в воде,
Г) случайно посмотрела в нужную

сторону.

8. Как лебёдушка спасала своих лебежатушек?
А) спрятала их под крылья,
Б) спрятала их в траве,
В) спрятала их под корягой.

9. Чем закончилось стихотворение?
А) лебёдушка и лебежатушки спаслись,
Б) лебёдушка погибла, а лебежатушки спаслись,
В) лебёдушка и все лебежатушки спаслись,
г) лебёдушка и почти все лебежатушки спаслись, спасся только один лебежонок.
7. Как лебёдушка заметила опасность?А) услышала крик,Б) услышала приближающийся шум,В) увидела отражение крыльев орла в воде,Г) случайно

Слайд 37Работа в парах над содержанием текста.

1. Какую картину рисует поэт

в начале стихотворения?
А) картину заката,
Б) картину рассвета,
В) картину жаркого летнего

полдня,
Г) картину ясной летней ночи.

2. Откуда выплывала лебёдушка с лебежатушками?
А) из зарослей камыша,
Б) из зарослей осоки,
В) из – за острова.

3. Куда стала лебёдушка звать лебежатушек?
А) на середину озера,
Б) на заводь тихую,
В) на остров маленький,
Г) на луг пестреющий.
Работа в парах над содержанием текста.1. Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?А) картину заката,Б) картину рассвета,В)

Слайд 384. Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг?
А) спрятаться,
Б) пощипать

траву душистую,
В) поиграть в игру весёлую,
Г) быть подальше от опасности.

5.

Что делала лебёдушка во время прогулки своих детушек?
А) учила их,
Б) кормила их,
В) дозорила, охраняла,
Г) играла.

6. Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками?
А) змея,
Б) коршун,
В) сокол,
Г) орёл.
4. Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг?А) спрятаться,Б) пощипать траву душистую,В) поиграть в игру весёлую,Г) быть

Слайд 397. Как лебёдушка заметила опасность?
А) услышала крик,
Б) услышала приближающийся шум,
В)

увидела отражение крыльев орла в воде,
Г) случайно посмотрела в нужную

сторону.

8. Как лебёдушка спасала своих лебежатушек?
А) спрятала их под крылья,
Б) спрятала их в траве,
В) спрятала их под корягой.

9. Чем закончилось стихотворение?
А) лебёдушка и лебежатушки спаслись,
Б) лебёдушка погибла, а лебежатушки спаслись,
В) лебёдушка и все лебежатушки спаслись,
г) лебёдушка и почти все лебежатушки спаслись, спасся только один лебежонок.
7. Как лебёдушка заметила опасность?А) услышала крик,Б) услышала приближающийся шум,В) увидела отражение крыльев орла в воде,Г) случайно

Слайд 40Прочитайте отрывок, где надвигается беда.
(Строфы 20 – 21)
Прочитайте то место,

где лебедь спасает своих детей.
(Строфы 23, 25)
Какое место, по

вашему мнению, будет самым трагическим, печальным? Прочитайте.
(Строфа 27)
- Могла ли она спастись от смерти?
Почему она этого не сделала?
(Ради спасения своих детей, ради любви к ним)
- О чём говорит поступок матери – лебеди?
(Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей.)
Такой поступок называется
самопожертвованием.
Прочитайте отрывок, где надвигается беда.(Строфы 20 – 21)Прочитайте то место, где лебедь спасает своих детей. (Строфы 23,

Слайд 41Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю

жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его

очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.
- Как вы думаете, чему учит это стихотворение?
(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.)
- Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.

Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной

Слайд 42Игра "Если бы я был волшебником"
Не хочется заканчивать этот урок

на такой грустной минорной нотке.
Давайте подумаем, если бы вы

были волшебником, что бы вы сделали, что бы вы изменили в сюжете?
Как устроилась дальнейшая судьба детей?
Игра

Слайд 43Итог урока
Какое у вас настроение? Почему?
Как вы думаете,

почему Сергей Есенин так завершил стихотворение, ведь он не любил

истории с плохим концом?
Итог урока Какое у вас настроение? Почему? Как вы думаете, почему Сергей Есенин так завершил стихотворение, ведь

Слайд 44Рефлексия
Чем вас поразил урок?
О чём заставил задуматься?
Чему ты научился на

уроке?
Доволен ли ты своей работой на уроке?

РефлексияЧем вас поразил урок?О чём заставил задуматься?Чему ты научился на уроке?Доволен ли ты своей работой на уроке?

Слайд 46Друзья, учитесь верности у Лебедей! Любите так,  Как любят эти птицы! Ведь если

взять вселенную,  Ни с чем... Любовь такая не сравнится. Они не люди,  Но какая

стать, Какая нежность,  Преданность друг другу. Их чувство невозможно передать, Оно подобно истинному чуду!
Друзья, учитесь верности у Лебедей! Любите так,  Как любят эти птицы! Ведь если взять вселенную,  Ни с

Слайд 47Домашнее задание
стр. 120 - 125 выучить понравившийся отрывок стихотворения

Домашнее заданиестр. 120 - 125 выучить понравившийся отрывок стихотворения

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика