Слайд 1Ш. Эйзенштадт
Революция и преобразование обществ:
сравнительное изучение цивилизаций
Выполнили:
студенты 1
курса магистратуры
52 уч.группы
Полежава Т.
Дирксен и.
Слайд 2Глава 1
РЕВОЛЮЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КАК ПРОБЛЕМА
«Центральной задачей настоящей книги
становится выяснение того, при каких условиях и в каких исторических
обстоятельствах происходят революции и революционные преобразования. Такой подход ставит проблему революции в рамки сравнительного изучения цивилизаций»
В этой книге авторы стремятся выйти за пределы классовых подходов, не отрицая, тем не менее, их частичной пригодности
стр. 40
Большинство исследователей, по мнению авторов, игнорируют связь между революцией и цивилизацией Нового времени
Слайд 3Наиболее распространенный образ революции имеет несколько основных составляющих:
насилие
новизну
всеобщность
перемен
Данные признаки применяются в равной степени к революционному процессу,
к его причинам и следствиям
Глава 1
РЕВОЛЮЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КАК ПРОБЛЕМА
Слайд 4Предпосылки «чистой» революций
фундаментальные социальные аномалии
проявления несправедливости
соединение борьбы между элитами
с более широкими или глубокими социальными факторами, подобными классовой борьбе
социальные
сдвиги, вовлечение в социальное движение крупных общественных групп и их политическая организация
революции осуществляют не только институциональные и организационные преобразования, но и вносят изменения в нравственность и воспитание, они создают или порождают нового человека
Для всех классических подходов условием полного преобразования общества оказывалось соединение нескольких важнейших социетальных (макросоциальных) компонентов
Слайд 5Результаты революций
Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима, основ его
легитимности и его символики
Во-вторых, замена неспособной политической элиты или правящего
класса другими
В-третьих, далеко идущие изменения во всех важнейших институциональных сферах, в первую очередь в экономике и классовых отношениях, — изменения, которые направлены на модернизацию большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе.
В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым (хотя еще А. Токвиль указывал на относительность этого разрыва в своей книге «Старый порядок и революция»).
Слайд 6Предлагая свой подход, авторы стремятся:
1) установить те элементы или
характеристики революций Нового времени, которые отличают их — и идеологически,
и организационно — от других движений протеста и восстаний, актов политической борьбы и процессов изменений
2) выявить специфические социально-исторические условия, при которых может найти выражение тенденция к чистой революции
3) вскрыть нереволюционные процессы социальных преобразований в обществах современного типа и условия, их порождающие
Глава 1
РЕВОЛЮЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КАК ПРОБЛЕМА
Слайд 7Какой бы ни была организация общественного разделения труда, она:
1.
Не исключает неопределенности и риска в институционализованной жизни
2. Не
гарантирует того, что кто-то позаботится о признанных потребностях коллектива в организации его жизни вообще и в обеспечении коллективной безопасности особенно
3. Не выражает коллективные цели и не делает их реально осуществимыми
4. Не обеспечивает достижения индивидом и коллективом определенной степени самоуважения и идентичности, а также достижения или сохранения чувства причастности к какому-либо значимому социальному или культурному порядку
5. Не всегда благоприятствует развитию и поддержанию чувства взаимного доверия между членами коллектива
6. Не гарантирует того, что социальные агенты действительно будут осуществлять свои взаимные обязательства, решать поставленные перед ними задачи и играть предназначенные им роли
Слайд 8Наиболее важными из основополагающих норм социального взаимодействия, параметров социального порядка,
оказываются те, что определяют:
Символические и институциональные границы коллективов —
прежде всего посредством установления основополагающих признаков социальной и культурной общности, которые выдвигаются в качестве критерия для принадлежности к различным коллективам
Нормы права и справедливого распределения, которые признаются приемлемыми в соответствующих системах взаимодействия
Критерии регулирования доступа к власти
Общий замысел, устанавливающий смысл и коллективные цели взаимодействия или коллективной деятельности
Легитимность таких институциональных комплексов на основе господствующих норм права, справедливости и широких социетальных целей
Эти важнейшие разновидности основополагающих норм социального взаимодействия устанавливают природу и объем легитимирующих характеристик социальной жизни, посредством которых проблемы социального порядка находят видимое разрешение
Слайд 9Одним из аспектов символических ориентаций, наиболее значимым в формировании основ
или критериев различных норм социального взаимодействия, является кристаллизация таких ориентации
в специфические образцы кодов, которые соединяют широкие очертания институционального порядка с ответами на основные символические проблемы человеческого бытия и социальной жизни
Такие коды не представляют из себя культурно-ценностные ориентации всеобщего и неопределенного характера
Они гораздо ближе к обобщающим формам религиозной либо этической ориентации в особой институциональной сфере и ее проблемах, к оценке сферы и формулированию принципов ее организации и поведения в ней в связи с соответствующими ответами на те или иные фундаментальные проблемы человеческого бытия
Слайд 10Построение социетальных центров и основных типов коллективов
«Символические коды, влияя на
критерии основополагающих норм социального взаимодействия, формируют макросоциальный порядок. Именно в
построении макросоциального порядка фактически наиболее полно происходит сплетение символических и организационных аспектов социальной жизни. Символическое выражение макросоциального порядка институционально локализуется в том, что Э. Шилз назвал «центрами общества»
стр. 78
Слайд 11Построение социетальных центров и основных типов коллективов
Принадлежность к обществу конституируется
отношением к этой центральной зоне в большей степени, чем пространственным
смыслом бытия, который обусловлен локализацией на ограниченной территории и адаптацией к среде, оказывающейся под влиянием других людей, что пребывают на той же самой территории
Центральная зона не является феноменом пространственной локализации. У нее едва ли есть более или менее определенное расположение на той ограниченной территории, которую занимает общество. Ее центральность не имеет никакого отношения к геометрии и очень небольшое — к географии
Центр, или центральная зона, является феноменом мира ценностей. Это центр системы символов, ценностей и верований
Слайд 12Построение социетальных центров и основных типов коллективов
Символические коды и основополагающие
нормы в каждой группе и обществе очерчивают ряд сущностных признаков
подобия и границы коллективов по отношению к социетальному центру или центрам; указывают параметры макросоциального порядка или порядков; определяют степень важности ориентации на центр в рамках порядка
Различные коды устанавливают относительное значение в рамках каждого данного центра составляющих его компонентов; относительную однородность центров общества; отношения между центрами и коллективами; степень отличия центров от периферии
Коды и основополагающие нормы воздействуют на определение границ макросоциального порядка и их относительную открытость и обусловливают его отношение к различным социальным, религиозным и культурным порядкам
Они устанавливают пределы группировки различных типов коллективов, которые входят в макросоциальный порядок; характер отношений между ними
Слайд 13Протест, восстание, изменения и насилие
Потенциал напряженности, конфликтов и противоречий существует
в каждом человеческом обществе
Во-первых, построение любого социального порядка основано на
отборе культурных ориентации и подавлении других, а члены общества осознают этот процесс и пытаются преодолеть его отрицательные стороны
Во-вторых, процесс отбора и устранения, входящий в институционализацию социального и культурного порядка, оказывается тесно связанными с требованиями общественного разделения труда, с распределением власти и богатства и возникающим на этой основе неравенством
В результате в каком-либо обществе возникает потенциал отчуждения и недовольства и тем самым тенденция к формированию в этом обществе базовых ориентации протеста, а значит, и движений протеста, восстаний, конфликтов
Слайд 14Глава 3
ИЗМЕНЕНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ
Археологические и антропологические исследования указывают,
что в большинстве первобытных обществ существовал потенциал преобразующих изменений. Этот
потенциал складывался в первобытных обществах постольку, поскольку в них возникали трения между:
различными культурными моделями или кодами
кодами и различными структурными принципами
Такие расхождения и трения создавали потенциал изменений, который мог реализоваться под воздействием демографических и экологических процессов или внешних факторов
Слайд 15Глава 3
ИЗМЕНЕНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ
Характер формирования архаических и исторических
цивилизаций предопределили:
1) технические нововведения, сделавшие возможным производство и накопление
прибавочного продукта
2) пространственные и демографические изменения, приводившие к возникновению плотно населенных районов и центров — будь то экономические (города), ритуальные (храмы) или политические
3) изобретение письменности
4) возрастание международных контактов
Слайд 16Глава 3
ИЗМЕНЕНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ
Эти четыре фактора породили особенности,
отличающие ранние цивилизации от первобытных обществ
Таковыми особенностями являются:
1. Увеличивающаяся внутренняя структурная дифференциация
2. Растущая дифференциация и рационализация в символической сфере
3. Интенсификация взаимоотношений между обществами и усиление дифференциации между ними
4. Выделение центров по отношению к периферии
Слайд 17Глава 3
ИЗМЕНЕНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ
Тенденция к структурной дифференциации проявляется
в возрастающей вычлененности специфических институциональных функций из исходных аскриптивных —
родственных и территориальных — общностей и в утверждении этих функций в качестве отдельных видов деятельности и особых ролей
Это приводит к вычленению политической роли субъекта из его принадлежности к локальной общности и к увеличению числа автономных образований (политических, экономических, религиозных, образовательных), которые осуществляют более специализированные функциональные задачи
Вторая важнейшая характеристика структурной дифференциации — это рост специализации главных типов институциональных организаторов: политических и экономических элит, идеологов моделей культурного и социального порядка и солидарности различных коллективов
Третий важный аспект возрастающей дифференциации связан с развитием социальной иерархии как особой черты социальной организации; значит, с развитием того, что часто называли классовым обществом
Слайд 18Глава 3
ИЗМЕНЕНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ
И в архаических, и в
исторических обществах в тесной связи с ростом структурной дифференциации и
выделением центра происходят изменения в символической сфере
Наиболее важное значение из них имеют:
1) отделение господствующих символов от их изначальных значений
2) формирование независимых автономных символических систем (например, религиозных или философских) и их дифференциация, устроение этих систем в соответствии с их символическим содержанием и их методами концептуализации задач и решений
3) все большее сомнение в исходных предпосылках постановки этих задач заодно с формулированием решений
Слайд 19Глава 3
ИЗМЕНЕНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ
В архаических и исторических обществах
традиционная легитимизация символически и структурно была более полно выражена, чем
в первобытных обществах; и эта самая выраженность подталкивала к возникновению новых очагов напряженности и противоречий, которые создавали дополнительный потенциал изменений
Слайд 20Г л а в а 4
ТИПЫ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ
Первый
макрообразец изменений в традиционных обществах характеризуется относительно небольшой степенью совмещения
или совпадения между изменениями в исходных основополагающих нормах социального взаимодействия — особенно между изменениями в отношении доступа к власти
Кроме того, существует слабая соотнесенность между движениями протеста, а также между ними и политической борьбой вокруг центра.
Наконец, политическая система остается относительно незатронутой, а политическая борьба почти не получает идеологического выражения или обоснования
Этот тип обособленных (segregative) изменений присущ патримониальным режимам. Среди них — древние царства Египта (ок. 2600— 332 гг. до н.э.), Ассирии (ок. 1300—612 гг. до н.э.), Вавилона (ок. 1900—641 гг. до н.э.) и т.д.
Слайд 21Г л а в а 4
ТИПЫ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ
Тип
совмещающихся изменений характеризуется относительно высокой совместимостью между направлениями изменений в
различных основополагающих нормах социального взаимодействия, между тенденциями к изменению состава общностей и структуры институциональных сфер макросоциального порядка.
Здесь же отмечается сильная тенденция к внутреннему переустройству самой политической системы; отчетливо заметны конвергенция и интеграция различных движений протеста и политической борьбы.
Кроме того, изменения происходят при гораздо более высоком уровне осознания задач политической борьбы и большей самостоятельности в ее организации.
Совмещающиеся изменения развиваются прежде всего в имперских системах — таких, как Древний Рим (31 г. до н.э. — 527 г. н.э.), эллинистические государства (323-30 гг. до н.э.), Китай (ок. I тыс. до н.э. — 1911 г. н.э.), Византия (324—16533 гг.), Российская империя (1721—1917 гг.), халифат Аббасидов (720—1258 гг.), Османская империя (1451-1788 гг.).
Слайд 22Третий тип изменений формируется, с одной стороны, в особых городах-государствах,
наиболее значительные из которых были в Древней Греции, и Рим,
а с другой — в особых объединениях племен, таких, как древний Израиль и некоторые из ранних мусульманских государств
Для этого типа — типа особых изменений характерна очень высокая степень совместимости между движениями протеста и политической борьбой и, самое главное, высокая степень символизации и идеологической разработанности вопросов политической борьбы
В этом плане рассматриваемый тип имеет сходство с типом совмещающихся изменений, господствовавшим в имперских и имперско-феодальных режимах.
Г л а в а 4
ТИПЫ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ
Слайд 23Главными факторами, порождавшими процессы изменений в империях, были:
1) постоянная
потребность правителей в различных типах ресурсов и особенно их зависимость
от некоторых конвертируемых ресурсов;
2) стремление правителей утвердить свои властные позиции, как в плане традиционной легитимности, так и эффективного политического контроля над относительно свободными силами общества (значит, над теми, что не были полностью связаны аскриптивными узами);
3) большая чувствительность внутренних структур этих обществ к внешнему давлению, к политическим событиям и экономическому развитию в международной сфере;
4) постоянные потребности правителей в мобилизации некоторых ресурсов, чтобы решать проблемы, порождаемые развитием событий в международных (военной, дипломатической и экономической) сферах;
5) формирование автономных ориентации и целей среди основных слоев и выработка их особых требований к правителям.
Слайд 24Однако между перечисленными факторами возникали сильные противоречия, особенно потому, что
правители выдвигали крайне обременительные цели, истощавшие экономические и человеческие ресурсы;
в конечном счете, им приходилось сталкиваться с несколькими фундаментальными дилеммами
Там, где обострение конфликта достигало максимума, система могла либо трансформироваться то ли в современный, то ли в патримониальный режим, либо прекратить свое существование
Слайд 25Глава 5
РАЗНООБРАЗИЕ ТИПОВ ИЗМЕНЕНИЙ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ
Соотношение культурных
ориентаций с формированием институтов вообще и типом социальных изменений в
частности определялось тремя главными факторами:
Первый — это степень критического восприятия фактов человеческого существования и уровень символической разработанности основных характеристик институционального порядка
Второй — структура, и особенно степень автономности, институциональных организаторов или элит, которые выступали главными носителями таких ориентации
Третий — объем институциональных рынков и масштабы потока свободных ресурсов
Слайд 26Глава 6
РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Революционная символика и революционные движения Нового
времени, так же как связанные с ними процессы изменений, находятся
в резком контрасте с традиционными образцами
Уникальные в символическом и организационном плане черты революций Нового времени проявились вначале в великих европейских революциях: Нидерландское восстание, Великий мятеж и Славная революция в Англии, Американская революция и Французская революция. На их основе сложился образ настоящей, или чистой революции, который был проанализирован в главе
Главными отличительными чертами революций были:
связь между движениями протеста и вовлечение этих движений в политическую борьбу, происходящую в центре;
характер их базовой символики и ее структурное выражение; а также последствия.
Слайд 27Современные социальные структуры
В результате этих революционных процессов сформировались уникальные типы
социальных преобразований, приведшие к созданию новой цивилизации, иначе говоря —
цивилизации Нового времени
Революции Нового времени подтолкнули движение общества, в которых они имели место, в направлении модернизации, как в организационном, так и в символическом плане
Отличительными чертами развития всех постреволюционных обществ были:
растущая структурная дифференциация и специализация;
установление универсалистских организационных систем;
формирование индустриальной или полуиндустриальной рыночной экономики;
обоснование относительно открытой, нетрадиционной системы стратификации и мобильности, в которой выдвигались достижительные критерии вообще и экономические, профессиональные, образовательные критерии достижения в частности;
возникновение централизованных, в высшей степени бюрократизированных политических систем
Слайд 28Революционные изменения дали толчок тенденциям к далеко идущему преобразованию важнейших
сторон структуры общественного строя.
Прежде всего они привели к крушению
предпосылок традиционности, к подрыву традиционной легитимности центров общества, к ослаблению традиционных нормативных ограничений
Кроме того, революционные ориентации были тесно связаны с усиливавшейся тенденцией к секуляризации центральных макросоциальных символов и с неприятием предустановленности существующей культурной традиции, сакральности культурных центров и символов вместе с их хранителями.
Наиболее важными структурными производными этих ориентации были переустройство отношений центра с периферией и растущее воздействие периферии на центр во имя идеалов или символов равенства, солидарности, свободы и участия.
Слайд 29Одной из сущностных черт современных обществ, в противоположность традиционным системам,
стала способность их центральных структур к расширению. Требования или ожидания
такого расширения могли развиваться в нескольких различных, но взаимосвязанных направлениях:
Первое — это ожидания, главным образом со стороны элит, связанные с созданием (или сохранением) новых, более широких политических рамок.
Второе — это ожидания и, может быть, требования экономического и/либо административного развития или модернизации.
Третье — это надежда на то, что центр станет откликаться на требования различных новых социальных групп, особенно на требования введения новых принципов распределения.
Четвертое — это требования групп вообще и новых элит относительно вхождения в центр, возможности нового определения границ и символов социальности, так же как более активного участия в политическом процессе и более прямого доступа к центру.
Слайд 30Глава 7
СОЦИАЛЬНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕВОЛЮЦИЙ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Во всех типах
обществ основными участниками были:
1. Традиционные, но потенциально способные к
модернизации монархи с сильными абсолютистскими тенденциями, которые стремились инициировать и контролировать широкие социальные и экономические процессы и которые различным образом сочетали традиционную закрытость с модернизирующими тенденциями.
2. Разнообразные группы из крупных и средних землевладельцев и городских слоев, эволюционировавшие в направлении капиталистической рыночной экономики.
3. Разнородные группы крестьянства (в США фермеры), которые оказывались в двойственной ситуации, с одной стороны, угрожавшей утратой их положения под воздействием новых экономических сил, а с другой — открывавшей возможности получить доступ к новым рынкам или к контролю над ними.
4. Традиционные городские группы и зародыш нового городского пролетариата.
5. Новые интеллектуальные и религиозные секты, группы и движения.
6. Институциональные организаторы, более разносторонние по характеру своей деятельности, и особенно новые политические элиты.
Слайд 31Революции Нового времени подтолкнули общества, в которых они происходили, в
направлении модернизации, как в ее организационных, так и в символических
аспектах.
Опыт всех постреволюционных обществ включал:
1) растущую структурную дифференциацию и специализацию;
2) установление международных организационных систем и рынков;
3) формирование современной рыночной экономики и современных институциональных систем — в экономической сфере индустриальных либо полуиндустриальных систем;
4) распространение, относительно открытых, нетрадиционных систем социальной стратификации и мобильности, в которых на первое место выходят критерии достижительности (конкретно, экономические, профессиональные, образовательные основания для выдвижения);
5) ослабление традиционных систем формирования социальных слоев и их замещение при структурировании социальной иерархии и политических режимов более открытыми формами классового типа.
Глава 8
РАЗНООБРАЗИЕ ТИПОВ РЕВОЛЮЦИЙ И РАЗЛИЧИЕ ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Слайд 32 В постреволюционных обществах наиболее важными являются следующие характеристики преемственности и
ее нарушения:
1. Постреволюционные общества различаются масштабностью изменений в основополагающих
нормах социального взаимодействия, а также в структурных и организационных производных этих основополагающих норм.
2. Степень нарушения преемственности в принципах построения и структуре институтов между дореволюционными и постреволюционными обществами также является различной.
3. Постреволюционные общества различаются по степени изменений в символической сфере, особенно в символике коллективной идентичности и легитимности режимов, с одной стороны, и в базовых культурных ориентациях и кодах — с другой.
4. Эти общества различаются по масштабам применения насилия и степени институционального и символического разрыва с прошлым, а также и по степени оправдания такого насилия символическими средствами.
Слайд 33Ослабление тенденций к революционным преобразованиям
Подводя итоги, можно отметить, что легитимизация
революционной символики, открытие доступа к центрам и структурные преобразования уменьшили
вероятность того, чтобы в поздних современных или индустриальных обществах возникнет такое сочетание движений протеста с глубокими структурными изменениями, которое соответствует образу чистой революции
Тем не менее внутренние процессы в сочетании с международными факторами могут приводить к тому, что в ходе политической борьбы и развития движений протеста ставятся под вопрос (особенно в Португалии, Греции и даже Испании) базовые принципы политических режимов, возникают условия для революционной деятельности и революционных изменений
Однако подобный ход событий представляет исключение. По более распространенной тенденции — поздние индустриальные и особенно капиталистические общества следуют образцу трансформации, который расходится с революционным образом.